Современные тенденции в благоустройстве прилегающих территорий и общих пространств бизнес-центров
Первый заместитель Генерального директора АО «Корпорация А.Н.Д.» Дмитрий Москаленко рассказывает о тенденциях в благоустройстве территорий бизнес-центров
Тенденции в благоустройстве территорий быстро меняются. Еще 10 лет назад большинство бизнес-центров в России не отличались комфортной средой. «Стекляшка» с парковкой под окнами и сомнительной архитектурной ценностью – так могли охарактеризовать бизнес-центр большинство россиян.
Окно в Европу
Постепенно тенденции в благоустройстве и архитектуре проникают в нашу страну, однако отставание от Европы по-прежнему значительно. Как правило, облагораживанием территорий бизнес-центров занимаются только в двух столицах. Если в Европе объем вложений в эту сферу составляет 5-10% от затрат на строительство, то в Москве этот показатель достигает лишь 2-3%. За последние шесть лет лишь 12% построенных бизнес-центров имели элементы благоустройства. Поэтому говорить о качественном прорыве пока рано. К сожалению, российский девелопер чаще всего ограничивается типичным набором: паркинг, рестораны, магазинчики, кафе. Такие элементы можно встретить практически в любом запустившемся бизнес-центре, а вот объекты с хорошими общественными зонами можно пересчитывать по пальцам. Стоимость озеленения и облагораживания может разниться, помимо этого, плотность застройки снижается, что сказывается на финальной доходности объекта.
Новые требовательные арендаторы
Качественным отличием от эпохи нулевых является то, что сегодня арендатор стал более требовательным, и в объектах высокого класса компании хотят видеть качественные общественные пространства. Да и девелоперы стали разрабатывать концепции благоустройства для строящихся бизнес-центров гораздо чаще, ведь создание комфортной среды помогает придать недвижимости дополнительную ценность. Следящие за брендом и репутацией фирмы предпочитают арендовать бизнес-центр, который будет комфортным для собственных сотрудников. Для таких компаний – это имиджевая составляющая, поэтому и спрос на подобные объекты с высоким рейтингом растет.
Главные элементы хорошего благоустройства
Озеленение прилегающих территорий и уменьшение асфальтового покрытия – одна из основных тенденций в облагораживании бизнес-центров. Среда в мегаполисах становится более агрессивной, в связи с этим главной задачей становится создание психологического комфорта и дружелюбной атмосферы. Данный подход способствует появлению уютных мест для отдыха, а это очень привлекает жителей больших городов.
Среди объектов «Корпорации А.Н.Д.» можно выделить БЦ «Алгоритм», где у входа разбита небольшая парковая зона, она служит естественным продолжением Воронцовского парка, который расположен неподалеку. При озеленении важно соблюдать пропорцию между лиственными и хвойными деревьями, тогда оно будет выглядеть привлекательно независимо от времени года.
Любое благоустройство должно подчеркивать индивидуальность комплекса и идентичность места. Зачастую озеленение применяется и во внутреннем пространстве бизнес-центров. Наши дизайнеры уделяют особое внимание удобству и красоте входных групп, поэтому используют дополнительное озеленение, которого в центре города может быть не так много. К примеру, в БЦ «Оазис» акцентируется внимание на органичных формах и разных элементах брендинга и дизайна, которые похожи на годовые кольца у дерева. Таким образом, объекту придаются природные органичные черты.
Другой значимой тенденцией является создание комфортных общественных пространств и грамотное зонирование. Использование уникально разработанных элементов дизайна – ограждений, скамеек, урн – выделяет индивидуальный образ бизнес-центра.
Облагораживание должно не только соответствовать эстетическим требованиям, но и быть простым и недорогим в эксплуатации. Понятная навигация и продуманное зонирование помогают распределять автомобильные и пешеходные потоки, повышая уровень безопасности. В ночное время суток ландшафтное освещение подчеркнет красоту территории бизнес-центра и сделает окружение привлекательным и уютным. Освещение выделяет дизайн объекта и создает запоминаемый образ.
Например, рядом с БЦ «Амальтея» было установлено осветительное оборудование, напоминающее металлические деревья. Такой шаг помог создать необычные акценты вокруг здания и разбавить геометрию архитектуры комплекса.
Нехватка в эксклюзив
Не так много бизнес-центров в центре города обладают большой прилегающей территорией. В попытках создать общественное пространство некоторые девелоперы обращают внимание на крышу здания. Там можно разместить площадки для отдыха, галереи, рестораны. Таких примеров, к сожалению, не так много. В строящемся комплексе «Смоленский пассаж – 2» будет использована уникальная для России система уровневых террас. На каждом этаже бизнес-центра оборудованы места для отдыха, и посетители смогут прогуляться по веранде с живыми деревьями. С террас будут видны достопримечательности центра столицы.
В завершение хочется отметить, что при строительстве бизнес-центров класса «А» девелоперы акцентируют внимание на индивидуальности места, а также на экологичности и комфорте в психологическом плане.
Использование долговечных органических материалов, многоуровневое озеленение, красивое освещение и разделение транспорта и пешеходов – вот главные признаки качественного облагораживания территории. Эти детали должны выделять бренд и статус бизнес-центра, чтобы арендатор выбрал там офис, даже не переступив порог комплекса.
При добросовестном исполнении благоустройство не только гарантирует застройщику повышенный комфорт для гостей, но и увеличивает ликвидность объекта, его стоимость и обеспечивает повышенный интерес со стороны съемщиков.