Сколько зарабатывают российские ремесленники: истории кузнеца, резчицы по дереву и сварщика Статьи редакции

Как нашли своё дело, с чего начинали, сколько учились.

Анне Дарбиньян 53 года. Прежде чем заняться резьбой по дереву, она работала врачом скорой помощи. Но в 1994 году решила уволиться — когда в третий раз попала в аварию по пути на вызов. После она работала секретарём на мебельной фабрике и шила на заказ.

Резьба по дереву долгое время оставалась для неё хобби, которое помогало отвлечься от тяжёлой работы и мыслей. Дарбиньян — самоучка, ей всегда нравилось рисовать, но больше привлекало лепить и работать с объёмными изображениями. Около года она тренировалась, создавая простую бижутерию.

В первое время у неё не получалось вырезать чисто и аккуратно. Тогда она начала брать уроки в Русской школе ремёсел (сейчас организация называется Русская академия ремёсел), а также в творческих студиях. Она изучала плоский рельеф, резьбу фигур и высокого рельефа, скульптуру и скульптурный портрет.

Дарбиньян не планировала продавать свои работы, но в середине 1990-х годов зарплату, по её словам, часто задерживали. Иногда ей не хватало денег на покупку пачки макарон к ужину.

С первым заказчиком она познакомилась случайно — на одном из московских продуктовых рынков. Он заинтересовался, когда узнал о её хобби, и попросил сделать для него резные часы, а затем не раз обращался с новыми проектами.

За часы он заплатил $100 — по словам Дарбиньян, в то время на эти деньги она могла месяц жить с комфортом, обеспечивая себя, супруга и мать.

До 2007 года резчица много работала с церковной тематикой: делала иконостасы для церквей и для частных домов, а также восстанавливала утраченные фрагменты икон.

Но потом отказалась от заказов на церковную тематику и сейчас делает интерьерную резьбу, рамы для зеркал, шахматные фигуры, мифологических персонажей и статуэтки в национальных костюмах.

По словам Дарбиньян, стоимость скульптуры из дерева зависит от её размера, степени детализации и вида древесины. Если работа продаётся вместе с авторскими правами, это повышает её стоимость примерно в два-три раза.

Например, 55-сантиметровый светильник из ореха стоит 45 тысяч рублей, а 35-сантиметровая фигурка женщины-кентавра с высокой степенью детализации из липы — 40 тысяч рублей, ложка из липы в форме русалки — 5000 рублей.

С 2008 года Дарбиньян работает в домашней мастерской. Она затрудняется оценить сумму затрат на её оснащение, поскольку готовила помещение несколько лет. По словам ремесленницы, в среднем создание домашней мастерской обходится в 250 тысяч рублей.

Некоторые инструменты из магазинов Дарбиньян не подходят, поэтому для своих нужд она их заказывает у знакомых кузнецов. Поскольку это кустарное производство, приходится переплачивать: например, одна стамеска обходится ей в 3500 рублей.

Кроме стамесок в её мастерской есть ножи, пять пил, электрический лобзик, фрезер, дрель, тесло, два топора, колода, резиновые коврики, абразивные камни, точила, а также три бор-машины, одна из которых нужна для ухода за стамесками. Двумя другими она шлифует фигурки.

Также у неё возникают трудности с поиском сырья. Для создания деревянных скульптур не подходят доски — нужны необработанные брёвна.

Найти их в Москве проблематично — обычно женщине удаётся найти брёвна после ураганов. Также осенью и весной она забирает ненужные брёвна у знакомых дачников, которые обрезают деревья.

Раньше Дарбиньян работала над поделками пять дней в неделю по 10–12 часов в день. При такой нагрузке её месячный доход составлял около 60 тысяч рублей.

Сейчас она работает три-четыре раза в неделю по восемь часов в день и зарабатывает в среднем 45 тысяч рублей в месяц. Теперь ей не нужно содержать семью, и она может позволить себе браться только за те заказы, которые интересны ей самой.

В среднем у неё десять постоянных клиентов. Сейчас ей не нужно искать заказчиков — её находят по рекомендациям знакомых в офлайне и в онлайне. Многих клиентов она растеряла, когда занялась интерьерной резьбой, так как на выполнение таких заказов уходило по несколько месяцев.

Сейчас она выполняет в основном мелкие заказы — миниатюрные скульптуры, браслеты, гребни, футляры, ложки. Они стоят 1000–3000 рублей, а на их производство требуется обычно пару дней. Также она делает пятисантиметровые японские фигурки нэцкэ. Их стоимость — от 5000 до 10 тысяч рублей.

Кроме того, Дарбиньян старается ежегодно участвовать в двух-трёх выставках, например, в «Московских мастерицах». Это помогает ей привлекать клиентов. Продвижением в соцсетях она не занимается — не знает, как настраивать рекламу и не умеет снимать красивые фото для Instagram.

Если поставить производство фигурок на поток, на этом можно сделать бизнес. Мои знакомые коллеги делают потоковое производство фигурок и зарабатывают в два-три раза больше, чем я.

Но мне нравится делать уникальные вещи и заниматься искусством, а не ремеслом. Я бы ни за что не променяла свою работу на офисную — с чётким графиком и стабильной зарплатой. Лучше зарабатывать меньше, но получать радость и вдохновение от того, что делаешь.

Анна Дарбиньян, резчица по дереву

В 1996 году Игорь Чижов окончил Московский областной государственный институт физкультуры, затем преподавал легкую атлетику в школе. А когда занялся строительством собственного дома, заинтересовался кузнечным делом.

В 1997 году он загорелся идеей работать в кузнечной мастерской и создавать вещи своими руками. Первое время он учился кузнечным навыкам у электростальского мастера Алексея Петрова, а затем построил собственную кузницу при храме Великомученика Никиты в Павло-Посадском районе Московской области.

Первой его работой была кованая рама для иконы. Супруга скептически относилась к его делу, так как опасалась, что такая работа небезопасна и стабильного заработка не принесёт.

Затем Чижов прошёл обучение в Гильдии кузнецов Москвы. Там он научился основным направлениям в кузнечном деле. Сейчас у него своя кузнечная мастерская в Павло-Посадском районе

На строительство потребовалось около 4 млн рублей. У кузнеца не было полной суммы сразу, поэтому на обустройство потребовалось 12 лет. Кузнец продолжает отапливать помещение дровами, так как газовые службы требуют за подключение и технические условия несколько миллионов рублей.

В кузнице он работает вместе с двумя сыновьями. Чижов говорит, что не гонится за каждым заказом. Главное для него — честно относиться к работе и не идти на компромиссы в ущерб качеству. По его словам, придумать идею он может за пять минут, а на её воплощение может уйти месяц, некоторые заказы делаются по полгода.

В основном он мастерит детали и предметы для интерьера и экстерьера: лестницы, ограды, качели, фонари, беседки. Но иногда попадаются необычные заказы. Например, одним из последних заказов Чижова стал мангал в виде корабля.

Иногда Чижов верно прогнозирует, сколько времени уйдёт на работу, а, бывает, вопреки прогнозам и обещаниям заказчику, работа растягивается на полгода. В таком случае он договаривается о переносе сроков. Некоторые идут навстречу, понимая, что заказ штучный.

Он со своей стороны старается относиться с пониманием, если заказчик задерживает оплату. У Чижова было несколько заказчиков-предпринимателей, которые оказались в тюрьме по экономическим статьям и смогли оплатить работу только через несколько лет, когда вышли на свободу.

Если кузнец работает по найму 8–10 часов, его зарплата составляет в среднем 100 тысяч рублей в месяц. Чижов зарабатывает примерно 150–200 тысяч рублей в месяц, так как не нанимает дополнительно сварщиков, маляров, сборщиков, а всю работу делает сам с сыновьями.

Кузнец пробовал привлекать клиентов в интернете через свой сайт, но это не приносило результатов. В основном заказчики приходят по сарафанному радио. Всего в месяц он выполняет три-пять заказов.

По словам Чижова, среди кузнецов существует так называемое кузнечное братство. Он может позвонить знакомому кузнецу в Ярославль, попросить совета или помощи — и ему не откажут в просьбе. Бывая в Израиле, Чехии или Германии, Чижов знакомится с местными кузнецами, и везде его встречают как своего.

Иногда возникает ощущение, что я живу в другом мире, но я рад этому. Когда встречаюсь с кем-то из заказчиков и захожу в какой-то офис, мне не по себе становится. Не понимаю, как можно всё время сидеть за монитором и на одном месте.

А я счастливый человек, так как нашёл своё дело, которое к тому же приносит неплохой доход. Надо мной нет начальников. Я завишу только от заказчиков.

Если делать всё честно и сразу обо всём договариваться, проблем не будет. И я заметил, что сейчас профессия кузнеца становится популярна среди молодёжи. Причём среди моих учеников много талантливых девушек-кузнецов.

Игорь Чижов

Денису Карташову 39 лет, с 2002 года он работает с металлом. А восемь лет назад стал заниматься аргонной сваркой. Она позволяет связывать металлы, которые невозможно соединить при обычной сварке, и создавать более эстетичные работы.

Карташов заинтересовался сваркой благодаря отцу, который всю жизнь проработал сварщиком. Он часто что-то мастерил дома, а сын сперва наблюдал за его работой, а затем сам стал учиться азам.

После школы Карташов окончил Петербургский техникум по специализации «Сварочные работы». Затем работал сварщиком на заводе «Звезда» и на Ижорском машиностроительном заводе в Санкт-Петербурге. Там он овладел всеми видами сварочных работ.

А когда в 2010 году устал от работы на производстве, решил открыть свою мастерскую.

Карташов не уточняет, сколько средств вложил в её запуск и оснащение. Стоимость аренды помещения для своей мастерской он также не раскрывает. По его словам, в среднем аренда помещения в промзоне за Москвой, предназначенная для сварочных работ, стоит 50–70 тысяч рублей.

Карташов изготавливает мебель и различные сооружения из металла для частных домов и ресторанов, а также занимается реставрацией, старением и патинированием металлов.

У него есть свой сайт и профиль в Instagram, но заказчики в основном находят его благодаря сарафанному радио. Дополнительная реклама ему не нужна — в противном случае он не будет успевать с заказами.

За один из последних мелких заказов — создание зеркала из металла — он получил около 250 тысяч рублей. На работу ему потребовалось несколько дней.

Некоторые заказы Карташов делает вдали от собственной мастерской. Например, этим летом он три месяца декорировал ресторан в Сочи. Его гонорар составил 5 млн рублей. В эту сумму, помимо стоимости работ, вошли также расходы на материалы, перелёт и проживание в Сочи.

По его словам, основной недостаток в работе — неопытные дизайнеры. По словам сварщика, некоторые молодые дизайнеры предлагают эскизы, по которым невозможно создать изделие — они не знакомы со свойствами металлов.

Иногда заказчики отказываются принимать изделия, так как они не соответствует их ожиданиям. Карташов привык к переменам настроения заказчиков и относится к этому спокойно. По его словам, клиенты редко остаются полностью довольными работой с первого раза.

В мастерской большую часть работ он выполняет сам и больше двух помощников не нанимает. По наблюдениям Карташова, когда на производстве несколько десятков наёмных сотрудников, приходится быть «пастухом» и больше времени уделять контролю над тем, как работают другие.

Сейчас мне не хватает самоотверженного и преданного работника, которому можно доверить и передать свои знания. Но, к сожалению, люди среднего возраста не увлечены работой, живут от зарплаты до зарплаты. С молодёжью та же проблема: они думают о том, как бы побыстрее закончить и пойти гулять.

В моей жизни были тяжелые времена, когда приходилось заниматься другим ручным трудом: и двери устанавливать, и водителем работать, и наладчиком станков с программным управлением.

Всё быстро бросал, так как становилось скучно и не видел развития для себя. Но с металлом всё по-другому. С каждым днём я всё больше познаю металл и не представляю, чтобы однажды мне это наскучило.

Денис Карташов
0
65 комментариев
Написать комментарий...
Bust Rust

Пора переучиваться на кузнеца или сварщика, не тем я занимаюсь...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вальдемар

В Москве врачи в принципе неплохо зарабатывают. В поликлинике терапевты от сотки получают, в стационарах много больше.

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда