«Таврида» на острие фестивальной моды: как проектировался «русский Burning Man» в Крыму
Событийная архитектура является одним из самых сложных и интересных видов проектировочного искусства. Каждый реализованный кейс такого формата уникален и неповторим в своем роде.
Летом этого года в Крыму состоялся молодежный фестиваль «Таврида-Арт». Разработкой его инфраструктуры занимались Центр стратегических инициатив и известное московское архитектурное бюро Noor Architects.
Масштабность и концептуальность мероприятия настолько поразили гостей и участников фестиваля, что они дали ему втрое неформальное название – «русский Burning Man».
В бюро Noor Architects называют такой формат работы временным редевелопментом. Исходя из его концепции, на территории реализации проекта оперативно и с максимальной точностью размещаются объекты и различные части инфраструктуры. После завершения мероприятия их нужно так же быстро и аккуратно разобрать. Такая динамика работы требует полной согласованности действий персонала и точности в координации многочисленных технических и организационных операций. Как правило, подобные поп-ап проекты обслуживают аудиторию в несколько сотен человек, а для «Тавриды-Арт» делать расчеты пришлось, ориентируясь на десятки тысяч человек.
Гость фестиваля должен легко ориентироваться внутри периметра его территории. Решить данную задачу помогает использование концентрической схемы зонирования. Она позволяет расставить объекты и инфраструктуру так, что, находясь в центральной точке, человек может быстро понять, где расположены нужные ему площадки и элементы инфраструктуры. Такая схема применяется на крупных фестивалях международного формата, в том числе на «Тавриде Арт» и фестивале в Неваде.
Выбор локации имеет огромное значение. Территория должна мотивировать на создание чего-то значимого и грандиозного даже в своем нетронутом виде. Бухта Капсель является таким местом. Она расположена поблизости от мыса Меганом, закрыта от воздействия холодных ветров и красива в любое время года. Долина вдоль бухты выглядит как пейзаж с другой планеты, который сам по себе похож на огромную декорацию. Место проведения фестиваля является очень удобным и с точки зрения логистики. Оно находится на комфортном расстоянии от города Судак, но одновременно с этим скрыто от посторонних взоров.
Временный редевелопмент подразумевает крайне гуманное вмешательство структуру территории. В случае с «Тавридой Арт» данный принцип очень помог бюро. Природа сделала ландшафт бухты сложным и интересным даже без какого-либо вмешательства из вне. За долгие годы воздействия различных природных факторов в нем образовалось большое количество складок и сопок. Здесь повсюду можно найти пейзажные точки и необычные перепады. Создавать что-либо рукотворное здесь непросто, но и не менее интересно.
Инфраструктура фестиваля заняла территорию площадью 55 гектаров. На них было необходимо найти места для возведения временных построек. Разграничить тематические и функциональные зоны также помог естественный рельеф долины.
Событийная архитектура обязана быть живой. Это позволяет настроить людей на нужное расположение духа, включить в креативные процессы, сделать частью события. Культурное пространство «Тавриды — АРТ» не было застывшим. Оно было задумано и воплощено в виде в постоянно меняющейся арт-площадки и мастерской, где долина рядом с мысом Меганом, рельеф и само побережье моря выступают в качестве не статичных декораций для творческой работы. Места для прогулок и масштабных арт-объектов каждый день менялись, трансформировались, подвергались коллективному обсуждению. Главная задача архитекторов и организаторов – предоставить участникам основную инфраструктуру и возможность самим формировать и перестраивать арт-пространство и саму суть фестиваля.
С технической точки зрения организация различных систем «Тавриды — Арт» была куда сложнее, чем в случае с локальными фестивалями туризма, и т.д. Она включала в себя создание комфортной бытовой обстановки, разработку и строительство качественных объектов для проведения культурных событий. В их числе – оснащённые по последнему слову техники залы для мастер-классов, шатры, сцены, специальные зоны для персонала.
Территорию фестиваля была решено разграничить на 5 больших функциональны зон. Это —зона для арт-объектов и служебные зоны; прогулочная зона; зона для размещения гостей форума; зона для мероприятий; зона для размещения почетных гостей и официальных лиц.
Внутри зоны временного размещения гостей были возведены деревянные разборные жилые дома, модульные объекты и объекты гигиены. МАФы — это площадки для отдыха и занятия сортом. В нескольких местах также оборудованы костровые, выполняющие функцию ориентиров и общественных хабов. Почетные гости разместились в специальных модульных домах. Также Noor Architects отвечало разработку зоны руководства техобеспечением.
За время подготовки и проведения фестиваля специалистами был проведен беспрецедентно большой объем сложных инженерных работ, который включал в себя организацию электроснабжения, электроосвещения, питьевого и технического водоснабжения. Во время мероприятия организаторы круглосуточно следили за тем, чтобы все созданные с нуля системы функционировали штатно. Также стоит отметить, что территория мероприятия была огорожена, а все потенциально опасные места рельефа были изолированы.
За три дня на главной сцене фестиваля прошло почти 850 мероприятий, которые посетило более 92 тыс. человек. За неделю в восьми арт-кварталах прошли десятки концертов, праздников, спонтанных собраний, спортивных соревнований, кастингов и т.д. Инфраструктура справилась с такой нагрузкой, а гости фестиваля запомнили его как одно из самых запоминающихся событий в жизни.
Некоторые объекты прямо очень приятные, некоторые выглядят как любительские... но в любом случае я рад что создаются новые фестивали на которые хочется когда нибудь приехать!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А чего главную фишку Burning Man потеряли? Надо же было все сжечь!)
Блин, я ведь хз сколько раз за лето был в Крыму, почему не знал про фестиваль? Мало освещали.
Были на фестивале в день закрытия, очень много интересных мест и людей, атмосфера и дух мероприятия на пять с плюсом, но хотелось бы на будущее, чтобы организаторы позаботились и придумали песок или гравий, ведь ноги у всех по колено белые были от степной пыли, да и вода по 50руб за 0,5л(с собой нельзя было брать ни жидкость ни еду! ) это тоже было очень круто, а в остальном было здорово👌.