Офлайн Никита Евдокимов
81 943

Что происходит с LavkaLavka: уход сооснователя, долги поставщикам и сотрудникам и раздел бизнеса

Два года назад руководство фермерского кооператива увлеклось криптовалютным проектом: он оказался неудачным и привлечённые деньги закончились.

В закладки
Аудио
Борис Акимов, сооснователь LavkaLavka

Один из трёх сооснователей LavkaLavka Александр Михайлов покинул компанию в начале мая 2019 года. Об этом сообщил vc.ru другой сооснователь проекта Борис Акимов.

У компании долги перед поставщиками: по данным «Контур.Фокус», с осени 2018 года против LavkaLavka подано семь исков на общую сумму 1,4 млн рублей. Ещё один иск на 1,7 млн подан против дочернего юрлица LavkaLavka — ООО «Биокоин».

Неизвестно, кто именно будет отвечать по этим обязательствам: у кооператива запутанная структура, и в 2018 году LavkaLavka разделилась на четыре юридических лица, которым отошли магазины и сайт.

Финансовые проблемы компании продолжаются уже несколько лет, а побочные проекты (например, строительство производственных цехов в Мурманской и Тульской областях и система лояльности на блокчейне) так и не запустились.

Несмотря на это, в 2019 году Борису Акимову удалось найти нового стратегического инвестора — бывшего миноритарного партнёра LavkaLavka (его имя он не раскрывает).

Мы изучили историю LavkaLavka и пообщались с Борисом Акимовым, инвесторами, бывшими сотрудниками компании, а также с поставщиками, которым остался должен кооператив.

Содержание

  • Глава 1, в которой два друга решили поддержать местных фермеров.
  • Глава 2, в которой LavkaLavka превратилась в культурный феномен и обрела популярность.
  • Глава 3, в которой компания начала отвлекаться на побочные проекты.
  • Глава 4, в которой потребители столкнулись с падением качества сервиса, а поставщики — с задержками платежей.
  • Глава 5, в которой LavkaLavka, несмотря на внутренние проблемы, решила выпустить свою криптовалюту.
  • Глава 6, в которой рассказывается о последствиях этого решения.
  • Глава 7 — о том, что происходит с кооперативом сейчас.
  • Глава 8, в которой Борис Акимов затеял новый проект.

Гастрономическая революция

«С самого начала мы пытались строить бизнес, отталкиваясь от интересов фермеров», — рассказывает в интервью vc.ru сооснователь LavkaLavka Борис Акимов.

Компания появилась в 2009 году, когда Акимов разочаровался в продуктах из супермаркетов. Он называл продовольственное изобилие иллюзией: вроде времена дефицита остались в прошлом, еды на прилавках много, а выбирать не из чего.

Он начал в свободное время (тогда Акимов работал журналистом изданий «Афиша» и «Сноб») искать качественные продукты: объезжал московские рынки в поисках фермерского мяса, овощей, зелени и фруктов, а заодно знакомился с продавцами и владельцами хозяйств.

Постепенно друзья и знакомые начали оставлять ему заказы. Одним из них был разработчик Александр Михайлов. У них с Акимовым возникла гипотеза: наверняка в Москве есть много людей, которые хотят питаться деревенским мясом, но не хотят тратить время на поиск фермеров и поездки за покупками.

Тогда два приятеля решили открыть интернет-магазин фермерских продуктов с доставкой. Однако они не были уверены в успехе идеи и для проверки создали ЖЖ-страницу под лозунгом «Поддержи местного фермера» — и с помощью неё стали собирать заявки.

Со временем количество заказов выросло, и партнёры уже не справлялись — тогда они наняли продавца Василия Пальшина, который спустя несколько месяцев получил 30% компании, а у Михайлова и Акимова осталось по 35%.

Роли распределились так: Пальшин отвечал за операционную деятельность и развитие, Михайлов — за финансы, а Акимов — за идеологию, маркетинг и продвижение.

Основатели LavkaLavka: Василий Пальшин, Александр Михайлов и Борис Акимов, 2009 год Лиза Жицкая

Акимов с самого начала ориентировался на сегмент верхнего среднего класса. Он понимал, что для этой аудитории важна эстетика, и поэтому старался создать антураж — будто они заказывают деликатесы в старинной купеческой лавке, пусть и через интернет.

Предприниматель уделял большое внимание внешнему виду товаров — упаковывал дичь и другие продукты в крафтовую бумагу, скреплял фирменной наклейкой, оформленной в старорусском стиле с цитатами о еде, а также старался установить с клиентами личные отношения.

Кроме того, Акимов заручился поддержкой совладельца и главного редактора «Сноба» Владимира Яковлева, который разрешил журналисту писать о «Лавке» и своих гастрономических открытиях (вроде блюд из мяса цесарки) на сайте издания в рубрике «Еда».

И хотя товары «Лавки» в среднем стоили в несколько раз дороже рыночных, проект нашёл свою аудиторию, а годовая выручка компании к концу 2009 года приблизилась к 1 млн рублей.

Феномен популярности

В 2010 году Акимов и Михайлов привлекли инвестиции от друзей (точная сумма неизвестна) и запустили первую офлайн-точку — на территории модного бизнес-квартала «Арма», в котором в то время располагалась редакция «Сноба».

Пространство было одновременно штаб-квартирой LavkaLavka, точкой самовывоза заказов и центром притяжения для гурманов.

Там основатели LavkaLavka устраивали мероприятия. Например, реконструировали обед семейства Льва Толстого, взяв за основу рецепты из поваренной книги его супруг, или обед Собакевича и Чичикова из «Мёртвых душ».

А кроме того, проводили гастрономические вечера, на которых готовили известные люди (например, журналист и писатель Александр Генис), и приглашали именитых поваров.

Проект из «купил гуся у фермера и сделал наценку в 100%» превратился в культурный феномен, а пространство на «Арме» — в центр силы для творческой интеллигенции.

Реконструкция обеда Льва Толстого Фото Кирилла Лагутенко

В том же 2010 году компания потратила 120 тысяч рублей и запустила собственный интернет-магазин, а основатели уволились с основных работ и стали посвящать проекту всё время.

LavkaLavka стремилась создать у покупателей ощущение, что они берут товары непосредственно у фермеров.

Все продукты были «именными» — от фермеров: в интернет-магазине продавалась не просто ряженка, сёмга и цыплята, а ряженка от Нины Козловой, сёмга от Андрея Курбатова, цыплята от Андрея Овчинникова.

Компания по-прежнему выступала в роли перекупщика — покупала товары у фермеров (к 2010 году их было уже чуть больше десяти) и перепродавала с наценкой. Тем не менее LavkaLavka торговала вкусными и качественными продуктами, которые хвалили покупатели.

Со временем основатели LavkaLavka столкнулись с проблемой: как именно отбирать фермеров и продукты. Раньше они ориентировались прежде всего на свой вкус, а заодно — на открытость поставщика.

Но им требовалась более формальные требования, и тогда они в 2011 году с помощью специалиста по экологическому производству Давида Явруяна разработали «Систему экологической сертификации» для фермеров кооператива.

Она учитывала ландшафт местности, удалённость от промышленных предприятий, технологии обработки почвы, содержание и забой животных и так далее.

LavkaLavka организовала собственную лабораторию контроля качества, которая с помощью ежегодных выездных проверок оцениваила, соответствуют ли критериям «Системы» хозяйства фермеров. Инспекция была платной и составляла от 20 до 30 тысяч рублей за визит проверяющего.

Чтобы получить возможность торговать в LavkaLavka, хозяйство фермера должно было соответствовать минимальному уровню — С1 (максимальный — С5).

Уровень C1 запрещал использовать ГМО-растения и семена (даже в качестве корма для животных), содержать животных в негуманных условиях, применять гормоны роста, а также вредные для здоровья средства дезинфекции и защиты растений.

Однако на этом уровне фермер мог в исключительных случаях использовать гербициды и пестициды, химические удобрения и антибиотики.

Покупатели доверяли LavkaLavka — во многом благодаря харизме Бориса Акимова. Он стал одним из первых предпринимателей, который превратил свой бизнес в реалити-шоу, открыто рассказывая в блоге и соцсетях о планах, проблемах, удачах и неудачах.

Акимов создавал себе образ «крепкого хозяйственника», который не просто продаёт фермерские продукты и сам разводит гусей и уток, но занимается возрождением русской деревни.

Предприниматель рассуждал так: за последние 40 лет деревни обнищали, но если горожане будут покупать фермерскую продукцию, у селян появятся деньги на развитие хозяйств, и тогда наступит расцвет, а российская глубинка станет такой же ухоженной, как французская.

«Сегодня вы едите ряженку с корочкой — а завтра в деревне семья строит новый молочный цех. И вы точно знаете, где и кто строит этот цех. Вам вкусно, вам приятно — вы соавторы новой жизни в деревне», — говорил он.

Кроме того, основатели LavkaLavka умели привлекать внимание без затрат на маркетинг. Например, в 2013 году с Дома на набережной пропал знаменитый логотип компании Mercedes.

Они быстро сориентировались и опубликовали в соцсетях отредактированный снимок — будто его заменили на «человечка с вилами» — талисман LavkaLavka. Запись быстро стала вирусной.

К концу 2014 года LavkaLavka превратилась из ЖЖ-блога в компанию. В ней уже работало 149 человек (годом ранее — 54 сотрудника), проект открыл свой производственный цех на территории Таганского мясокомбината, офис, а также четыре розничных магазина в Москве.

Количество позиций на сайте превысило 1500, а годовая выручка составила почти четверть миллиарда рублей. А затем наступил кризис.

Праздник во время чумы

Со второй половины 2014 года курс доллара начал стремительно расти. В начале октября он составлял 39 рублей, в конце декабря — 50 рублей. Средний курс за 2015 год превышал 61 рубль.

Покупательная способность людей упала: по словам директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой, в 2015 году оборот розничной торговли снизился на 10%, а в 2016 году — ещё на 5,2%.

Казалось бы, продукты LavkaLavka покупают люди с высоким достатком, и кооператив не столкнётся с паднием выручки. Однако аудиторию компании захватил «ВкусВилл».

В 2015 году основатель компании Андрей Кривенко изменил стратегию: если раньше он открывал точки по продажам молочной продукции под брендом «Избёнка», то в тот год стал особенно активно запускать магазины с широким ассортиментом продуктов для здорового питания под брендом «ВкусВилл».

Цены ритейлера были выше, чем в «Перекрёстке», «Магните», «Пятёрочке», но гораздо ниже, чем в LavkaLavka. Покупатели LavkaLavka возмущались: в обычных супермаркетах килограмм картошки стоит 25 рублей, во «ВкусВилле» — 75 рублей, а в кооперативе — 175 рублей.

За 2015 год компания открыла 60 магазинов «ВкусВилл», а их общее количество превысило 100, не считая ещё 300 магазинов под брендом «Избёнка».

«На изменение рынка нужно адекватно и креативно реагировать. Возможно, мы не совсем уловили момент, когда нужно меняться», — отмечает Борис Акимов в интвервью vc.ru.

Магазин «ВкусВилл»

Однако в то время LavkaLavka не замечала угрозы и вкладывала деньги в сторонние проекты. Например, решила открыть цех в Териберке — маленьком селе в Мурманской области.

В 2015 году режиссёр Андрей Звягинцев выпустил «Левиафан» — фильм о жизни полуразрушенной деревни на российском севере, большая часть съёмок которого проходила в Териберке.

Когда картина получила «Золотой глобус», туда отправились журналисты и фотографы из Москвы, а пользователи Facebook начали дискутировать — как можно жить в таких условиях.

Борис Акимов не мог не воспользоваться ажиотажем и запустил проект по возрождению села. Он хотел взять Териберку и «воспользоваться самым главным её потенциалом — нынешней известностью».

Вдохнуть в неё жизнь. Найти там точки роста. Провести краудфандинг-проект и перезапустить там всё. Новые аквафермы, туризм, кафе с местными морскими ежами, треской и мидиями, гостиницы, фестиваль современного искусства, бег вдоль арктического моря, ветряки. В общем, сделать из Териберки райское место.

Борис Акимов
из публикации «Афиша Город»

Предприниматель запустил краудфандинговую кампанию и собрал 356 тысяч рублей на организацию фестиваля «Териберка. Новая жизнь»: в село приехали музыканты, артисты, художники, спортсмены и предприниматели. Последние — чтобы обсудить развитие местных промыслов.

Во время фестиваля «Териберка.Новая жизнь», 2017 год Фото Константина Грибова

В конце 2016 года эти идеи вылились в программу по организации в Териберке производственного экокластера. LavkaLavka планировала открыть в деревне цех по переработке тундровых ягод и грибов, а также предприятие по производству морской соли.

Стоимость работ компания оценила в 603 млн рублей. Из них 229 млн рублей планировала привлечь с помощью частных инвесторов — LavkaLavka пообещала им доходность в размере 33% годовых.

Эти планы так и остались на бумаге: ни одно из предприятий построено не было, рассказывает журналист мурманского телеканала «ТВ-21» Дарья Монастырёва.

Лавкинцы позиционировали себя как «улучшатели» и борцы с «Левиафаном российской глубинки».

Обещали начать с уборки мусора в посёлке — большая проблема в Териберке, построить солеварню, организовать поставки фермерских продуктов Баренцева моря, ратовали за изменение закона о прибрежном рыболовстве, чтобы местные рыбаки могли торговать своей рыбой, построить нормальную дорогу до Териберки, сейчас последние 40 километров — плохая грунтовка.

Но в итоге запомнились только фестивалем.

Дарья Монастырёва

В 2018 году LavkaLavka отказалась от проведения фестиваля — не хватило денег, хотя правительство Мурманской области выделило на это 3 млн рублей. Спонсоров привлечь не удалось, а тратить свои средства кооператив не мог из-за «экономической ситуации в стране», — пояснял Борис Акимов.

В итоге правительство области поручило делать фестиваль телеканалу «ТВ-21». В 2019 году фестиваль также пройдёт без участия LavkaLavka.

Четвёртый фестиваль многие поддержали, просто потому, что организаторы — «не Лавка». Оказалось, москвичи многим наобещали «золотые горы», не выходили на связь с партнёрами и так далее.

У нас получилось организовать душевное мероприятие, приехало почти 5000 человек. В предыдущие годы приезжали несколько сотен.

Дарья Монастырёва

Борис Акимов отрицает, что у проекта проблемы. По его словам, он «успешен и развивается». Хотя от производства пришлось отказаться — компания не смогла собрать полную сумму, сообщил он в интервью vc.ru.

Акимов говорит, что сейчас LavkaLavka работает над строительством гостиницы с теми инвесторами, которые всё же вложились в проект. Какую сумму они вложили и когда завершится строительство, предприниматель не уточнил.

LavkaLavka отказалась от проведения фестиваля, масштабные инвестиционные проекты не запустились, но Борис Акимов успел получить главное — бесплатные упоминания в СМИ. О фестивале и инициативах компании писали ТАСС, GQ, Deutsche Welle, «Ведомости», «Афиша» и другие издания.

Вид на Териберку

Похожая история произошла с другим проектом LavkaLavka — фермерским хабом на границе Московской и Тульской областей, который компания развивала вместе с кооперативом «Марк и Лев».

Они планировали построить производственные цеха для переработки и упаковки фермерской продукции, кафе, ресторан, а также рынок, на котором члены кооперативов могли арендовать места и продавать овощи, фрукты и мясо.

Для этого была создана компания ООО «Фермерский рынок». Первоначально она принадлежала основателям кооператива «Марк и Лев»: Марк Резник и Александр Гончаров вложили в уставной капитал 68,8 млн рублей.

Осенью 2016 года к ним присоединились основатели LavkaLavka. По данным «Контур.Фокус», они внесли личные средства: Александр Михайлов — 75,2 млн рублей, а Борис Акимов и Василий Пальшин — по 7,5 млн рублей, и деньги компании — 18 млн рублей.

Кроме того, к ООО «Фермерский рынок» присоединились миноритарные акционеры. Общая сумма уставного капитала компании составила 182 млн рублей.

На эти средства кооператоры построили первую очередь проекта: павильон фермерского рынка, кафе и административный корпус. Также им помогли местные власти, которые ускорили получение необходимых разрешений, а Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» построило съезд с федеральной трассы и парковку.

План готового проекта

Летом 2017 года фермерский рынок открылся. По расчётам LavkaLavka, предприятие должно было приносить 18,4 млн рублей прибыли в год при ежегодном доходе в 46,8 млн рублей (срок окупаемости компания не уточняла).

15 июня 2017 года LavkaLavka объявила о поиске инвесторов для строительства второй очереди хаба — цеха по производству сушёных овощей и овощных заготовок. С его помощью фермеры могли бы перерабатывать продукцию и продавать её с большей выгодой.

На строительство LavkaLavka планировала привлечь 80 млн рублей и обещала инвесторам доходность в 23% годовых при окупаемости бизнеса за 4,3 года: планировалось, что годовая прибыль компании составит 43,2 млн рублей при доходе в 163 млн рублей в год.

Возможно, правильнее было бы вообще не собирать деньги путём «народного инвестирования», а просто взять кредит в банке. Но поскольку у нас кооператив, мы хотим, чтобы зарабатывали не банкиры, а наши партнёры, в кооперации с которыми мы меняем мир к лучшему

из корпоративного блога LavkaLavka

Компания собиралась открыть сушильный цех для овощей за семь месяцев — к февралю 2018 года. Однако, судя по спутниковым снимкам местности, ей это не удалось.

На месте цеха по-прежнему стройплощадка. Август 2018 года
Вид на стройплощадку с дороги

По данным сервиса «Контур.Фокус», сейчас ООО «Фермерский рынок» судится с подрядчиками, которые требуют оплаты за строительные работы. Общая сумма исков с июля 2018 года — 28 млн рублей.

По словам Бориса Акимова, LavkaLavka вышла из проекта «больше года назад» — уступила свою долю основателю кооператива «Марк и Лев» Александру Гончарову в счёт долгов. Александр Гончаров не ответил на вопросы vc.ru.

Возможно, повлияла географическая отдалённость и распылённость на разные проекты, которая не позволяла нам сосредоточиться. Было правильнее сделать так, чтобы [проектом] занимались те люди, которые непосредственно этим управляют.

Борис Акимов

Почему именно LavkaLavka привлекала деньги на развитие проекта, сколько человек стали инвесторами и что будет с обязательствами перед этими людьми — Борис Акимов не уточнил.

По состоянию на 21 мая 2019 года Акимов и другие сооснователи LavkaLavka по-прежнему находятся среди учредителей ООО «Фермерский рынок».

Качество падает

К 2017 году у LavkaLavka начались финансовые проблемы. И хотя на словах руководство поддерживало фермеров и рассуждало про развитие малых территорий, компания не могла расплатиться с ними за отгруженный товар.

«Уже тогда были долги. Старые поставщики приостанавливали поставки, а у закупщиков была установка — оттягивать момент оплаты как можно дольше», — отмечает бывший сотрудник интернет-магазина LavkaLavka Вадим (имя изменено по его просьбе). Борис Акимов не прокомментировал эту ситуацию.

Долги СПСК «ЛавкаЛавка» c 2017 года

При этом LavkaLavka не урезала расходы, а наоборот — вкладывала деньги в запуск новых офлайн-точек. Например, в марте 2017 года открыла флагманский магазин-кулинарию на Сивцевом Вражке (восьмой по счёту).

Руководству требовалось найти новых фермеров на смену уходящим — тогда отбор потенциальных поставщиков стал более лояльным, продолжает собеседник vc.ru.

«[Раньше] к фермеру выезжала команда, которая проводила экспертизу по определённому регламенту и требованиям и выносила вердикт: запускать продукцию в "Лавку" или нет. А потом от этого стали отходить», — отмечает он.

В конце концов в магазине появились продукты из Краснодара под брендом «Lavka.Кубань». По словам бывшего сотрудника, эти овощи и фрукты стоили дешевле фермерских, но качество продукции оказывалось непостоянным.

Нам просто раз в неделю привозили машину с овощами-фруктами непонятного происхождения. Они были неперсонализированными — если раньше у нас была, например, крольчатина от Сурового, то все знали, что это за фермер.

При мне открылся магазин на Сивцевом Вражке. Многие покупатели ждали открытия, а потом у них возникли вопросы к качеству продукции. Мы не могли объяснить, от кого у нас помидоры, которые везли с Краснодарского края.

Вадим
бывший сотрудник LavkaLavkа

В разговоре с vc.ru Борис Акимов отмечает, что компания продавала только товары от фермеров: «Мы не позволяли, в отличие от другого любого ритейла, продавать другие продукты, кроме фермерских и ремесленных. Мы загоняли себя в определённые рамки, в том числе ценовые».

Однако другой бывший сотрудник подтвердил, что в ассортименте компании «попадались и какие-то массовые продукты». Например, одним из поставщиков LavkaLavka была компания ООО «Сырный дом» из Краснодарского края.

Она принадлежит агрохолдингу «Рота Агро» и выпускает продукцию под брендом «Сыр Лефкадии». В марте 2017 года «Сырный дом» обратился в суд с требованием взыскать с LavkaLavka 423 тысячи рублей — за отгруженный, но неоплаченный товар. Суд встал на сторону производителя.

Помимо падения качества товаров, у компании испортился клиентский сервис, продолжает бывший сотрудник LavkaLavka — курьеры часто путали заказы или привозили их неполными.

Это вызывало недовольство у покупателей, которые платили немалые деньги и рассчитывали получить качественные продукты в срок.

К середине 2017 года выручка LavkaLavka «резко упала». По оценке бывшего сотрудника, до 4 млн рублей в месяц. По данным Inc Russia, выручка компании по итогам 2016 года составляла 300 млн рублей. Борис Акимов не ответил на вопрос vc.ru о среднемесячной выручке в 2017 году.

По оценке бывшего сотрудника компании, задолженность LavkaLavka перед поставщиками к середине 2017 года достигла около 15 млн рублей. Борис Акимов также не прокомментировал эту информацию.

И хотя компания теряла клиентов и копила долги перед поставщиками, Борис Акимов и Александр Михайлов затеяли очередной проект — решили выпустить собственную криптовалюту.

Biocoin

20 мая 2017 года курс биткоина впервые превысил $2000. За год стоимость криптовалюты выросла более чем в два раза, и в России началась «криптолихорадка».

15 июля 2017 года LavkaLavka начала принимать биткоины в интернет-магазине и офлайн-точках.

Поскольку в России платёжным средством может быть только рубль, LavkaLavka пошла на хитрость: криптовалюта переводилась на электронный кошелёк, а в кассу магазина вносились фиатные деньги и печатался чек.

Этого стало достаточно, чтобы привлечь внимание СМИ: о компании написали Lenta.ru, Inc Russia, а также «отраслевые» издания — Forklog, Bitcoinist и другие.

Дальше события развивались стремительно: уже 24 июля Борис Акимов объявил, что LavkaLavka выпустила собственную криптовалюту — Biocoin, — а в августе будет проводить ICO и собирается привлечь $15 млн.

Средства компания планировала потратить на разработку универсальной программы лояльности на блокчейне, к которой мог бы подключаться другой бизнес.

Предполагалось, что с каждой покупки клиент будет получать бонус в Biocoin — до 30% от стоимости товара, а затем расплачиваться этими токенами в LavkaLavka или любых других магазинах-партнёрах программы лояльности.

Будущим партнёрам LavkaLavka обещала, что за счёт участия в программе они смогут получить новых клиентов и заработать на росте Biocoin.

А потенциальным инвесторам — что после ICO и запуска платформы лояльности стоимость Biocoin вырастет, ведь LavkaLavka и компании-партнёры будут выкупать его на бирже — у тех, кто успел приобрести токен во время ICO.

К 15 августа кооператив провёл тестовую продажу собственной криптовалюты. По словам Акимова, это принесло LavkaLavka эквивалент 2 млн рублей.

Первое время продажа токенов была неавтоматизирована, и руководство LavkaLavka привлекало сотрудников интернет-магазина к обработке платежей — в рабочее время.

«На это были брошены все силы. Мы должны были успевать и работать, и помогать», — вспоминает бывший сотрудник компании Вадим. Борис Акимов отказался комментировать эту информацию.

По словам Вадима, летом 2017 года Борис Акимов и Александр Михайлов сфокусировались на криптопроекте и передали управление LavkaLavka наёмному генеральному директору Павлу Ракитянскому. «Как я слышал, при нём долгов стало ещё больше», — отмечает бывший сотрудник кооператива.

Борис Акимов подтвердил vc.ru, что Павел Ракитянский работал генеральным директором LavkaLavka. На вопросы, связанные с деталями его работы, он не ответил. Связаться с Ракитянским vc.ru не удалось.

Техническим директором криптовалютного проекта стал Артём Калинин, который занимал аналогичную должность в LavkaLavka.

«В первое время мне приходилось много работать вручную и одновременно дотягивать инструменты до тех высот, которые требовались и обещались (порой о каких-то обещаниях я уже узнавал по факту), обходившись только силами программистов в наличии», — рассказывает он vc.ru.

«В наличии» у него было два разработчика LavkaLavka. Они также работали над подготовкой к ICO в свободное время. Из-за этого выход на ICO сдвинулся сперва на сентябрь, а затем — на ноябрь.

Борис Акимов объяснял задержку желанием провести ICO на российской криптобирже «Восход», которая должна была «вот-вот» открыться, но так в итоге и не открылась.

По словам Калинина, возможность нанять профильных специалистов появилась только после пре-ICO, которое состоялось в октябре 2017 года и принесло компании эквивалент $2 млн.

Вадим, бывший сотрудник компании, сообщает, что часть денег от продажи криптовалюты была потрачена не на разработку системы лояльности, а на погашение долгов перед поставщиками. Борис Акимов отказался комментировать эту информацию.

ICO началось в ноябре. Каждый месяц стоимость Biocoin росла, что должно было стимулировать потенциальных инвесторов быстрее покупать криптовалюту: с начала декабря токен стал стоить 1,9 рублей, с февраля — 2,5 рублей.

Параллельно Борис Акимов работал над имиджем проекта. Ему было важно показать, что его задумку поддерживают на высоком уровне. Он выступал на заседаниях советника президента Германа Клименко (и позже заручился его поддержкой), публиковал фотографии с выступления в Агентстве стратегических инициатив и смог привлечь в качестве юридического советника руководителя думской группы по оценкам рисков оборота криптовалют Элину Сидоренко.

Параллельно Telegram-канал Biocoin объявлял о новых бизнес-партнёрах, которые присоединились к проекту и принимают к оплате токен (например, «Республика», «Даблби», Robokassa, УАЗ).

Кроме того, Борис Акимов договорился с владельцем отеля на Бали Bondalem Beach Club Максимом Деменчуком, чтобы оплатить своё проживание токенами.

Максим Деменчук рассказал vc.ru, что это оказалось для него самой дорогой рекламной кампанией, которая не принесла должного результата — помимо Акимова и его семьи он бесплатно принял победителя конкурса, который устраивал предприниматель. А кроме того, сам приобрёл Biocoin на сумму около 20 тысяч рублей.

ICO завершилось 18 февраля 2018 года, и спустя сутки основатели LavkaLavka подвели итог — им удалось привлечь эквивалент $16 млн.

После ICO инвесторы начали терять доверие к проекту. До ICO команда обещала первым вкладчикам, что курс Biocoin будет расти — поскольку после токенсейла все нераспроданные монеты уничтожатся, и бизнес будет покупать криптовалюту на бирже: у тех, кто купил её во время ICO.

Но в начале марта 2018 года команда проекта объявила, что текущее законодательство России не позволяет юрлицам легально покупать криптовалюту на биржах, и предложила им покупать её на своём сайте — Biocoin.bio по средневзвешенному курсу, который менялся раз в сутки.

Это привело к двум вещам:

  • Инвесторы не могли вернуть вложения — биржевой курс всегда был ниже «официального». Многие пытались спасти часть денег и распродавали остатки — из-за этого курс начал падать ещё сильнее (до 34 копеек к концу марта 2018 года, а они покупали токен по цене от 1,9 рублей до 2,5 рублей).
  • Некоторые предприниматели начали спекулировать — покупали криптовалюту на биржах как физические лица и перепродавали её по «официальному» курсу на сайте Biocoin.bio через свои компании.

Борис Акимов успокаивал инвесторов: курс вырастет, когда всё больше компаний подключатся к программе лояльности и начнут принимать к оплате Biocoin, — нужно только подождать.

Бизнес-партнёрам проекта падение курса было невыгодно — получалось, что начисляя криптовалюту за покупки, а затем принимая дешевеющие токены к оплате, они раздавали бы товар бесплатно и компенсировали курсовую разницу из своего кармана.

Во время переговоров с ними Борис Акимов говорил, что «совсем скоро» в России появится законодательная база, регулирующая оборот криптовалют в стране. Закон «О цифровых и финансовых активах» не принят до сих пор. Не видя изменений ситуации, заявленные партнёры проекта начали уходить.

График Biocoin на бирже Coinmarketcap

К середине августа 2018 года курс Biocoin на бирже упал до 4 копеек, а у проекта начались финансовые проблемы — закончились деньги на разработку.

«Я получил информацию, что программистам нечем платить, в том числе и мне. Предстояло по-человечески обойтись с людьми, за которых я был в ответе, при этом распустив всю команду», — рассказывает vc.ru Артём Калинин.

Я настолько верил в реализацию и успех, что мои близкие родственники вложили в проект более 6 млн рублей, из-за чего у меня нынче не совсем приятные отношения с ними.

Артём Калинин
бывший технический директор LavkaLavka и Biocoin

Калинину компания осталась должна около 250 тысяч рублей (эти деньги он не может получить до сих пор). Бывшему сотруднику Вадиму, который помогал с ICO, повезло чуть больше.

Акимов и Михайлов оплатили ему переработки, но в криптовалюте: он получил на кошелёк 200 тысяч Biocoin. Весной 2018 года эта сумма равнялась около 75 тысячам рублей. Деньги выводить не стал — сейчас эта сумма не превышает 4000 рублей.

Вадим также ушёл в августе 2018 года, когда в LavkaLavka начались задержки зарплаты. Компания осталась должна ему около 60 тысяч рублей.

В октябре основатели прислали ему письмо — компания не в состоянии расплатиться по долгам.

Деятельность наших юридических лиц фактически остановлена. Денег нет. У нас появился новый инвестор, который готов поддержать текущую деятельность компании и перезапустить «Лавку» под новым юридическим лицом, но у него нет финансовых возможностей закрыть сейчас накопившиеся долги.

Мы ищем стратегического инвестора, которому готовы продать часть своей доли для покрытия этих долгов. Как только появится возможность их выплатить, мы сразу это сделаем.

из письма основателей

По словам Вадима, в компании платили зарплату «в серую» — половина оклада выплачивалась официально, половина — нет. Из-за задержек выросла текучка среди продавцов и линейного персонала: «Все старые сотрудники, которые начинали работать и развиваться вместе с "Лавкой", поувольнялись. Приходили новые, работали месяц-два и сразу уходили».

В ноябре 2018 года инвесторы проекта узнали, что Борис Акимов завысил итоги ICO. На самом деле компании не удалось привлечь эквивалент $16 млн.

Оказалось, что 90% от собранной суммы было зарезервировано в виде опционов, которыми так никто и не воспользовался. То есть компании удалось привлечь эквивалент 80 млн рублей — в рублях и криптовалютах «Сибирский червонец», эфир и биткоин.

Сейчас Акимов сообщает vc.ru, что доля криптовалют составляла 60%, и когда они подешевели, компания потеряла деньги. По его оценке, по итогам ICO LavkaLavka удалось привлечь сумму «примерно равную» 50–60 млн рублей.

Последствия

По словам технического директора проекта Biocoin Артёма Калинина, у команды не было опыта в разработке системы лояльности, и они отставали от плана. Поэтому ещё в декабре 2017 года проект нашёл подрядчика — поручил разработку компании «Техносерв Консалтинг».

Собранных на ICO средств хватило только на три ступени из пяти. В марте 2019 года «Техносерв Консалтинг» подала на ООО «Биокоин» в суд, требуя вернуть оставшуюся сумму — 1,78 млн рублей (представители компании подтвердили vc.ru эту информацию).

По состоянию на май 2019 года программа лояльности на основе Biocoin не работает, а заявленные партнёры давно не сотрудничают с проектом.

Борис Акимов утверждает, что с проектом сотрудничают компании «Покровские поляны» и «Обед без забот». Первая компания связана с его бизнес-партнёром, сооснователем Robokassa и членом команды Biocoin Олегом Покровским, а вторая прекратила существование.

Олег Покровский присоединился к Biocoin 13 февраля

По словам Бориса Акимова, сейчас LavkaLavka нашла новых блокчейн-разработчиков, которые «в ежедневном режиме» пытаются восстановить работоспособность системы. При этом сейчас токены Biocoin — бесполезны, ими нельзя расплатиться даже в магазинах LavkaLavka (об этом нам сообщили продавцы).

Акимов не отказывается вести диалог с инвесторами (хотя многих блокировали в официальном Telegram-канале проекта за неудобные вопросы), но они не думают, что программа лояльности заработает, и не рассчитывают вернуть вложенные деньги.

Станислав (попросил не указывать его фамилию) инвестировал около 320 тысяч рублей. Он считает, что у команды проекта был рабочий план развития, однако руководство LavkaLavka «слило» Biocoin.

Акимов — хороший маркетолог и может продавать и создавать привлекательность (посмотрите на те же магазины LavkaLavka). Но вот как финансист и руководитель — он никакой.

Станислав

Владелец отеля Bondalem Beach Club Максим Деменчук отмечает, что «не в обиде» на организаторов ICO: «[У меня] была возможность слить полученные Biocoin в рынок, не стал — но это же мой риск». По его мнению, инвесторы, которые потеряли деньги, заплатили за полученный опыт.

Другой инвестор по имени Антон (также попросил не называть фамилию) говорит, что покупал токены с помощью перевода через сервис Robokassa и платил в пользу одного из юрлиц LavkaLavka — всего он потратил 100 тысяч рублей.

Он утверждает, что подал на компанию в суд, но найти подтверждений в системе «Электронное правосудие» нам не удалось.

Когда стало понятно, что этот проект с высокой степенью вероятности — скам, такая форма сделки дала возможность потребовать от «Лавки» ответственности за нереализованные проектные обещания. Сейчас идёт судебный процесс, но детали я не могу сообщить до его завершения.

Антон

По мнению бывшего сотрудника LavkaLavka, руководство компании было больше заинтересовано в продвижении своих личных брендов и LavkaLavka, чем в работе над системой лояльности.

Мне кажется, для руководства было важно пропиариться. Бориса очень много приглашали на всякие конференции, выступления. Звонили из администраций различных регионов, приглашали рассказать про развитие сельского хозяйства.

Вадим

Это подтверждает и сам Акимов, в одном из интервью он говорил: «Мы понимали, что даже если ничего не получится, то хотя бы хайп поймаем. Нам всегда было близко это — сделал что-то, даже если не получилось, всё равно порекламировался».

Сейчас он отмечает, что в рамках проекта провёл большую работу.

Мы выпустили банковскую карту TalkBank. С этой картой можно было покупать и продавать биокоины. Можно было получать кэшбек в Biocoin через эту карту.

Практически была закончена система с «Техносервом». Система лояльности уже бы работала, потому что одно интегрировано в другое.

Сделано очень много. Я не знаю ни одного российского проекта, который бы сделал похожее по объёму, как мы с Biocoin.

Борис Акимов

Борис Акимов обещает перезапустить систему лояльности, но точных сроков не называет. Впрочем, у компании есть проблемы поважнее, поскольку финансовые трудности из-за неудачного криптовалютного проекта привели к разделу бизнеса.

Что происходит с LavkaLavka сейчас

В мае 2019 года совладелец LavkaLavka Александр Михайлов вышел из бизнеса. Судя по его странице в Facebook, он устроился работать продакт-оунером в группу компаний ASE — это инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом». Михайлов не ответил на вопросы vc.ru.

По данным «Контур.Фокус», Александр Михайлов продолжает оставаться председателем СПСК «ЛавкаЛавка» — компании которая заключала договоры с поставщиками. За последний год против неё подано семь исков на общую сумму 1,4 млн рублей, следует из картотеки арбитражных дел.

Часть из них удовлетворена: например, в феврале 2019 года суд обязал компанию выплатить 619 тысяч рублей производителю масел «Русский масляник» — за поставленный, но неоплаченный товар.

Часть ожидает рассмотрения. Например, заявление компании «Деликатес дичь» (ООО «Кристи») на сумму 553 тысячи рублей. Как сообщили vc.ru её представители, разбирательство идёт вокруг задолженности, которая возникла летом 2018 года.

«Мы им и звонили, и досудебные претензии направляли с просьбой выплатить долг — всё без ответа оказалось. Насколько мне известно, денег у них нет, не факт, что будут», — рассказывает vc.ru представитель «Деликатес дичь».

О долгах LavkaLavka рассказывают и фермеры, которые раньше сотрудничали с кооперативом. Фермер Сергей Балаев отмечает, что компания осталась должна ему около 90 тысяч рублей, при этом долг возник ещё два года назад.

По словам Балаева, последние полтора–два года LavkaLavka ищет «фермеров, которые их не знают»: «Формируют долг и ставят людей перед фактом — не будете поставлять, мы долг не погасим».

Сооснователь LavkaLavka Борис Акимов не отрицает факт задолженности. «Кому-то мы выплатили, кому-то нет — ведётся постоянная работа для того, чтобы ситуация стала лучше», — сообщает он. Какие именно меры предпринимает компания, Акимов не уточнил.

Также предприниматель не раскрывает размер долгов и количество поставщиков, которые ожидают выплат.

Я никогда не занимался и не занимаюсь оперативным управлением. Точные цифры меняются в ежедневном режиме. При этом на данный момент почти все фермеры, с которыми мы работали и два–три года назад, продолжают работать с LavkaLavka.

Борис Акимов

В 2017 году у LavkaLavka было восемь офлайн-магазинов. К маю 2019 году их количество сократилось до пяти.

По словам Акимова, с 2018 года LavkaLavka разделилась на четыре юридических лица, за которыми стоят прежние инвесторы кооператива. При этом часть партнёров компанию покинула. Кто именно и на каких условиях, предприниматель не уточнил.

«Мы пережили полную децентрализацию, когда каждый магазин стал отдельным юрлицом и управлялся отдельно. Фактически магазины объединяли бренд и поставщики. Всё остальное ушло в самостоятельное плавание. Это позволило отказаться от дорогостоящей управляющей компании и других затрат», — комментирует он ситуацию vc.ru.

У LavkaLavka запутанная юридическая структура, из-за этого сложно установить, кому именно принадлежит тот или иной магазин. Поэтому мы зашли в каждый и совершили покупку, чтобы определить юридическое лицо по чекам.

Два магазина LavkaLavka (на Никитском и Чистопрудном бульварах) принадлежат ООО «ЛавкаЛавка-РТ». Собственник компании — Олег Покровский, сооснователь Robokassa, один из членов команды проекта Biocoin, а также совладелец тульской фермы «Покровские поляны».

По словам Акимова, в этих магазинах Покровскому принадлежала доля в размере 50%, а из-за финансовых сложностей LavkaLavka передала их ему полностью. Олег Покровский не ответил на вопросы vc.ru.

Ещё два магазина (в Плотниковом и Померанцевом переулках) принадлежат ООО «ЛавкаЛавка на Остоженке». Компанией в равных долях владеют Павел Гриншпун и Алексей Диммер.

Информацию об Алексее Диммере найти не удалось. Павел Гриншпун ранее работал журналистом в «Снобе», GQ, Billboard Russia и был акционером LavkaLavka с 2009 года.

Он рассказал vc.ru, что в то время приобрёл 3% компании за 300 тысяч рублей (получается, что он оценил ЖЖ-блог с фермерскими продуктами в 10 млн рублей). После этого Гриншпун докупал доли партнёров. Сейчас ему принадлежит 6,1% ООО «ЛавкаЛавка» — основного юрлица компании.

Гриншпун не уточнил, на каких именно условиях он стал совладельцем ООО «ЛавкаЛавка на Остоженке», отметив, что это касается «внутренних договорённостей» акционеров, а дополнительных средств он не вкладывал.

Магазин на Сытинском переулке принадлежит ООО «Источник» — тому же юрлицу, которое управляет интернет-магазином LavkaLavka (эта информация указана в публичной оферте интернет-магазина).

Кроме интернет-магазина, ООО «Источник» принадлежит цех по производству консервации и полуфабрикатов, расположенный в городе Королёв.

По данным сервиса «Контур.Фокус», с августа 2018 года и до недавнего времени ООО «Источник» владели два учредителя — Василий Пальшин (20%) и Дмитрий Немировский (80%).

14 мая 2019 года к ним присоединился Борис Акимов — теперь ему и Немировскому принадлежат по 40% компании, а Пальшину — по-прежнему 20%.

Новая надежда

По словам Акимова, несколько месяцев назад он смог найти нового инвестора — бывшего миноритарного акционера компании (его имя предприниматель не раскрывает). С его помощью он планирует снова объединить активы.

«Сейчас LavkaLavka находится на новом витке своего развития. Много было всякого сделано — и ошибок тоже было много. Но зато есть опыт, который мы сейчас учитываем для того, чтобы двигаться дальше», — заключает он.

При этом неизвестно, кто именно будет отвечать по обязательствам LavkaLavka перед поставщиками и бывшими сотрудниками, ведь теперь формально офлайн-магазины и интернет-магазин — это разные юридические лица, а один из сооснователей вышел из бизнеса.

Получается, что из общего у LavkaLavka остался только бренд. Борис Акимов утвержает, что хочет возродить LavkaLavka, закончить систему лояльности на блокчейне и продолжить развитие туризма в Териберке. Но сейчас он снова занялся сторонним проектом.

Акимов вместе с женой собирается открывать ресторан на своей ферме в деревне Княжево Ярославской области. Для этого они решили воспользоваться краудфандингом и запустили кампанию на платформе Planeta.ru.

«Я, муж и четверо детей — мы многодетная семья из Москвы, решили переехать из города в деревню и хотим сделать так, чтобы наша деревня снова зажила полноценной жизнью», — пишет Ольга Стрижибикова в описании проекта.

Пара планирует собрать 500 тысяч рублей. Взамен они предлагают разные вознаграждения. Например, за 25 тысяч рублей Борис Акимов расскажет, что значит быть фермером, и проведёт экскурсию по своим владениям.

#LavkaLavka

{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "editor", "tags": ["lavkalavka"], "comments": 210, "likes": 177, "favorites": 131, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 67449, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 21 May 2019 15:15:27 +0300" }
{ "id": 67449, "author_id": 61917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/67449\/get","add":"\/comments\/67449\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/67449"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199132, "last_count_and_date": null }

210 комментариев 210 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
79

Два года назад руководство фермерского кооператива увлеклось криптовалютным проектом: он оказался неудачным и привлечённые деньги закончились.

Да ладно. Удивительно. Криптовалютный проект оказался неудачным. Как такое возможно? Вы чего? Ну вы даёте, вообще. Как это - с криптой да что-то не получилось? Может, ещё и блокчейн не решает все проблемы человечества?

Ответить
9

Да они сами себе играли с самого начала. Главное было привлечь как можно больше бабок. Чем больше будет, тем проще унести. А с таким принципом мышления бизнес и дал течь. По данной даже статье видно, на какие вопросы есть ответы, а на какие нет вообще. Но и ни это самое главное. Самое обидное, что вот такие товарищи и создают утопию из которой выбраться очень трудно. Новым проектам с каждым днём всё сложнее привлечь деньги. А они да и хапанули и хапанули!

Ответить
3

Что-что, а смелости Акимову не занимать. Его папа не турецко-подданный?

Ответить
76

Что то слишком уж длинный лонгрид, даже по меркам лонгрида. Я такое уже читать даже отвык.

Ответить
9

читается на одном дыхании

Ответить
0

лонг это мягко сказано... не читабельно. Вероятно автор не очень понимал о чем собственно спич, что главное

Ответить
53

"Проект из «купил гуся у фермера и сделал наценку в 100%» превратился в культурный феномен, а пространство на «Арме» — в центр силы для творческой интеллигенции."
Даже комментировать не буду : )
P.S. Живу в провинциальной столице. Родился в деревне, разбираюсь в мясе, сам выращивал и колол. На данный момент такие продукты как: говядина, свинина, яйца куриные, творог, картофель, морковь, чеснок, мёд...покупаю у двух проверенных людей со своим хозяйством. Люди живут на своей земле, работают в поте лица, НЕ БЕДСТВУЮТ, один из них подрабатывает экотуризмом. У нас в республике гигантский агрохолдинг при поддержке власти, в котором на рук. должности сын бывш. президента республики. И всё равно у кучи фермеров находится клиент. У пасечника мёд расписан на два года.
Я это к тому что большинству фермеров посредники не нужны, как и не нужны крупные фермерства и хозяйства. Как только фермерство как образ жизни отходит на второй план и возникают вопросы прибыли, то всё рушится.
У лавки как раз описанная ими модель и работала. Сначала сделали себе "рыночек" из "творческой интеллигенции", потом, когда поедание фермерской кровянки перестало быть отличительной чертой в компашке - центр силы и паломничества разбрёлся по барбершопам и студиям йоги или по веганским антикафе : )

Ответить
31

веганское атикафе... как ногтями по стеклу)

Ответить
18

Если ты сам выращивал и колол, то наверняка знаешь о куче проблем с болезнями, прививками, отбраковками, кастрацией. Когда на твоем мясе не ставят штампик и ты ищешь лошка, которому впариваешь "натуральное" мясо глистатых свиней или там жилистых кур, которые питались окурками, или молочко от коз, которые паслись рядом с трассой. Если бы ты был в теме, то на пушечный выстрел не подошел бы к таким "фермерам".

Ответить
7

Знаю. Но...прививки? А ну было ОДНАЖДЫ и то я не помню, зачем ветеринар стадный назначил корове прививку. Кастрация? Только баранов, иначе жрать невозможно такое мясо. Болезнями? Массовый падёж скота это плохо. Но когда ты фермер с 5 коровами. Больную свинью валили и сжигали. На моей памяти тоже было один только раз. "Когда на твоем мясе не ставят штампик и ты ищешь лошка, которому впариваешь "натуральное" мясо глистатых свиней или там жилистых кур, которые питались окурками, или молочко от коз, которые паслись рядом с трассой. Если бы ты был в теме, то на пушечный выстрел не подошел бы к таким "фермерам"." - согласен. Имеет место быть. Поэтому покупаю у конкретных людей. Я им верю. Выбора у меня не много. Идя в магазин я также доверяю ритейлеру, который может годами хранить тушку курицы, десятки раз подвергать её шоковой заморозке, купать в марганцовке и переклеивать бирки сроков годности, а потом тухляк пустить в салат, который все, вроде как, никогда не покупают, но магазины типа ленты делает на них 30% кассы : ) Ах да, мёд : )Мешок сахара. У тебя выбор есть? : ) В пятёре лучше дела с мёдом? Короче, малой, я не знаю чем ты меня удивить хотел. Это моя жизнь в России и я сам выбираю где подхватить сальмонеллёз, с фермерского яйца или с "гнезда глухаря" из магнита. В феврале дети в детсадах Москвы травились. И что там? Штампик кто-то не поставил? Прививку? : ) Так что, иди ка ты отсюда, петушок, пить смузи : )

Ответить
3

Чисто математически лучше довериться производителю с большим масштабом производства, который имеет возможность держать лабораторию, ветеринаров, осуществлять постоянный каждодневный контроль, выполнять анализы, тесты, регулировать условия содержания. Что значит "верю конкретным людям", да даже себе верить нельзя, а налаженной системе можно.

Ответить
2

Не раз и не два журналисты заглядывали в скотники "производителей с большим масштабом" и находили там пару недель назад издохших коров которых даже не оттащили подальше от живых. А фигли париться, если ещё живым можно антибиотики сыпать каждый день, а санэпидемологи закроют глаза и на эти, и десятки других нарушений.

Ответить
0

Производства разные бывают. Журналисты ищут дичь, и не показывают норму, потому что люди любят плохие новости, а у вас складывается впечатление, что только дичь на производстве и бывает. Надо понимать, что у крупного производителя есть поле для маневра, а фермер, если у него 5 коров и все они получили воспаление вымени, никогда не остановит производство.

Ответить
0

Норму по многим производствам можно понаблюдать по тестам, например, Роскачества: очень многие производства безнаказанно обманывают потребителей.

Возьмём, например, производство сыра за 2014 - 2018 года:
1) 28% рынка занимает официальная имитация из пальмового масла и её доля постоянно растёт. В 2014 году она была 24%.
2) рост производства молока (12%) сильно отстаёт от производства сыра (26%) и эти 14% разницы приходятся на «сыр» из пальмового масла вместо молока.
Математика подсказывает, что шанс нарваться на подделку от крупного производителя — не меньше 38%, а мелкие фермеры «с пятью коровами» не смогут купить техническое пальмовое масло по достаточно низкой цене.

При этом хороших производителей сыра стало больше — они не так зависят от случая, как частники, но не рискуют забивать на качество, в отличие от крупняка.

Ответить
0

* не меньше 42%, а не 38%, разумеется.

Ответить
0

Да, да, это все хорошо. По производствам можно в цифрах посмотреть кто там кого обманывают. А у фермеров никто не следит. Насчет "пальмового масла", которое фермеры якобы не могут применять - я вас умоляю, все они могут. Я видел очень много дичи, которую на личных подсобных хозяйствах делают с продукцией "на продажу". Или взять пчеловодов, которые без зазрения совести ставят мешок сахара перед пасекой для ускорения сбора медка.

Не, вообще я и за фермеров, и за производства. Я бы на производствах проверки ужесточил, а у фермеров вообще отменил. Пусть каждый выбирает что душе угодно. Но лично я лучше куплю продукцию промышленного предприятия, чем фермерского кота в мешке. Мясо, молоко и молочку точно только магазинные.

Ответить
0

Проверки, к сожалению, всё же нужны, только у нас многие требования противоречат друг другу и не столько защищают потребителей, сколько мешают честным производителям.
Хочется, чтобы у нас контроль за качеством стал хоть немного похож на французский, где проверяющий наведывается регулярно, но не только штрафы раздаёт, а ещё и подсказывает как сделать лучше и как исправить допущенные ошибки.

Ответить
4

Вы мило прошли стороной тему кормов и маститов у фермерских коровок )))

Ответить
4

Ах да, мед, который расписан у пасечников на 2 года... Хе-хе-хе... Вот видео, как это делается, покупаете пчел и мешок сахара, пчелы довольно оперативно перерабатывают этот сахар в "мед". Пчеловод на видео мамой клянется, что так не делает, но ситуацию в целом признает - такого меда больше половины по самым скромным прикидкам.

Ответить
1

Сахар - это прошлый век. Нынче еще и сою добавляют. И обязательная программа накачать пчел антибиотиками от всех болезней заранее. Кстати, мёд из РФ на экспорт не заходит. На экспортном контроле при ввозе в мало-мальски развитую страну повально антибиотики находят и медок от башкирской бабушки становится удивительным по составу антибиотиков, пестицидов и гербицидов.

Ответить
0

В детстве у деда в деревне гнал мед. После этого даже на пушечный выстрел к магазинному подойти невозможно.

Ответить
3

слово "мёд" в твоей фразе можно заменить на любое другое, получится тот же смысл)) хорошо сказанул, дружище))

Ответить
1

в детстве у деда в деревне гнал махорку. После этого даже на пушечный выстрел к магазинному табаку подойти невозможно

Ответить
0

видео недоступно(

Ответить
0

90% "фермерского" меда и не только меда именно так и производится.

Ответить
1

Вы точно из Ижевска :)

Ответить
–1

культурный феномен для столичных хипстеров, возможно. Но это не бизнес

Ответить
43

Запрещать ГМО - бред

Ответить
23

Вполне в стиле хипстерской лавочки продуктов со 100% наценкой на фермерские продукты и овощи с Кубани

Ответить
0

Скажу вам по секрету, примерно 90% товаров в сетях, включая дискаунтеров и Гиперы продается с наценкой ОТ 100%. Но, если в Лавке шли по пути более качественного и штучного продукта ( а как известно качество и hand made не может дешево стоить) то сетевикам на качество насрано, главное это наценка!!!!

Ответить
13

Как известно, hand made — не синоним качества, безопасности, пользы или вкуса.

Ответить
20

Да, помню как они в фейсбуке как-то несли антинаучный бред, лишь бы впарить тридорога "НАТУРАЛЬНОЕ", в который их тыкнули носом, а они всех побанили.

Ответить
5

вчера ученого как раз на эту тема слушал, он сказал, что "в будущем, возможно опасность будет установлена, но пока наука опасности не видит".
ну такое себе успокоение...

Ответить
18

Это особенность научного подхода.
Миллион фактов в поддержку гипотезы не гарантируют её достоверность.
Один факт может опровергнуть.

Нет фактов, доказывающих вред от ГМО. Значит ли это, что ГМО безопасны? Нет
Что опасны - тоже нет :-).

Ответить
14

Прокомментирую как биолог-генетик: есть факты, доказывающие что вреда от ГМО нет. Вполне себе научные. Человечество тысячи лет есть ГМО-продукты, никто от них не умер. Груша это ГМО-продукт. Слива это ГМО-продукт. Земляника (большинство сортов) - ГМО-продукт. Кто-то стал козленочком, от того что поел земляники?

Ответить
–1

Считаете ли вы селекцию генетической модификацией?

Ответить
2

Нет конечно. Селекция это отбор лучших по определенным параметрам. Например, в грузчики мы будем выбирать наиболее сильных мужиков. В гренадеры (в петровские времена) брали самых рослых, т.к. у них рука длиннее, гранату кинет дальше. В продавцы ткани, наоборот низкорослых, по аналогичной причине - рука короче. Все это примеры бытовой селекции. Но никакой генной модификации при этом не происходит.

Ответить
0

Интересно. А как тогда выглядело "ГМО тысячи лет"? Слива, груша и тд.

Ответить
4

Полиплоидные наборы. Дальше гуглите.

Ответить
0

Я погуглил. Не помогло :-). Вопрос открыт - как выглядело ГМО в древние времена. Тк если я правильно понял, искусственное создание полиплоидов стало доступно людям только в 20 веке. А как это происходило раньше?

Ответить
0

Но изменчивость перед выбором могут провоцировать очень разными способами, вплоть до химии и радиации, есть целая отрасль "радиационная селекция", вам придется очень долго ждать нужных мутаций, если вы их не будете провоцировать. Селекция это очень грубая, неэффективная технология генной модификации. То, что делали тысячи лет, сегодня можно сделать точечно в лаборатории.

Ответить
4

Послушайте Сударь, генная модификация это научный термин, который имеет вполне конкретное определение. Это группа методов, которые позволяют (сильно упрощая) делать перенос генетической информации Т-факторами и/или в виде полиплоидных наборов.
Все что Вы написали выше (и ниже) к генной модификации отношение не имеет.

Ответить
0

Это разные технологии, но делают они одно и то же - модифицируют геном.

Ответить
0

потом отобранные особи скрещиваются с целью закрепления в потомстве нужных признаков (генов) - вот и модификация

Ответить
0

Вы путаете отбор и модификацию. Это не одно и тоже.

Ответить
0

В смысле считаете, это по факту генетическая модификация. Любое зачатие нового человека - это тоже генетическая модификация, потому что ты это набор генов мамы + папы + заложенные эволюцией механизмы изменчивости в виде комбинаторики и мутаций.

Ответить
–2

Если Вы ученый генетик, зачем Вы занимаетесь дешевой демагогией.

Ответить
0

Значит ли это, что ГМО безопасны? Нет - это значит, что они не более опасны, чем не гмо. А на практике - картошечка с соланином была именно что "натуральная"

Ответить
20

Запрещать ГМО на гос уровне - бред
Предлагать продукты без ГМО с тройной наценкой любителям "грин" - ОК

Ответить
2

Ну, если так рассуждать, то и астрология ок)

Ответить
1

Так они пытались на гос. уровне это толкать. По крайней мере, создавали видимость этих попыток.

Ответить
–5

Совсем не бред, Монсанто с радостью бы принял учёных из тех стран, где ГМО запрещен.

Ответить
0

Это забавно, что идея как раз из этой книги :)

Ответить
0

То есть Вы намекаете, что Акимов работает на Монсанто? Тогда извините.

Ответить
2

Я ни на что не намекаю. Я знаю что просто так за идею сейчас никто ничего доказывать не будет. За "антигмо" стоят такие же деньги как и за "загмо" движениями.

Ответить
1

По-моему, в той же книге Панчина написано как раз, что Монсанто выгоден запрет ГМО в других странах, поскольку это даёт им конкурентное преимущество в перспективе. То есть все плачутся по поводу монополиста, но вместо создания ему конкуренции говорят о том, что надо всё запретить.

А в остальном: научных доказательств вреда ГМО нет, а польза от них определённо есть, так что борьба с ними — мракобесие. Пишу это просто «за идею» — никто мне денег не платил, хотя Ваше право не верить, конечно.

Ответить
0

Расскажите про пользу ГМО, для конечных потребителей?

Ответить
2

Такая же как от селекции - больше культур, меньше потребность применять инсектициды и химию. Это из самого простого.

Ответить
0

Это не для конечно потребителя, для конечно потребителя или какие-то новые свойства или снижение цены.

Новый свойств нет, теоретическое снижение цены ~ 5%.

Ответить
0

Новые виды продуктов.
Но вы хотите сказать что потребителю не важно применение химии ? С вами точно много кто не согласится.

Ответить
1

Новые виды продуктов? это что? Примеры можно?

Применение химии, это конечно интересно.
Но тут у сторонников ГМО двойственная позиция:
1) снижение использование химии не такое уж и сильное, теоретически 10-20 процентов.
2) они вместо как-бы рациональных доводов, которыми обычно оперируют, уподобляются противникам ГМО и начинают рассказывать о страшной химии и отравленных продуктах.

Ответить
0

Новые виды продуктов? это что? Примеры можно?

Примеров не дам, но в примере селекции можно выделить узбекские лимоны, которые скрестили с апельсинами.

Ответить
0

Дал название книжки выше - изучайте.

Ответить
0

Священное писание членов культа святого ГМО.

Ответить
1

Ну в отличие от Священного Писания там есть досказанные (и опровергнутые) факты.
Точно так же учебник физики - «Священное Писание верующих в гравитацию».

Ответить
2

Учебник физики не священное писание.

А вот многие верующие в святое ГМО ничем не отличаются от религиозных фанатиков. Ограниченный кругозор, агрессия и вера в непогрешимость своих проповедников.

Ответить
0

Оукей. Давайте свои факты на тему ГМО — взглянем на Ваши доказательства... кстати, что Вы хотите доказать?

Ответить
0

Что для конечно потребителя,культивируемые в настоящее время, в промышленном сельском хозяйстве ГМО растения, пользы практически не несут.

Химическим концернам - им пользу ГМО растения приносят.

Ответить
0

Ясно.
Знаменитым примером «полезного ГМО», в частности — должен был стать золотой рис.
Прочитайте — полезно будет для понимания механики, так сказать: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Золотой_рис

Да и вообще, Ян, если Вам интересно разобраться в вопросе почитайте хотя бы статью про генетическую инженерию в той же Вики: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Генетическая_инженерия

А потом можно и к Панчину перейти — буду рад, если Вы найдёте ошибки в его книге и напишете об этом — мне интересна научно познанная истина, поэтому я открыт к любым научно обоснованным точкам зрения.

Ответить
0

А почему Вы решили, что я не знаю про "золотой рис"?

У Вас замечательная формулировка - должен был стать. Так во со всей пропагандой сторонников ГМО, обращение к светлому будущему, вместо скучной реальности.

А "золотой рис" вроде наконец сделали полезным. Только вот за без малого 20 лет, что его шумно делали, проблему с витамином А во многом решили и без него.
И это было очевидно с самого начала, что если бы его сделали за три года, как изначально врали пиаршики, то это был бы нужный костыль. А в долгосрочной перспективе, проблема должна решаться по другому и "золотой рис" не нужен.

Ответить
1

А кукуруза, устойчивая к вредителям, выращиваемая в Африке, — пример, приведенный в статье про генную инженерию, тоже не нужна?
Я правильно понимаю, что главный Ваш аргумент — даже не в том, что ГМО вреден, а в том, что на генную инженерию в принципе не стоит тратить время?

А насчёт «светлого будущего» — разве не вся наука про это? То бишь про превращение скучной реальности в это самое?

Ответить
0

это называется не аргумент, а позиция. Меня раздражает лживый пиар ГМО растений.

А устойчивая к вредителям кукуруза, скорее всего это снижение себестоимости процентов на 10.

Ответить
1

Ну уже что-то. :)

Давайте так: вы прочитаете книжку Панчина, а потом напишете, где он не прав и в чём именно состоит «лживый пиар».
Удачи!

Ответить
0

я регулярно читаю его ЖЖ. Так что, уверен что знаком с его воззрением и пропагандой.

Ну и как бы, а Вы сами можете что-то сказать? Или способны только ссылаться на Вашего гуру?

Ответить
1

Если человек собрал воедино имеющуюся на данный момент информацию, то почему бы на него не ссылаться?
Вы-то как раз не опираетесь ни на что, кроме своих ощущений, которые опровергаются банальной статьёй в Википедии.

Ответить
0

Где мои ощущения?

У меня как-раз конкретные цифры, снижение себестоимости первое время на 10-15 %. Для конечно потребителя в идеально варианте это 5-7% разницы в цене (половина, а то и больше в цене продукта на прилавке - логистика). А фактически и того меньше.

Сами пропагандисты ГМО сокрушаются, что при такой разнице в цене, людям нет смысла выбирать ГМО. Вот и приходится им врать про вкусные помидоры и светлое будущее. И впадать в истерику от маркировки.

Ну а по поводу Панчина, что бы понять что он пристрастен, достаточно поглядеть как он пишет про "Золотой рис". Отважные ученые и бизнесмены и злые противники ГМО, хотя всё было мягко говоря не так.

Ответить
0

И того меньше? Ну так отчего же тогда закупают семена гм-культур-то? А Монсанто-Байер и Сингента далеко не бедствуют? Все такие дураки и не слушают умного Яна зовема, видимо?

Ответить
–1

да, я умный. А Вы не внимательно читаете - "для конечного потребителя".

А за крупные химические концерны я конечно рад. Но зачем я должен что-то делать, что бы принести им пользу?

Ответить
–1

Был бы умный - не писал бы ахинеи. Я внимательно читаю и ответила на вопрос даже с примерами. Еще раз задаю вопрос. Если гм-сорта выращивать не выгодно, то отчего их закупают?

Ответить
1

Вы не внимательно читаете. Или читаете внимательно, но почему-то не понимаете смысла написанного.

Я не говорю про выгодность выращивания, я говорю про выгодность покупки. Вы понимаете разницу между: вырастить картошку и купить картошку? Я говорю, про: купить картошку в магазине.

На всякий случай подробно:

На рынке есть условно три стороны.

1 - Химические концерны, разработчики ГМО организмов.
2 - производители сельхоз-продукции, в том числе ГМО организмов.
3 - потребители сельхоз продуктов.

Для первых двух, выгода от использования ГМО есть.

А для конечных потребителей, третья позиция, выгода от ГМО растений, в настоящее время, эфемерна. ТОлько определяю, что буду выращивать, не они а первые две группы.

И именно поэтому, пиарщиков химконцернов корежит от идеи маркировать ГМО. Если потребитель сам сможет определять, с ГМО или без ГМО, то всё будет не так для них хорошо.

Ответить
–1

Никакого лживого пиара нет, гм-сорта выращивать выгоднее, папайя вообще существует только гм, потому что не гм - вымерла из-за вируса

Ответить
0

Польза гмо - за счет большей урожайности более низкая цена, сорта, проверенные на аллергенные белки, меньшее использование инсектицидов, из новой продукции - розовый ананас или мясистый быстрорастущий лосось

Ответить
1

Вот прекрасный пример лживой гм-пропаганды, которой нет.

В промышленном использовании почти (на всякий случай) нет ГМО с большей урожайностью, есть экономия на гербицидах и/или инсектицидах.

А зачем Вам розовый ананас? Кстати, о том что он на подходе, писали два года назад. Всё идёт? Он же вроде даже разрешения уже получил?
Оказалось мало дурачков падких на цвет?

Ответить
0

Никакой лживой пропаганды здесь нет, я изложила ФАКТЫ.
СЕРЬЕЗНО? А фермеры в курсе?
А зачем голубые розы выращивают? Зачем белая малина? Зачем фиолетовые помидоры? Ананас только недавно был одобрен в частности в США и вот тут есть даже новости, сколько посевных площадей когда было https://www.transgen.de/datenbank/1937.ananas.html

Ответить
1

Как это нет, если есть.

Большинство ГМО культур- устойчивость к определенным гербицидам, которые можно лить на них бочками. Есть достаточно много ГМО растений которые сами вырабатывают яд для насекомых и их не надо прыскать инсектицидами. ГМО культуры с другими свойствами - единицы.
А Вы начинаете втирать про урожайность, что это как не пропаганда?

Ну или вот возьмём Ваш ананас. Хотя он скорее показатель не злонамеренности ГМО пропагандистов а их глупости.

1) недавно, это декабрь 2016 года, вполне так прилично.
2) эта работа имеет вполне практическую направленность - устойчивость к
серой гнили и к нематодам.
Но для пропагандисты ГМО главное - розовый, ыыы смотри розовый, будущее наступило!

Вот так пропагандисты ГМО бегают с какой-то мишурой, выдавая её за суть технологии.

Ответить
0

Борьба против как и борьба за неотъемлемая часть демократии, где каждый имеет свое мнение. Стигматизация противников только ещё больше его злит. Комментарии на сайте это просто разговор. Я говорил о рекламных кампаниях, как против, так и за. На это обычно нужны большие ресурсы.

Ответить
47

Зачем такая длинная статья? У меня есть короткий вариант:

Лавка накрылась, потому что не хватило денег, а денег не хватило, потому что стало мало идиотов переплачивать непонятно за что.
То есть ключевой момент - обесценивание той ценности, за которую были ранее готовы переплачивать.
Почему обесценилась? Потому что была изначально надутая. Просто всё встало на свои места.

Ответить
6

У Акимова налицо гиперактивность и синдром дефицита внимания. Чувак фонтанирует идеями, но довести их до ума не может.

Ответить
0

Ну не знаю, одну идею он все же довел до работающего бизнеса, пусть и не близкого мне по ценностям.

Ответить
28

Бл@, я думал LavkaLavka это какой-то сервис знакомств, типа «лавкилавки, чмокичмоки»

Ответить
22

Сервис знакомств с фермерскими продуктами!

Ответить
0

Это же отличная идея)

Ответить
0

Чтобы тренироваться на помидорах.

Ответить
–1

...А порой наверное и с самими хвермерами и их сардельками.

Ответить
24

Ещё не читая, подумал про ВкусВилл, оказалось так оно и есть. Отьел у них рынок.
Кривенко мега не публичный чел впику мегапубличным лавкалавка, он просто тупо работал, хотя и у них были серьёзные провалы и кризисы, но они их решали не в газетах и в думе, а путем смены процессов, концепций, ит решений и тп...
Но я топил за лавку, они и недалеко от моей дачи рынок открывали, так что в целом жаль, мб выкрутятся.

Ответить
8

Принципиальное отличие ВкусВилла — ориентация на верхнюю часть массового сегмента и отсутствие даже намёка на элитарность. По сути ВВ зацепили начало нового тренда, а описываемый проект пытался вписаться в нисходящий.

Ответить
2

Странно, в статье опускается, что ВкусВилл и Лавка запускали сотрудничество. Прилавки Лавки в некоторых ВкусВиллах

Ответить
0

Прилавки Лавки в некоторых ВкусВиллах

Они откровенно хуевы и их крайне мало. Обычно там валяется шлак типа "полба", совсем не актуальные товары. У лавки были хорошие поставщики хлеба типа Sashabread, или сыров.
Этого во вкусвилле нет, зато есть на их точках с 300% наценкой.

Ответить

Комментарий удален

8

Иди отсюда откуда пришёл

Ответить
0

Да у Кривенко во ВВ всего 6%, чего он там может решать?

Ответить
19

Мы понимали, что даже если ничего не получится, то хотя бы хайп поймаем. Нам всегда было близко это — сделал что-то, даже если не получилось, всё равно порекламировался.

Удивительно, насколько человеку насрать на свою репутацию. Нагнать хайпа, вовлечь кучу людей в долгосрочный проект, собрать денег, забросить проект, а потом "ну норм попиарились, пацаны, все молодцы, всем спасибо".

Возможно, правильнее было бы вообще не собирать деньги путём «народного инвестирования», а просто взять кредит в банке. Но поскольку у нас кооператив, мы хотим, чтобы зарабатывали не банкиры, а наши партнёры, в кооперации с которыми мы меняем мир к лучшему

А вот эта отработка ситуации "банк нам не даст кредит, а если и даст — придется потом отдавать деньги" уже, похоже, стала классической.

Ответить
16

Оба бизнеса на хайпе - экожратва да крипта, для скучающей аудитории, которая даже в Москвабаде поредела.. финал предсказуем

Ответить
14

Помню как меня камнями закидали 2 года назад, когда пытался предупредить людей держаться подальше от Акимова с его аферами ЛавкаЛавка и Биокоин

Ответить
13

Не жалко!

Ответить
12

Отличный лонгрид и печальная, хотя и невероятно показательная fail-story. И подобные материалы гораздо полезнее любых, искрящихся пафосом и пониами историй успеха. А лавкелавке - удачи

Ответить
0

Вот как позитивненько-то! А полудеревенский "Теремок", с его "сударями" да дорогими блинами с гречкой, затролили-с.

Ответить
2

а он сцуко жив

Ответить
0

Гончаров одно время ныл, что дела долгое время плохо идут и года через два-три можно закрываться. Может, наладилось.

Ответить
10

ПрикрытаПрикрыта

Ответить
9

одного не могу понять: как в варениках с зеленым луком и булгуром может быть 56,7% жира.

Ответить
1

булгур очень жирный. :) ну, и тесто, конечно, тоже.

Ответить
5

1,3% жира в булгуре ). А вот для сравнения не самые промышленные вареники с мясом, в том числе свининой - всего 7% жира: http://ilina.ru/products/vareniki/ot_ilinoy/vareniki_s_myasom/
Из этого я делаю вывод: не стоило ЛавкеЛавке так жировать.

Ответить
0

желток и подсолнечное масло = чистый жир

Ответить
0

А в курсе, что без жира не вырабатываются гормоны?

Ответить
0

желток – 36% жира

Ответить
0

Там кусочки сала спрятались за булгуром.

Ответить
9

“Покупательная способность людей упала: по словам директора...”

«Покупательная» способность - она у денег. А у населения, у людей она «покупательская».
Чекиряут редактор

Ответить
9

ГМО победили? 😸

Ответить
9

такое впечатление что я прочел историю холдинга LAM, или этих забегалок, там где основатель носился с протестами на болотной, а потом пропала жена и всем фейсбуком их тусовка жену искала, а потом выяснилось что он ее сам порубил. ощущение что людей этих под копирку делают, и общее у них одно - отсутствие ощущения тяжести зарабатывания ДС, отсутствие навыков жития по средствам, типа изи кам изи гоу, на хайпе. что, кстати, отличает их от титанов вроде тинькова.

Ответить
8

Хипстеры открыли фермерский магазин с продуктами без гмо и запустили ICO под это дело. На каком же этапе что-то могло пойти не так? Ждем в скором времени слезливой статьи от основателя о том, как он хотел сделать мир лучше и вовсе не планировал никого наебывать. Но деньги, разумеется, инвесторам никто не вернет.

Ответить
1

Так в конце написано, что они собирают у идиотов деньги на кафе в деревне. За 25 000 расскажут слезливую историю о том, что открывать "ресторан в глуши" - изначальное тухлое дело.

Ответить
0

Бизнес кейс, хуле. На конференциях потом можно выступать.

Ответить
7

Да не иссякнет мавродими земля русская и лохами им верящими

Ответить
–3

А что плохого сделал Мавроди? Или в человеческой жадности он виноват?

Ответить
1

Ультражирный лонгрид.
Запишите подкаст, послушаю на пробежке с радостью😂

Ответить
18

За нас уже всё сделали нейросети 👌

Ответить
7

Дружище, не знаю как я раньше это не видел, но спасибо за наводку. Теперь я кажется из VC точно не вылезу

Еще бы кнопка скачивания была для загрузки на телефон и perfect

Ответить
3

как я этого не видел раньше?..великий сайт. Бизнес фм теперь не нужен😂

Ответить
0

Это ж не нейросеть

Ответить
1

А какая технология использована?

Ответить
6

Нам эту лавку инвесторы пихали, как историю успеха. Мы ездили в Москву, чтобы посмотреть, пощупать. Но даже если меня в обе ягодицы расцелуют, переплачивать 500% за редьку - это идиотизм. В итоге наш проект накрылся тазом, а чуть позже и сама Лавка. Но надо отметить, что готовили вкусно )))

Ответить
2

А что у вас был за проект?

Ответить
0

Проект Калина-Малина в Кемерово успешен. Артем Волков именно от ЛавкиЛавки черпал вдохновение...

Ответить
0

Там такая же ценовая политика?

Ответить
5

спокойно-европейский Вкусвилл победил посконно-хайповую ЛавкуЛавку, отличная история на Рождество!

Ответить
5

Как меня всегда бесил Акимов, это тупейшее название, этот хипстерский апломб и эти дичайшие цены. Знаете, это даже нехорошо, но я сейчас противно потираю ручки глядя на всё это шапито.
Жаль только у нас напрочь забыли что такое деловая репутация, и этот альтернативно одарённый индивид наверняка найдёт себе новых инвесторов.

Ответить
4

Все задумки у ребят, конечно, креативные. Вроде и на изменение рынка отреагировали, и на спрос на "био" продукты и на "хипстоту" всякую. Видимо творческий потенциал пока перевешивает экономический. Желаю им удачи.

Ответить
<