{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Частные вертолёты в России: кто продаёт, сколько стоит содержать и где купить Статьи редакции

Популярные модели, цены, учебные центры и брокеры.

Кратко

  • Вертолёты классифицируют по весу: лёгкие, средние, тяжёлые. И по назначению: военные и гражданские. Последние делятся на пассажирские, транспортные, поисково-спасательные, многоцелевые и другие. Для частных перелётов, как правило, используют лёгкие пассажирские или многоцелевые.
  • В России зарегистрировано более 700 иностранных лёгких вертолётов (данные АОПА-Россия).

  • Самые популярные — Robinson Helicopter, на их долю рынка приходится 55,2%.

  • Новый вертолёт стоит от $421 тысячи, ресурсный — от 5,5 млн рублей.
  • Содержание вертолёта в среднем обходится в 1,4 млн рублей в год без каско и налогов.
  • Курсы пилотирования стоят от 1,4 млн рублей.

Кто покупает вертолёты

90% клиентов — мужчины от 40 до 65 лет. Это владельцы бизнеса, топ-менеджеры, политики, звёзды спорта и шоу-бизнеса. Они живут в крупных городах России и СНГ, владеют недвижимостью за рубежом. Их дети учатся в Европе.

Дмитрий Толстенёв, управляющий директор Diamond Aero Group

Среди корпоративных клиентов — компании, чьи заводы, подразделения или участки расположены далеко друг от друга. Чаще всего это компании, связанные с сельским хозяйством, добычей золота и полезных ископаемых.

Елена Занина, глава «Хелико Групп»

Я начал летать на вертолёте, потому что сегодня в радиусе ста километров от Москвы не осталось ни одного аэродрома. Мой самолёт Як-18Т базируется на аэродроме «Северка» под Коломной. Из-за занятости потратить более трёх часов на дорогу до аэродрома я не могу. К счастью, вертолётные площадки есть гораздо ближе.

Летаю на вертолёте Robinson 44. Если летаю в России, то арендую вертолёт в Heliport Istra.

Помимо пилотирования вертолёт даёт потрясающие возможности для меня как для фотографа. Фотографии, сделанные во время полётов со снятой дверью (чтобы избежать бликов и искажений), легли в основу фотовыставки «ГеоГрафика», которая прошла весной 2018 года.

Михаил Лифшиц, совладелец и председатель Совета директоров АО «Ротек»
Фото, сделанное с вертолёта
Михаил Лифшиц

Кто продаёт вертолёты

В России три официальных дилера Robinson Helicopters: «Хелико Групп» (Краснодар), уральская вертолётная компания Uralhelicom (Екатеринбург) и Heliport (Москва).

Вертолёт Bell можно купить в Jet Transfer (официальный представитель) и «Хелико Групп» (прямой поставщик).

Вертолёт Airbus — также в «Хелико Групп» (прямой поставщик), Uralhelicom и Heliatica.

Рынок невелик, но сейчас этого достаточно, чтобы удовлетворить спрос. Эксперты компаний сходятся во мнении, что в последние годы уровень продаж снизился. Глава «Хелико Групп» Елена Занина отмечает, что сейчас прибыль компании на 35–40% ниже, чем пять лет назад. Основной причиной спада Елена считает сложную экономическую ситуацию в стране.

С ней согласен генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов: «Экономическая обстановка заставляет потенциальных покупателей дополнительно проявлять осторожность». Клиент может приглядываться и сравнивать модели долгие месяцы и даже годы, прежде чем решится на сделку.

Менеджер по продажам уральской вертолётной компании Uralhelicom Дмитрий Пономарёв утверждает, что новые вертолёты стали покупать меньше, потому что рынок насыщен ресурсными. «У покупателя всё чаще возникает желание приобрести ресурсную технику, поскольку это позволяет существенно сэкономить», — говорит Александр Евдокимов.

Компании делают ставку на техническое обслуживание. В интервью изданию «Деловая Газета. Юг» Елена Занина рассказывает: «Если продажи вертолётов хорошие, то наша прибыль строится примерно таким образом: 75–80% — это доход от продаж, а 20–25% — от технического обслуживания. Если наступает кризис, то картина меняется в точности до наоборот. Мы начинаем жить за счёт сбыта запчастей, дополнительного оборудования, техобслуживания, ремонта, услуг, связанных с поддержанием лётной годности».

Главные рекламные каналы рынка — сарафанное радио и профессиональные выставки, участие в которых обходится дорого. Чтобы экспонировать вертолёт на ежегодной выставке HeliRussia понадобится 11,4 млн рублей. Столько стоит минимальная площадь в 54 м². Самый простой стенд без вертолёта обойдётся в 208 тысяч рублей. За статус спонсора выставки нужно заплатить от 600 тысяч до 15 млн рублей.

Холдинг «Вертолёты России» — титульный спонсор выставки HeliRussia в 2018 и 2019 годах

Директор по маркетингу Heliatica Сергей Игонтов говорит, что компания каждый год участвует во всех выставках в России, Европе и США. А также активно вкладывает в digital-маркетинг и производство видеоконтента. «Маркетинг — это, пожалуй, одна из наибольших статей расходов компании», — отмечает Сергей.

Видео Heliatica

Что производят в России

Холдинг «Вертолёты России» — единственный производитель в стране. Он был основан в 2007 году вместе с госкорпорацией «Ростех». В его состав вошли пять заводов, два конструкторских бюро, предприятия по производству комплектующих. Самому старому из предприятий — Арсеньевской Авиационной Компании «Прогресс» — исполнится 82 года.

За всю свою историю заводы «Вертолётов России» выпустили 22% мирового парка военных вертолётов, 49% тяжёлых и 65% средних гражданских вертолётов. Последние предназначены для грузоперевозок, сельскохозяйственных, спасательных, противопожарных, строительных и других работ.

Холдинг производит Ми-8/17 — самый популярный в мире вертолёт за всю историю отрасли; и Ми-26 (Т) — самый грузоподъёмный в мире вертолёт.

В конце 2018 года «Вертолёты России» получили заявки на поставку 70 вертолётов Ми-171А2 и «Ансат» в страны Восточной Азии на сумму более полумиллиарда долларов, сообщает Минпромторг. Покупатели — государственные и коммерческие организации. По словам генерального директора холдинга Андрея Богинского, в ближайшие десять лет спрос в странах Юго-Восточной Азии может составить до 420 вертолётов.

Холдинг также поставит 200 вертолётов Ка-226Т в Индию. А сделка с Филиппинами сорвалась из-за антироссийских санкций США, сообщает РБК.

Согласно отчёту холдинга, 36% выручки (4,4 млрд рублей) за девять месяцев 2018 года пришлось на экспорт.

Первый лёгкий российский вертолёт VRT500 пока не поступил в продажу. На сайте холдинга заявлено, что его ожидаемая крейсерская скорость — 225 километров в час, а дальность полёта — 860 километров. Вертолёт будет рассчитан на пять человек. По словам генерального директора холдинга Андрея Богинского, к 2035 году VRT500 займёт 15% мирового рынка гражданских вертолётов.

Вертолёт VRT500, «Вертолёты России» russianhelicopters.aero.ru

Насколько нам известно, опытный образец VRT500 планируется изготовить к концу 2019 года, а выход на российский и международный рынки намечен на 2021 год.

По заявленным техническим характеристикам это может быть вполне конкурентная машина в своём сегменте в зависимости от стоимости, конечно же. А как будет на самом деле — покажет время.

Александр Евдокимов, генеральный директор Jet Transfer

Какие вертолёты популярны в России

Самые продаваемые модели Robinson — R44 (от $540 тысяч) и R66 (от $1,3 млн). Их преимущества — высокое качество, доступные цены и низкие эксплуатационные расходы.

Цена Robinson R44 Raven II — $743,5 тысячи (48 млн рублей). За эти деньги можно купить три премиальных авто: новый Bentley Mulsanne (21,4 млн рублей), Lamborghini Urus (15,2 млн рублей) и Mercedes-AMG GLS 63 4MATIC (10,9 млн рублей).

Елена Занина, директор «Хелико Групп»

Robinson R44 Raven II

Фото: robinsonheli.com

Bell 407 и 429 являются наиболее востребованными на сегодня ($4,5 млн и $9,5 млн соответственно). Но я уверен, что в ближайшие годы первенство возьмёт 505 модель (от $2 млн).

Александр Евдокимов, генеральный директор Jet Transfer

В корпоративном сегменте была и остаётся популярна модель Airbus Helicopters H125 (€3,3 млн) — этот вертолёт превосходит все остальные однодвигательные вертолёты в своём классе по техническим характеристикам, многофункциональности, уровню безопасности и ценовой доступности, а также с точки зрения эксплуатации в экстремальных условиях.

Сергей Игонтов, директор по маркетингу Heliatica

Где учиться и сколько это стоит

Есть два учебных направления — подготовка с нуля и переподготовка с одной модели на другую. Выбирать программу лучше после покупки вертолёта, потому что для каждой модели она разная: для Robinson R44, Robinson R66, Airbus AS350, «Ансат» и других. На своём вертолёте учиться выгоднее — из стоимости курса исключают эксплуатационные расходы, говорит Елена Занина.

По словам Владимира Тюрина, президента и председателя правления АОПА-Россия (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан — владельцев воздушных судов), в стране существует всего три центра, которые имеют сертификат Росавиации на первоначальную подготовку (с нуля) частных пилотов вертолётов: «Русские вертолётные системы», Heliport и «S7 Airlines», но последний временно не набирает курсантов. Список сертифицированных центров можно проверить на сайте Росавиации.

При этом практически каждый центр продаж предлагает покупателям курсы пилотирования. Перед тем как начать обучение, необходимо проверить сертификат учебного центра и приложение к нему. В приложении должна быть указана программа подготовки пилотов на вертолёте нужной марки.

Приложение к сертификату учебного центра на сайте Росавиации favt.ru

В среднем базовый курс стоит от 1,2 млн рублей, переподготовка — от 480 тысяч рублей.

В конце курса учебный центр выдаёт комплект документов, который нужно передать в Росавиацию, чтобы получить лицензию частного пилота (или PPL — private pilot license). Также понадобится пройти врачебную лётно-экспертную комиссию (ВЛЭК) и оплатить госпошлину — 1300 рублей.

Лицензия частного пилота позволяет управлять вертолётом только днём и запрещает брать оплату за перевозку пассажиров или грузов. Чтобы снять эти ограничения, нужно пройти дополнительные курсы.

Как содержать вертолёт

Ангар

Можно построить его на своём загородном участке или арендовать место у дилера. В Heliport Moscow, например, оно стоит 792 тысячи рублей в год.

Топливо

Литр авиационного бензина стоит от 65 рублей. Robinson R44 Raven II, о котором мы писали выше, расходует 60 литров в час. По данным Heliport Moscow, в среднем владелец воздушного судна летает около 100 часов в год. Итого — 390 тысяч рублей в год.

Техническое обслуживание

ТО нужно проходить по календарю (например, каждые четыре месяца) или по количеству часов в эксплуатации (каждые 50 часов). Стоимость зависит от типа вертолёта (лёгкий, средний), количества двигателей, технического состояния, интенсивности эксплуатации.

Heliport Moscow оценивает годовое обслуживание в 150 тысяч рублей.

Страховка

Без страхового полиса гражданской ответственности подниматься в воздух запрещено. Согласно 131 статье Российского воздушного кодекса, страховая сумма равна двум МРОТ (минимальный размер оплаты труда) за каждый килограмм максимальной взлётной массы вертолёта.

Ставка МРОТ для платежей по гражданско-правовым обязательствам — 100 рублей. Максимальный взлётный вес у каждой модели вертолёта свой, минимум — 1000 килограмм. Получается, что полис гражданской ответственности будет стоить минимум 200 тысяч рублей в год.

Полис каско получать необязательно. Тарифы зависят от марки вертолёта и количества рисков (гибель; гибель и повреждения; гибель и повреждения, и пропажа). Для вертолётов Robinson минимальная ставка — 1,3% от стоимости судна, для Airbus — 0,8%.

Налоги

Ставка транспортного налога на воздушное судно зависит от региона, где вы базируете вертолёт. В Москве, например, 250 рублей за лошадиную силу, а в Екатеринбурге — 82,4 рубля. Точную сумму можно рассчитать на сайте ФНС. Для вертолёта Robinson R44 Raven II с двигателем мощностью 205 лошадиных сил, который стоит на аэродроме в Москве, транспортный налог составит 51 250 рублей в год.

Вертолёт считается недвижимым имуществом (ГК РФ Статья 130), а значит, для юридических лиц также облагается налогом на имущество — до 2,2% от среднегодовой стоимости.

Итого: от 1,5 млн рублей без каско и налогов.

Зачем арендовать вертолёт

Если тратиться на покупку и содержание не хочется, вертолёт можно арендовать в авиакомпании или у брокера.

Управляющий директор Diamond Aero Group Дмитрий Толстенёв утверждает, что второй вариант надёжнее и удобнее. У брокеров есть доступ к авиакомпаниям по всему миру, и все хлопоты по организации перелёта — вплоть до питания на борту — брокер берёт на себя. По запросу клиента он подбирает несколько вариантов воздушных судов разных компаний и предлагает выбрать подходящий по цене, классу комфорта и другим параметрам.

Бывает и так — владелец вертолёта летает нечасто. Он передаёт судно брокеру, чтобы у него оно «поработало» и окупило часть затрат на своё содержание.

Лётный час на вертолёте стоит от 60 до 100 тысяч рублей. Когда надо посчитать конкретный рейс, штурман смотрит маршрут и говорит, сколько времени он займёт. Мы умножаем на цену лётного часа и получаем стоимость такой перевозки.

Дмитрий Толстенёв, управляющий директор Diamond Aero Group

Летать на самолёте гораздо дороже. Лётный час небольшого самолёта Boeing Business Jet — от 225 тысяч рублей (€3000). Рейс из Москвы в Париж и обратно обойдётся примерно в 1,5 млн рублей, а если самолёт «ночует» в Париже — ещё дороже.

В месяц Diamond Aero Group организует 10–20 рейсов на самолёте и один — на вертолёте. В основном транспорт арендуют для бизнес-перелётов, отмечает Дмитрий Толстенёв.

0
121 комментарий
Написать комментарий...
Олег Ивахнов

Автожиры вроде силтно дешевле

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Мотопараплан еще дешевле, как надувная лодка дешевле яхты.
Если деньги из ушей лезут, почему бы и нет, все лучше чем золотой унитаз.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Ну так себе сравнение. Автожир то вполне себе как вертолет выглядит толтко принцип полета другой

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ему же разбег нужен все равно, маневренность у него так себе, зависать не может, это что-то среднее между самолетом и вертолетом, как говорится ни рыба ни мясо, поэтому популярность не заимел. Если денег особо нет, а летать хочется, то самолет типа сенса самое то.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Прыжковый старт автожира.
Час полета в несколько раз ниже чем у вертолета, а надежность выше.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Похоже на лабораторные условия, в автожире нет аппарата перекоса, т.е. если будет не то направление, то прыжок может пойти не в том направлении.
Пока автожир доведут до ума, уже в серию пойдут квадракоптеры для перевозки людей, это намного более перспективное направление.
Автожир чем-то конвертоплан напоминает, что-то в нем есть, но косяков еще больше, поэтому не популярен.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Никаких особых условий там не требуется, это штатный взлет для прыжкового автожира. Автомат перекоса автожирам не нужен, только измение шага винта.

Пока автожир доведут до ума

А чего там доводить? На них летают уже сто лет (буквально) и они проще вертолетов и самолетов.
Недавно по дискавери показывали лесной патруль в штатах на автожирах. С тепловизором как на боевых вертолетах, итд.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Изменение шага винта еще во вторую мировую появилось, это вообще самособой, как шасси.
Без аппарата перекоса автожир не конкурент вертолету и никогда им не станет.
Автожир чуть лучше самолета при взлете и посадке, но топлива расходует в разы больше, специфическая техника для специфических задач.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Без аппарата перекоса автожир не конкурент вертолету

Автомат перекоса ему ничего не даст, у него несущий винт крутится не от двигателя, и горизонтальную скорость автожиру придает толкающий винт, а не перекос винта.
Это то же самое, что предложить поставить автомат перекоса на самолет )
Лучше читайте сайты по этой теме, а то вы ересь пишите.

автожир не конкурент вертолету и никогда им не станет

Хорошо что вы такой эксперт, надо сообщить всем производитлеям, пусть закрываются. А то непонимающие люди их берут за низкую цену и небольщую стоимость полетного часа (в несколько раз ниже чем у вертолетов).

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ты серьезно насчет ереси?

Автомат перекоса дает возможность сопротивляться боковому ветру и иметь сверхманевренность, это позволяет вертолету в городе взлетать и садиться, тогда как автожир и самолет нет, только на аэродроме.

Автожир гармонично сочетает в себе недостатки самолета и вертолета (с)

А то непонимающие люди их берут за низкую цену и небольщую стоимость

Согласен, не понимающие.

У автожира с двухлопастным несущим ротором есть несколько специфичных опасных режимов полета (разгрузка ротора, кувырок, мертвая зона авторотации и пр.), которые нельзя допускать при полете во избежание падения. Кувырок характерен в основном для аппаратов с неправильно расположенными относительно друг друга центром тяжести и вектором тяги маршевого винта, а также с недостаточно развитым хвостовым оперением.
Полеты на автожире в условиях обледенения представляют большую опасность, поскольку при обледенении ротора он быстро выходит из режима авторотации, что приводит к падению.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D1%80#%D0%9D%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Лол, а чего ты вдруг постеснялся остальное процитировать оттуда?

Достоинства
Аппарат в среднем гораздо дешевле лёгких самолётов и вертолётов;
Управлять автожиром проще, чем самолётом и вертолётом;
Один из самых безопасных летательных аппаратов, что обусловливают следующие его особенности:
не подвержен штопору;
способен совершать мягкую посадку с неработающим двигателем;
малы требования к площадке для посадки;
гораздо менее чувствителен к термическим потокам (по сравнению с дельтапланом и парапланом);
менее чувствителен к турбулентности (по сравнению с самолётом).
Автожир также имеет существенное преимущество перед другими типами лёгких летательных аппаратов: на нём можно летать даже в сильный (до 20 м/с) ветер.
Автожиры, в некотором отношении, превосходят самолёты и вертолёты по безопасности полёта. Самолёту опасна потеря скорости, поскольку он сваливается при этом в штопор. Автожир при потере скорости начинает снижаться. При отказе мотора автожир не падает, вместо этого он снижается (планирует), используя эффект авторотации (несущий винт вертолёта при отказе двигателя также переводится в режим авторотации, но на это теряется несколько секунд и падают обороты ротора, важные при вынужденной посадке). Пилот может в полной степени управлять направлением снижения, используя все системы управления автожиром. При посадке автожиру не требуется посадочная полоса, что тоже важно для безопасности полёта, особенно при вынужденной посадке в незнакомом месте.
Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Тебе поговорить не с кем? Ты видел с чего топик начался?
С того, что Олег спросил, почему автожиры не берут, я ответил, потому что в городе нельзя использовать, все.
Ты с чем споришь?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
С того, что Олег спросил, почему автожиры не берут

Олег такого не спрашивал.

я ответил, потому что в городе нельзя использовать, все.

Ты ответил не это, а начал про мотопарапланы говорить, что сразу показало твой уровень владения темой, Олег даже фотку тебе скинул, чтобы ты понял о чем речь.
А в городе и вертолеты нельзя использовать (кроме санитарных и полиции), все полеты за чертой города, дальше что?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ты мне еще что-то про ересь говорить будешь?
Ты откуда этот бред взял?
По факту, запрет на полеты имеет только Москва, остальные города за исключением некоторых зон в них открыты, где то правда маршрут согласовывать надо до 30 дней, а где-то по телефону уведомить за час. Но даже там где 30 дней согласовывают, богатые люди согласовывают себе полеты хоть на год вперед, если не летят, отменяют.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
По факту, запрет на полеты имеет только Москва

Всего-то? ) Самому не смешно?
Тебя послушать так частными вертолетами только в городах и пользуются, а по факту это могло бы быть востребовано в Москве, но это запрещено. Поэтому все частники за городом.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

За мкадом жизни нет? Ты эту статью бы хоть почитал, авторизованные диллеры есть в Краснодаре и Екатеринбург!
В Петербурге спокойно летают над городом, я сам летал как турист на ми8.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Над городом и автожиры могут летать, и что?
Ты же писал, что автожиры взлетать не могут из города и все доказывал, что поэтому только вертолеты надо брать.
А по факту 90% вертолетных площадок России за городом. А в Москве и все 100%. Значит твой аргумент про город не играет роли.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ты просто совсем не в теме, я же летчиком все детство мечтал стать, многое знаю про авиацию, на многих легких самолетах летал, несколько раз на вертолете, чуть-чуть умею пилотировать, прав нет конечно, только с инструктором.
Как летчики шутят насчет автожира:
он гармонично сочетает в себе недостатки самолета и вертолета.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Не один ты летал на вертолете )
Я эти автожиры видел еще в 12 лет на смотре СЛА в Тушино, куда меня водил дядя военный летчик, так что можешь пургу гнать кому-то другому ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Есть видео на Ютюбе, где автожир _строго вертикально_ поднимается до 15 метров или опускается с 15 метров, например?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Строго вертикально они не взлетают, 5-10 метров для прыжкового взлета.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Да, прыжок с набором горизонтальной скорости. Я бы тоже не назвал подобный взлёт вертикальным в полном смысле. Мне кажется, что вы с Денисом не договорились о вертикальности и поэтому каждый из вас имеет в виду что-то своё.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Прыгнуть автожир еще как-то может с места при куче НО, а вот сесть вертикально это уже экстрим, по сути, это падение со скоростью 3 м/с без шанса что-то изменить, поэтому в штатном режиме все автожиры садятся по самолетному, т.е. нужна широкая полоса, без проводов и с указателем направления и силы ветра, т.е. нужен аэродром, чтобы это был безопасный полет, а не выходка экстремала.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

5 метров пробег после посадки

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

А в воздухе сколько еще метров надо для глиссады?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Причем тут глиссада, если речь шла про площадку, которую якобы по твоим словам за городом нигде не найти?
Здравые люди на видео выше увидят, что автожиру любая лужайка подойдет, а ты можешь дальше нести пургу, что нужна ВВП, как для самолета.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Речь не про площадку, а про твое глупое упорство в доказывании, что автожир конкурент вертолету.
Глиссада автожира больше чем у вертолета, который вообще строго вертикально может садиться, т.е. без глиссады.
Поэтому, глупый ты мальчик, нельзя автожиры использовать в городе, а вертолеты можно.
И да, ВВП автожиру нужна, так как посадка на скорости 3 м\с не может считаться безопасной, это для экстренных случаев.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
глупый ты мальчик

Глупые это кто начинают бросаться какашками, когда сказать по теме нечего, и я тут вижу только тебя такого

нельзя автожиры использовать в городе

С площадкой за городом сел в лужу и снова завел шарманку про город? ))

это для экстренных случаев

Это уже клиника, живи в своем выдуманном мире дальше

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Насчет выдуманного мира, это ты про себя говоришь?
Вся планета тупая (покупающая вертолеты по цене минимум в десять раз больше), один ты умный?

Ответить
Развернуть ветку
118 комментариев
Раскрывать всегда