Москвичи создали российский аналог блокнотов Moleskine и продают их на 19 млн рублей в год: история Falafel books Статьи редакции

Сперва дизайнер Данила Некрасов делал блокноты в подарок друзьям, теперь отправляет их в 35 городов по России, а также в Белоруссию и Казахстан.

Блокноты своими руками

История Falafel books началась в 2013 году, когда Данила Некрасов принёс домой станок для резки бумаги и начал делать блокноты для друзей.

Некрасов закончил факультет графического дизайна в Московском политехе, и ему нравилось мастерить. По его словам, в 2013 году в России почти не было отечественных аналогов всемирно известных блокнотов Moleskine и Leuchtturm. А те, которые можно было найти, казались ему некачественными и плохо сшитыми.

Изучая импортные блокноты, он понял, что может своими руками создать похожий продукт. Тогда он нарисовал несколько картинок для обложек, напечатал их на домашнем принтере, взял плотную бумагу, сшил 15 блокнотов и подарил их друзьям.

Название Falafel books появилось случайно. Как-то раз Некрасов назвал свой блокнот «книжкой-котлеткой», а с помощью онлайн-переводчика «котлетка» превратилась в Falafel. В то время фалафель — блюдо из обжаренного нута — был в моде, и молодой человек оставил вариант.

Первые блокноты Falafel books​

Друзьям Некрасова понравились блокноты. Тогда предприниматель обратился к знакомому, который работал в типографии, и самостоятельно собрал первый тираж — 30 штук.

Сделать обложки ему помогли трое друзей-иллюстраторов. Некрасов попросил их нарисовать несколько картинок со словами: «Представляешь, у тебя будет блокнот с твоим принтом». Это сработало.

Предпринимателю понравилось качество продукта, и он решил заработать на своём хобби.

От хобби к бизнесу

Всё началось с «Циферблата» — небольшого московского тайм-кафе на Пушкинской, которым владели друзья Некрасова. Поздней осенью 2013 года он установил там стойку со своими блокнотами двух форматов и начал их продавать: блокнот A5 стоил 300 рублей, а А6 — 200 рублей.

По словам Некрасова, покупатели брали сразу по нескольку блокнотов — близился Новый год, и они запасались подарками.

Распродав первую партию из 30 блокнотов, предприниматель заработал несколько тысяч рублей. Однако свободных средств на организацию производства у него не было. Тогда он обратился к своему другу Павлу Дорожкову с просьбой о займе на развитие бизнеса. Тот отказался, но предложил выкупить 48% компании и присоединиться к проекту.

«Я долго сомневался, но решил, что друг в бизнесе с опытом предпринимательства не помешает, и согласился», — вспоминает Некрасов.

Сумму сделки партнёры не раскрывают. В том же году к проекту присоединился ещё один друг Некрасова — Алексей Подымский.

Некрасов работал в дизайн-студии и занимался Falafel books по вечерам — и ему «катастрофически» не хватало времени. Дорожков также занимался своими проектами, а Подымский как раз уволился с работы и искал, чем бы заняться.

Он согласился работать над проектом в обмен на долю в 20% и занялся распространением блокнотов в Москве и регионах.

В период с 2013 по 2015 год друзья самостоятельно изготавливали блокноты, договаривались с контрагентами и развозили маленькие партии товара по точкам — от 10 до 30 штук в каждую.

За это время Данила Некрасов научился создавать несколько видов блокнотов: с точечной разметкой, обычные клетчатые или линованные и скетчбуки.

К 2015 году блокноты Falafel books продавал уже 21 магазин, включая «Ходасевич», «Гиперион», «Коллаж». Согласно договорённостям, точка получала от 50% до 60% от цены с каждой единицы товара. Выручка компании в первый год работы составила примерно 50 тысяч рублей.

По словам Павла Дорожкова, сотрудничество с небольшими магазинами было нужно, чтобы подготовиться к переговорам с крупными сетями вроде «Республики» — без продаж основателей Falafel books вряд ли стали бы слушать.

Команда Falafel books

Экспансия

В 2015 году блокноты Falafel books появились в «Республике» — это была первая крупная сеть, в которую основатели компании пошли договариваться о сотрудничестве (они не разглашают условия).

Партнёры выбрали её, потому что аудитория «Республики» совпадала с их целевой аудиторией — это были художники, архитекторы, дизайнеры и просто творческие люди, которым хотелось красиво и удобно организовать свои записи, рисунки и работы.

Чтобы подписать соглашение, Павел Дорожков вложил в бизнес личные 300 тысяч рублей, которые целиком ушли на производство первого большого тиража блокнотов — 5500 экземпляров.

Во время переговоров с «Республикой» Дорожков и его партнёры применили напор. Сперва они рассказали, что их блокноты продаются в независимых книжных магазинах и их очень хорошо покупают.

«Затем мы спросили сотрудников “Республики”: они хотят поспевать за временем или отстать от него?» — вспоминает Дорожков. В итоге блокноты Falafel books оказались на полках «Республики».

Контракт с сетью привлёк и других крупных дистрибьюторов: «Передвижник», «Московский дом книги», «Лабиринт», парк «Зарядье» и других.

Количество точек распространения в регионах тоже росло — Falafel books стала поставлять свои блокноты в 35 городов России, включая Самару, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь и другие, а также в Казахстан и Белоруссию.

Параллельно с розничной продажей Falafel books занималась изготовлением блокнотов для корпоративных заказов. В период с 2015 до 2019 год клиентами бренда были «Рокетбанк», Nike, Skillbox, Surf Coffee, «Кинопоиск» и «Яндекс.Такси».

Кроме того, компания сотрудничала с музеями: например, выпустила брендированную продукцию для Третьяковской галереи, V-A-C, Музея космонавтики, Garage, Пушкинского музея и других.

Однако работа с дистрибьюторами не всегда складывается удачно. Например, в 2018 году обанкротился один из партнёров Falafel books — магазин Podium Market.

По словам Павла Дорожкова, на реализации в точке находилась партия товара, также у партнёра была выручка Falafel books — 120 тысяч рублей. Её получить не удалось, однако часть товара магазин всё же вернул.

Ассортимент, продажи, производство

К 2019 году Falafel book разработала 16 видов разноформатных блокнотов: от крошечной записной книжки до блокнота, который разворачивается и превращается в холст.

Перед тем как приступить к производству новой партии, партнёры собираются вместе и обсуждают идеи. Они думают о том, что можно улучшить в предыдущих версиях блокнотов, и договариваются: какую бумагу и материалы стоит закупить и в каком количестве, а также отсматривают образцы.

Самый трудоёмкий процесс в производстве блокнотов Falafel books — подбор бумаги и дизайн обложки.

Например, в бумаге для скетчей важна матовость, для акварели — зернистость и рыхлость, чтобы краска не растекалась.

Для планера — плотность. Для картона — чтобы он был износостойким, а для маркерных скетчбуков — спиртовая пропитка, чтобы маркер не растекался и не отпечатывался на следующих страницах.

Павел Дорожков

Дизайн каждого блокнота разрабатывается отдельно. С момента основания Falafel books обложки для них в основном делали профессиональные иллюстраторы — так появилась серия блокнотов с авторскими принтами.

Но если в самом начале партнёры сами искали художников через друзей или сарафанное радио, то сейчас им достаточно опубликовать объявление в соцсетях. Последний раз на такую заявку откликнулись примерно 200 человек.

Производство блокнотов запускают после того, как у команды проекта на руках появляются все необходимые материалы и готовый дизайн обложки.

Иногда приходится ждать, так как из-за использования импортной бумаги в блокнотах нужно отдельно закладывать время на доставку. Когда всё готово, Falafel books арендует производственные мощности и пишет для работников типографии техническое задание, а затем отправляет блокнот в печать.

Стоимость выпуска одной серии зависит от формата блокнота, используемой бумаги, обложки и других деталей.

Например, производство сотни блокнотов формата A6 с однотонной обложкой может стоить 18 тысяч рублей. Себестоимость такого блокнота примерно равна 50–100 рублям (более детальную смету предприниматели раскрывать отказались).

Блокнот с принтом формата A5 стоит от 200 до 300 рублей, а маленький блокнот формата A7 — 100 рублей.

Самые дорогие товары проекта — еженедельник за 1200 рублей и скетчбук для рисования акварелью со страницами из хлопка за 2490 рублей. По словам Павла Дорожкова, их берут куда реже, чем блокноты.

Больше всего Falafel books зарабатывает в предновогодний период. В 2018 году оборот компании за декабрь достиг 2 млн рублей. В обычные месяцы он составляет 1,4–1,5 млн рублей. Дневная выручка Falafel books примерно равна 48 тысячам рублей.

По словам Павла Дорожкова, ожидаемая выручка за 2019 год составит примерно 19 млн рублей, 25% из которых (4,75 млн рублей) — прибыль. В 2020 году Falafel books планирует увеличить оборот до 28 млн рублей.

Реклама и сарафанное радио

В 2016 году к команде Falafel books присоединились супруги Полина и Алексей Дорожковы. Алексей стал заниматься специальными проектами и региональным развитием, а Полина взяла на себя PR проекта и ведение социальных сетей.

По её словам, каждый из партнёров брал на себя определённый пул задач — в то время у компании не было ресурсов, чтобы платить наёмным сотрудникам, а вступавшие в компанию люди были готовы работать без зарплат, вкладывать свои время и силы в обмен на долю.

​Полина Дорожкова

Для продвижения Дорожкова договаривается о рекламе с Instagram-блогерами.

Например, в 2018 году бренд сотрудничал блогером Марией Шек, которая вела различные bullet journals (блокноты для планирования, рисунков и списков с наклейками, яркими вставками).

Команда написала ей письмо с предложением о сотрудничестве, несмотря на то, что у неё на тот момент было «совсем немного» подписчиков (сейчас — 54 700).

«Для Falafel books важно, чтобы блогер разделял те же ценности, что и компания — демократичность, естественность и открытость к новому», — рассказывает Дорожкова.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Прежде чем отобрать блогера, Дорожкова оценивает грамотность письма, а также изучает статистику его аккаунта и контент: фотографии блогера должны не просто вызывать у его подписчиков желание приобрести блокнот, но и соответствовать эстетике блокнотов Falafel books.

Сейчас бренд постоянно сотрудничает с двумя-тремя блогерами: помимо Марии Шек, например — с Mystical Buttons. Кроме того, периодически запускает разовые интеграции. «У нас может быть одновременно десять запущенных проектов с блогерами, это вполне обыкновенное число», — поясняет Дорожкова.

Благодаря интеграциям бренд ежедневно получает более 30 писем от потенциальных покупателей в Instagram. Но при этом бренд не продаёт блокноты напрямую через соцсеть, а перенаправляет покупателей на сайт компании.

Интернет-магазин бренда запустил дизайнер Роман Оганесян — он присоединился к проекту в 2017 году. Сейчас продажи через онлайн-каналы приносят компании 20% выручки, офлайн-ритейл — 80%.

Планы на будущее

По словам Полины Дорожковой, главные конкуренты Falafel books с точки зрения дизайна и эстетики — блокноты Nuuna. С точки зрения качества — Leuchtturm, Moleskine и Clairefontaine.

Сейчас Falafel books стремится к тому, чтобы иметь такие же охваты и аудиторию, как у Leuchtturm и Moleskine. В 2017 году выручка компании D'Ieteren Group от продажи товаров под брендом Moleskin составила €155,4 млн.

В ближайшее время компания планирует выпустить ежедневник на 365 дней и начать разрабатывать новые виды канцелярии: стикеры, наклейки и другие элементы для оформления bullet journal.

В планах компании также выйти на международные рынки. У Falafel books уже есть опыт поставок за границу — она изготавливала частные заказы для Израиля, Англии, Словении.

Но чтобы выйти на рынок США или Европы, в январе 2020 года бренд будет участвовать в ярмарке канцелярских, офисных и письменных принадлежностей Paperworld в Франкфурте. Команда Falafel books планирует найти иностранных партнёров и договориться о поставках блокнотов за рубеж.

Обновлено 27.11. Как стало известно vc.ru, у Falafel books был еще один основатель — иллюстратор Наталья Джола. Она работала над проектом с 2013 года по 2015 год и занималась разработкой образа бренда, обложек блокнотов, ведением соцсетей и пиаром Falafel books.

Джола покинула компанию из-за разногласий с Данилой Некрасовым, с которым она давно дружила. По её словам, у них разошлись взгляды на её профессиональное будущее — Джола хотела развивать собственные проекты, но Некрасов «обесценивал её стремления». Кроме того, Джоле было тяжело работать с Некрасовым.

Когда Джола уходила, Некрасов, по её словам, «пытался минимизировать её долю в проекте», мотивируя это тем, что он все делал сам. Также он отказывался выплачивать Джоле компенсацию за её долю — она составляла 50%. В итоге она получила «примерно 30 тысяч рублей» от Павла Дорожкина, который на тот момент был инвестором Falafel books.

Сейчас Джола никак не связана с компанией и не получает проценты от проданных блокнотов с её дизайном (по её словам, их до сих пор можно купить), так как в 2015 году она передала Falafel books все права на них.

Данила Некрасов сообщил vc.ru, что они с Джола были близкими друзьями, но из-за личного конфликта были вынуждены прекратить сотрудничество. По его словам, дизайнер добровольно согласилась передать права на изображения в обмен на 30 тысяч рублей.

Наташино участие на первых этапах жизни компании было важно. После того, как мы выпустили несколько блокнотов с моим дизайном, и потом — один блокнот с дизайном Наташи, она обратилась к друзьям с предложением нарисовать несколько картинок.

Наташа также нарисовала первый логотип «Фалафеля», участвовала в нескольких маркетах и встречах, пока у нас не случился личный конфликт.

После конфликта нам было сложно продолжать совместную работу, мы искали приемлемое для всех решение. Летом 2015 года Леша Подымский и Паша Дорожков встречались с ней несколько раз, обсуждали её претензии и договаривались о приемлемом для всех решении.

Упомянутая Наташей сумма была достигнута в ходе диалога и она была с ней согласна. Эту сумму мы выплачивали частями. Важно, что летом 2015 года для Falafel books это была серьезая сумма — на тот момент мы еще не начали сотрудничество с крупными магазинами, и наша сеть распространения включала несколько мелких точек вроде книжных магазинов «Ходасевич» и «Додо».

Данила Некрасов
0
171 комментарий
Написать комментарий...
Анатолий Б.

Поймал себя на мысли, что не пользуюсь вообще никакими блокнотами 6 лет. Всё пишу в Evernote и Заметки. Корпоративные тоже не давно заказываю - никто не пользуется.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Simonov

поймал себя на мысли, что пользуюсь тетрадью из ашана

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

То чувство, когда пишешь на салфетках

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Korelin

то чувство, когда пишешь на руках

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff

то чувство когда пишешь гвоздем на соседской машине

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Черных

То чувство когда чувств нет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Simonov

То, когда нет

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kruchenok

тонет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Simonov

.

Ответить
Развернуть ветку
168 комментариев
Раскрывать всегда