{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Я вышел на пенсию в 35 лет и занялся бизнесом в Байконуре

Про запуск типографии, кафе, клубных вечеринок и турагентства в колыбели российской космонавтики.

Байконур — не только космодром, но и город в пустыне, который его обслуживает. Официально здесь проживает 75 тысяч человек и еще 35 тысяч снимает жилье. Территория находится в аренде до 2050 года и считается частью России. Я приехал сюда в 1997 году вместе с семьей (отец был военным), отучился в техникуме, проработал электромонтером, а потом поступил на службу в МЧС.

Многие россияне разъехались и сдают квартиры казахстанцам. Продавать квартиры они не могут (жилье принадлежит государству). А лишившись прописки в Байконуре, офицеры МЧС и МВД лишаются льгот. Пенсия здесь наступает в два раза быстрее, да еще и начисляется с коэффициентом 1,4. Сам я стал пенсионером в 35 лет, после десятилетней службы в МЧС. Моя пенсия — 20 тысяч рублей.

После службы в Байконуре полагается еще один бонус — сертификат на квартиру в Москве, Санкт-Петербурге или Краснодаре. Многие казахстанцы стремятся получить российское гражданство, чтобы отслужить, получить квартиру, продать ее и построить коттедж в Алма-Ате. Конечно, десять лет жизни — высокая цена. Но по себе могу сказать, что пролетают они как один день.

Чем заняться пассионарию в пустыне

Официально госслужащим запрещено заниматься даже малым бизнесом. Но если он никак не сказывается на работе, и ты занимаешься своим делом в личное время, его расценивают как хобби, смотрят сквозь пальцы. Разумеется, бизнес должен быть юридически оформлен на родственников или друзей.

Я начал со сдачи в аренду очков виртуальной реальности Oculus, которые купил на деньги, собранные на свадьбе. Очки я отдал в ресторан, принадлежащий брату, в детский уголок. Следующим шагом была покупка нескольких детских электромобилей. В теплый сезон, который в Байконуре длится пять месяцев, машинки стояли на местном «Арбате», и дети катались на них за небольшую плату.

До 2015 года в Байконуре было целых три клуба, и мы с партнером арендовали их для проведения вечеринок, где я выступал как диджей. Вечеринки собирали по 250 человек минимум, и мы только на плате за вход зарабатывали больше $1000 за день (деньги у горожан есть: зарплата сержанта в МЧС начинается от 38 тысяч, а офицер может получать и 150 тысяч рублей).

Однако военных вместе с ядреными боеголовками и прочей техникой передислоцировали на космодром Плесецк, и активной молодежи стало меньше. Клуб сейчас один, вечеринки стали редкостью.

Первым моим бизнесом после ухода на пенсию стала типография Fresh Color с двумя плоттерами. Один я взял у закрывающихся конкурентов в рассрочку. Другой приобрел на деньги от продажи машины. Типография несколько месяцев была убыточной. Выйти в плюс помогло партнерство с дизайн-бюро (мы вместе стали делать постеры). Но главным фактором успеха стал интернет.

В маленьком закрытом городе предприниматели считают, что «сарафанного радио» достаточно, но это не так. Самое крупное СМИ здесь — группа «Подслушано в Байконуре» во «ВКонтакте», на нее подписано полгорода. Там рекламируется даже местное телевидение. Когда я на неделю выкупал рекламу на «стене», выручка увеличивалась вдвое. Так было с каждым моим бизнесом.

Затем я перенял опыт старшего брата. На протяжении года я вечерами сидел в его ресторане и наблюдал за его работой, позже открыл два своих кафе в разных частях города — «Березка» и «Хуторок». Можно сказать, что общепит — беспроигрышный вариант для предпринимателя в Байконуре. Уличная еда здесь пользуется популярностью, в особенности старая добрая шаурма.

Перенос военных объектов в Плесецк принес и положительные моменты. В 2014 году город был открыт для туристов при условии оформлении пропусков, и в Байконуре начался туристический бум.

Если соблюсти бюрократические процедуры, можно попасть на космодром. Так что следующим моим бизнесом стало турагентство Cosmo Travel. Мы организуем туры в Байконур для тех, кто хочет увидеть запуск ракеты с космонавтами и понаблюдать за подготовкой к нему.

Сколько зарабатывает байконурский бизнесмен

Туристический рынок здесь серьезный. На один космический старт может собраться до тысячи человек, при стоимости тура не ниже $1000. Какую долю мы займем, пока не ясно, ведь это новое направление. Про остальной бизнес все давно понятно.

Начальные вложения в типографию составили 300 тысяч рублей. Два плоттера стоили еще по 500 тысяч рублей каждый. При месячной выручке 500 тысяч рублей типография приносит 120 тысяч рублей чистой прибыли.

В открытие «Березки» я вложил 500 тысяч рублей. При месячной выручке 1,3 млн рублей оно приносит 160 тысяч рублей чистой прибыли, но только в теплый сезон, пять месяцев в году. Кафе работает на открытой площадке, защищенную от солнца навесами и «стенкой туманообразования».

Она распыляет влагу, иначе в кафе будет некомфортно: летним днем температура воздуха превышает 40 градусов. В несезон в пустыне, наоборот, становится холодно, кафе закрывается и работает только на доставку. Я зарабатываю только 50 тысяч рублей чистой прибыли.

Если сравнивать с остальной Россией, у нас непростая ситуация с арендой. За площадку под «Березкой» я плачу 100 тысяч рублей в месяц. Просто за две сотки на территории палисадника, там ничего нет, кроме земли.

В то же время за помещение для типографии я плачу 7000 рублей в месяц. Дело в том, что помещение в государственной собственности, как и большая часть всего на Байконуре, а земля — в частной, как и все самые удобные для бизнеса точки.

После развала СССР, с 1991 по 1994 год, Байконур юридически был территорией Казахстана без каких-либо обременений. Тогда самые предприимчивые жители города приватизировали несколько объектов. Теперь на территории города, находящейся в аренде у российского государства, есть несколько «лоскутов».

Помещения и земля, которые принадлежат обычным людям — россиянам и казахстанцам — были оформлены по казахстанским законам и остаются территорией Казахстана. Из-за этого на центральной улице администрация не может снести два ларька.

Другое последствие «двоевластия» — высокая цена коммунальных услуг. Аренда и «коммуналка» достигают 80% от выручки местных предпринимателей. К примеру, киловатт электроэнергии в Байконуре стоит 8 рублей. Но стоит пересечь шлагбаум и оказаться на территории Казахстана, то в переводе на российскую валюту он стоит 2,5 рубля, а для предпринимателей — 3 рубля.

Разницу в ценах создают российские коммунальщики, которые перепродают казахстанские ресурсы. Воду, тепло и свет поставляет Россия, только газ — Казахстан.

За потребительским кредитом можно обратиться в российский «Фондсервисбанк», обслуживающий «оборонку» и принадлежащий «Роскосмосу». Кредиты на развитие бизнеса проще всего получить в казахстанском KMF Bank, офис которого находится в поселке Жосалы, в часе езды на машине от Байконура.

Сотрудники банка приезжают посмотреть на помещение, договор аренды и через два–три дня выносят решение. Ставка по кредиту составляет 4% в месяц — немало.

Почему я не уезжаю в «большую Россию»

«Свалить» стремится только молодежь студенческого возраста. Оно и понятно: в Байконуре есть только один вуз. Предприниматели остаются. Люди старой закалки, которым сейчас 60–65 лет и старше, стали собственниками-монополистами, и оставлять свое жалко.

А отслужившие молодые «пенсионеры» 30–35 лет слишком привыкли к тому, что все решают связи. В маленьком закрытом городе все друг друга знают, и это удобно.

Когда к тебе в офис приходит пожарный инспектор, скорее всего, он твой бывший сослуживец или друг и подскажет, как оборудовать помещение дёшево и не нарушая закона. Формалистикой никто не занимается. Особенно остро я почувствовал поддержку друзей (бывших сослуживцев или тех, кто еще на службе), когда в Байконуре начался туристический бум, и у меня появилось турагентство.

На Байконур не попасть «дикарем», нужно разрешение. От каждого туриста мы получаем документы и передаем их на проверку в структуры «Роскосмоса». Документы также проходят через ФСБ (на каждый автобус с туристами выделяют сотрудника спецслужб) и ее казахстанский аналог КНБ. На получение разрешений уходит до 30 дней. Согласованием занимаются знакомые, которые предупредят, если возникнут накладки.

На один из прошлых запусков приехало столько туристов, что некоторым пришлось селиться в общежитиях. Хоть в городе и построено целых три гостиницы, но для туристов открыта только одна.

Остальные для руководства «Роскосмоса», «Казкосмоса», NASA, ESA и журналистов. Через друзей мы нашли на территории Казахстана частные коттеджи, оборудованные для гостей по 500 рублей в день, когда в гостинице (полностью забитой) номера стоили в восемь раз выше.

Знакомства также помогли добиться допуска на ближайшую к запуску точку, открытую для туристов. Одно дело, когда красный огонек улетел в небо и все, а другое — когда от рева двигателей на тебе дрожит одежда, а где-то недалеко стоит наш местный полубог — глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

0
85 комментариев
Написать комментарий...
MiGaZ Rogue

Хоть кто-то пытается вывести этот город немножко выше, а не топить его в дерьме, как делает это подавляющее большинство, при этом задействуя туризм , места где действительно вершилась история, а то у нас мышление работает от красной площади до эрмитажа. Спасибо тебе дружище. Давно знаком с этим человеком и могу сказать, что он действительно большой молодец. хэйтерс гонна хэйт :D

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Bio
Автор

Спасибо дружище, рад был с тобой сотрудничать, большой опыт и заряд энергии получил от общения с тобой.

Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда