Бывший таксист открыл кожевенную мастерскую в Красноярске с выручкой до 300 тысяч рублей в месяц

Основатель фирмы Heritage, где все вещи делают вручную, — о том, как, живя в Сибири, шить из лучшей кожи в мире, об общении с клиентами на их языке и планах на международный рынок.


Макс Сиделев живет в Красноярске. В 2016 году он бросил работу курьером и начал шить вещи из натуральной кожи: кошельки, монетницы, сумки, ремни для часов.

Кожу он покупает в США, а все вещи делает вручную без использования машинок. И даёт на них пожизненную гарантию.

Первое время мало что получалось, а заработок держался на уровне 10 тысяч рублей в месяц. Сейчас мастерская приносит до 300 тысяч рублей выручки в месяц. Постепенно появляются клиенты не только в России, но и из Европы и Штатов.

Портфель из американской кожи Horween

Через суши, диваны и бабочки

Закончив университет по специальности «учитель географии», Макс, по его словам, решил воспользоваться советом Дмитрия Медведева и найти другие способы заработка. Некоторое время таксовал и развозил суши. Еще работал грузчиком у сестры, которая занималась продажей диванов.

Это было довольно-таки смешно, потому что я всегда весил 55 кг, но таскал диваны по сотке. Меня жалели все клиенты, которым я поднимал диваны весь в поту. Примерно полгода я этим занимался. Получалось зарабатывать неплохие деньги, пока не заболела спина.

Макс Сиделев

Однажды он познакомился с Аней. У неё была компания по продаже подарков-впечатлений: полётов на воздушном шаре, поездок на квадроциклах. Она предложила Максу оставить работу и начать своё дело.

Выбор пал на бабочки ручной работы, тогда они были популярны. Попробовав шить, Макс понял, что это занятие не для него. Довольно быстро он нашел швею, которая взяла на себя производство. А сам занялся остальным: делал дизайн, закупал ткани, фотографировал, упаковывал и продавал через группу во «ВКонтакте».

Так продолжалось около двух лет, а потом бабочки вышли из моды. И снова помогла Аня, предложив вместе шить вещи из кожи.

Тогда это было не так популярно, кожевников в России было мало, не то что в Красноярске. Ниша только зарождалась. Казалось прикольным шить качественные вещи из кожи, которая вкусно пахнет, и носить её всю жизнь.

Макс Сиделев

Бесплатные кошельки

Ребята купили оборудования и инструментов примерно на 50 тысяч рублей и начали экспериментировать. Процесс шёл мучительно, в первые три месяца не получалось абсолютно ничего.

Сложность была в том, что тогда не было практически никакой информации по теме: ни статей, ни толковых видео. Англоязычные ресурсы для новичка оказались слишком сложны. Сейчас, как говорит Макс, ситуация сильно изменилась. Появилось много видео-уроков, где можно научиться азам. Тогда приходилось разбираться самим.

Домашняя мастерская в 2016 году

Попытка пойти по старой схеме — найти специалиста, который бы занялся производством — провалилась. Макс обошел кучу сапожных мастерских, но все отказались. Проще было сделать набойку на туфле, чем за те же деньги шить кошелек.

К тому времени они с Аней поругались: денег потратили много, а результата не было никакого. Макс вернулся в курьеры и возил суши, пока ему это окончательно не надоело.

У меня случился конфликт на работе. Тогда я решил, что уже терять нечего, буду сидеть дома разбираться, просто на примитивном уровне пытаться что-то вырезать и что-то между собой сшить. Вот так стали получаться первые кошельки.

Макс Сиделев

Отшив коллекцию из нескольких моделей, он выложил их во «ВКонтакте» и стал ждать продаж. Прошел месяц, никто ничего не купил.

Тогда он решил просто раздавать кошельки бесплатно. Людям, которые ему нравились, у кого была аудитория в соцсетях. Первым счастливчиком стал известный красноярский барбер Денис Юшин.

Денис Юшин прославился тем, что путешествовал по миру на мотоцикле и стриг людей за еду и ночлег

Он написал о подарке пост в Instagram. Вскоре у Макса пошли первые продажи.

Помню, как переживал, когда вёз первый проданный за деньги кошелек. Девушка заказала через интернет, а у меня не было понимания, г***о я сшил или нет.

Приехал к ней, поднимаюсь, меня всего трясет. Показываю — запаковал всё красиво. Ей всё понравилось, она довольна. Но я ещё долго комплексовал по поводу того, нормально я делаю или нет. Мне казалось, что как бы норм, но по сравнению с другими это было очень слабо.

Макс Сиделев
Такими были первые кошельки Heritage. А так они выглядят сейчас (на фото ниже)

Ему понравился способ продвижения — раздавать вещи популярным людям за обратную связь и рекомендацию и с этого получать клиентов. Так заработало сарафанное радио.

Помимо кошельков шил документницы, портмоне, чехлы, визитницы, браслеты и другие мелкие аксессуары. Кроме своей линейки, брался за всё, что заказывали, — от барсеток из 1990-х до БДСМ-портупеи.

Пробовал продавать офлайн: сдавал вещи в барбершопы и магазины, которые торговали хендмейдом. Но результата от них почти не было. Иногда случались хендмейд-ярмарки, где за пару дней удавалось заработать 20 тысяч рублей. Тогда он был счастлив этим деньгам — значит кому-то это всё-таки нужно.

В среднем первый год Макс зарабатывал 10–15 тысяч рублей в месяц. Днём шил, а вечером подрабатывал таксистом. Сначала шил дома, но на постоянный стук молотком жаловались соседи. На двоих с коллегой они сняли небольшое помещение недалеко от дома. Вокруг были пивнушки и ломбарды. Откладывать на развитие дела в тот период почти не получалось. На очередную закупку кожи и комплектующих приходилось занимать.

Но постепенно аудитория росла благодаря блогерам и лидерам мнений.

Победа над Gucci

Первый год он работал только на Красноярск. Казалось, надо сперва покорить родной город и уже потом думать о России и дальше. Основной площадкой продаж была (и остаётся) группа во «ВКонтакте». В то время на пике популярности были конкурсы репостов, и Макс активно их использовал. Сейчас жалеет об этом, потому что аудитория хоть и росла, но отдачи почти не было.

В какой-то момент он решил, что надо выходить на более широкую аудиторию. И тогда случилось кое-что важное.

Максу нравился один видеоблогер с аудиторией около 100 тысяч подписчиков. Он делал обзоры на одежду и разные вещи — очень эмоциональные, с шутками и матерными выражениями. Однажды под обзором на сумку Gucci Макс, что называется, «по фану», написал: «Это г***о, я сделаю лучше».

На тот момент он сшил две сумки, опыта не было, но решил выпендриться. Блогер ответил: «Давай, показывай».

Они договорились на бартер. Макс делает сумку в обмен на рекламу на канале. За образец взяли портфель на сайте Loius Vuitton за 150 000 рублей.

Макс заказал кожу в два-три раза дороже, чем обычно, обновил весь инструмент и даже нитки. Себестоимость материалов была 12–13 тысяч рублей. Страдал около месяца — опыта не было, а хотелось сделать идеально. В итоге получилась отличная сумка с инициалами заказчика. Вдобавок к ней, Макс вложил в посылку чехол для ноутбука и обложку на паспорт, разумеется, из кожи.

Тот самый портфель

Скоро вышел качественный, продающий обзор, который открыл в работе мастерской новую веху.

Это был взрыв. Я не ожидал такого эффекта, он был огромен. Как только вышел обзор, я три дня разбирал почту, личные сообщения были завалены. Больше у меня так ни разу не выстрелило с другими блогерами. Наверное, просто попал в нужного человека и в нужную аудиторию.

Макс Сиделев

Кошелёк — отличный или охренительный?

На Макса посыпались заказы. Но еще одним важным моментом было то, что он наконец понял, кому нужно продавать свои вещи. До этого он считал, что покупать изделия из натуральной кожи будут взрослые люди, которые хорошо зарабатывают и могут себе позволить ручную работу. Но во «ВКонтакте» такие люди не покупали.

Получив волну клиентов от блогера, который общался с подписчиками на «ты» и не стеснялся крепких выражений, Макс решил ориентироваться на молодежь 20–25 лет.

Он убрал из группы всю формальность, а в подаче контента и общении с клиентами перешел на «ты». Сухие факты оказались никому не интересны.

Вместо помпезных фраз вроде «Кошелёк ручной работы из итальянской кожи», гораздо лучше работали «Кошелёк из охренительной кожи. Годный на всю жизнь».

Были и взрослые люди, которые могли заказать сумку за 50 тысяч рублей. Но встречались снобы, которые не понимали такого подхода и писали гневные сообщения. Им Макс говорит: «Ок, вы не наш клиент. Такое бывает».

Я всегда стремался писать так, как разговариваю. Но когда понял, что людям это заходит, стал употреблять мат.

Мне за это очень много прилетало. Но были и позитивные моменты. Лояльность очень сильно повышалась. Были и отписки после каждого поста. Но зато и лайков больше. Если раньше были все равнодушны, сейчас либо любовь, либо ненависть. Плюсов больше.

Ну и я просто следил за тенденциями 2018 года. В YouTube везде мат. Зайдешь к Дудю, там мат, ещё куда-нибудь — все матерятся. И я решил перестать из себя корчить академика с тросточкой и просто создавать личный бренд, разговаривая с людьми на их языке.

Макс Сиделев

Постепенно линейка товаров разрослась: кошельки, монетницы, ремни, клатчи, ключницы, ремешки для часов, чехлы для Airpods, картхолдеры и документницы. Сумки в основном на заказ, потому что они дорогие.

Сейчас весь дизайн Макс придумывает сам. Людям предлагает выбрать из готовой палитры цвет кожи, ниток и фурнитуры.

С упаковкой до сих пор экспериментирует. Сейчас это коробка из плотного черного картона, на крышку которой приклеивается кусочек кожи в том же цвете, что и изделие, с фирменным оттиском. Внутри пара буклетов — информация об изделии, о коже, советы по уходу, а также бумага тишью и бумажный наполнитель. Перевязано всё атласной лентой.

Лучшая в мире кожа

Макс говорит, что многие конкуренты лукавят, называя свой продукт «ручной работой». Часто люди вырезают кожу вручную, но для полировки и шитья используют машинки. Это ускоряет процесс производства в пять-шесть раз. В Heritage каждый этап — только вручную. На кошелёк в среднем уходит четыре-пять часов, на сложный ремешок для часов может уйти восемь часов.

С кожей тоже всё не так просто. Три года Макс шил из итальянской кожи марки Crazy Horse. Она относительно недорогая, довольно хорошего качества и выглядит весьма винтажно. Из неё отлично получаются брутальные и небрежные вещи в стиле кэжуал.

Но, поскольку это «химка», ничего утончённого и изысканного из неё не сшить. К тому же в последнее время появилось много конкурентов, которые делают очень похожий продукт. Покупатель читает описание: «натуральная телячья кожа». Но у него не возникают вопросы: кто производитель, какая страна.

С этого года Макс осуществил давнюю мечту — стал шить из американской кожи Horween, которая считается лучшей в мире. Кроме кожи, обновил и всё остальное. Почти весь инструмент, нитки, фурнитура — фирменное, от лучших мировых производителей.

Три года я шил из Crazy Horse недорогие вещи со средним чеком 2000–2500 рублей. Проблема в том, что сейчас из неё стали шить все. У всех идентичный продукт из одинаковой кожи, разница только в цене.

Хотелось что-то более премиальное, а с премиалкой у нас в России большие проблемы. Нет поставщиков классной кожи. Но мне физически и морально надоело шить одно и то же. Хотелось повышать свой уровень.

Сейчас мы делаем более классические вещи с закосом под магазины. То есть мы вручную косим под машинную строчку. Это считается верхом профессионализма.

Макс Сиделев
Запасы Харвина

Но с новой кожей появились и проблемы. Заказывать приходится напрямую из США, как физическое лицо для личного пользования. С первого января 2019 года изменились таможенные правила. Раньше можно было ввозить на €1500, теперь только на €500, плюс ограничения по весу. С последней партией кожи были проблемы с растаможкой. Дальше Макс планирует оформлять уже коммерческую партию.

Верните цены

Три года Heritage продавал вещи по 2000–2500 рублей. И вдруг с началом 2019 года всё подорожало в два раза. Продажи сильно упали. В последние два месяца мастерская ушла в минус.

До людей тяжело донести отличия. Они видят — кожа, ручная работа. Зачем я буду платить больше? Приходится объяснять нюансы. Что это Horween, более классная кожа, которая с годами будет выглядеть красивее и благороднее. Более качественная фурнитура. Но люди не понимают этого. Кожа и кожа, разницы нет.

Макс Сиделев

Сейчас Макс планирует вернуть часть старого ассортимента и совмещать масс-маркет и премиум.

В 2019-м случилось ещё одно важное событие. В январе наконец нашёлся квалифицированный мастер, взявший на себя производство.

Ради этой работы Виктор перебрался в Красноярск аж из Калининграда

Это позволило Максу сосредоточился на маркетинге, контенте и продажах. Сейчас он активно развивает Instagram, в который раньше просто дублировал посты из «ВКонтакте». Создал канал на YouTube. Разобраться с Facebook до сих пор не доходят руки. А с контентом во «ВКонтакте» приходится экспериментировать. Убирать или оставлять мат — главный вопрос.

В планах запустить сайт, увеличивать объёмы и повышать качество. Например, помимо кожи Horween, которая дороже остальных примерно в четыре раза, можно использовать Сordovan, которая дороже в двадцать раз. Это даже не кожа, а мышечный слой, проходящий очень сложную обработку.

Также в ближайшем будущем Макс рассчитывает поднять продажи за границу. Первые клиенты в Европе и США уже получили свои кошельки из Сибири.

0
125 комментариев
Написать комментарий...
Вера Гагарина
в подаче контента и общении с клиентами перешел на «ты»

Вот это зря :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kalinin
Автор

Почему? Сработало же )

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Это ошибка выжившего: может сработало что-то другое на самом деле. Но когда со мной на ты в тексте — это прям дно. Копирайтеров даже учат так не делать никогда ни для какой аудитории :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
122 комментария
Раскрывать всегда