Сколько зарабатывают российские ремесленники: истории кузнеца, резчицы по дереву и сварщика Статьи редакции

Как нашли своё дело, с чего начинали, сколько учились.

Анне Дарбиньян 53 года. Прежде чем заняться резьбой по дереву, она работала врачом скорой помощи. Но в 1994 году решила уволиться — когда в третий раз попала в аварию по пути на вызов. После она работала секретарём на мебельной фабрике и шила на заказ.

Резьба по дереву долгое время оставалась для неё хобби, которое помогало отвлечься от тяжёлой работы и мыслей. Дарбиньян — самоучка, ей всегда нравилось рисовать, но больше привлекало лепить и работать с объёмными изображениями. Около года она тренировалась, создавая простую бижутерию.

В первое время у неё не получалось вырезать чисто и аккуратно. Тогда она начала брать уроки в Русской школе ремёсел (сейчас организация называется Русская академия ремёсел), а также в творческих студиях. Она изучала плоский рельеф, резьбу фигур и высокого рельефа, скульптуру и скульптурный портрет.

Дарбиньян не планировала продавать свои работы, но в середине 1990-х годов зарплату, по её словам, часто задерживали. Иногда ей не хватало денег на покупку пачки макарон к ужину.

С первым заказчиком она познакомилась случайно — на одном из московских продуктовых рынков. Он заинтересовался, когда узнал о её хобби, и попросил сделать для него резные часы, а затем не раз обращался с новыми проектами.

За часы он заплатил $100 — по словам Дарбиньян, в то время на эти деньги она могла месяц жить с комфортом, обеспечивая себя, супруга и мать.

До 2007 года резчица много работала с церковной тематикой: делала иконостасы для церквей и для частных домов, а также восстанавливала утраченные фрагменты икон.

Но потом отказалась от заказов на церковную тематику и сейчас делает интерьерную резьбу, рамы для зеркал, шахматные фигуры, мифологических персонажей и статуэтки в национальных костюмах.

По словам Дарбиньян, стоимость скульптуры из дерева зависит от её размера, степени детализации и вида древесины. Если работа продаётся вместе с авторскими правами, это повышает её стоимость примерно в два-три раза.

Например, 55-сантиметровый светильник из ореха стоит 45 тысяч рублей, а 35-сантиметровая фигурка женщины-кентавра с высокой степенью детализации из липы — 40 тысяч рублей, ложка из липы в форме русалки — 5000 рублей.

С 2008 года Дарбиньян работает в домашней мастерской. Она затрудняется оценить сумму затрат на её оснащение, поскольку готовила помещение несколько лет. По словам ремесленницы, в среднем создание домашней мастерской обходится в 250 тысяч рублей.

Некоторые инструменты из магазинов Дарбиньян не подходят, поэтому для своих нужд она их заказывает у знакомых кузнецов. Поскольку это кустарное производство, приходится переплачивать: например, одна стамеска обходится ей в 3500 рублей.

Кроме стамесок в её мастерской есть ножи, пять пил, электрический лобзик, фрезер, дрель, тесло, два топора, колода, резиновые коврики, абразивные камни, точила, а также три бор-машины, одна из которых нужна для ухода за стамесками. Двумя другими она шлифует фигурки.

Также у неё возникают трудности с поиском сырья. Для создания деревянных скульптур не подходят доски — нужны необработанные брёвна.

Найти их в Москве проблематично — обычно женщине удаётся найти брёвна после ураганов. Также осенью и весной она забирает ненужные брёвна у знакомых дачников, которые обрезают деревья.

Раньше Дарбиньян работала над поделками пять дней в неделю по 10–12 часов в день. При такой нагрузке её месячный доход составлял около 60 тысяч рублей.

Сейчас она работает три-четыре раза в неделю по восемь часов в день и зарабатывает в среднем 45 тысяч рублей в месяц. Теперь ей не нужно содержать семью, и она может позволить себе браться только за те заказы, которые интересны ей самой.

В среднем у неё десять постоянных клиентов. Сейчас ей не нужно искать заказчиков — её находят по рекомендациям знакомых в офлайне и в онлайне. Многих клиентов она растеряла, когда занялась интерьерной резьбой, так как на выполнение таких заказов уходило по несколько месяцев.

Сейчас она выполняет в основном мелкие заказы — миниатюрные скульптуры, браслеты, гребни, футляры, ложки. Они стоят 1000–3000 рублей, а на их производство требуется обычно пару дней. Также она делает пятисантиметровые японские фигурки нэцкэ. Их стоимость — от 5000 до 10 тысяч рублей.

Кроме того, Дарбиньян старается ежегодно участвовать в двух-трёх выставках, например, в «Московских мастерицах». Это помогает ей привлекать клиентов. Продвижением в соцсетях она не занимается — не знает, как настраивать рекламу и не умеет снимать красивые фото для Instagram.

Если поставить производство фигурок на поток, на этом можно сделать бизнес. Мои знакомые коллеги делают потоковое производство фигурок и зарабатывают в два-три раза больше, чем я.

Но мне нравится делать уникальные вещи и заниматься искусством, а не ремеслом. Я бы ни за что не променяла свою работу на офисную — с чётким графиком и стабильной зарплатой. Лучше зарабатывать меньше, но получать радость и вдохновение от того, что делаешь.

Анна Дарбиньян, резчица по дереву

В 1996 году Игорь Чижов окончил Московский областной государственный институт физкультуры, затем преподавал легкую атлетику в школе. А когда занялся строительством собственного дома, заинтересовался кузнечным делом.

В 1997 году он загорелся идеей работать в кузнечной мастерской и создавать вещи своими руками. Первое время он учился кузнечным навыкам у электростальского мастера Алексея Петрова, а затем построил собственную кузницу при храме Великомученика Никиты в Павло-Посадском районе Московской области.

Первой его работой была кованая рама для иконы. Супруга скептически относилась к его делу, так как опасалась, что такая работа небезопасна и стабильного заработка не принесёт.

Затем Чижов прошёл обучение в Гильдии кузнецов Москвы. Там он научился основным направлениям в кузнечном деле. Сейчас у него своя кузнечная мастерская в Павло-Посадском районе

На строительство потребовалось около 4 млн рублей. У кузнеца не было полной суммы сразу, поэтому на обустройство потребовалось 12 лет. Кузнец продолжает отапливать помещение дровами, так как газовые службы требуют за подключение и технические условия несколько миллионов рублей.

В кузнице он работает вместе с двумя сыновьями. Чижов говорит, что не гонится за каждым заказом. Главное для него — честно относиться к работе и не идти на компромиссы в ущерб качеству. По его словам, придумать идею он может за пять минут, а на её воплощение может уйти месяц, некоторые заказы делаются по полгода.

В основном он мастерит детали и предметы для интерьера и экстерьера: лестницы, ограды, качели, фонари, беседки. Но иногда попадаются необычные заказы. Например, одним из последних заказов Чижова стал мангал в виде корабля.

Иногда Чижов верно прогнозирует, сколько времени уйдёт на работу, а, бывает, вопреки прогнозам и обещаниям заказчику, работа растягивается на полгода. В таком случае он договаривается о переносе сроков. Некоторые идут навстречу, понимая, что заказ штучный.

Он со своей стороны старается относиться с пониманием, если заказчик задерживает оплату. У Чижова было несколько заказчиков-предпринимателей, которые оказались в тюрьме по экономическим статьям и смогли оплатить работу только через несколько лет, когда вышли на свободу.

Если кузнец работает по найму 8–10 часов, его зарплата составляет в среднем 100 тысяч рублей в месяц. Чижов зарабатывает примерно 150–200 тысяч рублей в месяц, так как не нанимает дополнительно сварщиков, маляров, сборщиков, а всю работу делает сам с сыновьями.

Кузнец пробовал привлекать клиентов в интернете через свой сайт, но это не приносило результатов. В основном заказчики приходят по сарафанному радио. Всего в месяц он выполняет три-пять заказов.

По словам Чижова, среди кузнецов существует так называемое кузнечное братство. Он может позвонить знакомому кузнецу в Ярославль, попросить совета или помощи — и ему не откажут в просьбе. Бывая в Израиле, Чехии или Германии, Чижов знакомится с местными кузнецами, и везде его встречают как своего.

Иногда возникает ощущение, что я живу в другом мире, но я рад этому. Когда встречаюсь с кем-то из заказчиков и захожу в какой-то офис, мне не по себе становится. Не понимаю, как можно всё время сидеть за монитором и на одном месте.

А я счастливый человек, так как нашёл своё дело, которое к тому же приносит неплохой доход. Надо мной нет начальников. Я завишу только от заказчиков.

Если делать всё честно и сразу обо всём договариваться, проблем не будет. И я заметил, что сейчас профессия кузнеца становится популярна среди молодёжи. Причём среди моих учеников много талантливых девушек-кузнецов.

Игорь Чижов

Денису Карташову 39 лет, с 2002 года он работает с металлом. А восемь лет назад стал заниматься аргонной сваркой. Она позволяет связывать металлы, которые невозможно соединить при обычной сварке, и создавать более эстетичные работы.

Карташов заинтересовался сваркой благодаря отцу, который всю жизнь проработал сварщиком. Он часто что-то мастерил дома, а сын сперва наблюдал за его работой, а затем сам стал учиться азам.

После школы Карташов окончил Петербургский техникум по специализации «Сварочные работы». Затем работал сварщиком на заводе «Звезда» и на Ижорском машиностроительном заводе в Санкт-Петербурге. Там он овладел всеми видами сварочных работ.

А когда в 2010 году устал от работы на производстве, решил открыть свою мастерскую.

Карташов не уточняет, сколько средств вложил в её запуск и оснащение. Стоимость аренды помещения для своей мастерской он также не раскрывает. По его словам, в среднем аренда помещения в промзоне за Москвой, предназначенная для сварочных работ, стоит 50–70 тысяч рублей.

Карташов изготавливает мебель и различные сооружения из металла для частных домов и ресторанов, а также занимается реставрацией, старением и патинированием металлов.

У него есть свой сайт и профиль в Instagram, но заказчики в основном находят его благодаря сарафанному радио. Дополнительная реклама ему не нужна — в противном случае он не будет успевать с заказами.

За один из последних мелких заказов — создание зеркала из металла — он получил около 250 тысяч рублей. На работу ему потребовалось несколько дней.

Некоторые заказы Карташов делает вдали от собственной мастерской. Например, этим летом он три месяца декорировал ресторан в Сочи. Его гонорар составил 5 млн рублей. В эту сумму, помимо стоимости работ, вошли также расходы на материалы, перелёт и проживание в Сочи.

По его словам, основной недостаток в работе — неопытные дизайнеры. По словам сварщика, некоторые молодые дизайнеры предлагают эскизы, по которым невозможно создать изделие — они не знакомы со свойствами металлов.

Иногда заказчики отказываются принимать изделия, так как они не соответствует их ожиданиям. Карташов привык к переменам настроения заказчиков и относится к этому спокойно. По его словам, клиенты редко остаются полностью довольными работой с первого раза.

В мастерской большую часть работ он выполняет сам и больше двух помощников не нанимает. По наблюдениям Карташова, когда на производстве несколько десятков наёмных сотрудников, приходится быть «пастухом» и больше времени уделять контролю над тем, как работают другие.

Сейчас мне не хватает самоотверженного и преданного работника, которому можно доверить и передать свои знания. Но, к сожалению, люди среднего возраста не увлечены работой, живут от зарплаты до зарплаты. С молодёжью та же проблема: они думают о том, как бы побыстрее закончить и пойти гулять.

В моей жизни были тяжелые времена, когда приходилось заниматься другим ручным трудом: и двери устанавливать, и водителем работать, и наладчиком станков с программным управлением.

Всё быстро бросал, так как становилось скучно и не видел развития для себя. Но с металлом всё по-другому. С каждым днём я всё больше познаю металл и не представляю, чтобы однажды мне это наскучило.

Денис Карташов
0
65 комментариев
Написать комментарий...
Анатолий Б.

Резьба по дереву интересная тема, но в современном интерьере абсолютно устаревшая. ЧПУ рулит и у резчика тут ноль преимуществ.
Сварщик за 400 тыс - лош, песдёш и провокация. Разовый заказ, да, возможно столько заработать. Ежемесячный доход - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Пиздеш то что он сварщик.
Он просто использует в тч сварку в своей работе.
Но он не сварщик а производит эксклюзивные предмеры интерьера и тд.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Барышников

Зависит от умения находить заказы и договариваться. Также учитывайте, что он не просто сварщик, а аргонщик, что тоже в дефиците, особенно при наличии прямых рук. Знаю не по наслышке.(:

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ales Sharaev

ЧПУ для резки вовсе не рулит, ЧПУ используют для чернового снятия материала, а потом уже резчик дорабатывает изделие резцом.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

И ещё интересно для комплекта доставщика пиццы, чистильщика бассейна, массажиста.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
LETS DO SMTH

Сделайте серии подборок про зарплаты разных профессий: швея, кожевник, трубочист и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Черемзин

Имею свой заводик ЖБИ в Уфе, рублю по 500к в месяц чистоганом, имею трешку в центре, домик загородный, крузак и ку5 для жены

Ответить
Развернуть ветку
Булат Бикбов

Молодец чё)
Про ремесленников же тема вроде

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Ну, вот, а то все "Хочу в Продакты"

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

мне один бывшый сварщик рассказал, что проработал 4 года, а дальше зассал,
т.к. у всех сварщиков со стажем 7-10 лет cancer.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

Это не так. Вредность безусловно существует, но не все так трагично.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Статья полезная. Лишний раз доказывают люди если работа тебя вдохновляет то и успех прейдёт сам собой. Главное трудиться в том ремесле в котором получаешь удовольствие.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Uh-Er-Oh Ah-Umm
завишу

Ну наконец-то я вижу это слово в прессе. Теперь можно вздохнуть свободно и говорить так, не стесняясь. А то всё метался - как же правильно: зависю? завишу? Тьфу, ладно, буду говорить "испытываю зависимость от"

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смолькин

оказывается мемы про сварщиков на МДК были не шуткой

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Bust Rust

Пора переучиваться на кузнеца или сварщика, не тем я занимаюсь...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Мария Добрая

А женщины кузнецы или сварщики бывают? )))

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дарья Сазанова
Ответить
Развернуть ветку
Anton Oz
Ответить
Развернуть ветку
Руслан Зиганшин

Занимаются не пойми чем, нет чтобы открыть маленький заводик и производить жб кольца

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Барышников

Как с Денисом Карташовым связаться, не подскажете?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Оздамар
Автор
Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Вениамин Плевин

Захотелось послушать какой-нибудь подкаст с представителями таких интересных профессий. У меня есть друг-кузнец, так у него всегда одна история офигительнее другой – то про сам процесс, то про заказчиков. Но, конечно, главное, чтобы человек своим делом горел, без этого ничего классного (и прибыльного) не выйдет.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Oz
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Marsell Gabdulmanov

В тему статья на vc про то, как ремесленной компании вырасти из статуса бизнеса в режиме самозанятости до большой федеральной компании:

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Садакова

Сегодня мало быть классным мастером, нужно уметь продать свой труд. Очень много мастеров просто не умеют этого делать. На ЯМе, к примеру, сейчас рулят именно продавцы, а не мастера.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Это всегда так было, произвести легче чем найти покупателя.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

приятель рассказывал, как два его знакомых - айтишник и строитель одновременно уехали в США, первый через год б/у машину купил,а  второй новенькую с салона за наличку, камины кладет и 30 тыс баксов в месяц  - смотря в какой стране этот мастер работает

Ответить
Развернуть ветку
Anton Shustov

Я вот читаю и смотрю на эти цифры и думаю где такие мастера ,  что по 200к получают. Хотя я сам в 2008-2010 так получал работая в багетной мастерской обычным мастером. Просто тогда наш директор был хороший мужик который делил все по честному, потом он превратился в бизнесмена и все. Он узнал что на рынке мастер в среднем получает 30-40к и зарплата сразу упала до этих цифр. Мастера начнут получать когда владельцы бизнесов перестанут брать пример с нашим депутатом, которым все мало.
но я точно знаю , что вся это ситуация с подвигла меня создать свой интернет магазин зеркал в рамах https://zerkalo-moskva.ru, в той тематике которой я работал. Я очень надеюсь когда умнея пойдут продажи, то не стану как мой бывший директор жадить деньги от персонала и мои мастера начнут получать достойную заработную плату. 

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда