Офлайн
Andrey Sergeev
48 097

Декоративный бетон для всего: экс-финансист придумал конкурента для керамогранита и продаёт его на миллионы рублей в год Материал редакции

Илья Валовик потратил три года на создание своего материала Omniton, из которого теперь делает наливные полы, столешницы, подоконники и другие предметы.

В закладки
Аудио
Илья Валовик

Компания Валовика Omniton производит сверхпрочный материал, из которого можно как строить дома, так и делать мебель. Например, компания производит столешницы, подоконники, двери и другие изделия.

На своём предприятии Валовик выпускает более 600 м² материала и производит порядка 50 тонн смесей. По данным «Контур.Фокус» доходы и расходы компании за 2017 год составили 189 тысяч рублей. По словам Валовика, в 2018 году выручка компании составила 1 млн рублей, а к концу 2019 года выросла в 20 раз до 20 млн рублей.

Предприниматель рассказал, почему ушёл из сферы финансов и занялся бетоном, где искал идеальный рецепт смеси и как борется со стереотипом, что бетон подходит только для черновых работ.

Изделия из материала Omniton

Мебель из бетона

У меня экономическое образование. Я работал в банке, в консалтинге, а потом устроился финансовым директором в одну семейную компанию по продаже оборудования для дайверов. В 2014 году стал быстро выгорать на работе и решил отдохнуть в Калифорнии.

Там я часто гулял по улицам и обратил внимание, что многие вещи и конструкции сделаны из бетона. Если в России его использовали исключительно как строительный материал, в США бетон не стесняются выставлять наружу. Из него делают фасады домов, создают мебель и отливают посуду.

И я загорелся идеей сделать что-то похожее в России. Но никогда прежде не интересовался бетоном, для меня это была совершенно неисследованная область.

Для начала взял книгу Юрия Баженова «Технология бетона, строительных изделий и конструкций» и стал изучать вопрос. В скором времени понял, что у бетона огромные возможности. Меняя компоненты в составе смеси, его можно наделять абсолютно любыми свойствами: увеличивать прочность, пластичность и делать его эстетичнее.

Я увидел, что обычный бетон не подходил для создания декоративных предметов: он был очень хрупким. Здесь требовался бетон, который по своим характеристикам не уступал бы природному камню — но при этом оставался бы пластичным и поддавался полировке.

И я решил разработать рецепт смеси для его производства. Я понимал, что это слишком сложная задача, чтобы заниматься ей в одиночку, нужны специалисты.

Так я познакомился с Константином (Валовик не уточняет фамилию — vc.ru). Раньше он производил фасадные панели с бетонным рисунком и утеплителем. Он поделился со мной опытом создания производства. Позже к нам присоединился его родственник Дмитрий (Валовик также не уточняет фамилию — vc.ru), он тоже разбирался в бетоне.

Так в моей команде появились люди с опытом производства бетона, но нам по-прежнему требовались специалисты, которые разбирались в химии бетона.

Сперва мы познакомились с одним инженером, который проектирует гидроэлектростанции. Но он скептически отнёсся к нашей идее. Сказал, что ему по душе масштабные проекты вроде сдвига Саяно-Шушенской ГЭС на один метр, а разрабатывать бетон для отделочных материалов ему не так интересно.

Зато он посоветовал нам обратиться в лабораторию «РусГидро» в Санкт-Петербурге. Там я познакомился с ведущим специалистом по бетонам, который рассказал мне о сложных смесях.

С 2014-го по 2017 год я по крупицам собирал опыт других специалистов и в конце концов познакомился с самыми передовыми инженерами в России, работающими с бетоном.

Например, с очень важным для нас человеком — инженером, профессором из Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Виктором Хвастуновым.

Он всю профессиональную жизнь изучает бетон и исследовал все возможные свойства смесей — от максимальных прочностей до самоуплотнения.

Мы работали вместе с Хвастуновым: ездили к нему в Пензу, отправляли туда образцы бетона, я оплачивал работу его специалистов на кафедрах. С Хвастуновым в институте работает несколько человек по разным направлениям.

Виктор Хвастунов поделился с нами результатами своих исследований, а мы уже сами в них разбирались — смотрели, например, что даёт определённый ингредиент и стоит ли его добавлять в смесь.

Виктор Хвастунов

В поисках секретного рецепта

Чтобы экспериментировать со смесью и изучать исследования учёных на практике, мы с Константином и Дмитрием открыли лабораторию: сняли небольшую комнату с вытяжкой в Переславле-Залесском и оборудовали её на 3 млн рублей.

Поставили смеситель, который собрали сами, — что-то наподобие бетономешалки. Также купили климатическую камеру и установили вибростол, чтобы проверять бетон на прочность. Всё, больше ничего в нашей лаборатории не поместилось.

Оборудование покупал на свои деньги: я продолжал работать финансовым директором, и более чем за десять лет работы мне удалось скопить сбережения. Константин и Дмитрий работали как наёмные сотрудники, я платил им зарплату. Всего с 2016-го по 2018 год я вложил в проект около 10 млн рублей.

Бетон в России используют в основном как конструктивный строительный материал, и он состоит из пяти-шести компонентов: песка, цемента, щебня, каменной муки и пластификаторов. Могут быть ещё химические добавки: против мороза и для повышения прочности.

Первое и самое важное, что мы поняли, — достаточно поменять один компонент в смеси, и конструкция начнёт рушиться. Например, в песке может быть слишком большое содержание металла, тогда он погубит всю прочность бетона.

И мы начали экспериментировать с составом смеси: брали несколько компонентов, смешивали их в определённых пропорциях, смотрели на результат.

У нас был такой конструктор бесконечного множества свойств, среди которых нам нужно было найти те, что позволят сделать бетон прочным, но гибким в применении — как натуральный камень.

Константин и Дмитрий трудились полный рабочий день, делали смеси, ставили опыты. Я приезжал в свободное от работы время и включался в процесс. От Москвы до Переславля около 100 км, поэтому из дома до лаборатории я добирался около двух часов на машине. В середине 2017 года уволился с работы, чтобы уделять проекту всё свободное время.

С Константином и Дмитрием мы многое узнали, проводя эксперименты со смесью. Например, бетон должен выдерживаться 28 суток, убедиться в надёжности смеси можно только через определённый промежуток времени.

Один из способов проверки бетона на прочность — погружение в соль. Климатическая камера охлаждает смесь до -40 °С, а потом разогревает до +80 °С. Этот цикл повторяется пять часов. За перегрузками мы наблюдаем через специальное окно. И если бетон разрушается и, например, появляются трещины, останавливаем испытание и дорабатываем смесь.

Работа в лаборатории велась в тесной связке с Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства, Российским химико-технологическим университетом и коллегами из немецкой химической компании BASF.

Мы делали заливки и тестировали их у себя в лаборатории, а на мощностях сторонних лабораторий делали множество итераций.

Например, при бетонных заводах есть прессы, где производители показывают застройщикам или строителям прочность своего бетона. На один из таких мы отправляли и свои образцы — для испытаний на сжатие.

Как это выглядит: на нижнюю плиту пресса устанавливается бетонный кубик, после чего верхняя начинает медленно опускаться. Она давит на образец до тех пор, пока бетон не разрушится.

Со временем мы прекратили сотрудничество с заводом: там жаловались, что, если наш бетон старше трёх дней, он твердеет настолько, что ломает их оборудование. Тогда мы поняли: испытаний с прессом больше не требуется.

Пример испытания с прессом на сжатие YouTube

В итоге мы разработали бетон из 8–12 компонентов. В составе у него практически всё то же самое, что и у товарного бетона, но «секретный ингредиент» — большое количество разной каменной муки, благодаря которой раствор становится более плотным.

У нас получился декоративный, но очень прочный материал c марочной прочностью (давление, которое может выдержать материал — vc.ru) 200 мПа.

Для сравнения, марочная прочность гранита — 300 мПа. Бетона М100, который чаще всего применяется для заливки ленточного фундамента — 10 мПа. Бетона М800, который используется в дорожном строительстве — 80 мПа

справка vc.ru

Мы создали новый тип материала, который по универсальности можно сравнить, например, с деревом. Дерево гибкое — из него можно выстругать доску, и прочное — можно построить дом. Из нашего материала можно создать 28 видов продуктов.

Первый проект и изучение рынка

К концу 2017 года мы научились делать бетон прочным, водостойким и устойчивым к истираемости, но он выглядел невзрачно. Это противоречило нашей цели — сломать общепринятый в России стереотип, что бетон подходит только для строительства.

Поэтому мы занялись его декоративными свойствами, делали примитивные фактуры terrazzo (мозаика из цемента и натуральных камней - vc.ru): изготавливали напольную мозаичную бетонную плитку, добавляли натуральные камни в смесь, пигмент (цветной порошок, выжимка из натуральных красителей — vc.ru), и так далее.

В 2018 году мне позвонил друг и рассказал, что строит в Грузии ресторан. Ему был нужен прочный бетон с декоративными свойствами, которым можно было бы залить пол. Такой делали только в Британии по цене £500 за м² — для проекта это было слишком дорого.

Интерьер кафе в Грузии с полом из материала Omniton​

Друг выслал нам образец, мы его изучили, а через неделю отправили ему наш вариант. Он отличался только цветом, но в остальном был идентичен.

Он одобрил нашу разработку и попросил показать материал практикующим архитекторам и преподавателям архитектурного курса в Британской высшей школы дизайна, которые проектировали внешний вид его ресторана: Джеймсу О'Брайану и Джозефу Ван дер Стину.

Они позвонили нам на следующий день и предложили встретиться, чтобы договориться о производстве нашего материала. Мы ничего не заработали на этом проекте, делали всё практически по себестоимости — продавали бетон за 3000 рублей за м². Но это был наш первый опыт. Единственное, что было для нас важным, — проявить себя с лучшей стороны.

У меня были маркетинговая стратегия и понимание, какую продукцию мы можем выпускать. Мне хотелось создать прочный красивый материал, при этом доступный для широких масс. Я хотел, чтобы в каждом доме были не дешёвый ламинат или ДСП из IKEA, а качественный и приятный глазу материал.

Прежде чем произвести сухую смесь, нужно было узнать у дизайнеров, архитекторов, чего им не хватает, какие материалы и продукты им нужны. После этого стало бы ясно, с какими характеристиками создавать ту или иную вещь.

Мы начали работать в этом направлении. В 2018 году участвовали на выставке по дизайну и строительству Mosbuild, сняли самый маленький стенд и протестировали интерес к нашему продукту.

У нас была хорошая конверсия: получили заказов на 300–400 тысяч рублей. На тот момент мы ещё не проводили маркетинговых исследований, заказы стали первым признаком того, что мы движемся в верном направлении. Мы увидели спрос и стали проводить интервью с архитекторами, дизайнерами интерьеров и продуктов.

Многие говорили, что очень сложно достать прочные и красивые материалы по приемлемой цене, приходится заказывать из Италии за большие деньги. Со временем мы поняли, что наши конкуренты — искусственный и натуральный камень, керамогранит.

Я показывал архитектору наш образец, а он описывал, каким видит наш материал и где мог бы его применить. После этого мы делали новый образец, с учётом пожеланий, вновь показывали собеседнику.

Всего мы провели более 100 интервью. А после составили список из 28 продуктов из бетона, которые хотели бы приобрести наши потенциальные клиенты: полы, столешницы, двери, подоконники, фасады зданий, облицовка, мебель и так далее.

Мы занялись дизайном собственной мебели, подоконников и столешниц. Для этого наняли О'Брайана и Ван дер Стина. За разработку семи-восьми предметов заплатили им около £10 тысяч. Вместе с тем уже активно производили продукцию на заказ для архитекторов и дизайнеров интерьеров.

Сегодня мы продолжаем разбираться в том, каким люди готовы видеть наш материал, как архитекторы или заказчики должны его принимать. Но мы точно поняли две вещи: архитекторам в первую очередь нужны долговечность и кастомизация.

В целом у нас появилось понимание рынка. Мы даже консультировали другие предприятия, которые к нам обращались, — это был просто альтруизм для коллег по цеху. Так и двигались.

Изделия из материала Omniton

В конце 2018 года я начал искать инвестиции, но мой проект никого не заинтересовал. У меня была маленькая выручка — за весь 2018 год мы продали в целом на 1 млн рублей. Насколько перспективен наш материал, инвесторы не понимали.

Не понимали этого и некоторые архитекторы. Я столкнулся с тем, что предлагал человеку универсальный материал, а он смотрел на него, как на обычный бетон, и не знал, где его применить.

В Российском архитектурно-строительном сообществе сформировался стереотип, что бетон — это конструктивный материал, который бывает только серого цвета.

Для определённой индустриальной стилистики его используют в интерьерах, но эстетические вариации, цвета, поверхности ограничены. В остальном мире бетон может быть разных цветов и текстур, применяется в совершенно неожиданных областях.

И вот этот рынок использования бетона в России ещё не сформировался, а только начинает зарождаться, появляются первые производства.

Производство сегодня

Сегодня мы выпускаем столешницы, подоконники, ступени, подступята (фронтальная часть лестницы — vc.ru), настенные панели, раковины, столы. Наибольшим спросом пользуются подоконники и полы.

Самый маржинальный продукт — ступени и столешницы. За бесшовный пол мы берём от 12 тысяч рублей за м², а за столешницу площадью один квадратный метр — от 20–25 тысяч рублей.

В 2018 году заказов становилось всё больше и мы расширили лабораторию в Переславле. Взяли в аренду соседние помещения, закупили оборудование. Сегодня производство занимает более 400 м².

Процесс работы над продуктом в Omniton

Смесители для бетона собирали сами по запчастям и под свои задачи. Подобрали по мощности и нужным объёмам — на рынке подходящих не оказалось.

Например, в продаже были только маленькие со слабым винтом, а требовались гораздо большие и с усиленным. Также они плохо промешивали, собирались не из того металла. А ещё нам нужны были высокоскоростные смесители, которые крутятся очень быстро — до 800 оборотов в минуту. Для сравнения, обычная бетономешалка крутится со скоростью 50 оборотов в минуту.

Потом мы купили итальянский обрабатывающий центр (станок — vc.ru) для полировки, шлифовки, обрезки столешниц и других предметов, а также ещё один ручной полировальный станок.

Так мы справляемся с возросшим объёмом заказов, но у нас всё равно не высокий «потолок» — выпускаем около 600 м³ материала и 50 тонн смесей в месяц.

Наша команда небольшая: я в роли генерального директора, директор производства и ещё 10–15 человек рабочих. Они выходят на работу посменно. Дмитрий сейчас ведущий технолог, а Константин ушёл, потому что не выдержал темпа работы.

Илья Валовик и команда Omniton

Сейчас мы работаем с двумя крупными клиентами: жилым комплексом и торговым центром. Для нас это неорганический рост, мы к нему не готовились.

В июле 2019 года поняли, что на производстве в 400 м² не можем увеличивать объёмы. На мой взгляд, нам важно сконцентрироваться на качестве, а не количестве, что мы и делаем.

Справляться с объёмом помогают подрядчики. Например, с их помощью мы готовим смеси. Основу делаем на стороннем производстве, там смешивают цемент, муку, пески. Остальную часть добавляем уже непосредственно на стройплощадке сами. Так получается сохранить наш рецепт в секрете и успеть сделать работу в срок.

По такому же принципу изготавливаем и столешницы. Привозим подрядчику необработанные полуфабрикаты. Он их шлифует, полирует и выпиливает фаски. Основную часть мы производим в Переславле-Залесском, а подрядчик отвечает уже за внешний вид — финишную обработку.

Но в работе с подрядчиками есть и минусы: некоторые из них безответственно относятся к своей работе.

Проблемы при работе с подрядчиками

В апреле 2019 года к нам обратился крупный заказчик, предложил работу над жилым домом на Цветном бульваре в Москве. Нужно было сделать восемь этажей бесшовных полов и холл c лестницей.

Бесшовный пол делается так: сперва мы берём мешок со смесью и камнями, перемешиваем их, а затем заливаем на неделю на объекте, а потом ещё столько же шлифуем. Заказчик хотел, чтобы бетон был не просто бесшовный, но и с крупицами мрамора.

Объём работы дали большой, одним не справиться. К тому же у меня не было опыта в создании бесшовных полов. И я решил найти подрядчика.

Спустя время собрал команду для проекта, старался выбирать опытных специалистов. Я им говорю: «Вот материал, вот объект, нужно всё сделать». А они такие: «Да, без проблем, сейчас всё сделаем». В итоге я столкнулся с непрофессионализмом шлифовщиков.

У них было оборудование для бетона, а оно не рассчитано на работу с нашим материалом. Хотя я заранее предупреждал об особенностях нашего материала, мы даже заранее приехали к ним на базу и специально залили тестовый образец, дали неделю на проверку.

Как оказалось, никто ничего не проверял, а нас обвинили в том, что вместо бетона мы им предлагаем шлифовать гранит. Пришлось срочно искать компетентного специалиста в этой области, немного проиграли по срокам, но всё было сделано. Теперь у нас и опыт, и профессиональный исполнитель.

Куда бы не обращалось наше производство, мы не получаем в России понятного сервиса.

Понимаем, что в нашей стране сделать качественный продукт на подрядных компаниях сложно. Поэтому постоянно ищем добросовестных исполнителей.

Ещё пример. Заказов слишком много, и, чтобы справиться с объёмами, мы отдаём камень на шлифовку на камнеобрабатывающие предприятия. Для нас важно, чтобы материал был без брака, но нам отдают его с порезами и чёрточками. Не потому, что не умеют работать, а потому, что всегда так работали, а переучиваться не хотят.

Продажи

В 2019 году мы начали плотнее работать с архитекторами, присылать им образцы. Через них взаимодействуем с заказчиками. Архитектор утверждает наши материалы, после чего связывается, например, с застройщиком. Это позволяет не растягивать период согласования проекта с клиентом.

Только за январь 2019 года мы заработали более 1 млн рублей — больше, чем за весь предыдущий год. К сентябрю 2019 года выручка выросла в 20 раз.

Мы делаем ставку на HoReCa (сфера услуг индустрии гостеприимства — vc.ru) — отделку первых этажей зданий. Там и объёмы большие, и заказчики быстро принимают решения, потому что у них чёткие сроки.

С «частниками» всё сложнее. Например, у нас был заказ в начале 2019 года, нужно было произвести напольную плитку для загородного дома. Заказчик попросил сделать её за полтора месяца. Мы выполнили заказ за месяц, а потом она у нас пролежала до августа. Сроки строительства затянулись, а заказчику негде было её хранить. Вот такой пример работы в b2c.

С февраля по сентябрь 2019 года вложили много сил в маркетинг, доделали сайт. За это время приобрели большой опыт в работе с заказчиками. Поняли, что клиент никогда не покупает у тебя просто плитку или столешницу. Он покупает у тебя продукт вместе с его монтажом.

Мы думали, будет достаточно представить на рынке качественный материал и всё пойдёт в гору. Но строительный материал, каким бы хорошим он ни был, без монтажа на российском рынке не работает.

Планы на будущее

В 2017 году я попал в государственную программу выделения участков под строительство предприятий. Наш проект оценил губернатор Подмосковья, после чего нам выделили в аренду участок земли в Рузе.

Мы уже спроектировали здание, закупили и установили металлоконструкции, залили фундамент. Нам остаётся только возвести здание, провести инженерные системы и закупить оборудование.

На это потребуются не такие большие деньги — на первом этапе около 80 млн рублей, и этого будет достаточно, чтобы предприятие вышло на окупаемость. А общий бюджет проекта у нас — 180 млн рублей.

Мы уже знаем, где покупать оборудование, нашли его у китайцев. Сначала вышли на итальянскую компанию, они предложили нам станки за 35 млн рублей. А мы нашли китайские за 10 млн рублей, и по качеству они не хуже.

Ещё мы работаем с художниками и дизайнерами, даём им наш бетон и предлагаем что-нибудь сделать. Например, последняя коллаборация у нас была с художницей Марго Трушиной. А однажды к нам пришёл парфюмер, и попросил сделать крышки из бетона для его духов.

Таким образом, бетон стал частью художественного высказывания. Это одновременно такой материал, из которого компания Svargo делает в жилом доме бесшовный пол, а Марго Трушина — арт-объект.

А ещё мы хотим уйти от слова «бетон»: у этого материала плохая репутация на рынке.

Бывает, что нам не доверяют в России, потому что мы «русский продукт». Но мы не хотим маскироваться, например, под итальянцев. Вместо этого мы стараемся переломить отношение к Made in Russia.

{ "author_name": "Andrey Sergeev", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e","\u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e"], "comments": 153, "likes": 172, "favorites": 290, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 90186, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 06 Nov 2019 17:14:30 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 90186, "author_id": 223069, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/90186\/get","add":"\/comments\/90186\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/90186"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199132, "last_count_and_date": null }
153 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
41

О каком "отжиме" вы говорите? Что за очередной побег за заржавевшим трактором?

У человека интересный проект с минимальными объемами 20-30-100 млн. рублей в ГОД!!!! Для производства при ощутимой себестоимости тут не заоблачные цены, разносортица. Кто даст ему денег заграницей на постройку и содержание завода с куда большими затратами. 

Рынок маленький, пытается сформировать, обычный реальный малый бизнес мало кому нужный. Кто-то отожмет, чтобы столешницы, подоконники и крыжки делать?

—--—--

Молодец, интересный рассказ, интересный бизнес. Успехов!

Ответить
11

Столешницы отлично делаются из натурального камня. Ни один состоятельный человек не променяет натуральный мрамор и гранит на какую-то непонятную смесь при выборе столешницы, природный материал это дело принципа и просто так выкатить ценник -30% недостаточно чтобы убедить покупателя.

Ответить
7

столешницы и фасады под бетон сейчас очень модная тема. а тут не надо делать "под" а конкретно бетон.

Ответить
0

фасады чего именно? Пройдись по центру Питера - везде натуральный камень и он выглядит отлично

Ответить
5

я к тому что фактура модная. Фасады кухонные, столешницы тоже.

Ответить
40

В этой кухне страшно всё: экран, столешница, пол, фасады, ручки. Полный диссонанс всех материалов и фактур.

Ответить
2

речь не о том что там кому нравится, а о том, что данная тенденция имеет место быть. И материал новый бетонный вполне себе зайдёт.

Ответить
0

Речь в том числе об этом. Потому что если днище, то никому и не зайдёт.)

Ответить
2

Особенно плитка на полу выложенная не параллельно стенам, жесть )

Ответить
0

Надо быть полным дебилом, чтобы обсуждая материал и его возможности указывать на художественную ценность демонстрационной модели.  Казалось бы, при чем тут диссонанс между элементами этой кухни? Это вопрос к тому, кто проектирует кухни, а не материал для них!

Ответить
1

Да, конечно, нужно быть полными дебилом, чтобы не увидеть разницы между дорогим арт-бетоном и цветной пластмассовой ламинацией в отвратном исполнении. Ведь фото полностью соответствует теме статьи, так ведь по-вашему?
На оскорбления стараюсь обычно не отвечать, всегда есть чем заменить возмущённые аргументы. Обратите внимание что VC всё-таки интеллигентный ресурс, а не быдляческий.

Ответить
–9

плитку такую видел, но по мне натуральный лучше, эти природные узоры сами по себе произведение искусства. Непонятно на кого рассчитан стартап по бетону, на нищебродов которые в Москве не могут купить слэб мрамора по 100 евро за квадрат? 

Ответить
1

это на вкус и цвет, кому то нравится, кому то нет. Своего потребителя ньюбетон найдет)

Ответить
2

Насчет конкуренции природных материалов с искусственными вопрос в пользу последних решился довольно давно, однако, до некоторых это доходит с большим запозданием. Как до жирафов.)))
Примеры, плиз. Искожа намного крепче, красивее и даже гигиеничнее натуральной. Лучшие образцы искусственной кожи дороже натуральной. Это касается и  образцов их цветного стекла. Только драгоценные камни и золото остаются, но никак не отделочные.
Дизайн искусственных камней (нового бетона) может быть таким классным, что превзойдет природный. Или сможет конкурировать по качеству с лучшими образцами. Илья Валовик = новатор и герой. Плюсую.

Ответить
0

так  я и не спорю) Разнообразие это отлично - кто хочет камень, кто хочет - бетон, кому то больше дерево по душе) разнообразие рулит.

Ответить
0

А Валовику я бы посоветовал отказаться от названия бетон. Почему? Бетон по структуре является композитным материалом, но в силу его широкого применения в строительстве, конечно, отличается от других композитов. Сегодня, это  материалы на основе связующего  в виде различных эпоксидных смол. Если в "бетоне", созданном командой И.Валовика нет эпоксидных смол, то новый композит можно назвать другим оригинальным именем. Создатели сами лучше всех подберут его.

Ответить
0

так они и дали название - омнитон)

Ответить
0

Спасибо, я не обратил на это внимания. А название никуда не годное. Просто ни о чем и звучание и сочетание букв. Перемудрили малость.

Ответить
0

Даже не знаю, может быть, сложности с цельной столешницей из мрамора длинной пять метров? Логистика сложная?

Ответить
0

Ну и мерзость

Ответить
1

Как раз в центре Питера полно заведений со столешницами, стойками, стенами из декоративного бетона. И из него же научились делать имитацию камня, так что вы могли и спутать. 

Ответить
0

*вон даже александрийский столп, по слухам....

Ответить
0

Где именно пройтись?

Ответить
2

Столешницы отлично делаются из натурального камня

Вы явно не в теме. Там геморроя больше чем преимуществ. Главные: вес, стыки, ограничения формы, сложность обработки, природные дефекты.
Ни один состоятельный человек

Большинство состоятельных людей давно перешли на кварц, акрил, потому что возможностей больше, даже если деньги
Есть действительно очень узкий рынок для ретроградов с деньгами, которые никогда не променяют камень на вот эти Ваши новомодные материалы. Это примерно те же люди, которым нужны колоны, подлинники картин с Sotbeys и чистокровные кречеты (ну ещё воры в законе, да). Это настолько узкий рынок, что можно годами работать в высоком сегменте кварца и не пересекаться с ними, а мастер по мрамору может сказать что год удачный, потому что 3 проекта закрыли.

Ответить
1

гранит "фонит"

Ответить
3

И что? Весь Питер имеет слегка повышенный фон и нормально все живут. 
Еще раз повторю тем кто не знает рынок камня - искусственный камень это не для премиум-сегмента.

Ответить
0

Когда "делали" Питер - про радиацию не знали. А на текущий момент гранитный щебень даже для дорог общего пользования - не используют. 

Впрочем, у богатых свои причуды. 

Ответить
4

Не весь гранит фонит, чаще всего повышенный фон показывает Карельский габбро-диабаз и китайский Shanxi Black - это черные премиальные граниты, которые используются для мемориальной продукции. Львиная часть других гранитов, наподобие, очень распространенных у нас в РФ G-603 и Tan Brown имеют фон близкий к 0.

По топику. Есть уже композитный камень, который не уступает по прочности граниту, легко кастомизируется и стоит не дороже гранита средней ценовой категории  - кварцевый агломерат. Это крошка кварца (около 90-95% в составе композита) + смола + декоративные элементы. В совокупности - легкий (относительно гранита), прочный к перегибам и ударам, стойкий к истиранию камень. Итальянцы кастомизируют его так, что бывает тяжело отличить от натурального гранита или мрамора. Единственный минус его относительно этого бетона - это цельный композит, т.е. он не заливной, создаётся в плитах слэбах, а дальше, как натуральный камень раскраивается и обрабатывается.

Ответить
1

..НЕ используют ! Согласен! НО..по тому что гранитная крошка рубит и режет резину ! А радиация есть ..но мы работаем с гранитом и ..всё нормально.Фон мизерный !

Ответить
1

Свет клином не сошёлся на столешницах. «Дело принципа» это верно, азиаты мы потому что.

Ответить
0

Столешницы из натурального камня (мрамора в частности) - совершенно иррациональный геморрой. Стоит как чугунный мост, впитывает пятна, проблемы с транспортировкой и установкой, в процессе эксплуатации постоянный риск порчи изделия. Потребители, которых не пугают все эти недостатки - крайне ограниченный рынок. 

Ответить
0

Рынок натурального камня это многоМИЛЛИАРДНАЯ сфера бизнеса, там крутятся такие заказы что никакому бетону не снилось. И никто не думает отказываться от натурального.

Ответить
0

Давайте не путать рынок камня и рынок кухонных столешниц из камня. Понятно, что камень не выйдет из употребления совсем. Я говорил именно о нишевом замещении, там где у альтернативных товаров есть явные преимущества в потребительских качествах. Большинство людей не отличит на вид натуральный камень и обрезной крупноформатный керамогранит с фактурой камня. И вообще, НЕ НАДО ТУТ ОРАТЬ.

Ответить
–2

Именно чтобы делать столешницы. Материальные активы в виде производственных мощностей + ПРОСТОЙ продукт на который есть спрос. К тому же 20 лямов неплохой оборот. Рецепт выбивается очень просто в застенках. It-компанию например сложно отжать если она не завязана на гос. контракты а такое на раз-два.

Ответить
22

Хорошая замена теме с ЖБИ кольцами!

Ответить
4

Крузак и трёшке тоже не плохая замена

Ответить
15

вспомнилась история о Реарден-металле

Ответить
–4

"Атлант расправил плечи" - это классика для читателей сайта ЦП.
Рекомендую посмотреть все три серии фильма по этой книге.

Ответить
14

Фильмы днище полное, причём каждая следующая часть доннее предыдущей). Зря рекомендуете

Ответить
0

Зря вы так резко, Степан. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.
Фильмы сняты независимой (маленькой) студией на деньги зрителей, сам факт их появления - уже успех для энтузиастов бизнес-эгоизма.
Это как с веганами и мясоедами - никто друг друга за людей не считает...

Ответить
0

Все 3 части были сняты разными режиссерами и сценаристами, играли разные актеры. Фильмы были уровня тв3, хотя потенциал там явно больше, если бы книги взялась экранизировать нормальная студия.

Ответить
0

А че эт вы за всех читателей решаете? Я прочитал, мне не понравилось. Детский лепет, а не книжка.

Ответить
0

концовку завалили сильно

Ответить
–1

Именно для таких читателей как вы, Илья, и был снят сериал. Считается, что картинка со звуком лучше усваивается, чем буквы на бумаге.

Ответить
6

Крутой лонгрид! А что с патентом, его возможно получить? В статье было указано "Так получается сохранить наш рецепт в секрете"

Ответить
17

Конечно нет, все патенты на декоративные бетоны получены и вышли еще лет 50 назад. Тут почти ничего не нужно изобретать.

Вот, например, проверено мною лично (увлекался, было дело). Берите и делайте:

Песок 0.63 - 30% от сухой массы
цемент белый 30% от сухой массы
мраморная мука мк 100 - 40% от сухой массы
Гиперпластификатор Glenium 1% от массы цемента
Вода - 30% от массы цемента

Смесь будет супер-прочная и позволит прорабатывать мельчайшие детали (отпечатки пальцев видны - проверено), заливается без вибрации. Минус - долгое твердение, долгий оборот форм. Но с этим отдельные заморочки.  

Весь бизнес здесь в налаженом сбыте и номенклатуре изделий, а не в технологии. 

Ответить
4

И секретный ингридиент полковника Сандерса!

Ответить
0

Нет, тут нет секретных ингридиентов, можете попробовать - все получится. Гипер обязателен (glenium 51), это самый сложный в доставании компонент. Остальное доступно повсеместно. 

Ответить
0

Мне пока показалось, что взять МК100 количеством меньше, чем вагон, это посложнее будет))

Ответить
1

Я встречал мешками по 25 кг. Как альтернатива подходит кварцевая мука, тут ключевое нужная фракция.

Ответить
1

Без скидки на СкайЭнг ни один бизнес не будет прибыльным😎

Ответить
2

Тоже стало интересно, как решен вопрос с интеллектуальной собственностью? Потому как получается, что все держится на уникальности рецептуры, даже не технологии.

Ответить
0

Они вскользь пишут о дизайнерских каких-то вещах. Так что дело не только в рецептуре.

Ответить
7

Ребята действительно подошли основательно. Здорово, что не побоялся своими силами такой проект в России реализовать. Вот только позиционирование стоит проработать, чтобы отстроиться от неправильного восприятия. Тем более спрос только формируется, а одно из возражений рынка, как я понял, отношение к их продукции, как к обычному бетону. В общем, техническая база и инновации на уровне, а вот в маркетинг и продажи придется вкладывать ещё. Для роста продаж можно идти в регионы (в них достаточно обеспеченных людей, готовых платить за что-то уникальное и дизайнеров профессиональных тоже) и на экспорт (тем более, раз подобный продукт там знаком и востребован, а в цене большое преимущество). Не строить свои представительства для начала, а через действующие профильные компании и архитектурные и дизайн-бюро продвигаться (каталоги продукции, образцы, обучение и консультирование за комиссию с заказов или наценку, может и как white label) + в сетевые строительные гипермаркеты можно попытаться зайти с расфасованными готовыми смесями (если технология позволяет). Уверен, мы о вас ещё не раз услышим. Успеха!

Ответить
0

А какой состав на упаковке будет написан? Он же секретный

Ответить
0

Им в любом случае патент нужно будет оформлять и пр., если продвигаться по всем каналам. Да и вряд-ли там что-то секретное. Ингредиенты стандартные. Важнее их пропорции, судя по тексту. А состав можно указывать разложив все на составляющие и обобщив их. Попробуй там понять, что пластификатор, что ещё что-то.

Ответить
6

Так а чего ребята другое название не придумали? Приходят ко всем и говорят: бетон. Все такие: А-а-а, бетон, ясно-понятно, не интересно. А потом оказывается что и не бетон вовсе. Назвали бы иначе и диалог по-другому бы строился.

Ответить
1

Они в итоге и придумали — Омнитон.

Ответить
8

Это я видел в подписи к фотографии, но в статье ни слова об этом. Я в общем-то больше про позиционирование продукта на рынке больше говорю.

Ответить
1

Да, я тоже удивился, что сначала показывают решение, а потом жалуются на проблему.

Ход очевидный, и не только для борьбы со стереотипами. Для отстройки от конкурентов хотя бы. Все производители искусственного камня придумывают ему свои фирменные названия, КМК.

Ответить
0

«А ещё мы хотим уйти от слова «бетон»: у этого материала плохая репутация на рынке.» они так и написали

Ответить
3

Да, вылезли вот на этот рынок, и долго думают, что же не так.

Ответить
2

Чем плох натуральный камень??? Ценник на НАСТОЯЩИЙ гранит или мрамор например очень гуманный - http://favoritestone.com/stone-catalog/granit
Нафиг эти суррогаты?

Ответить
7

Ну бл* сделай бесшовный пол из натурального камня.

Ответить
1

Зачем бесшовное уныние когда можно сделать такое? 

Ответить
0

Вопрос только для чего. По ссылке столешницу могут сделать или ступеньки забабахать, а как на счёт дизайнерских вещей? Думаю, никак.

Ответить
2

очень просто, для этого есть 3D станки-роботы и камень в блоках неограниченных габаритов.

Ответить
0

не совсем так, к мрамору применимо, к граниту нет - натуральный гранит имеет зерно, по которому камень может ломаться и трескаться, к тому же он очень твёрдый. А мягкий мрамор по тех. характеристикам, судя по всему, менее прочный и устойчивый к повреждениям, чем этот гранит. Ну и стоит всё же сказать, что по Вашей ссылке выше цена камня за метр квадартный толщиной 2-15см, т.е. он в слэбах. Если привезти его блоком, поставить под дорогущий 3д станок не 4х осевой, а настоящий 3д станок, то по финансовой составляющей это выйдет намного дороже, чем сделать одноразовый макет для заливного материала.

Ответить
0

терраццо, например, дело в стиле и красоте.

Ответить
–9

Отожмут. Уж больно большие деньги в этой сфере

Ответить
8

Отожмут как пить дать. Медведев уже готовит на эту тему указ (типа подоконники и все что на кухне только дерево, дсп и мрамор вроде).

 Все что мешается с краской теперь только по лиценззии. А получить можно в фсб вроде (так как красный - это кровь, а зеленым нужно траву красить, а не переводить). Вот так легко и непринужденно все перетечет в госуправление. Без наездов и масок. Вроде даже как Чубайс будет лично курировать...потому что сами понимаете, не отжал - не попапал (или попал, я хз короче, не понимаюв схемах сильно. за что купил за то и продал)

Ответить
0

многие, конечно, посмеялись, но некоторые сделали скриншот в папочку "проверить тезис через 2 года"...

Ответить
3

Статью внимательно читали или по диагонали?

Ответить
2

А если Обаму ввести в Совет директоров или на худой конец Тони Роббинса?

Ответить
0

На рынке натурального камня есть обороты на порядки больше этих смешных цифр, и что-то никто эти фирмы не отжимает ни у кого. Миллиардами ворочают.

Ответить
1

Изучаем расследования Ивана Головина, который занимался ритуальным рынок, а также рынком природного гранита. В b2c секторе никто миллиардами не ворочает, а в b2b и гос. тендерном секторе у нас несколько монополистов, которые очень близки к окологосударственным структурам, не забывайте, что в РФ большая часть гранита своя, карьеры принадлежат государству, а сама индустрия камнеообработки уходит корнями в далёкую древность.

Ответить
4

Достойно, молодцы! Ещё одно подтверждение, что работа с физиками - это страдание, боль и унижение.  

Ответить
4

Всем привет. Только зарегистрировался на виси.
С братом уже 8 лет занимаемся декоративными бетонами (поточные изделия), не завод "кольца ЖБИ", экспертность в вопросе имеется.
Вот обсуждаем этот стартап.
Ребята конечно молодцы, импортозамещение и всё такое, НО!
1) По всем фото видно, что качество бетонной смеси оставляет желать лучшего, абсолютно на всех фото видно, что бетон у ребят "расслаивается", более тяжёлые заполнители оседают, вообщем ребятам ещё работать и работать над гранулометрическим составом и т.д. Это Вам любой специалист в бетоноведении расскажет, если Вы конечно к ним обращались.
2) Так и не увидел каких-то фото супер-оборудования и т.д. Ну и хз какое там надо -супер оборудование для производства именно тех изделий, которыми они занимаются. На мой взгляд - практически никакого, всё есть в Леруа Мерлен.
3) По-поводу лабораторных испытаний на РБУ. Да, там стоят прессы, которые давят кубики бетона, но там требования для товарного бетона другие, нежели у Вас, там идёт борьба за себестоимость, я так понимаю, что Вы с этим ещё не столкнулись, точно скажу Вам - обязательно столкнетесь, будете бороться за себестоимость).

Могу много ещё дёгтя добавить по статье, но не хочется.

Однако! Ребята большие молодцы по части маркетинга, сайта и вариантов продвижения.

Спасибо больше за статью, для себя сделали вывод, что скоро с братом поедем организовать производство в Мск, раз уж ТАКОЕ продается на 20 млн в год, у нас конечно во Владивостоке всё не так.

PS. Могу впринципе и свою историю производства написать, может и нас так же польют))

Ответить
0

И вашу историю с удовольствием бы прочитал! А еще оставьте в ответе пожалуйста свои контакты!)

Ответить
0

Да вот смысла не вижу свою историю писать...
Инвесторы пока не нужны, конкуренты тоже. Ну а советы, судя по комментариям к этой статье, на виси немного другая аудитория (в плане предметной области), айти и т.д.

Ответить
3

"требовался бетон, который по своим характеристикам не уступал бы природному камню — но при этом оставался бы пластичным и поддавался полировке." - а с каких пор натуральный камень не полируется?

Ответить
0

Полируется, да только не всем оно нужно.

Ответить
0

там вопрос стоят не о полировке камня, а о возможности полировки бетона.

Ответить
3

Франшизу на технологию изделий из декоративного бетона уже лет 20 продаёт компания СИСТРОМ. Ступени, лестницы, столешницы и т.п. В чём Ваше ноу хау?..

Ответить
0

Ждём сравнения характеристик.

Ответить
0

я тебе больше скажу, прочитай про то что такое терраццо, эта технология старее всех нас вместе взятых

Ответить
3

Занимаясь всю сознательную жизнь бетоном, а точнее железо бетоном и не раз, запуская предприятия с нуля, скажу вам абсолютно точно, направление вашего мышления верное, но это микромасштаб. Вы создали качественный высокоразвитый мозг предприятия, сейчас создаете основание. Для вас на данном этапе важно понять, что тот сегмент, который вы сейчас выбрали очень рискованный и является единственным кормильцем привязанным к часностям, смотрите шире, смотрите в массовое строительство. Не в коем случае не сбавляйте темп, выберите стратегию приращивания темпа развития но с малым коэффициентом относительно установившегося. И самое главное вы подошли в плотную к созданию сердца предприятия, бетоносмеситель с его системой дотации и автоматикой, делайте это также сами. Все решения предложенные на рынке рассчитаны на некий усредненный спрос производителя и точно не оправдают ваших надежд. 
Удачи и терпения! 

Ответить
0

бетоносмеситель с его системой дотации и автоматикой, делайте это также сами

А с таким подходом можно и расширяться не только на снг, но и идти туда, где бетон популярен.

Ответить
3

Бетон популярен везде, где есть целесообразность его производить, т.е. доступность материалов. А вот высококачественный бетон, а в этом случае именно так, производить сложно. Как описал автор, связано это именно с халатностью и человеческим фактором. А именно с входным контролем и материалами попадающими под таковой. Добиться стабильного качества в массовом спросе и обеспечить стабильную точку безубыточности, а потом заниматься наукой и нововведениями. Сердце предприятия, работающее ритмично и с максимальной автоматизацией в связке с мозгом (лаборатория) результат успеха, остальное это механика и организация. 

Ответить
3

Молодцы 

Ответить
3

Респект!! Молодцы!

Сейчас действительно наблюдается ежегодный рост на Российском рынке наливных полов, в т.ч. декоративных. Архитектурные малые формы и изделия из терраццо также в тренде у архитекторов и дизайнеров. Качественных российских производителей таких декоративных решений практически нет, поэтому у Вас классная ниша с точки зрения будущих побед.
Несколько моментов - "бесшовных" покрытий не бывает, все деформационные швы в основании необходимо обязательно повторять на финишном покрытии. Любое покрытие из цемента (минеральной основы) должно защищаться определенными составами от воды и пр. химии - изготавливаете ли вы такие составы? 
Советы - запартнериться с крупными fit-out компаниями, дружить с архитекторами, проектировщиками и дизайнерами (разработать для них мотивационную программу) с одной стороны и проводить обучения для укладчиков, монтажников с другой (если нет своих пока компетенций, съездить в Европу на семинары или нанять тех.специалиста). Только материал+работа 100%, никакого DIY))
Желаю успехов!!

Ответить
2

Молодцы, вот бы ещё в розницу можно было заказывать изделия из других городов

Ответить
–12

Искренне советую свалить куда-нибудь в цивилизованную страну, оставив в РФ только отдел продаж и часть исследовательских мощностей (ну и производство в Рузе, хотя тоже опасно). Будут отжимать если нет нормальной крыши или "благословения".

Ответить
2

Так ребята вроде же пишут, что и крышу тоже можно из этого полимера...или не о том речь? И опять же как свалить? На границе прижучат. Заберут паспорт и ребенка. Угу. Сиди потом в этой польше без паспорта и с рецептом полимера. Нужно лучше через беларусь тикать

Ответить
0

рецепт полимера стОит хранить на заграничных облачных серверах изначально

Ответить
2

Круто!

Ответить
2

А ещё мы хотим уйти от слова «бетон»: у этого материала плохая репутация на рынке.

Вот как раз словом "бетон" и привлекла статья. Не знаю у кого какое мнение, но бетон мне понятнее и интереснее чем название, которое я слышу впервые. И для меня, как человека, который любит бетонные дома с панорамными окнами больше чем деревянные избы это якорь для привлечения внимания. Успехов и удачи! Не стесняйтесь бетона!

Ответить
2

За столешницу 20-25 тыщ за метр? Соррян, но у меня из гранита столешница 8 за метр стоит...

Ответить
2

Половину статьи упоминалось «и сделать доступнее, доступнее», думаешь: «аааа, молодцы, как классно, наконец-то!», а потом бац - 12тр метр пола и 25 столешницы. Только у меня когнитивный диссонанс? Или в Москве такое «доступно» не шокирует и оно правда очень доступно? То есть пол в маленьком кафе заливают за миллион и не замечают даже?
а столешницы холодные и посуда неприятно брякает, тут уж даже неважно, насколько инновационный состав, не всем зайдёт в необщественном интерьере.

Ответить
1

Выглядит очень красиво и стильно! Надеюсь, что будете развиваться, удачи!

Ответить
1

Если ваши бетонные ступеньки выдерживают канадскую зиму то вы почти миллиардер. В США и Канаде огромное количество домов которые почти все имеют бетонное крыльцо. Гранит слишком дорогой а простой бетон не слишком красивый и долго не держится. Если ваш так крепок и красив то у вас его с руками здесь оторвут.

Ответить
1

"Самый маржинальный продукт — ступени и столешницы. За бесшовный пол мы берём от 12 тысяч рублей за м², а за столешницу площадью один квадратный метр — от 20–25 тысяч рублей." 
Тяжело отсюда спрогнозировать стоимость за м2 материала, но м2 гранита китайского можно найти за 25-30$.

Ответить
0

А чем канадская зима отличается от зимы в Мурманске, например? Вот я сейчас в Финляндии и смотрю на бетонное крыльцо - стоит уже лет десять.

Ответить
1

Илья, круто!

Ответить
1

Спс, Лонг грид, но читалось хорошо, успеха вам.

Ответить
1

 Очень интересно )
Совет : добавьте фото предметов ,сделанных из вашего материала .

Ответить
1

Эх, да, 2014 год, помним такой, супер значимый для дизайна в России, лофт в каждом кафе, приход сканди, минимализма, мид-сенчури для аудитории теперь большей чем 1000 человек. Только вот декоративный прочный вариант бетона вроде как оседлали все кто хотел тогда, от успешных маленьких мастерских до промышленных компаний, которые привезли все ваши рецепты из Европы :)

Ответить
0

У них всех не было статьи на VC :)

Ответить
1

Интересная тема! Сам с интересом смотрю на бетон, как конечный материал в малой архитектуре. По ходу дела возникло два вопроса:
- хотелось бы побольше иллюстраций с примерами
- если что, потом тот же пол расхерачить получится, или только через взрывотехников? )) 

Ответить
0

Так и не понял в чем «секрет», кроме понтового названия

Ответить
0

Написано же: секрет в особой смеси каменных мук.

Ответить
0

Молодцы,очень нужный и качественный продукт!побольше бы таких классных и нужных идей в наш строительный бизнес!
Спасибо.

Ответить
0

Отличная статья. Еще раз убедился, что продавать можно всё.

Ведь если просто приземленно порассуждать.

Есть новый бетон, он прочнее круче и тд, но это бетон и он никому не нужен, если он дороже.

А есть Омнитон, он классный, прочный, создан по секретной технологии опытными новаторами. Он дороже, но он крутой и его надо брать!

Не поленился и нашёл фотки столешницы из бетона, задумался поставить в след.ремонт :) 

Ответить
0

Я в этот ремонт хочу поставить, но уже неделю жду КП по стоимости. 

З.Ы. первичного звонка по заявке ждал 2 дня, в почте ответили через сутки,но после деталей - пропали с обещаниями расчетов ((

Ответить
0

фигово. Если найдете интересную альтернативу, дайте, пожалуйста знать. Оказалось, что ещё могу успеть в этот ремонт

Ответить
1

Вчера ответили ))) Цена более чем гуманная. Обсужу с кухонщиками - подойдет ли )

Ответить
0

Практически в два раза дешевле чем искуственный камень.

Ответить
0

корабли есть из бетона )) яхты и баржи ))

Ответить
0

Про мэйд ин Раша, увы, укоренился стереотип(((

Ответить
0

Очень круто, молодцы.

Ответить
0

Кстати, Сергею Семенычу можно предложить - он такое любит ))

Ответить
0

На самом деле, это действительно интересная тема, подумывал об этом года два назад, но как то руки не дошли...

Ответить
0

крутая статья, прочитал с запоем!

Ответить
0

А мне понравилась статья. С удовольствием бы помогал им продвигать необычный товар в нашем регионе.

Ответить
0

А я думал, только от америкосов все технологии нынче идут..

Ответить
0

Респект.

Ответить
0

Хорошее дело делаете. Успехов вам.

Ответить
0

Спасибо за статью! Почему выбирают бетон для таких работ, если проще делать что-то похожее из пластика - легче конструкции, легче из материальной базой, меньше затрат на разработки, нет особой нужды в деформационных швах?

Ответить
0

Тут я так понимаю больше проблем с выгоном пузырьков чем смесь сделать .

Ответить