Сколько стоит открыть швейный цех в России и можно ли заработать на серийном пошиве одежды Статьи редакции

Истории трёх предпринимателей: производителей верхней одежды и товаров для детей, а также брендированной и спортивной одежды.

Бренд верхней одежды Dreamwhite

  • Город: Санкт-Петербург.
  • Первоначальные инвестиции: 8 млн рублей.
  • Год открытия швейного цеха: 2019.

Dreamwhite основал в 2016 году предприниматель Алексей Ильин из Санкт-Петербурга. Его семья занимается продажей одежды с 1999 года.

За 2017 год Dreamwhite выпустила 4000 изделий, оборот составил 32 млн рублей. Первоначально Ильин работал со сторонними швейными цехами по договору, однако партнёры показались предпринимателю недостаточно гибкими: например, не могли оперативно внести изменения в коллекцию.

Тогда в начале 2019 года Ильин открыл собственное швейное производство. Предприниматель нашёл помещение в Петербурге площадью 400 м². Стоимость аренды таких помещений составляет от 300 до 900 рублей за 1 м². Ильин не уточнил, во сколько ему обходится аренда.

Главное преимущество в собственном производстве, считает предприниматель, — скорость изменений. Можно менять процессы под изделия, которые нужно выпустить прямо сейчас, увеличить объём производства, уменьшить.

Он заметил: умение подстраиваться под изменение спроса положительно влияет на продажи и количество остатков. Например, в 2019 году спрос на тренчи вырос в несколько раз, а на пальто снизился. По словам Ильина, такие тренды сложно предвидеть, нужно перестраиваться на ходу.

Если бы бренд отшивал всю коллекцию заранее на один сезон или на год вперёд, получил бы много пальто в остатке и дефицит плащей.

В запуск цеха он вложил 8 млн рублей, из них большая часть ушла на закупку оборудования. На ремонт, в который входили новая система вентиляции, предприниматель потратил около 1 млн рублей. Все средства Ильин взял из оборота, инвестиции не привлекал. Часть оборудования закупил в лизинг.

В цехе — две зоны: поточная и экспериментальная. Задача первой — выпускать коллекции, второй — прорабатывать новые модели до тех пор, пока не получится рыночный вариант.

За неделю поточный цех может выпускать до 200 единиц продукции, экспериментальный — 50–70 единиц. Экспериментальные модели иногда продаются, но окупить затраты ими нельзя.

Сейчас производстве работают 20 швей, конструктор, дизайнер и главный технолог. Однако швей требуется в два раза больше — но найти сотрудников не так просто, рассказывает Ильин: молодёжь на такое производство идти не хочет, так как надо работать руками, а зарплаты невысокие.

Объявления на сайтах с вакансиями результатов не приносят, швеи приходят в основном по рекомендациям знакомых из этой области.

На производстве Dreamwhite планирует выпускать около 5000 изделий в год. Это пальто, куртки, плащи. Остальные позиции, в том числе аксессуары, компания продолжит изготавливать на заказ на других швейных предприятиях. Всего в год бренд выпускает до 15 тысяч изделий.

Средняя стоимость пальто — 12 тысяч рублей, плаща — 8000 рублей. Оборот за 2019 год вырос по сравнению с 2018 годом, но сумму Ильин уточнить отказался.

В 2020 году компания намерена повысить цены. Своё производство накладывает дополнительные издержки, а прежде вещи стоили дешевле, чем у конкурентов из масс-маркета вроде Zara. Сейчас наценка составляет 100–150%.

Предприниматель сотрудничает с несколькими российскими поставщиками тканей и фурнитуры. На российском рынке выбор невелик, считает Ильин. Две главные проблемы: качество ткани и её наличие. Бывает, что новая поставка материала, с которым работали прежде, плохого качества или бракованная.

Поэтому Ильин не заказывает большие партии. Но при этом пока не решается заказывать из-за рубежа, из Италии. При таком объёме производства компания не сможет ждать доставку несколько месяцев.

Я бы не рекомендовал ни одному развивающемуся бренду строить свою швейную фабрику, нет, ни за что в жизни. Пока объём реализуемой продукции не будет настолько большим, что расходы на собственное производство составят лишь небольшую часть от всего оборота, думать об этом даже не стоит. Инвестиции слишком большие, а срок окупаемости оборудования 10–15 лет.

Не стоит рассчитывать выпускать весь объём на собственных мощностях: это приведет к сильному подорожанию. Без опыта запустить такой бизнес очень сложно. Этим делом должен руководить знающий человек.

А если мы говорим про развивающийся бренд, руководит им, скорее всего, дизайнер. Если он умеет сам отшивать одежду, не факт, что сможет запустить свою фабрику.

Алексей Ильин, основатель бренда Dreamwhite

Бюро по разработке одежды 2BD-studio

  • Город: Люберцы.
  • Первоначальные инвестиции: 3,1 млн рублей.
  • Год запуска: 2014.

Наталье Кондратьевой 35 лет, пошивом одежды она занимается с 2004 года. В 20 лет начала учиться на модельера-конструктора в МГПУ и одновременно работала швеёй на крупной московской фабрике. После университета перешла из швейного цеха в конструкторский.

Постепенно предпринимательница набрала базу клиентов и стала работать на дому. Она оформила ИП и наняла в помощницы швею. Первоначально они занимались разработкой лекал (для этого Кондратьева приобрела специальное ПО) и созданием образцов-эталонов продукции для производств.

Со временем Кондратьева увидела, что у клиентов есть потребность в производстве одежды большими партиями — и решила запустить швейный цех.

В 2014 году она арендовала в Люберцах двухэтажное здание площадью 200 м² за 100 тысяч рублей в месяц. На ремонт и оборудование склада для сырья Кондратьева потратила около 600 тысяч рублей.

2 млн рублей ушло на оборудование: две швейные машины, плоттер для печати лекал, оборудование для распаривания и утюживания. Инвестиции — собственные накопления, помощь мужа и сестры.

С момента запуска цеха с Кондратьевой работала одна швея. Предпринимательнице было сложно найти персонал, так как, на её взгляд, квалифицированные сотрудники в последнюю очередь обращают внимание на малоизвестные ИП. А начинающих швей она нанимать не хотела: не было времени обучать. Поэтому на поиск персонала также ушло несколько месяцев.

Сейчас цех полностью укомплектован под серийное производство. Компания закупает ткани и оснастку для оборудования в Китае, Корее, Германии, Турции. В Китае Кондратьева работает с менеджером, который обеспечивает доставку тканей в Россию.

Предпринимательница огорчена, что в России рынок сырья для текстильной промышленности слабо развит и неконкурентоспособный. В 2016 году, когда отношения между Россией и Турцией ухудшились, поставку с тканями задержали на таможне на три месяца.

Кондратьева переживает, что такое может повториться.

На операционные расходы, включая аренду и коммунальные платежи, зарплаты, закупку сырья, уходит около 2 млн рублей ежемесячно. 200 тысяч рублей компания вкладывает в развитие, на закупку нового оборудования.

С цехом постоянно сотрудничают 20 российских компаний. Главные клиенты — средний бизнес из Москвы. Для него компания отшивает брендированные коллекции, спортивную и повседневную одежду, разрабатывает лекала, принты для тканей. С большинством заказчиков подписаны договоры о неразглашении, поэтому Кондратьева не называет их и не может показывать продукцию.

Среди клиентов есть также молодые дизайнеры, для которых предприятие отшивает первые коллекции.

Основные каналы привлечения клиентов — сайты вроде shveynik.online, социальные сети. В Telegram есть сообщество Hacking Fashion, где общаются между собой представители индустрии. Оттуда также приходят клиенты.

В 2020 году 2BD-studio планирует выйти на европейский рынок.

В российском швейном производстве есть три главные проблемы: отсутствие квалифицированных кадров, узкий рынок сбыта и отсутствие сырьевой базы.

У нас нет никакого конкурентоспособного сырья и комплектующих, начиная от оборудования и заканчивая материалами и нитками. Если случится коллапс, закроются границы с Турцией, Узбекистаном, с Китаем, если введут санкции в Европе против России, просто не будет сырья.

Наталья Кондратьева, руководитель и основатель конструкторского бюро 2BD-studio

Бренд детской одежды «Мимими»

  • Город: Рязань.
  • Первоначальные инвестиции: 500 тысяч рублей.
  • Год запуска: 2015 год.

В 2015 году у Михаила Сурыгина родился сын. На выписку он хотел найти необычный конверт, но не смог: все рисунки были однотипными и неинтересными.

Сурыгин понял, что с похожей проблемой наверняка сталкиваются и другие родители, и проанализировал рынок. Он увидел спрос на детские изделия с необычными рисунками — и начал печатать их на тканях и относить рулоны в ателье — для отшива готовых изделий вроде пледов.

Через несколько месяцев Сурыгин арендовал помещение и открыл швейный цех, а перед этим получил сертификат на продукцию (детские товары необходимо сертифицировать).

Он оформил ИП и собрал документы на материалы и вместе с образцами одежды отправил на испытания в московскую лабораторию. На услугу сертифицирования предприниматель потратил 35 тысяч рублей.

Оснащение швейного цеха обошлось в 400 тысяч рублей. Предприниматель купил раскроечный стол, гладильный стол, оверлок и несколько швейных машин. Этого оборудования достаточно, чтобы выпускать простые изделия небольшими сериями. Ещё 100 тысяч рублей ушло на первые зарплаты для швей и ткани.

Первое время на производстве работала одна швея. Постепенно штат увеличили до пяти швей, наняли технолога, который следит за качеством продукции и начальника производства.

Помимо конвертов для новорождённых, компания стала шить товары, полезные молодым родителям: прогулочные конверты для колясок на зиму, муфты и варежки на коляску, детские пледы, пледы для детских фотосессий.

Чтобы отшить первую крупную партию, Сурыгин взял кредит на 3 млн рублей в Рязанском областном фонде поддержки малого предпринимательства. Товары разместил в онлайн-магазинах вроде Wildberries и Ozon. За несколько месяцев удалось продать 5000 предметов.

В 2018 году оборот компании составил 12 млн рублей, в декабре 2019 года — приблизился к 50 млн рублей. Чистую прибыль Сурыгин не раскрывает.

Четверть продукции (товары небольшими партиями и технически несложные) Сурыгин отдаёт в работу в собственный швейный цех, остальное — на аутсорс.

Весь готовый товар, отшитый сторонними фабриками, проходит контроль качества и упаковывается в цехе Сурыгина, а затем отправляется в магазины.

Сурыгин регулярно посещает отраслевые мероприятия для привлечения новых клиентов. В этом году на выставке «Мир детства» он заключил контракты на 1 млн рублей с предпринимателями из Казахстана и Белоруссии. На него обратили внимание сетевые интернет-магазины «Дочки-Сыночки» и «Буду мамой».

Сейчас в штате 15 человек — это и административный, и рабочий персонал. Ежемесячные операционные расходы варьируются от 2 до 3 млн рублей.

Профессия швеи непопулярна у молодёжи. Многим проще пойти работать продавцом, это будет приносить чуть больше денег и не так тяжело.

Поднять зарплату выше 25 тысяч рублей мы не можем, так как рынок оценивает, что отшив стоит не дорого. Если мы поднимем зарплаты, наши товары не смогу конкурировать с китайскими.

Сейчас появляются роботы, которые умеют отшивать простые вещи практически без помощи человека. Пока под нашу продукцию таких роботов нет, но я вижу в этом потенциал. Важно, модернизируя швейный цех, учитывать это.

Михаил Сурыгин, основатель бренда детской одежды «Мимими»
0
170 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Shevtsov

Мне кажется, что нет у нас инфраструктуры для столь сложного в плане ручного труда производства. Ни люди к такому труду не приучены, ни стабильности с поставками сырья. 

Очень хотелось бы сравнить операционную себестоимость контрактного производства в Азии и собственного производства в РФ.

Вообще, тема производства достаточно интересна, особенно те виды, под которые у нас не будет проблем с работниками.

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

Расскажу как дела обстоят с моей колокольни (производство 40 человек). Цена минуты швеи в Китае сейчас чуть больше 10 центов, в России около 7 центов. Вроде выгоднее отшивать здесь, но получается что если условный ОСТИН захочет отшить свои коллекции здесь то он не найдет таких производственных мощностей и материалов нужного качества. А в Китае всё это есть, и за счет увеличения синтетики в моделях и уменьшения натурального хлопка они могут и цену понизить (подстроить под скуднеющий кошелек потребителя) и выполнить план по новинкам. Конечно сейчас есть сильный игрок это Узбекистан (4-5 центов), но и там не всё радужно, туда отдают отшивать простые модели (нижнее белье, некоторые футболки и т.п.), более сложные модели они пока не научились делать, но это дело времени.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
более сложные модели они пока не научились делать, но это дело времени

В каком смысле "они не научились"? 
В чем загвоздка, как можно не научиться, во что упирается?

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

Обработка некоторых материалов, там где надо применять склейку или использование сложной фурнитуры и декоративных элементов, там хоть и стоит оборудование из того же Китая, а вот кадры для более сложных операций пока редкость. И конечно там нету такого количества производств, ну и самое главное это сроки выполнения заказов, срывание или изменения в моделях совсем не редкость, и ничего что ткань отличается по цвету от заказанной на пару тонов светлее, это всё не важно.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Странно, это же не rocket science, неужели не могут показать как это делать...

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

Могут и показывают, просто это процесс не долгий, одно дело когда вы (Китай) одеваете пару миллиардов людей по всему миру у вас уже сформировался большой опыт в обучении нужных вам кадров на ваше же оборудование и под ваши материалы, и с другой стороны несколько десятков производств в стране 3 мира (Узбекистан). Китаю такое не интересно, и этим занимаются местные дистрибьюторы из местных же.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov

Думается в кадрах. Тут же весь вопрос стоит в том, что масса людей должны уметь делать работу быстро и качественно. Поэтому одно дело: подготовить лекала, раскроить, сшить, СЛОЖИТЬ, УПАКОВАТЬ продукцию быстро, другое дело - ковырятся со сложными изделиями. Много таких моментов, если народ не умеет быстро делать эти процессы, то секунды складываются в минуты, дни и рентабельность испаряется. Аналогично по материалам: для сложных изделий нужно оборудование более разнообразное: молнию пришить, пуговицы, сложные элементы изготовить и т.д. Нет сбыта такой продукции - нет желание и инвестировать в это все. Замкнутый круг.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Мне кажется, значение имеет не только "стоимость производства" но и "стоимость продажи". Если бы второе было действительно интересным, то и материалы и производственный мощности нашлись бы.

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

Мы плохо умеем продавать свою швейную продукцию на экспорт, в этом проблема. Внутри страны спрос не настолько большой, плюс покупательская способность падает, и получается что производителя надо бороться за условную 1000 рублей которые покупатель готов потрать в месяц или пару месяцев.

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Чтобы продавалось, нужно хорошо делать. Низкий уровень развития менеджмента, совок в менталитете, наплевательство на качество и обслуживание, нежелание "бороться за 1000 руб в месяц" - о каких нафиг продажах на запад вообще может идти речь?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Середов

Лучше работайте дальше на той работе где вам хоть что то платят а не наполеоновские планы по захвату вселенной стройте и потом плачьте что ни кто вашу идею не оценил и денег не дал )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Середов

Ну вы опять мимо кассы я не из сферы шитья )) я в банковской сфере ) так же как и нашего производства из текстиля и обуви много лет ничего не покупаю.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Цой жив

не читай.. есть кнопка Игнор...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Середов

Вы даже не понимаете фразу в швейном сегменте 1000 в месяц. А ещё идею какую то затевали ....ужас

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг
Мы плохо умеем продавать свою швейную продукцию на экспорт

Не согласен, просто условия экспорта в России таковы, что конечная цена экспортного продукта становится неконкурентной на внешнем рынке. Там шьют условно из тех же китайских тканей на том же китайском оборудовании. Но им выгодно продавать в Россию а нам из России это совсем не выгодно, все прекрасно это знают.

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

Конечно и это тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков
Ответить
Развернуть ветку
Ilya Shubenok

Правильно я понимаю, что если я буду завозить в Россию материалы высокого качества, то есть возможность работать в этом сегменте? Имею в виду в сегменте поставок материалов на швейный рынок РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Irvin Goodspeed

В теории ДА, но мы живем в нестабильной экономике, и если сейчас из ваших материалов купленных по одному курсу производители будут производить изделия, а завтра курс поменяется, то не факт что их изделия кто то будет покупать потом по новым ценам.

Ответить
Развернуть ветку
167 комментариев
Раскрывать всегда