Бывший таксист открыл кожевенную мастерскую в Красноярске с выручкой до 300 тысяч рублей в месяц
Основатель фирмы Heritage, где все вещи делают вручную, — о том, как, живя в Сибири, шить из лучшей кожи в мире, об общении с клиентами на их языке и планах на международный рынок.
Макс Сиделев живет в Красноярске. В 2016 году он бросил работу курьером и начал шить вещи из натуральной кожи: кошельки, монетницы, сумки, ремни для часов.
Кожу он покупает в США, а все вещи делает вручную без использования машинок. И даёт на них пожизненную гарантию.
Первое время мало что получалось, а заработок держался на уровне 10 тысяч рублей в месяц. Сейчас мастерская приносит до 300 тысяч рублей выручки в месяц. Постепенно появляются клиенты не только в России, но и из Европы и Штатов.
Через суши, диваны и бабочки
Закончив университет по специальности «учитель географии», Макс, по его словам, решил воспользоваться советом Дмитрия Медведева и найти другие способы заработка. Некоторое время таксовал и развозил суши. Еще работал грузчиком у сестры, которая занималась продажей диванов.
Однажды он познакомился с Аней. У неё была компания по продаже подарков-впечатлений: полётов на воздушном шаре, поездок на квадроциклах. Она предложила Максу оставить работу и начать своё дело.
Выбор пал на бабочки ручной работы, тогда они были популярны. Попробовав шить, Макс понял, что это занятие не для него. Довольно быстро он нашел швею, которая взяла на себя производство. А сам занялся остальным: делал дизайн, закупал ткани, фотографировал, упаковывал и продавал через группу во «ВКонтакте».
Так продолжалось около двух лет, а потом бабочки вышли из моды. И снова помогла Аня, предложив вместе шить вещи из кожи.
Бесплатные кошельки
Ребята купили оборудования и инструментов примерно на 50 тысяч рублей и начали экспериментировать. Процесс шёл мучительно, в первые три месяца не получалось абсолютно ничего.
Сложность была в том, что тогда не было практически никакой информации по теме: ни статей, ни толковых видео. Англоязычные ресурсы для новичка оказались слишком сложны. Сейчас, как говорит Макс, ситуация сильно изменилась. Появилось много видео-уроков, где можно научиться азам. Тогда приходилось разбираться самим.
Попытка пойти по старой схеме — найти специалиста, который бы занялся производством — провалилась. Макс обошел кучу сапожных мастерских, но все отказались. Проще было сделать набойку на туфле, чем за те же деньги шить кошелек.
К тому времени они с Аней поругались: денег потратили много, а результата не было никакого. Макс вернулся в курьеры и возил суши, пока ему это окончательно не надоело.
Отшив коллекцию из нескольких моделей, он выложил их во «ВКонтакте» и стал ждать продаж. Прошел месяц, никто ничего не купил.
Тогда он решил просто раздавать кошельки бесплатно. Людям, которые ему нравились, у кого была аудитория в соцсетях. Первым счастливчиком стал известный красноярский барбер Денис Юшин.
Он написал о подарке пост в Instagram. Вскоре у Макса пошли первые продажи.
Ему понравился способ продвижения — раздавать вещи популярным людям за обратную связь и рекомендацию и с этого получать клиентов. Так заработало сарафанное радио.
Помимо кошельков шил документницы, портмоне, чехлы, визитницы, браслеты и другие мелкие аксессуары. Кроме своей линейки, брался за всё, что заказывали, — от барсеток из 1990-х до БДСМ-портупеи.
Пробовал продавать офлайн: сдавал вещи в барбершопы и магазины, которые торговали хендмейдом. Но результата от них почти не было. Иногда случались хендмейд-ярмарки, где за пару дней удавалось заработать 20 тысяч рублей. Тогда он был счастлив этим деньгам — значит кому-то это всё-таки нужно.
В среднем первый год Макс зарабатывал 10–15 тысяч рублей в месяц. Днём шил, а вечером подрабатывал таксистом. Сначала шил дома, но на постоянный стук молотком жаловались соседи. На двоих с коллегой они сняли небольшое помещение недалеко от дома. Вокруг были пивнушки и ломбарды. Откладывать на развитие дела в тот период почти не получалось. На очередную закупку кожи и комплектующих приходилось занимать.
Но постепенно аудитория росла благодаря блогерам и лидерам мнений.
Победа над Gucci
Первый год он работал только на Красноярск. Казалось, надо сперва покорить родной город и уже потом думать о России и дальше. Основной площадкой продаж была (и остаётся) группа во «ВКонтакте». В то время на пике популярности были конкурсы репостов, и Макс активно их использовал. Сейчас жалеет об этом, потому что аудитория хоть и росла, но отдачи почти не было.
В какой-то момент он решил, что надо выходить на более широкую аудиторию. И тогда случилось кое-что важное.
Максу нравился один видеоблогер с аудиторией около 100 тысяч подписчиков. Он делал обзоры на одежду и разные вещи — очень эмоциональные, с шутками и матерными выражениями. Однажды под обзором на сумку Gucci Макс, что называется, «по фану», написал: «Это г***о, я сделаю лучше».
На тот момент он сшил две сумки, опыта не было, но решил выпендриться. Блогер ответил: «Давай, показывай».
Они договорились на бартер. Макс делает сумку в обмен на рекламу на канале. За образец взяли портфель на сайте Loius Vuitton за 150 000 рублей.
Макс заказал кожу в два-три раза дороже, чем обычно, обновил весь инструмент и даже нитки. Себестоимость материалов была 12–13 тысяч рублей. Страдал около месяца — опыта не было, а хотелось сделать идеально. В итоге получилась отличная сумка с инициалами заказчика. Вдобавок к ней, Макс вложил в посылку чехол для ноутбука и обложку на паспорт, разумеется, из кожи.
Скоро вышел качественный, продающий обзор, который открыл в работе мастерской новую веху.
Кошелёк — отличный или охренительный?
На Макса посыпались заказы. Но еще одним важным моментом было то, что он наконец понял, кому нужно продавать свои вещи. До этого он считал, что покупать изделия из натуральной кожи будут взрослые люди, которые хорошо зарабатывают и могут себе позволить ручную работу. Но во «ВКонтакте» такие люди не покупали.
Получив волну клиентов от блогера, который общался с подписчиками на «ты» и не стеснялся крепких выражений, Макс решил ориентироваться на молодежь 20–25 лет.
Он убрал из группы всю формальность, а в подаче контента и общении с клиентами перешел на «ты». Сухие факты оказались никому не интересны.
Были и взрослые люди, которые могли заказать сумку за 50 тысяч рублей. Но встречались снобы, которые не понимали такого подхода и писали гневные сообщения. Им Макс говорит: «Ок, вы не наш клиент. Такое бывает».
Постепенно линейка товаров разрослась: кошельки, монетницы, ремни, клатчи, ключницы, ремешки для часов, чехлы для Airpods, картхолдеры и документницы. Сумки в основном на заказ, потому что они дорогие.
Сейчас весь дизайн Макс придумывает сам. Людям предлагает выбрать из готовой палитры цвет кожи, ниток и фурнитуры.
С упаковкой до сих пор экспериментирует. Сейчас это коробка из плотного черного картона, на крышку которой приклеивается кусочек кожи в том же цвете, что и изделие, с фирменным оттиском. Внутри пара буклетов — информация об изделии, о коже, советы по уходу, а также бумага тишью и бумажный наполнитель. Перевязано всё атласной лентой.
Лучшая в мире кожа
Макс говорит, что многие конкуренты лукавят, называя свой продукт «ручной работой». Часто люди вырезают кожу вручную, но для полировки и шитья используют машинки. Это ускоряет процесс производства в пять-шесть раз. В Heritage каждый этап — только вручную. На кошелёк в среднем уходит четыре-пять часов, на сложный ремешок для часов может уйти восемь часов.
С кожей тоже всё не так просто. Три года Макс шил из итальянской кожи марки Crazy Horse. Она относительно недорогая, довольно хорошего качества и выглядит весьма винтажно. Из неё отлично получаются брутальные и небрежные вещи в стиле кэжуал.
Но, поскольку это «химка», ничего утончённого и изысканного из неё не сшить. К тому же в последнее время появилось много конкурентов, которые делают очень похожий продукт. Покупатель читает описание: «натуральная телячья кожа». Но у него не возникают вопросы: кто производитель, какая страна.
С этого года Макс осуществил давнюю мечту — стал шить из американской кожи Horween, которая считается лучшей в мире. Кроме кожи, обновил и всё остальное. Почти весь инструмент, нитки, фурнитура — фирменное, от лучших мировых производителей.
Но с новой кожей появились и проблемы. Заказывать приходится напрямую из США, как физическое лицо для личного пользования. С первого января 2019 года изменились таможенные правила. Раньше можно было ввозить на €1500, теперь только на €500, плюс ограничения по весу. С последней партией кожи были проблемы с растаможкой. Дальше Макс планирует оформлять уже коммерческую партию.
Верните цены
Три года Heritage продавал вещи по 2000–2500 рублей. И вдруг с началом 2019 года всё подорожало в два раза. Продажи сильно упали. В последние два месяца мастерская ушла в минус.
Сейчас Макс планирует вернуть часть старого ассортимента и совмещать масс-маркет и премиум.
В 2019-м случилось ещё одно важное событие. В январе наконец нашёлся квалифицированный мастер, взявший на себя производство.
Это позволило Максу сосредоточился на маркетинге, контенте и продажах. Сейчас он активно развивает Instagram, в который раньше просто дублировал посты из «ВКонтакте». Создал канал на YouTube. Разобраться с Facebook до сих пор не доходят руки. А с контентом во «ВКонтакте» приходится экспериментировать. Убирать или оставлять мат — главный вопрос.
В планах запустить сайт, увеличивать объёмы и повышать качество. Например, помимо кожи Horween, которая дороже остальных примерно в четыре раза, можно использовать Сordovan, которая дороже в двадцать раз. Это даже не кожа, а мышечный слой, проходящий очень сложную обработку.
Также в ближайшем будущем Макс рассчитывает поднять продажи за границу. Первые клиенты в Европе и США уже получили свои кошельки из Сибири.
Годно. Но мат из инсты надо убрать. "Охренительно" ещё куда не шло, но не то что вы пишете. В маркетинге хорошо идти по грани, но не сильно за ней.
Имхо такое.
Хотя счас мат на хайпе, что плохо. И тема л. и шнур поддерживают интерес, что не гуд.
Сейчас не мат в тренде, а человеческое общение без остопиздевшей мишуры.
Можно общаться и по-человечески, и интеллигентно одновременно
Сидит пионер в трамвае. Рядом старушка чихнула.
— Будьте здоровы, бабушка!
— Да я, внучек, слава богу, здорова. Это я чихаю оттого, что табачок нюхаю...
— Да по мне так хоть хуем подавилась, но пионер должен быть вежливым!
Онастопиздевшей
Как говорила моя бабуля