Сколько стоит открыть швейный цех в России и можно ли заработать на серийном пошиве одежды Статьи редакции
Истории трёх предпринимателей: производителей верхней одежды и товаров для детей, а также брендированной и спортивной одежды.
Бренд верхней одежды Dreamwhite
- Город: Санкт-Петербург.
- Первоначальные инвестиции: 8 млн рублей.
- Год открытия швейного цеха: 2019.
Dreamwhite основал в 2016 году предприниматель Алексей Ильин из Санкт-Петербурга. Его семья занимается продажей одежды с 1999 года.
За 2017 год Dreamwhite выпустила 4000 изделий, оборот составил 32 млн рублей. Первоначально Ильин работал со сторонними швейными цехами по договору, однако партнёры показались предпринимателю недостаточно гибкими: например, не могли оперативно внести изменения в коллекцию.
Тогда в начале 2019 года Ильин открыл собственное швейное производство. Предприниматель нашёл помещение в Петербурге площадью 400 м². Стоимость аренды таких помещений составляет от 300 до 900 рублей за 1 м². Ильин не уточнил, во сколько ему обходится аренда.
Главное преимущество в собственном производстве, считает предприниматель, — скорость изменений. Можно менять процессы под изделия, которые нужно выпустить прямо сейчас, увеличить объём производства, уменьшить.
Он заметил: умение подстраиваться под изменение спроса положительно влияет на продажи и количество остатков. Например, в 2019 году спрос на тренчи вырос в несколько раз, а на пальто снизился. По словам Ильина, такие тренды сложно предвидеть, нужно перестраиваться на ходу.
В запуск цеха он вложил 8 млн рублей, из них большая часть ушла на закупку оборудования. На ремонт, в который входили новая система вентиляции, предприниматель потратил около 1 млн рублей. Все средства Ильин взял из оборота, инвестиции не привлекал. Часть оборудования закупил в лизинг.
В цехе — две зоны: поточная и экспериментальная. Задача первой — выпускать коллекции, второй — прорабатывать новые модели до тех пор, пока не получится рыночный вариант.
За неделю поточный цех может выпускать до 200 единиц продукции, экспериментальный — 50–70 единиц. Экспериментальные модели иногда продаются, но окупить затраты ими нельзя.
Сейчас производстве работают 20 швей, конструктор, дизайнер и главный технолог. Однако швей требуется в два раза больше — но найти сотрудников не так просто, рассказывает Ильин: молодёжь на такое производство идти не хочет, так как надо работать руками, а зарплаты невысокие.
Объявления на сайтах с вакансиями результатов не приносят, швеи приходят в основном по рекомендациям знакомых из этой области.
На производстве Dreamwhite планирует выпускать около 5000 изделий в год. Это пальто, куртки, плащи. Остальные позиции, в том числе аксессуары, компания продолжит изготавливать на заказ на других швейных предприятиях. Всего в год бренд выпускает до 15 тысяч изделий.
Средняя стоимость пальто — 12 тысяч рублей, плаща — 8000 рублей. Оборот за 2019 год вырос по сравнению с 2018 годом, но сумму Ильин уточнить отказался.
В 2020 году компания намерена повысить цены. Своё производство накладывает дополнительные издержки, а прежде вещи стоили дешевле, чем у конкурентов из масс-маркета вроде Zara. Сейчас наценка составляет 100–150%.
Предприниматель сотрудничает с несколькими российскими поставщиками тканей и фурнитуры. На российском рынке выбор невелик, считает Ильин. Две главные проблемы: качество ткани и её наличие. Бывает, что новая поставка материала, с которым работали прежде, плохого качества или бракованная.
Поэтому Ильин не заказывает большие партии. Но при этом пока не решается заказывать из-за рубежа, из Италии. При таком объёме производства компания не сможет ждать доставку несколько месяцев.
Бюро по разработке одежды 2BD-studio
- Город: Люберцы.
- Первоначальные инвестиции: 3,1 млн рублей.
- Год запуска: 2014.
Наталье Кондратьевой 35 лет, пошивом одежды она занимается с 2004 года. В 20 лет начала учиться на модельера-конструктора в МГПУ и одновременно работала швеёй на крупной московской фабрике. После университета перешла из швейного цеха в конструкторский.
Постепенно предпринимательница набрала базу клиентов и стала работать на дому. Она оформила ИП и наняла в помощницы швею. Первоначально они занимались разработкой лекал (для этого Кондратьева приобрела специальное ПО) и созданием образцов-эталонов продукции для производств.
Со временем Кондратьева увидела, что у клиентов есть потребность в производстве одежды большими партиями — и решила запустить швейный цех.
В 2014 году она арендовала в Люберцах двухэтажное здание площадью 200 м² за 100 тысяч рублей в месяц. На ремонт и оборудование склада для сырья Кондратьева потратила около 600 тысяч рублей.
2 млн рублей ушло на оборудование: две швейные машины, плоттер для печати лекал, оборудование для распаривания и утюживания. Инвестиции — собственные накопления, помощь мужа и сестры.
С момента запуска цеха с Кондратьевой работала одна швея. Предпринимательнице было сложно найти персонал, так как, на её взгляд, квалифицированные сотрудники в последнюю очередь обращают внимание на малоизвестные ИП. А начинающих швей она нанимать не хотела: не было времени обучать. Поэтому на поиск персонала также ушло несколько месяцев.
Сейчас цех полностью укомплектован под серийное производство. Компания закупает ткани и оснастку для оборудования в Китае, Корее, Германии, Турции. В Китае Кондратьева работает с менеджером, который обеспечивает доставку тканей в Россию.
Предпринимательница огорчена, что в России рынок сырья для текстильной промышленности слабо развит и неконкурентоспособный. В 2016 году, когда отношения между Россией и Турцией ухудшились, поставку с тканями задержали на таможне на три месяца.
На операционные расходы, включая аренду и коммунальные платежи, зарплаты, закупку сырья, уходит около 2 млн рублей ежемесячно. 200 тысяч рублей компания вкладывает в развитие, на закупку нового оборудования.
С цехом постоянно сотрудничают 20 российских компаний. Главные клиенты — средний бизнес из Москвы. Для него компания отшивает брендированные коллекции, спортивную и повседневную одежду, разрабатывает лекала, принты для тканей. С большинством заказчиков подписаны договоры о неразглашении, поэтому Кондратьева не называет их и не может показывать продукцию.
Среди клиентов есть также молодые дизайнеры, для которых предприятие отшивает первые коллекции.
Основные каналы привлечения клиентов — сайты вроде shveynik.online, социальные сети. В Telegram есть сообщество Hacking Fashion, где общаются между собой представители индустрии. Оттуда также приходят клиенты.
В 2020 году 2BD-studio планирует выйти на европейский рынок.
Бренд детской одежды «Мимими»
- Город: Рязань.
- Первоначальные инвестиции: 500 тысяч рублей.
- Год запуска: 2015 год.
В 2015 году у Михаила Сурыгина родился сын. На выписку он хотел найти необычный конверт, но не смог: все рисунки были однотипными и неинтересными.
Сурыгин понял, что с похожей проблемой наверняка сталкиваются и другие родители, и проанализировал рынок. Он увидел спрос на детские изделия с необычными рисунками — и начал печатать их на тканях и относить рулоны в ателье — для отшива готовых изделий вроде пледов.
Через несколько месяцев Сурыгин арендовал помещение и открыл швейный цех, а перед этим получил сертификат на продукцию (детские товары необходимо сертифицировать).
Он оформил ИП и собрал документы на материалы и вместе с образцами одежды отправил на испытания в московскую лабораторию. На услугу сертифицирования предприниматель потратил 35 тысяч рублей.
Оснащение швейного цеха обошлось в 400 тысяч рублей. Предприниматель купил раскроечный стол, гладильный стол, оверлок и несколько швейных машин. Этого оборудования достаточно, чтобы выпускать простые изделия небольшими сериями. Ещё 100 тысяч рублей ушло на первые зарплаты для швей и ткани.
Первое время на производстве работала одна швея. Постепенно штат увеличили до пяти швей, наняли технолога, который следит за качеством продукции и начальника производства.
Помимо конвертов для новорождённых, компания стала шить товары, полезные молодым родителям: прогулочные конверты для колясок на зиму, муфты и варежки на коляску, детские пледы, пледы для детских фотосессий.
Чтобы отшить первую крупную партию, Сурыгин взял кредит на 3 млн рублей в Рязанском областном фонде поддержки малого предпринимательства. Товары разместил в онлайн-магазинах вроде Wildberries и Ozon. За несколько месяцев удалось продать 5000 предметов.
В 2018 году оборот компании составил 12 млн рублей, в декабре 2019 года — приблизился к 50 млн рублей. Чистую прибыль Сурыгин не раскрывает.
Четверть продукции (товары небольшими партиями и технически несложные) Сурыгин отдаёт в работу в собственный швейный цех, остальное — на аутсорс.
Весь готовый товар, отшитый сторонними фабриками, проходит контроль качества и упаковывается в цехе Сурыгина, а затем отправляется в магазины.
Сурыгин регулярно посещает отраслевые мероприятия для привлечения новых клиентов. В этом году на выставке «Мир детства» он заключил контракты на 1 млн рублей с предпринимателями из Казахстана и Белоруссии. На него обратили внимание сетевые интернет-магазины «Дочки-Сыночки» и «Буду мамой».
Сейчас в штате 15 человек — это и административный, и рабочий персонал. Ежемесячные операционные расходы варьируются от 2 до 3 млн рублей.
Комментарий недоступен
Пока за такие деньги будут находится люди с квалификацией - роботов там не будет
https://vc.ru/amp/75911
Это статистика. Она очень малопоказательна: там и бюджетники, и охранники.
А мы - про отрасль, где добавленная стоимость создаётся. Тут должно быть иначе
Поэтому там не средняя, а медианная зарплата.
И что меняет принципиально медианная вместо средней?
В том, что средняя у 4 человек, которые получают 10 000 рублей, 100 000 рублей, 100 000 рублей и 500 000 рублей — 177 500 рублей, а медианная — 100 000 рублей.
Меняет то, что логично платить людям сопоставимо с медианной зарплатой, на которую данный кандидат может претендовать.
Вы мне сейчас про то, чем является медиана рассказали - а я это знаю. Я спросил другое: что это меняет в контексте беседы?
Мне от Вашего вопроса не по себе.
У Вас точно свой бизнес с годовым оборотом в 300+ млн рублей?
Либо нет, либо за рулем Вашей "Infinity QX/ BMW X6", вы уже не понимаете реальное положение дел.
Вы точно поняли в чем вопрос то?
Я сказал, что за в 25тр - это низкая оплата труда для квалифицированной работы в предприятии, создающем добавленную стоимость. Про уровни зп я в курсе в целом по многим отраслям.
К чему была статья про уровень зп?
К тому что реальные зп на уровне 25к, если не брать в расчет москву.
Я знаю, я в курсе.
Просто зп на производстве должна быть повыше средней - так как на успешном производстве создаётся добавленная стоимость. И оплата квалифицированного труда должна быть выше как минимум средней зп - это же логично!
Логично.
Но где оно это производтсво?
Его и не осталось совсем.
Если люди шьют одежду - и ее покупают - вот вам и производство! Вопрос: зачем в таком бизнесе ориентироваться на персонал и бизнес модель сую-эконом сегмента? Оплачивая 25тр вы получите персонал, который немотивирован и точно думает о работе с другой зарплатой. Это даже для пятёрок и их кассиров вредно - а тут достаточно квалифицированная работа.
Вы всё правильно написали. Еще хотел добавить что швеи которые делают работу быстро и качественно начинают в какой то момент включать "дурачка" и получается следующая картина, что бы заработать 40т ей приходилось отшивать условно 1000 изделий, потом ты поднимаешь расценки и говоришь что надо постараться и отшивать немного больше, а получается что она отшивать стала меньше. Вот заработала она свои 40т, а дальше начинает опаздывать на работу, или шить медленнее, чаще чайку попить. И после получается что такие СУПЕР-швеи начинают бегать по производствам и искать уже не ту работу где она сможет больше заработать, а ту где меньше надо работать и получать столько же. И учитывая что сейчас очередной виток роста мелких производств и получается что владельцы получают швею с завышенными расценками и малой эффективностью. Вот как то так.
а вы себя поставьте на место швеи. 8 часов заниматься монотонной работой, затем придти домой, убирать, готовить, заниматься с детьми. вы готовы этим заниматься всю жизнь? или может захотите хотя бы поменьше 8 часов в день работать, чтоб хоть какие-то силы на себя оставались???
Много лет назад у швей был свободный график работы, приходи на производство когда тебе удобно и уходи тоже. Думали тем самым лояльность получить, и по первому времени это работало, после начался разброд и в момент когда надо было выйте в выходной на несколько часов что бы доделать важную партию, никто не вышел, даже за высокие расценки. После этого ввели строгий режим работы, с 8 до 17, с перерывом 12-13, плюс курить выходят по одному. И о чудо, производительность стала выше. Зп у швей увеличились сами собой, потому что они стали больше шить в место того что бы бегать "по своим делам". С тех пор производство выросло в 3 раза.
А после этого появились статьи в которых пишут, что швей не найти. Да, вы взяли за горло тех, кто уже приобрел навык и кому деваться некуда. Но молодое поколение практичнее старого - и на такие скотские условия не пойдет.
Зп швей увеличились сами собой - а вот это уже действительно чудо. Вода в вино не превратилась часом?
Вы не правы, только в нашем городе 4 швейных производства, и есть покрупнее, но никто от нас не ушёл из за денег. То что молодёжи мало это действительно, 70% это женщины от 30 до 40 лет, 20% это от 40 и старше. И только 10% молодежи от 24лет.
В чем я не прав? Вы же только подтвердили мои слова - старикам уходить некуда (в одном городе всего 4 конторы - договориться не платить нормальных зарплат и не переманивать друг у друга сотрудников - дело одной встречи). И молодые не идут, как я и сказал.
Посмотрел бы я на вас как вы бы сговорились с другими производствами, вас даже слушать не будут. Молодые не идут к нам не из за того что не хотят швеями работать, а из за того что уезжают в область и там швеями работают. Иваново - город невест), если поймете о чем речь.
Элементарно. 4-участника это несерьезно. И десятки договариваются на раз, когда речь идет от снижении затрат и обрезании костов.
В иванове был 2005 и 2014. Уже в 2005 он не был городом невест, местные мужики очень раздражались, когда по старой памяти приезжие его так звали.
Молодые не идут, потому что могут найти значительно лучшие условия - о чем я писал выше.
Найти швею действительно проблема.
Когда то мне подсказали хороший способ. Спросить себя - чего мне нужно чтобы стать швеёй? Что меня могло бы на это мотивировать? Ну и потом снижать аппетиты, уменьшать ожидания.
В столице швея получает от 40, но дефицит все равно есть, несмотря на объемы и маржу, производительность швеи все равно ограничена.
Вы пошли бы работать швей за 40 тыр в ДС? На описанных выше условиях?
Я нет, но рынок таков.
Не спорю. И будет хуже. Во всех "производственных специальностях" как мне кажется.
Неа, в столярке меньше 50 платить не получится
Хуже я не про оплату. Я про наличие специалистов. Оплата будет расти некоторое время, до тех пор пока данный вид бизнеса не станет в принципе не выгодным и тогда зп снова упадет и сильно.
"никто не вышел, даже за высокие расценки" - Оплата при этом хоть и выше, но почасовая. С точки зрения работника, нет смысла "убивать" выходной из-за, например, четырех рабочих часов.
Оплата сдельная, в швейке только сдельная, почасовой не видел.
Есть и фикс зп, но смотрят на производительность.
У нас только зав производством и технолог ака лекальщица на окладе.
Если производство большое, то проще купить раскройный чпу
Пока не настолько большое.
Совместно с 4 коллегами купить большой станок на совместное юрлицо
Это не тот бизнес где шеринг возможен.
Нереально раскроенное перевозить?
Не реально договориться и использовать оборудование совместно, это как делить одну женщину).
Почему? Делаете совместное предприятие, договариваетесь о порядке очереди на выполнение работ - и используете.
То, что этого ещё не сделали - не значит что это невозможно. Мы вот конкурентам отдельные позиции ассортимента делаем под их маркой, нам норм.
[Истерический смех] Вы знаете я сто раз предлагал различным производителям сотрудничество с конкурентами и наоборот. Во всех случаях на меня смотрели как на душевнобольного.
Видимо, зависит от людей и отрасли. Я часто вижу моменты сотрудничества конкурентов.
Вот нынче у нас сотовые компании будут делать совместную инфраструктурную компанию под 5G - хороший кейс
Сотрудничество бывает, но каждое предприятие очень индивидуально. Все шьют вроде одно и тоже, но каждый по своему.
Просто сделать совместный этап производства с этим дорогим станком и снизить издержки всем - хороший вариант для всех: вы же больше конкурируете с другими, чем с друг другом. Поэтому помочь друг другу - вполне рациональная и здравая идея.
Специфика бизнеса. Просто есть свои нюансы.
А какие ньюансы вы видите? Технологические?
И технологичные и организационные. Сейчас технологичные это то что бы использовать например машину для раскройки по лекалам, необходимо что бы лекала были изготовлены в специальном ПО, а у нас некоторые работают по старинке на картоночке. Еще есть определенные условия для количества слоев ткани для кроя, одному надо маленькое количество другому большое, и так далее. Плюс большинство небольших предприятий работают на модели ФАСТ-фешен, т.е. когда делают небольшие партии на модель, но множество моделей, и смотрят какие выстрелят и уже потом решают делать вторую большую партию или нет. У каждого предприятия свои нюансы, так же и оборудованию по нанесению принтов относится. Одни раньше отдавали на аутсорс наносить, любое количество и любые принты, а потом решили типа купим свое оборудование и сами будем делать себе, не будем ждать очередей и т.д., а в итоге оборудование на 100% загрузить не удалось, краски используют самые дешевые из за того что себестоимость для себя дороже получается из за небольших объемов, а большие объемы некуда сбывать. Попытки привлечь заказчиков на принты успехом не увенчались, дорогая себестоимость получается чем у специализированных компаний. И это только часть сложностей.
Ну - то есть часть компаний почти готова к кооперации - просто есть ряд технологических и организационных проблем! Думаю, можно регулярно предлагать такие варианты. У нас в отрасли так и получалось
Вы неправильно мотивировали людей немного не того типажа. Впрочем, сами разобрались потом. Свободный график может хорошо работать для творческих мотивированных адекватных граждан - и то руку на пульсе нужно держать.