{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как вывести нишевый бренд на маркетплейс — рассказывает Артем Темиров, сооснователь Кооператива Чёрный

Сооснователь и обжарщик «Кооператива» рассказал о конкуренции, специфике работы на маркетплейсах и о том, как он перестал презирать рекламу.

Фото Артур Шураев

О «Кооперативе Чёрный»

Мы начали наш бизнес 8 лет назад. Мы очень любим кофе, и поэтому изначально для нас это не просто бизнес, но развитие кофейной культуры. Кстати, «Кооператив Чёрный» мы называем себя не потому что мы специализируемся на черном кофе, как многие думают. Первые полтора года мы действительно заваривали только черный кофе, но на самом деле у нас просто не было денег купить эспрессо-машину.

Для кофейной культуры мы сделали немало: издали книги Джеймса Хоффмана «Всемирный атлас кофе» и «Кофе как профессия». В прошлом году мы провели независимый кофейный фестиваль, который объединил шесть кофеен в Москве, и продали во время него 10 тысяч кофейных чашек. Все эти 8 лет мы развивались, в первую очередь, как кофейня.

Первые шаги в сторону ритейла

Нам еще в 2019 году предложили выйти в один супермаркет, и мы тогда отказались — просто не были готовы к этой новой нагрузке, документам, электронному товарообороту. Подумали, что производство может не справиться, потому что на тот момент у нас не было своего обжарочного цеха.

Потом нам предложили выйти в ещё один супермаркет, через полгода после первого предложения — и мы снова отказались. Всё поменялось во время пандемии.

Это было 30 марта — я очень отчетливо это помню, потому что был мой день рождения. Я сижу в пустой кофейне, все уже закрыто, ничего не работает, и Москву в этот день закрыли. Я начал обзванивать знакомых и спрашивать контакты крупных сетей, потому что стало понятно, что если мы сейчас никуда не выйдем — мы просто перестанем существовать. За месяц мы вышли во «ВкусВилл», потом в «Яндекс Лавку». Потом, через какое-то время мы вышли на маркетплейс. Первым стал Ozon.

Первые сложности

В сегменте кофеен мы хорошо известны — нас знают и в Москве, и в России именно как кофейню, если мы говорим про сегмент speciality-кофе. Про нас пишут в СМИ, есть 20 тысяч лояльных подписчиков в Instagram. Но когда мы оказались на полке супермаркета и вышли на новую аудиторию — стало понятно, что для них мы просто белая пачка с надписью маленькими буквами «Кооператив Чёрный».

В общей сложности на Ozon продается около 900 разных брендов — это около 4000 SKU кофе в зернах, и мы не могли спрогнозировать, какими будут наши продажи. Например, у наших друзей они там довольно слабые, поэтому мы сразу готовились к тому, что всё будет плохо, и поэтому с самого начала приложили усилия, чтобы все про это написали – Telegram-каналы, блогеры и наше лояльное комьюнити. Поэтому, первые полгода мы органически росли и вышли на 119 место среди 900 брендов, а дальше остановились.

Мы разработали аналитический инструмент мониторинга онлайн-полки, который собирает для нас аналитику по продуктам на разных площадках. Мы можем посмотреть, как чувствует себя та или иная категория на конкретном маркетплейсе. Например, как продается кофе на Ozon — какие SKU более успешны, нужны ли скидки и акции, как формировать стоимость с учетом разных ценовых категорий.

Дарья Константинова, CEO Isobar Moscow

Реклама

Стало понятно: чтобы развиваться дальше, нужно закупать рекламу, баннеры и рекомендации — на Ozon много инструментов, но мы этого никогда не делали. А главное, до конца 2020 никогда не платили за рекламу. Это была принципиальная позиция. У меня всегда было ощущение, что если компания покупает рекламу — с товаром что-то не так. Я всегда считал рекламу капиталистическим инструментом, которым мы как кооператив с левыми взглядами пользоваться не можем.

Первый слом произошел, когда мы получили Каннского льва, и я стал задумываться о том, что ее не зря называют двигателем торговли. Реклама —все же хорошая возможность рассказать свое сообщение на большую аудиторию. Просто для кофеен, где есть своя хорошая атмосфера, это не так важно — достаточно крутого продукта и сарафанного маркетинга. Но на маркетплейсах другие правила игры. Когда мы вышли в ритейл, стало понятно, что без рекламы не обойтись, и примерно в это же время мы получили предложение от рекламного агентства сделать совместный проект. У нас не было конкретных задач, просто хотелось, чтобы бренд продавался больше, и мы не понимали, как это можно сделать.

Нам очень повезло с Артемом, поскольку он был максимально открыт в плане внутренних бизнес-показателей. Рассказал, как строится цена и маржа, что продается лучше и хуже, как они видят свои слабые стороны — обычно клиенты скрывают подобные метрики, что затрудняет аналитику, но здесь у нас было полное взаимопонимание. Мы фактически зашли в бизнес клиента. Пытались понять, как у них устроены процессы, что они считают для себя важным, а потом посмотрели, что из этого можно применить внутри маркетплейса.

Дарья Константинова, CEO Isobar Moscow (входит в dentsu Russia)

Аналитика

На основе данных мы также пересмотрели наш подход к заполнению карточки товара. Выяснилось, что у наших ключевых конкурентов они намного более наполненные — не просто пачка и состав, но какие-то диаграммы вкусов, видео с производства или даже интервью с обжарщиком, который рассказывает какой он пожарил вкусный кофе, какие там есть ноты. Теперь мы постепенно переделываем все карточки товаров – совершенствуем описание.

В итоге мы уже видим сильный рост продаж, а в более долгосрочных планах планируем вырасти в 4 раза.

Бренд

В выходе на маркетплейс нам было важно не потерять наш бренд, поэтому вместе с креативным директором Isobar мы долго пытались понять, как нам сохранить наш бренд и при этом делать рекламу – потому что, вообще, это достаточно противоречивая для нас ситуация. Мы не можем говорить «Ребята, 50% скидки на наш кофе, покупайте», «У нас самый лучший кофе» или «Выпейте кофе с утра и почувствуйте, какой у вас прекрасный день». Мы не хотели делать такого, потому что наш бренд вообще про другое. Мы не огромная корпорация.

Мы долго придумывали креативы, было бесконечное количество итераций, чтобы мы все были довольны. Нам было важно показать, что несмотря на то, что теперь мы покупаем рекламу и баннеры, это все еще «Кооператив Чёрный», у которого есть свой язык, свое сообщение, и как оказалось, это возможно и в коммуникации на более широкую аудиторию.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Сурцуков

Статья какой-то информационный мусор, если честно. Никакой инфы, вообще 0, одна вода. 

Из стать непонятно: 
- Кто пишет и о ком
- Что выяснили / какие инсайты по работе
- Что применили / что получили
- Чем научились / что посоветуете

На самом деле, в статье вообще ничего нет. Перечитал еще раз. Это пиздец товарищи. 

Кооператив Черный - топ. Статья - полное говно, примерно 0 из 10, лучше бы не публиковали.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кулешов

автор заснул и поэтому не закончил статью?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Синицина

Ага, и лбом нажал - опубликовать на vc ))))

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Хирш

Мне всегда нравилось:
- мы левый кооператив с антикапиталистическими ценностями
- капучино 150(!)мл 260 рублей

Какое время такие и левые

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

260 рублей - это на поддержку борьбы с капитализмом!

Ответить
Развернуть ветку
Фадееы

Кооператив, который работает внутри капиталистической системы по капиталистическим правилам получения прибыли за счет предоставления товаров и услуг населению с наценкой - отличный пример левой организации с антикапиталистическими ценностями. :D

Вот если бы по талонам кофе наливали и цена на талоны устанавливалась в формате чаевых: "кто сколько считает нужным", тогда да, можно было бы серьезно говорить о левых идеях :D

Пока что это выглядит как маркетинг натянутый на чисто капиталистический механизм с целью привлечь соответствующую публику и на ней заработать. 

Особенно порадовали антикапиталистические цены:
Пачка 200г в Старбаксе - 338 рублей если покупать на маркете Сбера
Пачка 200г в Черном - 650 рублей самая дешевая :)

Иными словами, самая дорогая капиталистическая сеть кофеен продает свой кофе в 2 раза дешевле антикапиталистической. Левые ценности прут из всех щелей :D

P.S. Я знаю, что кофе нельзя так в лоб сравнивать, но ценообразование - штука такая. В Старбакс идут потому, что они смогли масштабировать рецептуру относительно крутого кофе на весь мир. Если бы их кофе был шлаком, то на одном бренде они бы долго не простояли. Отсюда вывод, что любимый/не любимый вкус кофе - личное дело каждого, но по уровню обжарки они примерно сопоставимы и цену можно с натяжкой сравнивать. )

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Того

Просто старбакс был есть и останется массовым fine commercial/commercial брендом, продающий пожаренный в угольки бленд. Может даже не 100% арабики.
Черный и другие занимаются  specialty кофе. Этот кофе другой, подход к нему другой, это моно сорта из определенного региона. Цена 680 за спешиалти, так же адекватна как и 380 за fine commercial. Хотя то что я брал из страбакса чистый  commercial кофе.
Они просто работают в разных сегментах и сравнивать розничную цену на зерно в лоб не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Фадееы

Это не отменяет того, что у антикапиталистической организации чисто капиталистический внутренний механизм 🙃

Ответить
Развернуть ветку
Николай Наумов

Так в том то и прикол, что в капитализме, всё что не соответствует извлечению прибыли - тут же разоряется.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Пашутин

Если бы у Старбакс кофе было шлаком, то они бы не простояли? Эта фраза странная. А как с Макдональдсом, это ли не пример шлака, который развился и растет. Основная масса - это же не ценители, а потребители без особых требований.

Ответить
Развернуть ветку
Фадееы

Основная аудитория Мака - люди с низким достатком, которым нужно быстро и сытно поесть не заморачиваясь качеством того, что они съели. Мак дешевле даже Бургер Кинга. 

Старбакс же штука относительно дорогая и за цену кофе в Старбаксе можно легко купить 2 таких же кофе в Маке, или в Бургер Кинге, или в Кофиксе и т.д. То есть тут одной рациональной составляющей людей в качестве постоянных клиентов не удержать, как не удержать и просто красивой бренд историей. Однако это не помешало Старбаксу сгенерить 23.5 миллиарда долларов выручки в 2020 году )

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Пашутин

Мак - это сейчас не про низкий достаток) Там нехилые цены! Недорого - это шаурма типа.

Ответить
Развернуть ветку
Фадееы

Шаурма от Ахмеда, или шаурма от Донер 42? :D Последняя мак легко уделает по ценам ))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Боярсков

Ну так же и в Макдаке - бургер 200 и максимум 300 руб, в то время , как в качественных бургерных цены начинаются с 350 

Ответить
Развернуть ветку
Фадееы

Я бы не стал сравнивать Старбакс с Макдаком ) Макдак в другой ценовой категории и у него другая ЦА. При этом ребята из поста в одной категории со Старбаксом, Кофеманией и, возможно, с ABC Coffe Roasters.

Работая в премиум сегменте по цене, странно называть себя антикапиталистами и ребятами левого толка.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Боярсков

Почему нет ? Это масс маркет с едиными стандартами качестсва. 

Ответить
Развернуть ветку
Фадееы

LV - тоже масс маркет, но вы ведь не сравниваете его с H&M.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Пашутин

Просто это для хипстеров и ценителей кофе. Я так понял. Это они могут оценить какой кофе, стоит ли цена того, сорт и прочая лабуда) А я три в одном выпью и мне и так норм.

Ответить
Развернуть ветку
Фадееы

Скажу честно, я тоже не вижу особой разницы между разными сортами. Капучино/Латте принесли и норм :D 

Зато чай отличаю и в том же Старбаксе чай просто отвратительный ) у него специфический привкус какой-то ))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Пашутин

И ценители говорят, что в Старбаксе ссанина, а не кофе)

Ответить
Развернуть ветку
Агент Моссада

Почему акцент сделан на объёме, а не на цене?

Ответить
Развернуть ветку
Повелитель Ондатр

наверное потому, что торгаши охуели с такими ценами за такой объем

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Tokarev

Просто креативное агентство выложило черновик статьи про свой кейс. Сам кейс описать забыли, успели только вставить маркетинговый буллшит о том, какой чудесный бренд и как они были счастливы с ним работать.

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

С каких пор кофе стан нишевым товаром на маркетплейсах? 

У Чёрного огромная фан база, которая регулярно скидывается на новые проекты Чёрного.  Он выйти в Пятёрочку и не потерял бы ни грамма репутации и силы бренда. 

И да, кофейня и кофе у Чёрного - точно в топ 3 лучших в России. Воронка всегда - просто чудо. 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Синицина

Я ни хрена не поняла. Я почему живя в Казани, и часто бывая в Москве я никогда про Вас не слышала. Вы сделали классный заголовок и сварили из него отвратильную кашу, напихав все крупы одновременно. И самое главное где ответ на вопрос?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Пашутин

"В общей сложности на Ozon продается около 900 разных брендов — это около 4000 SKU кофе в зернах, и мы не могли спрогнозировать, какими будут наши продажи." Их вообще быть не должно при таком раскладе. Какая же там маржинальность, если есть смысл толкаться на этом перенасыщенном рынке?

Ответить
Развернуть ветку
Фадееы

При этом они рубятся вот с этими ребятами, где маржинальность прижата к дну, но идет огромный объем. 

Алгоритмы OZON работают так, что выталкивают наверх тех, кто лучше продается, у кого больше отзывов и лучше рейтинг.

Просто посмотрите на карточки ребят с первой страницы. Там без рекламы делать вообще нечего.

При этом внутренний калькулятор комиссий на озоне показывает, что при цене 650р за пачку, 15% они отдают ОЗОНу. А в цену ведь заложены налоги, ФОТ, упаковка, логистика, сырье, обжарка, амортизация оборудования, коммуналка и т.д. и т.п. )

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Милюков

Пустая статья. Ни одной цифры. О чем? зачем

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев

В Кооперативе Черный отличный кофе, спасибо ребятам за это. Статья тоже интересная, спасибо. Было бы здорово увидеть больше деталей - основные показатели, аналитика, какие сработали рекламные инструменты. Если будет продолжение - заранее спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Синицина

Вы ясновидец что-ли? Какую аналитику Вы здесь увидели?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев

Вы комментарий точно прочитали? Я написал: "БЫЛО БЫ ЗДОРОВО увидеть больше деталей - основные показатели, аналитика". 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Киреева

Здесь мужчины такие умные! 

Ответить
Развернуть ветку
Аналитик Толян

В отличии от тупых ботов новорегов.

Ответить
Развернуть ветку
Аналитик Толян

"поэтому мы сразу готовились к тому, что всё будет плохо, и поэтому с самого начала приложили усилия, чтобы все про это написали – Telegram-каналы, блогеры и наше лояльное комьюнити. Поэтому первые полгода " - поэтому вычитывайте текст перед публикацией.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Киреева

Приятно познакомиться с аналитиком. Хочу тоже стать аналитиком, подскажите, где учиться?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Хирш

А ты не знаешь скилбокс-бот?))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анна Киреева

круто!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Felitsyn

Пейте кофе-арабику "Московская кофейня на паях" и будет вам счастье. Можно и обычный, можно и молотый в растворимом попробовать.

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда