Сколько зарабатывает водолаз, чем занимается, обучение и перспективы

Мне 29 лет, меня зовут Филипп Того, и я шесть лет был связан с водолазным делом, три из которых я отработал в качестве водолаза пятого разряда (3 класс 1‑2 группы специализации). Хочу рассказать, что это за профессия — водолаз, сколько в современном мире водолаз зарабатывает и что ожидает эту профессию в будущем.

Хочу сразу отметить, что хоть водолазное дело и дайвинг и связаны с нахождением человека под водой длительное время, имеют совершенно разные подходы к применению снаряжения, организации спусков. Разительно отличаются условия, при которых проводятся спуски. Я, к сожалению, до сих пор не занимался дайвингом, хотя есть большое желание понырять в воду с видимостью в несколько десятков метров.

В этой небольшой статье я хотел бы познакомить вас с водолазным делом.

Содержание

Я в водолазном костюме УГК2. Это военный вариант с «кошельком» на голове, он предназначен для быстрого снятия костюма с головы

Того Филипп

История

5 мая каждого года празднуется День водолаза. Именно в этот день в 1882 году на территории Российской Империи была создана первая в мире водолазная школа. Руку к открытию школы приложил Александр III, который открыл её в Кронштадте. Изначально водолазы обучались минерному делу, ремонту под водой. Со временем водолазы также стали поднимать затонувшие орудия.

Водолазные спуски. Красноярск, 1896-1899 годы

17 декабря 1923 года на базе Кронштадтской школы был создан ЭПРОН. Экспедиция подводных работ особого назначения. История ЭПРОНа связана с авантюрой и поиском сокровищ. Шел 1923 год. Страна лежала в руинах после девяти тяжелейших военных лет. Надо было восстанавливать промышленность, транспорт, гражданский и военный флоты, а на это нужны были деньги.

В этих условиях группа инженеров-энтузиастов, возглавляемая В. Языковым, обратилась в ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление при СНК СССР) с предложением создать организацию для поиска английского деревянного парового фрегата «Принц» (в нашей литературе его называют «Черный принц»), затонувшего в Балаклавской бухте во время осады Севастополя в 1854 году.

Предполагалось, что на борту фрегата находится груз золотых монет на сумму в 500 тысяч фунтов стерлингов. До революции иностранные фирмы неоднократно пытались найти этот корабль, но не добились успеха. Однако коллегия ОГПУ решила принять это предложение. Предприятие получило название Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

ЭПРОН стала основой водолазного дела во времена Советского Союза. Эта организация занималась всем спектром подводно-технических работ.

Великая Отечественная война внесла свои изменения в структуру ЭПРОНа, он как бы раздвоился: часть его вошла в состав Военно-морского флота и в 1941 году была переименована в Аварийно-спасательную службу ВМФ (с 1979 года поисково-спасательная служба ВМФ).

За годы войны аварийно-спасательная служба ВМФ СССР оказала помощь 745 судам, сняла с мели 840, подняла 1920 кораблей, судов и катеров общим водоизмещением свыше 1 млн тонн.

Главное военно-речное управление (ГВРУ) ЭПРОНа было передано Министерству речного флота, на базе которого было создано Управления подводречстроя — для подъема затонувших судов и военной техники на внутренних водоемах страны.

После распада Советского Союза на базе филиалов Подводречстроя были организованы первые коммерческие водолазные компании на территории современной России.

Сейчас водолазы в России делятся на две большие группы — военные водолазы и гражданские. В моей статье речь пойдет о гражданском варианте этой профессии.

Обучение

Получить профессию водолаза в России можно двумя способами: отслужить срочную службу на флоте (водолазы относятся к рядовому составу, поэтому высшее учебное заведение не подойдет), а затем получить гражданские документы. Или же пройти трёхмесячное обучение в водолазной школе.

Реальные практические навыки вы можете получить в Москве или в Воронеже. Я обучался в Воронеже (прогуливал первый семестр шестого курса инженерно-технического факультета в СПбГПУ).

Вы овладеете навыками применения базового снаряжения. Начнется все c погружений в бассейне с маской, продолжите на полигоне реки Воронеж. Поработаете во всех основных видах снаряжения.

По итогу вам присвоят квалификацию водолаза пятого разряда и допустят до спусков на глубину до 20 метров.

Виды водолазного снаряжения

Оно делится по способу подачи вам дыхательной смеси (это может быть не только воздух) — на автономное и шланговое. А также непосредственно по способу подачи смеси внутрь организма — на вентилируемое или с открытой схемой дыхания.

Существуют также ребризеры, (или аппараты с закрытой и полузакрытой схемой дыхания) но их применение сильно ограничено в водолазном деле. Если вы используете автономный вариант, то весь запас у вас за спиной. Это, как правило, баллон 12–18 литров с давлением до 300 бар.

Частый вопрос: на сколько хватит воздуха. Всё зависит от глубины и интенсивности дыхания, которая у каждого человека индивидуальна. Чем глубже, тем больше расход воздуха.

Поэтому на практике в автономном варианте не ныряют на глубине больше 25–30 метров. Этим занимаются в техническом дайвинге. Безрассудное, на мой взгляд, занятие.

На глубине 20 метров 15 л баллона с воздухом лично мне хватает в среднем на 30–35 минут. Контроль осуществляется при помощи манометра на шланге, подключенного к порту высокого давления на редукторе. Когда давление достигает 50 бар — спуск окончен, пора на выход.

Шланговый вариант — это подача смеси с поверхности. Но баллон вам все равно придется таскать за спиной: в нём будет ваш аварийный запас.

Чем же отличается вентилируемое снаряжение от снаряжения с открытой схемой дыхания? В вентилируемом варианте ваше снаряжение представляет шлем, который соединен с костюмом таким образом, что все это образует одно общее пространство в которое поступает воздух. К такому снаряжению относится знаменитая трехболтовка. Вес снаряжения составляет около 70 кг.

Я в «трехболтовке» на учебном полигоне ВВШ

У большинства людей водолазное дело ассоциируется именно с этим видом снаряжения. Интересно, что воздух постоянно поступает в костюм, но мало кто задумывается о том, как он оттуда выходит. А выходит он при помощи клапана, который находится в шлеме в районе затылка.

И водолаз при работе каждые 10–15 секунд вынужден нажимать на этот клапан головой, чтобы выпускать смесь наружу. Это позволяет регулировать собственную плавучесть, особо мастеровитые водолазы могли зависать на необходимой глубине, используя этот клапан.

Сейчас такое оборудование практически не применяется, если по какой-то причине и используется вентилируемое снаряжение (если нужно, например, нырять в какую-нибудь жуткую жижу на очистных сооружениях и необходима полная изоляция тела от окружающей среды), то применяются современные варианты (Desco Air Hat).

В таком снаряжении клапан сброса автоматический, хотя принудительный ручной (головной) режим тоже предусмотрен.

Если же вы применяете оборудование с открытой схемой дыхания, то подача воздуха происходит при помощи легочного (дыхательного) автомата. Выдох идет в окружающую среду. Легочный автомат — это то, что дайверы вставляют себе в рот для дыхания (ещё его можно назвать второй ступенью регулятора).

Регулятор Scubapro MK25 EVO. В водолазном деле используется только первая ступень

В водолазных работах такое оборудование не применяется, так как вам необходимо постоянно общаться с руководителем спуска и рот в этом деле очень нужен. По этой причине в водолазном деле используются либо полнолицевые маски, либо шлема, на корпусах которых в районе рта и устанавливается легочный автомат.

Шлем еще и обладает твердым котелком и может спасти от падения вам на голову случайно оброненного на поверхности предмета, например гаечного ключа на 50.

Воздух в любом случае поступает к вам под давлением. Если работаете в автономном снаряжении, то давление воздуха в баллоне составляет около 220 бар. На легочный автомат должно приходить 7-9 бар. Снижением давления занимается редуктор (он же первая ступень регулятора).

В дайвинге, как правило, используют (покупают) регуляторы, это редуктор и легочный автомат — они обычно одного бренда, и на этой территории работают безжалостные маркетологи. За регулятор обычно просят около 25-35 тысяч рублей.

Нам же для работы нужен из этой истории только редуктор. Он подключается к баллону через вентиль. От него по шлангу по требованию и идет воздух на легочный автомат.

Если работаете в вентилируемом снаряжении, то используется только редуктор на поверхности, подключенный к транспортному баллону объемом 50-100 л.

На сегодня золотой стандарт — шлем американской фирмы KirbyMorgan, модель Superlite-27. Этот шлем был разработан и выпущен в девяностые годы, с тех пор он завоевал популярность во всем мире. Думаю, что если скажу, что они занимают более 90% рынка, это не будет голословно.

Его очертания и фирменный желтый цвет стали синонимом водолазного дела во всем мире. Он производится и покупается до сих пор, хотя есть немного более современные его версии Superlite-37, Superlite-97. Стоимость нового шлема — около 1 млн рублей.

SL-27, несмотря на то, что называется «суперлегким», весит более 12 кг, и после долгого перерыва на следующий день у вас обязательно будет болеть шея. Используют шлема, как правило, только в шланговом варианте, так как расход воздуха у автомата шлема довольно большой.

Шлем Kirby Morgan Superlite — 27

Интересный факт со шлемом SL-27 связан с тем, что по заказу Минобороны было изготовлен российский аналог — снаряжение СВУ-5. Насколько мне известно, правовые споры решить удалось, и это снаряжение не считается копией.

В российских коммерческих компаниях такое снаряжение я не встречал и думаю, что не встречу. Однако в водолазной школе мне удалось его испытать.

Если говорить о масках, то тут многие вспомнят маску АГА. Это продукт скандинавской фирмы Insterspiro, которая производит оборудование для пожарных. За основу этой маски взята маска пожарного. Полное её название — Interspiro Divator AGA MKII, но все знают её просто как АГУ.

Её любят за ультимативную надежность, неприхотливость, легкость. Стоимость такой маски — около 90 тысяч рублей. Еще 30 тысяч придется отдать за гарнитуру связи и столько же за станцию связи.

Чем труднее работа, тем интенсивнее ваше дыхание. В процессе работы нужно постоянно следить за своим дыханием. Ведь если вы его сорвете, то есть начнёте часто и резко делать вдохи, то легочный автомат перестанет справляться и вы начнете задыхаться.

Автоматы, которые применяются на шлеме, позволяют регулировать сопротивление на вдох и подавать вам больше воздуха, что позволит вам выполнять более сложную физическую работу.

Автомат на масках лишен такой возможности, поэтому, как правило, в масках выполняются работы низкой интенсивности: например, как поиск трупов в реках и водоемах (это вотчина МЧС и водолазов четвертого разряда), обследование чего-либо под водой.

Отдельно стоит сказать о температуре воды. Редко она превышает 10 °C. Используются сухие костюмы из неопрена толщиной 6-8 мм. Под него одевается либо термобелье, либо и термобелье и утеплитель.

Утеплитель — это такой комбинезон из синтетической ткани. Сухой костюм не до конца сухой, голова и руки открыты. Для согревания рук используются неопреновые рукавицы — руки промокают, но вода внутри не циркулирует, нагревается и сохраняет тепло. Если работаете в маске, то под неё, как правило, одевается неопреновый шлем с таким же принципом действия.

Зимой температура соленой воды может достигать минус 1-2 градусов и тогда замерзаешь под водой довольно быстро. А когда твои руки и ноги замерзли тебе очень хочется в туалет. И приходится терпеть.

Все водолазные работы проводятся с двухсторонней телефонной связью. Связь появилась сразу же с появлением телефонной связи в мире. До этого момента для общения с водолазом использовались условные сигналы которые передавались путем дерганья сигнального конца (веревки, которая опоясывает водолаза и идет на поверхность).

Сейчас сердцевина сигнальных концов — четыре необычайно гибких медных провода, по которым передается звук. Такие сигнальные концы называют кабель-сигналом. Внешне и наощупь такой кабель абсолютно неотличим от обычной веревки. 60 метров популярного кабеля OTS ComRope обойдется вам примерно в 70-80 тысяч рублей.

По этому кабелю можно подавать не только электрические сигналы, но и как сотню лет назад можно дергать и подавать условные сигналы. И по настоящий момент все водолазы знают условные сигналы, ведь электроника и вода вещи не до конца совместимые и выход связи из строя — не редкая вещь.

Кабель-сигналом пользуются в основном при работе в автономном снаряжении, когда запас воздуха находится у вас за спиной. Когда же работа идет в шланговом варианте, то применяется КШСка — кабель-шланговая связка.

Это такая длинная «косичка» в которой сплетены кабель-сигнал, воздушный шланг, кабель видео-сигнала, кабель света, шланг пневмоглубиномера. 100 метров трехкомпонентой КШС стоит порядка 200 тысяч рублей. В него ещё может быть вплетён шланг подачи горячей воды, если вы работаете в водообогреваемом костюме.

Важный момент — это свет. Без света, как правило, работать невозможно, ведь там, где ныряют водолазы, на глубине в 10 метров уже кромешная тьма и видимость считается отличной, если видно порядка 2-3х метров. Чаще видно на сантиметров 20-30 перед собой.

В порту Сабетта (ЯНАО) видимость равна нулю — то есть когда вы начинаете отводить руку от иллюминатора, она исчезает из виду через 4-5 см. Работают в таких условиях наощупь.

Лучшая видимость, при которой я работал — в Мурманске, неплохо видно в Сочи, в этих городах днём можно поработать без фонаря (не всегда). Простой ручной фонарь стоит от 10 до 20 тысяч рублей. В Большом морском порту Санкт-Петербурга в зависимости от места видимость составляет около 1-2 метров.

Водолазная медицина

Программа обучения включает в себя также водолазную медицину. Водолазная медицина — это существенный раздел обучения. О том, что остаться на дне достаточно просто, я говорить не буду.

Основное ограничение для нахождения под водой — это состав воздуха. Он более чем на 80% состоит из азота и при повышении давления воздуха для дыхания (чем глубже вы находитесь, тем большее парциальное давление у азота) азот начинает насыщать все ткани в организме.

Проблема в том, что насыщение и рассыщение тканей происходит с разной скоростью. Так, если вы пробудете 1 час на глубине 12 метров, то вы можете без остановок подняться на поверхность.

Если глубина будет 20 метров, то подъем будет с декомпрессией и на подъем придется потратить уже 20 минут, а при 60 метрах глубины и 1 часе экспозиции на грунте (т.е. вашего времени нахождения на глубине) декомпрессия займет 6 часов 9 минут.

Декомпрессия происходит ступенями — на определённой глубине вы должны находится определенное время, а определить это время поможет таблица режимов декомпрессии, в которой учитывается глубина, время и условия спуска.

Если вы нарушите режим декомпрессии то велик риск получить декомпрессионное заболевание — она же кессонка или просто ДКЗ. Азот будет выходить из тканей быстрее, чем необходимо, попутно повреждая их. Исход может быть летальный в зависимости от степени тяжести.

Единственный способ оказать первую помощь в этой ситуации — это поместить человека в барокамеру. Лечение заключается в проведении такого же процесса декомпрессии, только с применением более длительного — лечебного режима.

То есть больного водолаза снова помещают под давление и затем начинают длительный процесс его снижения. Лечение может занимать до нескольких суток.

Транспортная барокамера для оказания первой помощи. Бесполезна без барокамеры с подходящим соединением.

Еще одно специфическое водолазное заболевание — баротравма. Самый опасный — баротравма легких. Тут все просто: при подъёме воздух постоянно расширяется, поэтому нужно постоянно выдыхать и не задерживать воздух. Если не выдохнуть и резко подняться на несколько метров, можно легко получить травму.

Стоит отдельно упомянуть азотный наркоз. Это, с одной стороны, забавное явление, которое напоминает алкогольное опьянение. С другой стороны, оно унесло жизни многих водолазов на заре водолазного дела.

Дело в том, что при дыхании воздухом на глубине свыше 40 метров азот начинает оказывать опьяняющий эффект. Условно говоря, вы становитесь пьяным, не отвечающим за свои действия человеком. Водолазы режут себе шланги, плачут, смеются, паникуют. Все эти действия на таких глубинах могут привести к нарушению плана спуска и как следствие — летальному исходу.

Устойчивость к азотному наркозу вещь индивидуальная и её проверяют в барокамере при помощи решения различных тестов на сообразительность. Вообще под водой довольно сложно сконцентрироваться.

Сложно запоминать, считать — для этих дел существует связь и руководитель спуска. Он буквально объясняет водолазу ,что делать и в какой последовательности.

Работа

На сегодняшний момент водолазы монтируют и обслуживают различные трубопроводы их арматуру, обследуют и ремонтируют гидротехнические сооружение, ищут и поднимают предметы от мелких гаек до судов. Варят и режут металл под водой, размывают и намывают грунт. По большому счёту все строительные и монтажные работы, что выполняются на суше, также выполняются и под водой.

Я в основном занимался обследованием и ремонтов причалов в портах, поиском предметов.

Минимальное количество водолазов для выполнение работ — три человека. Один из них — непосредственно работающий водолаз, один обеспечивающий водолаз (он же руководитель спуска), который держит кабель-сигнал/КШС на протяжении всего спуска, и один страхующий водолаз, он поддерживает связь с водолазом, работающим под водой.

Наше снаряжение умещалось в микроавтобус. Если работы выполняются на глубине свыше 20 метров, то согласно правилу места спуска, там должна быть действующая барокамера для оказания помощи.

Однако не все компании способны соблюдать такое требование, потому что такая барокамера на базе КАМАЗа стоит порядка 10-11 млн рублей плюс обслуживающий персонал, который достаточно сложно содержать.

Конечно, если выполняется большой объем работ (2-3 месяца на одном объекте) и работает несколько водолазных станций, то барокамера — это неотъемлемое условие для безопасного выполнения работ.

Итак, вы стали водолазом пятого разряда. Найти интересную, постоянную, и достойно оплачиваемую работу, к сожалению, довольно нетривиальная задача.

Либо вы устраиваетесь в водолазную службу какого-нибудь предприятия, которое может позволить себе содержать такой персонал (атомные станции, крупные заводы) и время от времени выполняете одну и ту же работу по обслуживанию с достойной ЗП (это около 60-80 тысяч руб в месяц) и безнадежной скукой.

Либо вы можете халтурить (но человеку без знакомств будет сложновато находить себе такую работу). Либо устраиваетесь в какую-нибудь строительную или подводно-техническую компанию.

Работа будет на порядок разнообразней, но сами такие компании крайне неэффективны и корявы. Мне повезло чуть больше, я работал в довольно богатой компании, руководитель которой с ума сходит по водолазному делу поэтому и содержит серьезный штат водолазов даже в те моменты времени, когда работы нет.

Если вы работаете на севере или на продолжительных проектах, то ваша зарплата может достигать 200 тысяч рублей в месяц, но такую работу ещё нужно найти, желающих обычно много.

Офшор и работа за границей

Всё то же самое можно применить к компаниям, которые работают за рубежом. Средние зарплаты — средняя работа. Но все грустно, пока вы не коснетесь работ на шельфе или так называемом «офшоре».

Там ситуация разительно отличается. Сейчас в индустрии упадок, связанный с низкими ценами на нефть, но даже не смотря на это работа есть, хоть её и сложно получить.

Для водолаза, который учился в России, первым шагом в офшор будет обучение в иностранной школе. Ближайшие к нам — это NYD в Норвегии и INPP во Франции. За обучение вам придется выложить около 1 млн рублей и после этого вы будет безработным водолазом с дипломом за 1 млн рублей.

Водолаз сидит на пригрузе водолазного колокола. Глубина 83 метра

И наконец-то мы с вами подошли к высшему пилотажу водолазного дела — глубоководным спускам методом длительного пребывания или Full Saturation Diving он же фуллсат.

Эта та вещь, от которой у меня идут мурашки по коже, и та цель, к которой идет любой водолаз, по-настоящему любящий свое дело, который хочет достигнуть максимума в этой профессии. Круче реально некуда.

Целесообразность организации таких спусков возникает, когда есть существенный объем работы на глубинах свыше 60 метров, когда применение смесей и колокола все равно не дает достаточного времени работы водолаза на глубине из-за длительного процесса декомпрессии.

Единственный способ уйти от длительной декомпрессии, сделать её один раз. Для этой задачи обычно строится специализированное судно обеспечения водолазных работ, на борту которого установлен барокомплекс. Это несколько барокамер, соединенных между собой. Есть спальные, есть столовая, санузел.

И всё это находится под давлением, равным давлению на рабочей глубине. Это от 60 до 200 метров водяного столба. Водолазная группа заходит в барокомлекс, в котором за несколько дней устанавливается необходимое давление.

Процесс декомпрессии с такой глубины занимает 3-5 суток, поэтому водолазы живут в барокомплексе до 30 суток, ежедневно отправляясь на работу в герметичном колоколе.

Если по каким-то причинам система будет разгерметизирована — все водолазы погибнут. Азот, который присутствует в дыхательной смеси, полностью растворяется в тканях, именно поэтому на английский манер это называется фуллсат — полное рассыщение.

Дышат водолазы особой смесью и их голос становится мультяшным — так называемый «helium boy». Переговорные устройства на центральном пульте убирают этот эффект для супервайзера.

Зарплата водолаза, находящегося в барокамере, достигает 1200 евро в сутки. Супервайзер, который отвечает за весь процесс, может рассчитывать на сумму в два раза больше.

Поскольку работа ведется продолжительное время в крайне холодной воде, простым утеплителем не обойтись — костюмы используют «мокрые» с водяным обогревом. В костюм постоянно поступает горячая вода.

Интересный момент связан с резервным запасом. Обычного баллона, который используется в автономном снаряжении или в дайвинге объемом 15 литров, хватит буквально на несколько секунд, ведь с увеличением глубины увеличивается расход воздуха.

Поэтому в фуллсате в качестве резерва используют ребризеры, которые могут дать до 10 минут нахождения на глубине без подачи дыхательной смеси. Стоимость — десятки тысяч евро.

Итак, вы добились максимума, вы водолаз-глубоководник.

Но не всё так радостно. Вам на пятки наступают современные технологии и робототехника. Современный тренд — уйти от водолазных работ. Современное оборудование проектируется и устанавливается при помощи ТНПА (телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов) они же ROV (remotely operated vehicle).

Стоят такие роботы миллионы долларов, а России компаний, которые эксплуатируют такую технику, единицы (одна из них мой бывший работодатель).

Путь в операторы ТНПА примерно такой же, как и водолазное дело за рубежом: дорогое обучение и сложности с первой работой, но все же перспектива у данного направления значительно выше.

ТНПА рабочего класса Triton XLX

Но не будем сгущать краски и посмотрим видяшки с ютуба сидя в барокамере на декомпрессии после тяжелой работы.

Водолаз и черепашка
Документальный фильм на английском про фуллсат дайвинг
Работа под водой
История про водолаза-неумеху (для водолазов это просто супер смешное видео)

Ещё есть отличный документальный фильм про развитие добычи нефти на норвежском континентальном шельфе и о том, какая трагедия стоит за этим.

Фильм «Военный ныряльщик». Если вдруг не смотрели. Мои коллеги регулярно использовали цитаты из фильма для того, чтобы пошутить надо мной.

Если выбирать что-то одно, то советую посмотреть вот этот фильм.

Спасибо за внимание, если будут вопросы — пишите, постараюсь ответить!

0
87 комментариев
Написать комментарий...
Arthur Vashurin

Привет от дайвинг-инструктора!

 
Задолбаешься крутить гайки, переходи в рекреационный дайвинг, там душа отдыхает. Из плюсов: работа в тур районах, а это в основном тропики, вода в 25-27 градусов, экзотические места и животные. И никаких роботов. Плюс туризм постоянно растет, и дайвинг вместе с ним. Из минусов: работа с людьми, иногда попадаются капризные, но куда без этого :-)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Snegirev

Расскажи, как стать ДМ в тёплой стране. Есть ли дефицит кадров или наоборот, хрен найдёшь нормальную работу? У меня aowd/wreck/ead, будет ещё rescue, что дальше предпринять? 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

А что мешает зайти в ДЦ и потрещать сразу на месте?

ДМ-то ты получишь относительно легко за штуки полторы зелени, вопрос где ты хочешь работать и сколько зарабатывать.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Snegirev

Меня интересует именно вопрос трудоустройства глазами человека, который уже крутится там. Как корочку получить, я в курсе:) 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

У меня знакомый лет семь назад открывал ДЦ в Тае, для этого получив ДМ, месяцев шесть поводил группы, сначала вторым номером, потом инструктором. ДЦ не взлетел.

Я как общительный чувак трещал постоянно с ребятами на нырялке - из сложностей вспоминаются только туристы, которые в панике наверх начинают улетать и тебе, чтобы их поймать приходится самому резко менять глубину, отчего микротравмируются лёгкие. Но это проходит за неделю говорили. А так скорее всего зависеть будет от того, на кого работать, тут баек наверное Артур больше нам расскажет, чем я.

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Vashurin

Заныривать туристов - 
это всегда вечный геморрой и постоянная головная боль. Особенно когда попадается самоуверенный активный джигит, который просто не понимает концепт того, что он часть группы. Но проблемы негров не волнуют шерифа, поэтому дайвгид должен иметь глаза на затылке, восемь рук и нюх на неприятности как у акулы. Это тяжелая работа, без дураков.

Через это нырять с опытными дайверами - это большой кайф. И чем дальше от популярных тур направлений, тем таких больше. 

За исключением фотографов!!!!

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда