Как одно небольшое изменение избавит Россию от 4,3–10 млн кг пластикового мусора ежегодно
Уважаемые «Яндекс.Еда» и Delivery Club, хватит привозить мне так много пластика. У меня есть идея получше.
Загрязнение планеты — хайп или реальная проблема
Меня зовут Толя Давыдчик. Меня беспокоит, что планета очень быстро засоряется. Главное доказательство — большое тихоокеанское мусорное пятно. Не слышали про него? Почитайте «Википедию».
Это целый континент из мусора, который плавает в океане, занимает площадь как четыре Германии и содержит в себе 100 млн тонн мусора (100 000 000 000 кг).
Одноразовый пластик
Главный драйвер роста количества мусора — одноразовый пластик.
Чемодан или кресло из пластика — это норм, вы будете использовать его много лет. А вот одноразовая посуда не норм. Эти предметы служат человеку максимум пару минут, а разлагаются по 500 лет.
В Европе и Азии уже приняли законопроекты, запрещающие пластиковые пакеты, одноразовые трубочки, ватные палочки и так далее. В России пока просто пытаются «осознать и принять» ситуацию.
Если бы речь шла о посадке оппозиционера в СИЗО, все бы решилось быстро. Но если речь идет всего лишь о превращении планеты в мусорный ад, стоит подумать.
Предлагаю не ждать, пока Дмитрий и его коллеги примут ситуацию, а действовать самостоятельно. И вот первое предложение от меня.
Доставка еды
Вчера я заказывал доставку через «Яндекс.Еду». Съел любимый том ям и поке, и вот, что осталось после приема пищи:
Я сходил в ближайшую кофейню и взвесил этот пакет. 121 грамм пластика за один раз:
«Яндекс.Еда» и Delivery Club (Mail.ru Group) — главные игроки на рынке доставки еды в России. Деливери доставляет 2 млн заказов в месяц, «Яндекс.Еда» — 1 млн. Итого 3 млн доставок ежемесячно, причем цифра удвоилась за год.
Схема может выглядеть как-то так:
- «Яндекс» и Mail.ru Group заказывают Х тысяч многоразовых тарелок для супа, поке, соусов и других видов еды и снабжают рестораны нужным количеством. Благодаря объему цена будет невысокой.
- Учитывая экономию на закупке одноразового пластика, рестораны охотно пойдут на эти изменения. Крупным партнерам можно сделать фирменные принты, мелким — предложить приятный стандартный дизайн.
- Я как клиент выбираю: получить еду в бесплатной многоразовой посуде с обязательством вернуть ее при следующей доставке или доплатить за одноразовую посуду.
- Я выбираю многоразовую посуду. Все съедаю, мою посуду и кладу ее на полку.
- Во время следующей доставки отдаю посуду курьеру, он помечает возврат. Если не возвращаю, с моей карты списывают стоимость посуды.
Ключевое — сделать бесплатным вариант доставки в многоразовой посуде. Тогда это будет работать, а не станет опцией для 1% думающих о планете людей.
Какие результаты это даст
Комплектация заказов разнится: при заказе пиццы в одноразовом пластике привозят только соус, при заказе суши — сами суши, соевый соус, васаби и имбирь. А если вы закажете 10 поке, то в заказе будет 1 кг пластика.
Но если грубо уровнять все и умножить вес пластика из моего заказа на количество доставок, то получится 363 тысячи кг одноразового пластика в месяц (или 4 356 000 кг в год). И число вырастет в два раза уже через год.
Насколько это легко внедрить
Я уверен, в комментариях появятся любители искать сложности: а если рестораны не захотят, а если то, а если это.
«Яндекс» и Mail.ru Group — это тысячи талантливых людей, которые успешно разрабатывают беспилотные автомобили, голосовые помощники и даже умеют определять уровень нашего дохода по приложениям на смартфоне. Значит — и с посудой справятся.
А еще я точно знаю, что vc.ru читают люди из «Яндекса» и Mail.ru Group, в компетенции которых внедрить эти изменения за пару месяцев.
Держите дополнительную мотивацию: тема спасения окружающей среды сейчас в тренде, и сумма на внедрение изменений отобьется улучшением репутации и бесплатными публикациями в СМИ.
Напишите в комментариях, готовы ли вы заказывать еду в многоразовой посуде и возвращать ее обратно. И поставьте плюс этой статье, чтобы ее заметили. Спасибо.
На настоящем этапе чтобы уменьшить количество пластика достаточно добавить кнопку в заказе: КОЛИЧЕСТВО ПРИБОРОВ с выбором ответа 0!!! Это первый шажок к борьбе с пластиком.
Часто заказываем домой. Курьеры ВСЕГДА приносят одноразовые вилки/ложки/ножи, которые мне ни к чему (свои многоразовые есть). За год скопился огромный пакет одноразовых приборов.
Деливери, Яндекс, прочитайте это и подумайте над решением проблемы, пожалуйста!
По мне, так идею в этом посте нужно переделать на идею: при следующем заказе отдавать курьерам их же одноразовую посуду (помытую, с их логотипами) на переработку и получать скидку на следующий заказ
На самом деле принимать помытую посуду – это менее экономически обосновано, потому что проще качественно мысть самим, чем после каждого заказа перепроверять посуду и перемывать, если они недостаточно чистая.
У меня на этот счет хорошая история. Я сдавал квартиру на airbnb, и всегда очень расстраивался, когда гости сами моют посуду. Потому что приходится вынимать и перепроверять вообще все вилки\ложки\тарелки. И еще я несколько раз получал плохие отзывы за грязную посуду, потому что кто-то плохо помыл тарелку, и поставил к 10 остальным.
Интересное наблюдение. У вас посудомоечная машина была?
Нет. Я к тому, что сдавать помытую посуду или не помытую разницы никакой нет, все равно надо перемывать.
Можно обязательно дополнительно мыть после забора посуды.
Чтобы проще было отмыть компании и дома не бегали тараканы, можно и дома помыть.
Я сдаю раздельно вторсырьё 4 года, всегда мою. Кто-то имеет оборудование для чистки, кто-то нет.
Как бы не всем нравится жить как свинья с грязной посудой, поэтому не моют. Вообще не понял проблемы для вас, возьмите также тарелки и помойте их в машине. Мне кажется лучше взять даже плохо помытое и домыть, чем собирать грязное.