{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Кто помогает одеваться сотрудникам Mail.ru Group, Viber и Wargaming: история Николая Белана и компании Niko Firm Статьи редакции

Белорусский предприниматель запустил производство корпоративной одежды для ИТ-компаний и за четыре года вышел на оборот в $1,6 млн.

Николай Белан

Первые шаги

В детстве Николай Белан много путешествовал: его отец работал в российской компании «Моссиб», которая строила посольства России по всему миру, и брал сына с собой в командировки.

В первый класс Белан пошёл в Мозамбике, несколько лет провёл в Италии, но поступать в вуз вернулся в Белоруссию в 2008 году. Он выбрал специальность менеджера по недвижимости, но быстро в ней разочаровался и перевёлся на заочное отделение.

Тогда он начал помогать матери в бизнесе — ещё с 1990-х годов она руководила швейным производством «Наша марка», которое выпускало бельё и спецодежду. Белан стал искать поставщиков и клиентов, а заодно посещал текстильные выставки в разных странах.

«Наша марка» работала в основном с государством — например, шила постельное бельё и шторы для детских садов. Белан видел, что в этом сегменте для покупателей низкая цена важнее, чем качество, а ему было интересно выйти на b2c-рынок, где аудитория более требовательная.

Он предложил матери развить направление интерьерного текстиля: выпускать шторы, подушки и покрывала, но они не хотели менять прежний порядок вещей. Тем не менее у Белана остались контакты поставщиков тканей и фурнитуры — они пригодились ему позже, когда он решил открыть своё дело.

В 2012 году Белан потерял мать. Отец уволился с прежней работы и предложил Белану возглавить «Нашу марку», пообещав помощь.

Они не сработались и часто ругались. В начале 2015 года Белан передал управление фабрикой отцу, взяв полугодовой перерыв, и отправился в путешествие по Европе и Израилю.

Одновременно руководителю закупок Wargaming срочно потребовались 150 брендированных толстовок для сотрудников. Общие знакомые посоветовали ему обратиться к Николаю Белану: они знали, что он связан с текстильным производством, но в детали не вдавались.

«У меня был опыт, хотя толстовками до этого не особо занимался. Но толстовки, шторы — это ведь одно и то же», — смеётся Белан.

Он получил предоплату и на эти деньги купил 225 метров футера (ткань из хлопка) по $10 за метр, а также фурнитуру — нитки и молнии.

По словам Белана, ткань была на 20% дороже, чем та, которую для корпоративной одежды обычно использовали другие компании. Но выбор подкреплялся тем, что на материал хорошо ложилась печать, а изделие не скатывалось и держало форму.

Толстовки для Wargaming, сшитые Беланом

Предприниматель отшил толстовки на отцовской фабрике — с отсрочкой платежа, а логотипы Wargaming за $500 нанесли его знакомые, занимавшиеся печатью на текстиле. На заказе в 150 толстовок предприниматель заработал около $450.

Отчасти мне хотелось продолжать работать с текстилем, чтобы сохранить память о матери, отчасти потому, что мне самому нравилось. Это уже на уровне ДНК.

Николай Белан

Прежде чем он отшил первый заказ, Wargaming заказала партию футболок. Компании понравилось качество одежды, и благодаря сарафанному радио к предпринимателю стали обращаться и другие корпоративные клиенты из ИТ-сферы.

Белан радовался, что они тоже обратили внимание на то, как сшита одежда и как она сидит: «В этой сфере ценят твой труд, благодарят за него. Поэтому я сразу понял, что это тот вектор, в котором хочу работать».

Первые вложения в бизнес

В мае 2016 года, когда заказы стали регулярными, предприниматель зарегистрировал название Niko Firm.

Осенью того же года отец Белана отказался брать заказы от сына. У предпринимателя осталось несколько важных клиентов, которых он не хотел подвести. И хотя в то время он копил на новую машину, деньги пришлось потратить на собственный швейный цех.

Отец согласился сдать ему в аренду одно из пустовавших помещений на «Нашей марке» — при условии, что Белан будет сам платить за коммунальные услуги своего участка.

На швейный цех потратили около $24 тысяч: на оборудование ушло $15 тысяч, на ремонт, разводку электросетей, мебель, бытовую технику для сотрудников ещё $9 тысяч.

Команда Niko Firm тогда состояла из четырёх человек, включая самого предпринимателя. Каждый из сотрудников мог ответить клиенту, договориться о заказе материалов у поставщиков или заняться упаковкой товара. Вместе с цехом появились ещё пять швей, которых Белан переманил с другого предприятия, технолог и закройщик.

У нас сразу была политика: если мы взяли партнёрство, мы сделаем заказ в нужный срок. Иногда были такие большие объёмы, что даже со своим швейным цехом мы не справлялись. Тогда мы вновь подключали соседние фабрики.

Николай Белан

В ноябре 2016 года компания начала сотрудничать Delivery Club, подразделением Mail.ru Group. Для курьеров сервиса доставки Niko Firm сшила 3000–4000 курток и около 10 тысяч рубашек-поло. Стоимость заказа предприниматель не называет, ссылаясь на соглашение о неразглашении.

Объём заказов рос: к концу того же года предприятие выпускало 200 футболок или около 60 толстовок в день. Однако предприниматель видел слабое место — печать на ткани компания по-прежнему заказывала у подрядчиков.

И хотя те, по его словам, «работали отлично», Белана беспокоило, что в случае форс-мажора или неожиданного заказа они могут сорвать сроки, а Niko Firm подведёт клиентов.

«Если вдруг кто-то из наших клиентов забыл, что через неделю корпоратив, и срочно нужна 1000 футболок, мы должны сделать это, не подвести, — рассказывает Белан. — Сторонние подрядчики, те же печатники, не давали контролировать и закладывать свободные ресурсы».

Тогда предприниматель решил открыть собственный печатный цех и начал искать оборудование. Ситуацию осложняло то, что он и его команда занимались именно шитьём, у них было недостаточно опыта в печатном деле. Перед Беланом стояла непростая задача — найти деньги на новое оборудование и не потерять в качестве, которое раньше обеспечивали сторонние подрядчики.

И тут в Десногорске выставили на продажу один из лучших печатных цехов в России. Видимо, компания, которой он принадлежал, обанкротилась. Я тут же сдал машину в ломбард и поехал в Россию оставлять аванс.

Николай Белан

Предприниматель торопился, потому что речь шла об оборудовании, которое наносило рисунок на ткань по методу шелкографии. Новый комплект обошёлся бы компании в $250 тысяч, а у Белана появилась возможность купить его за $125 тысяч.

Способы печати на ткани обычно делятся на два вида. Некоторые компании наносят изображение с помощью красок на основе пластизоля, специального полимерного материала. «Это дешевле и проще. Но если по такому изображению провести, например, утюгом, картинка “поплывёт”», — отмечает предприниматель.

Второй способ — шелкография, при которой водные краски разных оттенков продавливаются на ткань через трафарет. Процесс трудоёмкий: только подготовка к печати состоит из 15 этапов, поясняет Белан.

«Подготовить раму, натянуть футболку, смешать краски, подобрать материалы. Для исполнения каждого этапа есть сотня вариантов, и собрать воедино итоговую картинку можно по-разному, поэтому я отношу шелкографию к искусству. Сами краски долго сохнут и требуют определённой влажности в помещении», — отмечает Белан.

Изображение, напечатанное методом шелкографии, дольше держится на ткани и не выцветает со временем.

На оплату оборудования сразу денег не хватало, и предприниматель договорился об оплате по частям в течение полугода. Niko Firm одновременно закупала материалы, выполняла заказы и платила за оборудование.

У нас висел большой заказ для Wargaming.net, за который компания не оставила предоплату. Деньги поступят лишь через несколько месяцев, а делать заказ уже надо. Приходилось экономить и работать ночами.

Николай Белан

Тем не менее Niko Firm выкупила печатный цех, перевезя его в Минск на Октябрьскую улицу, творческий кластер города, и позвала российских техников помочь с настройкой оборудования.

В первые полгода Белан с коллегами испортили сотни футболок, добиваясь нужного качества печати. Испорченные футболки компания отдавала в детские дома.

Предприниматель вспоминает: «Раньше мы могли печатать до 400–500 принтов в день. Когда купили цех, 2000 принтов. Сейчас производительность доходит до 5000 принтов. Когда привезли оборудование, то, сами того не зная, стали самыми крупными печатниками в Минске».

По мнению Николая Белана, печатный цех позволил компании наладить качественный сервис — чёткое соблюдение сроков и производство больших объёмов — и контролировать качество продукта.

Борьба за производительность

В середине 2017 года Niko Firm приобрела четыре вышивальные машины на 16 цветов американской фирмы Melco за $55 тысяч.

По словам предпринимателя, отдельные траты в сфере текстиля — программное обеспечение для оборудования.

Для работы одной вышивальной машины Melco нужно отдельно купить программу за $2000. Когда машин несколько, приходится покупать программу за $3000–4000 — чтобы станки работали в связке и оператор управлял ими с одного компьютера.

«Мы как-то хотели купить американский принтер за $10 тысяч, но, чтобы он печатал на чёрных майках, нужно доплатить ещё $4500. Это просто активация, оборудование то же самое. Всё ПО, используемое в нашей сфере, очень дорогое. Программы могут стоить столько же, сколько само оборудование», — рассказывает Белан.

К концу 2017-го в Niko Firm работали уже 50 человек, и предприятие в день производило 500 футболок или 150 толстовок. На этом уровне ей, утверждает Белан, для увеличения производительности на 2–3% нужно было $20 тысяч. В самом начале производительность компании росла на 300% на каждые потраченные $10 тысяч, припоминает предприниматель.

Японская швейная машинка в базовой комплектации, например Juki, стоит около $400. Есть функция, убирающая ниточку. Она увеличивает скорость швеи на 10–15%. Машинка с такой функцией стоит уже $1200. Добавить, условно, поднимаемую лапку — уже 2000$. Чем дальше заходишь, тем сложнее и дороже увеличить точечную эффективность.

Николай Белан

Иногда предприниматель вкладывался в оборудование, которое простаивает. Например, компания купила три швейные машинки с имитацией ручного шва, потратив около $12 500. Клиентам такой вариант оформления не подошёл, и машинки по-прежнему стоят без дела.

В декабре 2017 года Niko Firm открыла представительство в России — чтобы упростить документооборот с клиентами. К этому времени у компании было пять крупных клиентов из России и 35 — из Белоруссии.

По мнению Белана, в России культура маркетинга зачастую развита лучше, чем в Белоруссии: «Например, приезжаешь в Rambler Group и разговариваешь с высокопоставленным руководителем или даже генеральным директором. Здесь же майками занимаются офис- или HR-менеджеры».

Законодательство же в России и Белорусии по части бизнеса, по мнению предпринимателя, отличается не сильно. Однако в Белоруссии проще получать консультацию в государственных органах или решить какую-то проблему.

Однажды у Niko Firm заблокировали платёж в России от «Альфа-банка». Предприниматель и его коллеги потратили неделю на звонки, пытаясь получить ответ и объяснение. Решить проблему удалось, когда их знакомый директор «Альфа-банка» из Минска позвонил в Россию.

«В Белоруссии люди больше тебя слышат. Хотя, конечно, тут речь о том, что один район Москвы больше, всего Минска, например», — комментирует Николай Белан.

Новый дом

К 2018 году производство Niko Firm перестало помещаться на арендованных площадях, и Белан задумался о покупке собственной недвижимости.

К марту того же года компания переехала в своё здание площадью 850 м² на окраине Минска. Покупка обошлась примерно в $530 тысяч. Со временем площадь расширили до 900 м². Сейчас там работают швейный отдел и административная часть офиса.

По словам Николая Белана, уже больше года ремонтом здания и его территорией занимаются четыре человека. «У нас фонтаны перед зданием, арки. Прошлые хозяева его немного запустили, поэтому приходится до сих пор вкладываться в оживление», — рассказывает Белан.

Дополнительно компания арендует место под печатный цех площадью 400 м² и склады. Цена за квадратный метр составляет около $3. Всего Niko Firm занимает около 1500 м².

«Раз мы творческое предприятие, нам нужно создать вокруг себя какую-то подходящую ауру. Хочется, чтобы было как дома и для сотрудников, и для клиентов», — замечает предприниматель.

По его мнению, у Niko Firm небольшая текучка кадров. За пять лет ушло не более 15 постоянных сотрудников. Сейчас в компании работает 90 человек.

Я никогда не увольнял так: «Всё, ты уволен». Обычно люди просто не проходят испытательный срок. Не было конфликтов, никто не говорил: «Забираю свой кактус и ухожу».

Николай Белан

Сложнее всего компании находить швей, сетует Белан. Из трёх приходящих на испытательный срок остаётся одна. Швеи работают в потоке — одно изделие шьют восемь человек. Поэтому важно, чтобы команда приняла новую коллегу. Испытательный срок длится два-три месяца, но подходит человек или нет, замечает руководитель Niko Firm, обычно видно уже через месяц.

Во-первых, молодёжь не очень хочет идти на рабочие специальности. Но сейчас зарплаты швей растут, поэтому в перспективе это может вновь привлечь молодых ребят. Во-вторых, так как люди не идут учиться на швей, качество образования тоже снизилось. У нас начали вводить в университетах специальности вроде швеи-бухгалтера или швеи-экономиста. Выходит, что у тебя экономика, но ты ещё и немного швеёй можешь быть.

Николай Белан

Иногда в компании случаются переработки. За них сотрудникам доплачивают. Если приходится работать в ночь, руководство привозит сотрудникам кофе и еду.

«Я много раз сталкивался с госпредприятиями или той же “Нашей маркой“, где люди даже за дополнительную оплату не выходили. У нас люди всё откладывают, остаются. Отдельная гордость за такую команду», — считает предприниматель.

Белан заметил, что за всё время работы он стал более спокойным руководителем. Раньше он мог сорваться, накричать, хотя никогда не позволял себе подобное поведение по отношению к швеям. Чаще всего недовольство направлялось на руководителей.

Сейчас же предприниматель старается рационально подходить к решениям проблем. Он отказался от алкоголя и пьёт китайский чай, который, по его словам, помогает собраться с мыслями и успокоить нервы.

Долгое время Белан управлял Niko Firm интуитивно. Деньги не считали, хотя старались вкладывать в дело.

Я всю жизнь в швейном бизнесе. Наверное, я впитал что-то от родителей, их разных стилей управления, поэтому Niko Firm не просела и не ушла в минус. У меня нет MBA, но в прошлом году аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young номинировала меня на премию «Предприниматель года».

Николай Белан

По итогам 2018-го выручка компании составляет около $1,6 млн. Прибыль предприниматель не раскрывает. В 2019-м компания удвоила объём производства: год назад производила 500 футболок или 150 толстовок в день, а сейчас — 1000 и 300 соответственно.

Оптовая цена одной футболки — $10, толстовки с молнией, печатью и вышивкой — от $38 до $46. Цена зависит не от срочности заказа, но от объёма, повышаясь на 10–15%. Наценка компании за производство — около 20–30%.

По словам Белана, у Niko Firm высокая себестоимость товара, поскольку компания изначально делала ставку на качество, которое зависит не только от оборудования, но и от исходных материалов: тканей, ниток, фурнитуры.

Сейчас компания продолжает расти, и предприниматель ищет финансового директора: он чувствует, что рядом нужен специалист, который возьмёт на себя контроль и распределение финансов.

Начинают появляться кассовые разрывы. Например, не хватает оборотки на закупку каких-то материалов, потому что где-то заработали чуть меньше, а потратили, например, на новое оборудование или ремонт. Пока что эти разрывы не критичны — до $75–150 тысяч. Но чем компания больше, тем больше суммы. Это становится опаснее и может привести к серьёзным последствиям. Например, люди не получат зарплату. Не хочется этого.

Николай Белан
0
87 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

Эта продукция не для дрескода, а для промо акций например или для внутреннего гифта.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Андросов

И этот спрос обеспечивает 1000 футболок и 300 толстовок в день?

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

Сильно сомневаюсь. Я вот не понял про 1.6$млн. это реально выручка или всё таки оборот? Если Выручка то это очень хорошо для такого предприятия, если это оборот то очень маленькая для такого количества сотрудников в компании.

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Сибаль

А в чём разница между выручкой и оборотом?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Вот откуда эта непробиваемая уверенность?

Нет экономического показателя "ОБОРОТ". Нет, точка.
Это просторечное обозначение выручки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда