Как мы частную школу в Ярославле открывали
Статья будет посвящена нашему опыту открытия частной школы в Ярославле.
Предыстория
Мы работаем в Ярославле с 2014 года и проводили занятия для детей по Программированию, Робототехнике, курсы ЕГЭ / ОГЭ, в общем стандартный набор курсов для любого города. При этом надо понимать, что дополнительное образование — бизнес, в котором нужно прикладывать много усилий для улучшения LTV, невозможно точно спрогнозировать ежемесячный доход, да и в летний период приходится полностью переквалифицироваться в лагеря. Долго вынашивали планы и, все же, пришли к выводу, что нужно иметь более интересный и стабильный бизнес. Да и мечта была всегда открыть полноценную школу. Собственно подумали-делаем!
Поиск помещения
Начали свою деятельность с поиска подходящих помещений, коих в Ярославле не так уж и много. Требования были следующие:
- Помещение не менее 300кв. м., желательно отдельное здание или выделенный этаж
- Локация: центр города
- Закрытая территория
- Транспортная доступность
Искали долго, обращались в комитет управления муниципальным имуществом (КУМИ), к знакомым, ежедневно мониторили авито/циан. Результаты не утешительные. КУМИ говорили что у них ничего нет, а если есть, то только памятники архитектуры. От знакомых пришло помещение при областном ВУЗе, что также накладывало ряд обязательств, которые нас не устраивали. По пути поиска умудрились даже внести депозит за участок для строительства школы, но, оценив потенциальные временные и финансовые затраты, решили от этой идеи отказаться.
При этом на авито постоянно мелькал объект в центре города — трехэтажное здание с собственной территорий и двором. Сначала там была заоблачная цена аренды, но оценив время размещения объявления, мы решили поторговаться с собственником. Для нас это оказался один из немногих подходящих вариантов, собственно на нем и остановились, получив хороший дисконт на аренду.
Маркетинговый план
Следующим важным этапом была разработка маркетинговой стратегии. Региональный рынок очень сильно отличается от Москвы, поэтому приходилось изощряться. В первую очередь мы оценили конкурентов. В Ярославле было только три частных школы, одна из которых не менялась еще с 1993 года, а другие две — не имеют образовательной лицензии. Для отдела маркетинга разработали соответствующие регламенты и план когда/что делать. Помимо этого сделали акцент на позиционировании школы (нам было важно, чтобы нас воспринимали как школу, в которой престижно учиться) .
Саму маркетинговую стратегию начали разрабатывать с определения портрета нашего потенциального клиента (родители возраста 32-45 лет, имеющие свой бизнес или интересующиеся финансами) и уже от этого выбирали каналы продвижения.
Рекламный рынок регионов развивается гораздо медленнее Московского, а многие рекламные поверхности не меняются по 10 лет и портят облик города.
Мы подобрали основные каналы:
Офлайн-каналы:
- Раздача листовок в центре (да, да это еще распространено)
- Участие в городских мероприятиях
- Реклама на радио
- Реклама на дорожных щитах
Онлайн-каналы:
- Whatsapp и Email-рассылка по базе текущих клиентов
- Таргетированная реклама
- Контекстная реклама
- Influence-маркетинг
Сложности стали появляться по пути, когда благополучно стали ограничиваться доступы в зарубежные социальные сети, где мы ранее собирали большое количество лидов по низким ценам. Вслед за этим и Google отключил контекстную рекламу для России, а WhatsApp рассылка постоянно блокировалась. Пришлось перераспределять бюджет на другие каналы.
Нельзя сказать, что все каналы отлично сработали, какие-то приносили лидов с задержкой, какие то не сработали вовсе. Благо Яндекс ввел автоматические стратегии, и конверсионные кампании вкупе с настроенными макроконверсиями дали хорошие результаты.
Influence-маркетинг на региональном рынке — это вообще отдельная песня. Блогеров, связанных с Ярославлем очень мало, а если уменьшить выбор до детской тематики, то их остается только двое (гулять, так гулять). Мы даже писали простым людям, у которых много подписчиков, с целью опубликовать пост о нашей школе, при этом приходилось учить их азам маркетинга.
Общую картину по всем каналам было отслеживать достаточно тяжело, многие клиенты видят рекламу и через два-три дня просто приходят к зданию школы без приглашения. Хорошо хоть все руководство было включено в процесс ремонта и находилось в школе ежедневно. С онлайн-каналами, конечно же, все проще. Все лиды автоматически отслеживались, попадали в нашу CRM-систему и получали welcome-емайлы на указанную в заявке почту. Мы старались максимально быстро обрабатывать каждого лида, среднее время от заявки в рабочие дни до звонка клиенту достигало 2 минуты. Для нас это было важно, так как терять клиентов на неподготовленном рынке не хотелось. Всех потенциальных клиентов мы в обязательном порядке приглашали на экскурсию в нашу будущую школу и описывали как здесь «будет красиво».
Если обещали «красиво» значит надо делать. Ремонт начали с поиска подрядчиков, с чем кстати тоже проблема в регионе. То в запой уйдут, то пропадут, то вообще трубки не берут. Нашли отличных ребят, которые сделали нам приличный ремонт лестницы, входной группы и столовой. Ремонт кабинетов после предыдущего арендатора не требовался, да и в бюджете мы были ограничены, поэтому учебные кабинеты было решено не трогать до следующего года.
Самым сложным оказалось получить санитарно-эпидемиологическое заключение на здание. Санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) требовала бесчисленное количество раковин, канализацию чуть ли не в каждом кабинете и сертификаты на все оборудование и краску. Придирались к каждой мелочи, дошло вплоть до претензий, что "асфальт у вас при въезде слишком шероховатый". Почти 2 месяца мучений в виде исполнения требований, реализацию которых мы не видели ни в одной государственной школе, привели к заветной бумажке, а в последующем и к получению образовательной лицензии. Тем самым мы были почти готовы к 1 сентября - самому важному первому дню работы новой школы. Оставалось нанять педагогов и открываться.
Найм преподавателей
Вот это на региональном рынке самое интересное. Стандартные Job-сайты не работают от слова совсем. Люди либо боятся в принципе откликаться на вакансии частной школы, думая, что мы будем требовать от них невозможного, либо до самой пенсии работают в государственных учреждениях и не хотят ничего менять. Нашему HR-отделу пришлось подключать все каналы вплоть до рассылки в личные сообщения вк, чтобы хоть как-то найти хороших педагогов. Пустили также клич по знакомым, что в итоге и позволило нам нанять 5 замечательных преподавателей.
1 сентября
В конце концов приблизился самый ответственный день — 1 сентября. Мы наняли аниматора, подготовили преподавателей и повесили большой приветственный плакат на здание нашей школы "Гарантия Знаний". Здесь все прошло достаточно гладко: мы организовали мастер-классы, выступления и небольшое чаепитие. В конечном итоге мы запустили 3 учебных класса по 10 учеников, что вполне не плохо при первом открытии.
На 2023-24 учебный год планируем открытие аналогичной школы в Москве, буду рад партнерам и советам.
Приятно прочитать статью про бизнес из родного города - я тоже из Ярославля. Несколько лет назад я переехал в Валенсию, где мой ребенок недавно закончил частную школу. Когда подбирал для него школу, провел что-то типа маркетингового исследования местного рынка этих услуг. Поделюсь наблюдениями, может окажутся полезными:
- Почти все частные школы расположены в пригороде, т.к. для полноценной школы требуется несколько гектаров земли, и в центре это нереально. Земля нужна для полноценных спортивных площадок, спортзалов, бассейнов, залов для мероприятий, территории для прогулок, игровых площадок и большого количества удобных аудиторий. Плюс обязательно нужны удобные подъезд и паркинг, в часы забора и привоза детей наплыв родительских машин очень большой.
- Большую часть детей доставляют в школу специальные автобусы, как правило есть несколько маршрутов из основных районов города (это отдельная платная услуга)
- Дети проводят в школе весь день, уезжают в 8 и возращаются в 18 (что очень удобно для работающих родителей), соответственно в школах есть и полноценное двухразовое питание, и дополнительные занятия - спорт секции, танцы и т.д. Все это тоже требуется организовывать, иметь для этого помещения и сотрудников
- Территория всегда глухо огорожена и охраняется, на нее не могут проникнуть посторонние и её не могут покинуть дети
- Инвестиции в каждую школу, даже самую скромную, измеряются десятками миллионов евро.
Качество образования при этом достаточно неплохое, как правило учатся на трех языках с педагогами-носителями языка (испанский, английский и валенсийский) и на выходе дети их знают на уровне fluent. Плюс в 3м классе подключается "иностранный" - французский или немецкий, в некоторых школах - китайский. По языкам уровень получается космический, наши языковые спецшколы "тихо поскуливают в углу" (я сам выпускник спецшколы). Гуманитарные науки дают отлично, с рф уровнем не сравнить. Химия и физика вроде бы попроще чем в России, а вот математика и биология заметно сильнее (математика в выпускных классах на вузовском уровне при выборе соотв специализации). Есть предметы типа "роботики" или программирования приложений для смартфонов, как в основной программе, так и факультативные.
Конечная стоимость обучения в такой частной школе - от 600 до 1000 евро в месяц, что, на мой взгляд, достаточно дешево для такого продукта.
Ну а как всё это выглядит в реальности можно посмотреть, например, здесь:
shorturl.at/dhmEN или тут shorturl.at/BLWY7
Ну а вам, земляки, удачи, в таком непростом деле вам она точно понадобится!
А где третий этаж, собственно?
С этого ракурса, к сожалению, и правда не видно, третий этаж - мансарда
А как там с требованиями уроки о важном, соответствие стандартам минобразования и прочим?
Возникло такое ощущение, что самый сложный этап - это сэс заключение. Департамент образования, конечно, проверял все наши программы под стандарты минобра, но, мне показалось, что это больше была формальная процедура на соответствие часов/предметов
Так что с разговорами о важном то вы так и не ответили?)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Частная школа, премиум позиционирование, а самое главное - подбор преподов - было реализовано «нашли кого смогли»???
Отбор преподавателей производили достаточно глубокий. Здесь суть в том, что сложно создать большой поток кандидатов
Комментарий недоступен
Скорее из-за того, что хорошие учителя в городе друг друга знают или друг про друга слышали, и вписываться в непонятный авантюрный проект - мало кто станет.
Начали свою деятельность с поиска подходящих помещенийА про поиск преподавателей - вообще вскользь прошлись, в основном про ремонт и маркетинг.
Может у них будет и получше, чем школа на окраине с жесткой нехваткой учителей, и где всем пофигу, но с нормальными школами в таком виде конкурировать вряд ли сможет. А если не ограничатся начальными классами - то вообще маленькая вероятность что вывезут.
Это ведь не курс по робототехнике, где дети пришли, поиграли и ушли. И рассказали как им понравилось и ещё хотят. На первом-втором классе может и прокатит, но на полноценную школу вообще не тянет. Так как основа - коллектив преподавателей, а не лестницу покрасить и в ватсап поспамить.
Бизнес-начинание - конечно в принципе дело хорошее, но там, где касается серьезной работы с детьми, а здесь образование или безопасности (строительство многоэтажек, коммерческих объектов крупных) и подобного - отбор должен быть жесткий, а не "мы тут стартап решили замутить, не выгорит - да еб#тесь как хотите"
Да, в статье ведь об этом есть)
Как и выбор целевой аудитории - лишь бы кто пришел кто захочет за это платить)
это очень круто, удачи вам
🙏
Зачем вы с детства прививаете детям дурной вкус в виде желтых/голубых стен?
Комментарий недоступен
Сейчас понял, что мой комментарий выглядит как какой-то политический наброс. Но ничего такого я не имел ввиду :) всегда просто поражаюсь, зачем детям эти кислотные цвета, почему нельзя сделать спокойные интерьеры с акцентными деталями, по деньгам это выходит так же
А почему спокойные цвета вместо ярких? Потому что лично тебе, унылому зануде, так хочется? ))) А детям скучно в таком интерьере, детям интереснее яркие веселые цвета, они поднимают настроение и стимулируют мыслительные процессы.
Я люблю яркие цвета, постмодерн и Мемфис дизайн. Но конкретно здесь это выглядит как полное говно. На внешний вид помещения просто забили, типа дети и так схавают. Хотя можно было бы приложить немного усилий и получить результат, от которого у детей башню сносило.
Это же дети - они любят яркое, шумное и сладкое.
Все на уровне инстинктов. Можно конечно с самого рождения этого избегать, но это не значит, что ребенку этого не захочется.
Чувство вкуса и эстеки нужно воспитывать с детства, другой вопрос что у взрослых, кто делает в школе стены такого цвета его тоже нет.
Это из области когда ребенок хочет мороженное, но вы ему покупаете носки))
Вы не поняли суть. Вы можете хоть завоспитывать ребенка понятиями о прекрасном, но ему всегда будет хотеться розовый воздушный шарик или бэтмена в дурацком костюме или еще что-то.
Он будет молчать об этом, но ему очень хочется)).
появится зависть к сверстникам у которых это есть, а дальше чуство неполноценности и пошло поехало.
А мне эти цвета понравились..
В статье ведь есть - денег не хватило на покраску. Отремонтировали входную группу, лестницу и столовку.
Вы молодцы!!! 😎❤️
🙏
Здорово, успехов вам!
Стало интересно — частная школа может претендовать на какое-то софинансирование из бюджета? И соразмерно ли оно тому, сколько заложено расходов на ученика в бюджетной школе?
А шторы/жалюзи на окна намеренно не повесили, или просто денех не хватило? )) Хм, на натяжные потолки хватило.
Выложил фотографии, которые сохранились:) на момент запуска жалюзи на окнах и все оборудование, конечно же, были))
Жалюзи сперли?... Ну и дети пошли (((
Хорошее дело делаете 💪🏻
🙏
А сколько стоит у вас обучение? Только начальная школа получается?
В этом учебном году запустили в основном 1-3 класс. Начиная с сентября 2023 года открываем обучение во всех остальных классах. Стоимость на данный момент варьируется от 15 до 40тыс.руб в месяц
Удивило 3 стула за одной партой
Всем доброго дня. (Не поленился ради этого коммента - зарегался). Частная школа это хорошо, отобранные преподаватели, новый подход.. все круто. Но! Я звонил в вашу школу примерно в октябре. Ребенок 7 класс. Цена = 40.000р. /мес. = 400.000р/год. А если детей 2е. 800? Вы серьезно??? Для нашей деревни... ( мы же не в Москве) ну либо я резко стал нищим. ))) даже вышка в Мск стоит дешевле (не вся). За эти деньги у нас можно нанять 5-6 преподов репетиторов. И они будут заниматься только с вашим ребенком, причем каждый препод по 3 раза в неделю. Как-то так.
Частные школы априори дороже государственных вузов.
Но, имхо, хорошая частная школа это загородный пансион. Стоимость будет будет примерно 60-90к в месяц, а то и больше.
По поводу рекламной кампании. В Ярославле , кроме вас, есть еще только 1 частная школа. Тоесть конкуренция именно по школе = 0. У них необычный подход, поэтому не всем нравится. В вашем случае достатосно было бы сделать качественный сайт... и вуаля , Вы на первой поисковой. В разы дешевле. )))
А сайт у школы есть? В свой студии с этого года планируем сделать отдельное направление по онлайн школам и сайтам частных образовательных учреждений сейчас пакуем кейсы https://xpert-studio.ru/angliyskie-chastnye-detskie-sady/ - если интересно можем посотрудничать в этом направлении.