{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Приносит ли сейчас доход компьютерный клуб: монолог владельца интернет-кафе с 14-летним стажем Статьи редакции

Кирилл Савин — о том, как бизнес живёт в эпоху повсеместного доступа к сети.

У меня два высших образования. Первое — медицинское. Я выучился на хирурга, и незадолго до окончания вуза у меня появилась семья. Врачебной зарплаты не хватало, поэтому я стал искать альтернативные источники дохода.

Мне казалось, что я умею рисовать и разбираюсь в компьютерах, поэтому в 1998 году пошёл дизайнером в рекламное агентство. Проработать там долго не получилось — оно загнулось.

Тогда я ушёл в бизнес: устроился в первый в России интернет-магазин ювелирных изделий (его название Савин не раскрывает — vc.ru), который тогда только запускался.

После запуска ещё какое-то время поработал там, а потом снова сменил несколько мест — все они так или иначе были связаны с техникой и ИТ. Например, ныне закрывшийся салон сотовой связи «Техмаркет».

Мне нравилось, но иногда не хватало знаний в этой области — так я пошёл учиться и получил второе высшее. Я закончил факультет управления информационными системами в Государственной академии управления (сейчас Государственный университет управления — vc.ru).

После обучения понял, что не смогу больше работать по найму — стало слишком тесно. Так мы с бывшим коллегой из «Техмаркета» решили открыть свой бизнес. Это было в 2005 году.

Салон, в котором мы с ним работали раньше, находился в Домодедово. Когда он закрылся, администрация аэропорта захотела сделать на своей территории интернет-кафе.

У них оставались наши контакты. Администрация связалась с нами и сказала: «Ну что, ребята, надо делать». Мы взяли и сделали.

Компьютерный клуб в Домодедово

От клуба — к сети

Тема оказалась бомбической: огромный поток людей, постоянный проходняк, кому в интернет выйти, кому что-то распечатать или сделать ксерокопию — дело требовало много времени и внимания, но шло хорошо.

В то время интернет-кафе по большей части находились в подвалах, где были низкие потолки и отвратительная циркуляция воздуха. Такие кафе посещали в основном маргиналы, а мы с коллегой хотели не этого.

Мы понимали, что есть аудитория, которой нужно отправить почту или просто выйти в сеть, но она не пойдёт в эти гадюшники. Поэтому мы решили открывать заведения только в торговых центрах и аэропортах — и до сих пор придерживаемся этого правила. В таких местах есть своя охрана, аудитория — всё уже налажено.

Бизнес начинали с собственного капитала, не было никаких займов. Кроме того, у нас были партнёрские отношения с «Билайном» и «Мегафоном» — они брендировали наши точки, что давало больше возможностей для роста.

Компьютерный клуб сегодня

Компьютеры на первых точках стояли от IBM, оперативной памяти — 2 Гб, не больше. Для тех времён это было очень хорошо. Я подбирал их по так называемому принципу достаточности: я знал, что для первой Dota или для Counter Strike нужны определённые системные требования. Тогда я пошёл к поставщику, мы собрали подходящий компьютер, протестировали. Всё прекрасно работало, и я купил партию.

Мы никогда не модернизировали и не ставили Mac — они красивые, но неудобные. К тому же людям, которые в основном работают на Windows, будет сложно переключиться на что-то другое. Меня просто не поняли бы клиенты.

В 2006 году популярность «подвальных» клубов упала, но мы тем не менее жили, а не выживали. Были клиенты, были игроки, но в то же время было заметно, что интерес снижается. В то время проходимость составляла 100–150 человек в день.

С другой стороны, конкуренция поубавилась, многие клубы закрылись, и тогда мы начали планомерно окутывать город. Каждый год открывали по точке. Самая старая (не считая интернет-кафе в Домодедово) — это клуб в торговом центре у метро «Молодёжная».

Мы открыли её в 2007 году. Установили 15 компьютеров по $700 (около 18 тысяч рублей за компьютер по курсу того года — vc.ru), а всего в точку вложили 1 млн рублей.

Выручка клуба в то время составляла 300–350 тысяч рублей в месяц, час за компьютером стоил 100 рублей. Потом подняли цены за час до 120 рублей, но выручка одного клуба выросла ненамного. Сейчас она составляет 350–400 тысяч рублей в месяц.

Все точки находились в торговых центрах недалеко от метро «Молодёжная», «Планерная», «Водный стадион», «Свиблово». В 2011 открыли вторую в аэропорту — на этот раз в Шереметьево. На пике у нас было 15 клубов.

За электроэнергию мы платим мало — около 1500–2000 рублей в месяц. Куда больше стоит интернет, на него уходит около 15 тысяч рублей за 15 компьютеров. На точку мы ставим 15–20 штук — как показывает практика, этого хватает.

Всё шло нормально ровно до кризиса. В 2015 году закрыли точки в обоих аэропортах. Причина простая: аренда, которую мы платили в евро, поднялась ровно в два раза и оказалась неподъёмной, а каких-либо уступок от руководства аэропортов мы не получили. А вот кризис 2008 года нас никак не затронул.

Клиенты

Меня часто спрашивают, зачем нам этот бизнес: «Кто вообще к вам ходит?». Для меня ответ прост: люди дома тоже варят кофе, но количество кофеен от этого не уменьшается.

К нам приходят за антуражем, чтобы поиграть без лишних раздражителей. Что интересно, стабильной аудитории, за исключением постоянных посетителей, нет — она меняется от года к году.

В самом начале приходили в основном те, кому нужно было проверить почту. Потом стали появляться офисные клерки, которым на работе закрывали доступ в Facebook и в «Одноклассники» — в те времена не было широкодоступного мобильного интернета.

После пришли те, кому нужен был Skype, а после настало время игроков. Потом была эра мимимишных RPG вроде World of Warcraft, League of Legends.

Затем к нам стали приходить игроки World of Tanks. Было очень много солидных бородатых мужчин, которые брали пиво на соседнем с интернет-кафе фуд-корте и садились играть.

Однажды я подошёл к одному познакомиться, спрашиваю:

— А почему вы дома не играете?

— Да очень просто. Вот у вас есть дети?

— Да, есть.

— И у меня есть. А теперь представьте себе, я приду после работы, налью себе пива и сяду играть. Меня просто не поймут: надо же поиграть с детьми. А мне после работы хочется немного в тишине посидеть.

Этот мужчина, кстати, был продвинутым танкистом: замечательные танки, полно танкового золота. Сидел там, рубился.

Сейчас новая итерация: это и Counter Strike, и Dota, PUBG, Fortnite и так далее. Индустрия постоянно меняется.

Отборочный турнир школьной лиги по Dota 2

Сам я тоже играл. Начинал, как и все айтишники, c Doom. Сейчас я знаю все тренды, но сам не игрок, последний раз играл в Mass Effect 3. У меня нет желания погружаться в виртуальный мир, чтобы попасть в другую реальность.

Но своим детям (у меня три сына) я обязательно ограничиваю игровое время. Максимум час или два в неделю — и то, если они достигнут успехов в учёбе.

Некоторое время назад средний сын играл в разы больше, его затягивал игровой процесс, но перестала «затягивать» жизнь. Сейчас я вижу, что ограничение даёт плоды: сын делает большие успехи в робототехнике и программировании.

Я хочу выйти из этого бизнеса. Одна из причин — это его деструктивное влияние на людей. Я знаю, видел игроманию и не хочу способствовать её развитию.

Как и у всех вещей или явлений, у киберспорта и игр есть две стороны. Первая помогает развивать реакцию, мышление, аналитический ум, в то время как вторая заставляет детей воровать деньги у старших, приходить в компьютерный клуб и подчистую их просаживать.

Иногда к нам приходят родители с просьбами вернуть их деньги. Пару месяцев назад, например, пришёл папа с ревущим сыном лет тринадцати, который просадил четыре с чем-то тысячи. Мы подняли логи, и это оказалось правдой. Деньги вернули — это всё-таки моральная ответственность.

Ещё была неприятная ситуация, когда пришла мама мальчика, что играл у нас, и начала на весь ТЦ кричать и угрожать подать на нас в суд. Меня тогда не было на месте, я приехал. Она стоит напротив меня и ругается: «Вы развращаете моего ребёнка!».

Я пытался ей объяснить, что ни о каком разврате речи быть не может — у нас стоит файрвол, который блокирует нежелательный контент. Помимо наших принципов, за соблюдением норм следит прокуратура, которая раз в год приходит и проверяет всё от и до. Переубедить её в итоге не получилось — даму увела полиция.

Была ещё история, как в одном из наших клубов ночью, когда торговый центр был закрыт, какие-то парни вырвали ломом болты, которыми компьютеры прикручены к столу — это обязательная мера защиты.

Причём они не украли компьютер, а просто вскрыли железо и утащили видеокарту. Краж у нас очень мало: охрана ТЦ не пропускает сомнительных личностей, а украсть что-то в компьютерном клубе в дневное время едва ли возможно.

Бывает, что приходят люди, которые разговаривают через компьютер с богом или пишут письма президенту, причём вслух. Особенно часто такое происходит весной и осенью, когда обостряются все психические заболевания. В таких случаях мы не просим гостя покинуть клуб — к нему подходит администратор и просит быть потише.

Если кто-то заливает клавиатуру, мы не штрафуем. Я не считаю залив чем-то ужасным. Когда такое случается, то гость сам начинает извиняться, переживать, предлагает какие-то деньги.

Нам важнее человеческие взаимоотношения. Мы понимаем, что клавиатура — мембранная, её нужно просушить, и всё — это очень просто. Лояльность путём штрафов не заработаешь.

Если что-то ломается, у нас есть поставщик, который с 2010 года поставляет комплектующие. Апгрейд компьютеров мы проводим не оптовый, а по необходимости. С играми то же самое: ежедневно в каждом клубе утро начинается с обновлений и переустановок.

Последний капитальный апгрейд мы закончили в 2018 году. Сейчас у нас стоят видеокарты GTX 1050 и 1060 (стоимость GTX 1050 — до 11 тысяч рублей, а GTX 1060 — до 27 500 рублей — vc.ru). Как показывает практика, их хватает, хотя всё всегда зависит от игры.

Тренды

За всё моё время в бизнесе технически на него оказали влияние две вещи: VR-технология и киберарены. Первые арены появились в районе 2017 года, и для меня эти заведения были удивительны — я не понимал, для чего они нужны.

Долгое время они стояли пустые, туда просто никто не ходил, а потом киберспорт в России внезапно стал популярен. Причём настолько, что даже Тимати, который, кажется, развивается во всех популярных направлениях сразу, открыл Black Star Gaming.

Чемпионат Москвы по Hearthstone от Black Star Gaming, 2017 год Black Star Gaming

Но появление арен на компьютерные клубы не повлияло. На аренах всегда нужно ставить очень дорогую и самую современную технику, которая будет гарантированно долго окупаться.

К тому же срок жизни компьютеров маленький, и то, что сегодня быстро, через год уже считается медленным. Если раньше на апгрейд оборудования мы тратили в районе 6000 рублей в месяц, то сейчас сумма достигает 400–500 тысяч рублей.

С VR другая история. Сама по себе это очень классная тема. Мы проводили эксперимент: поставили два шлема, но спроса на них не было.

Думаю, что, во-первых, причина провала VR в компьютерных клубах кроется в высокой стоимости, которую не все готовы заплатить. Во-вторых, геймерам попросту неудобно играть. Они привыкли использовать клавиатуру, а крутить головой в очках — это тяжело и непривычно.

Кроме того, у меня, например, есть проблемы с вестибулярным аппаратом: меня начинает подташнивать, когда я надеваю очки. Переход из одного мира в другой комфортен не для всех.

Сейчас появилось ещё одно новшество — Google Stadia. Это потоковая платформа — Netflix от игрового мира. Ничего не нужно устанавливать, все игры работают в облаке.

Нам предлагали протестировать платформу, но мы отказались. Люди хорошо идут на то, что им знакомо, и с опасением относятся ко всему новому, поэтому в этом случае риски себя не оправдывают.

Google Stadia

Сейчас я постепенно ухожу из бизнеса — половину сети мы уже продали. Покупатели — молодые предприниматели до 30 лет. Они ищут дополнительный источник дохода, который не требует времени на раскрутку и покупают готовый бизнес.

Пятнадцать лет в сфере — это круто. Сейчас я развиваю школу робототехники, а интерес к старому делу стремительно угасает. Я люблю менять мир вокруг себя. Мне нравится создавать новое, вдыхать в него жизнь, но если запал исчез, то ничего хорошего уже не выйдет — надо прощаться.

0
94 комментария
Написать комментарий...
M Bot

Что за ерунда, простите?

2005 год – "одного из первых компьютерных клубов"? Уже в 2000 в Москве была куча интернет-кафе, и ни в каких не "в подвалах", а в нормальных проходных местах.

Автору не хватало на семью денег на работе, поэтому он на несколько лет пошел получать второе высшее, логично.

В хронологии тоже какая-то каша. Сначала приходили игроки World of Tanks (год выхода: 2010), а "потом" игроки World of Warcraft (дата выхода: 2004), а уже "потом" Counter-Strike (2000 г.). На самом деле разумеется в две последние народ играл задолго до появления танков, а конкретно в клубах именно в CS. Что означает "онлайн-игры" как характеристика последней группы, другие что, не онлайн? В целом от текста ощущение, что автор злоупотребляет веществами.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Korablyov

Давно же известно, что комплуктеры губительны для здоровья

Ответить
Развернуть ветку
Useforlogin

Не, тут дело не в датах выхода, а в популярности. Тот же CS сейчас сильно популярнее, нежели несколько лет назад.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Valentin Dombrovsky

Сеть «Кафемакс» была довольно популярной, например. И это были отнюдь не «кафе в подвалах с плохой циркуляцией воздуха».

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раиса Кривопалова

Подтверждаю. Сама ходила в легендарный клуб Орки, который открылся в Москве в ~ 98 году!

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Pavel Zamyatin

Полностью поддерживаю. Спускали все карманные деньги в школе на CS в клубе еще в 2000. Ни во что другое в принципе в тот момент там практически и не играл никто.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dembovski

Да, в 2000м уже, в самом центре, в ТЦ Охотный Ряд был очень крутой по тем временам клуб Time Online. С автоматической системой учёта времени, кучей сопутствующих услуг и мощными компьютерами. Ездил туда из Подмосковья за новой музыкой.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Стерх

Статья сплошная духота. Никаких интересных ламповых моментов, или технических костылей (которые было бы интересно почитать, как например один парень расписывал как они в клубе ставили везде линукс и тонкий клиент). Еще и охуительные истории про игроманию, про гугл, все собрали.

Ответить
Развернуть ветку
color

Google Stadia предлагали потестировать местной малоизвестной сети компьютерных клубов (при том что Stadia работать в России НЕ БУДЕТ).

Почему я в это не верю?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ilya Burmakin

вот это были времена. покупал журналы с игроманией, собирал диски оттуда, с патчами, фиксами, плагинами, демками. пересматривал обзоры с видеомании, а атмосфера в клубах была неповторимая

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Tinitilov

Не сразу заметил "чувака" прикленого к потолку изолентой)

Ответить
Развернуть ветку
Action X

В начале года открыл компьютерный клуб. Население города около 80.000 тысяч человек. Находимся почти в центре. Арендуем помещение около 66 м2 - обычная пятиэтажка, Пере этаж с отдельным входом. В первой комнате - 10 пк(видеокарта gtx1060), во второй - два телика самсунг(55дюймов 4к) и две приставки(PS4pro). Вложил около 12.000 $(Будет интересно - распишу детальнее). На данный момент убыточно, за исключением марта месяца.

Ответить
Развернуть ветку
Дина Игликова

Очень интересно можно по подробнее

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Поворин

Кальяны попробуйте поставить к приставкам, если возможно конечно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander Burtsev

Такие статьи нужны vc

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Константин Панфилов

Интересно, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Максим Мальченко

Привет, в 2020 вышли в плюс?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр К

Интересно , можно поподробней ! 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zhirnov

Увидел название статьи, вспомнил как в школе бегали в компьютерный клуб, находящийся в подвале, мы называли его "бомжатник" :) Думал прочитать что-то интересное, а тут сплошная вода. А о вреде компьютерных игр- это вообще /facepalm.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Savvinykh
одного из первых компьютерных клубов в Москве

Лол)

Ответить
Развернуть ветку
poly hasta
одного из первых
2005

Дальше не читал.
В 99 году в Череповце (!) после школы играл на (сэкономленные карманные конечно же) в Кваку и СтарКрафт в клубе "Бонус". Москва, думаю, в этом плане не отставала.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пихаров

В 2002 чемпионом мира по Квеку стал русский из Москвы, но он, наверное, играл в самом первом клубе!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Николай Щедронов

Открыл статью, так как узнал одно из фото. А так хочу рассказать о своем первом опыте общения с компьютерным клубом. Это был 99 год. Тогда везде был великий Windows 98. Ничего не зная о компах я в 13 лет зашел с другом в один клуб. Поиграв, мы узнали, что у них есть клубные карты (с включенными, более дешевыми часами), при покупки карты мы получили их визитку, где админ поставил свою подпись и сколько клубных часов осталось. Не долго думая мы где-то смогли (не помню как) намутить еще пару их визиток. Дальше дело техники, админы у них работали по сменам.... так я узнал, что такое lifehack =)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kolygin

+ за ностальгию
- за фиговую подачу материала
= хз

Ответить
Развернуть ветку
Панас Мирний

"Некоторое время назад средний сын играл в разы больше, его затягивал игровой процесс, но перестала «затягивать» жизнь. Сейчас я вижу, что ограничение даёт плоды: сын делает большие успехи в робототехнике и программировании."- он серьёзно считает программирование реальной жизнью?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

всяко лучше чем гамацца

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Vamid Met

"администрация аэропорта захотела сделать на своей территории интернет-кафе.
....Администрация связалась с нами и сказала: «Ну что, ребята, надо делать».

Вот так просто в один из крупнейших аэропортов, Really??

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лахаев

- Мам, ну я не хочу!
- Надо делать, сынок

Ответить
Развернуть ветку
Степан

Так приносит клуб доход или нет? И если приносит, то какой?

Ответить
Развернуть ветку
Useforlogin

Го даст я создал

Ответить
Развернуть ветку
Нюська Абрамова

- го, пацаны, я создал! (Нер'зул о тёмном портале)

Ответить
Развернуть ветку
SocialWarrior

Арена и ОК Клуб в Мск наше все

Ответить
Развернуть ветку
Мансур Гайнетдинов

"Но своим детям (у меня три сына) я обязательно ограничиваю игровое время. Максимум час или два в неделю — и то, если они достигнут успехов в учебе"

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

да, на этом моменте такое чувство что папа отдалился от детей :)
час в неделю )
у меня ребенок в 2 года больше времени за планшетом проводил, и считаю это нормой.
в любом случае уверен что его пацаны гамают во что хотят на мобилах. комп щас нахер не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Eugene I. Bel

в заурядном пдмсквном городке уже в 2001 году был отличный компьютерный клуб с хорошей мебелью, уютным лобби, хорошей вентиляцией, высоким потолком и социально ответственными работниками.

Ответить
Развернуть ветку
hal99

Про самый первый компьютерный клуб писал журнал "Наука и Жизнь" в 1987 или 1988 году, там Микроши стояли. Я с 1987 ходил в местный педвуз на компьютерный кружок.
Самые вторые открывали по всей стране кооператоры, примерно год-два спустя, там обычно стояли Атари 65ХЕ или СПЕКТРУМЫ.

Ответить
Развернуть ветку
Nicolas _

Флудешь какой то. Сколько бабок с одной точки?!
В некоторых ТЦ действительно стоят очень хорошие компы+мониторы+аксессы+кресла, школьники там играют, посмотрел на цены и очень сильно удивился, час стоит 100р, а можно взять абонемент (5к месяц/безлимит). Коворкинг стоит дороже, а тут у тебя машина за 250к! Как они окупаются загадка, спонсорство от производителей наверно...?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Burtsev

Как сейчас помню в Якутске первый и единственный клуб Дестен: doom, quake, CS1.5. Все сэкономленные на обедах деньги оставлял там. Старшеклассники прямо у входа «разворачивали» малышей с честно украденными у родителей. Эх.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Alexandrovich

Каждые выходные ходил туда на ночь с ребятами 😄

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Konstantin Shishkin

Лучше дочь геймер, чем сын программист :)

Ответить
Развернуть ветку
Topre

В ТПУ на Планерной постоянно вижу народ за компьютерами, никак не мог понять, кто вообще туда ходит. В целом я по-прежнему не понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
William Nash

концовка драматичная :(

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Smirnov

Молодежную нынче не узнать, и только этот "клуб", в виде столов с компами, окружающими лестницу, вечен. Реликт просто.

Ответить
Развернуть ветку
DaemonHK

World of Warcraft не мимишная RPG!!!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Скоркин

Открыл клуб в Московской области, поставил 11 ПК с очень хорошим железом, место выбрал на окраине города, но возле общежития. Работаем третий день, клиентов почти нет. Думаем что ошиблись с местом, потому что у конкурентов все ок...

Ответить
Развернуть ветку
Антон Скоркин

Студенческое общежитие на десять тысяч человек почти не приносит прибыли к величайшему удивлению (или слишком мало времени прошло)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Pominov

Тут не все так однозначно. Продукт от котором никто не знает не будут покупать. За сколько месяцев перед открытием вы начали заниматься маркетингом?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Решетняк
> Сейчас появилось ещё одно новшество — Google Stadia. Это потоковая платформа — Netflix от игрового мира. ..

Эм.. Что?) Как эти две вещи связаны?)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Mikhalev

сумбурный пост , но Black Star Gaming загуглил ..

Ответить
Развернуть ветку
Mihail Kvly

Интересная художественная статья. Не советую серьезно к ней прислушиваться, как минимум с комментариев можно понять что на хайпе уже сеть не построишь.
А вот как раз моменты как VR или же стриминговые платформы нельзя исключать из доп.печенек клуба.
Чтобы построить прибыльный бизнес, на одном железе уже не выедешь.
Кстати ребята кто ищет советов как построить успешный компьютерный клуб напишите на почту SENET.
Там ребята разработали ПО для компьютерных клубов, но суть в том что начинали они сами с успешной сети компьютерных клубов и есть опыт.

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда