Как отличить SPO от IPO
Разбираемся в отличиях первичного и вторичного размещения акций
IPO (Initial Public Offering) — процесс первоначального предложения акций широкому кругу потенциальных инвесторов. Обычно его проводят выходящие в публичное поле частные компании. SPO (Secondary Public Offering) — вторичное размещение ценных бумаг компании, которая провела IPO ранее. При внешнем сходстве — оба процесса направлены на привлечение средств за счёт реализации акций — первичное и вторичное размещение обладают значительными различиями.
IPO — первое публичное размещение акций
Обычно под IPO понимают процесс обретения публичности частной компанией, когда её акции становятся доступны широкому кругу инвесторов. Первое в истории IPO было проведено ещё в 1602 г., когда Голландская Ост-Индская компания успешно предложила свои акции на бирже широкому кругу лиц.
В наше время до осуществления IPO компания считается частной — её финансируют банки-кредиторы, а акции находятся в собственности одного или нескольких основателей. В этот период оценить стоимость компании можно лишь теоретически — у неё отсутствует рыночная капитализация. Но на определённом этапе развития компании может потребоваться большее количество ресурсов — в этом случае необходимо привлечь капитал множества частных инвесторов, публично предложив им купить акции.
Этапы проведения IPO
- Оценка. Подбираются банки, отвечающие за подготовку размещения акций. Происходит оценка компании и её перспектив. Осуществляется анализ потенциальных площадок для IPO.
- Подготовка. Проводятся встречи с потенциальными крупными инвесторами. Ведётся работа со СМИ. Готовятся необходимые документы.
- Андеррайтинг. Банки, участвующие в подготовке к IPO, а также крупные инвесторы, гарантируют определённый объём спроса на акции.
- Выход на биржу. Происходит само IPO, когда рядовым инвесторам публично предлагают приобрести акции по определённой цене.
Сверхмягкая монетарная политика, рост числа перспективных компаний-единорогов, ожидания того, что мировая экономика восстановится, способствуют быстрому увеличению количества IPO и их объёмов. В I квартале 2021 г. в мире было проведено 727 IPO на общую сумму 203 млрд долл.
Региональным лидером по количеству IPO выступают США.
Примеры компаний, прошедших через IPO:
- Visa Inc. (март 2008 г.) — даже во время мирового кризиса инвесторы вложили в компанию 18 млрд долл.;
- Alibaba (сентябрь 2014 г.) — сумма привлечённых средств составила 25 млрд долл.;
- Facebook (май 2012 г.) — компания привлекла 16 млрд долл.
Кроме них, эту процедуру осуществляли Apple, Deutsche Telekom, General Motors и многие другие сегодняшние бизнес-гиганты.
Но не стоит думать, что IPO — это беспроигрышная лотерея. Для российского рынка печальным примером является народное IPO банка «ВТБ» в 2007 г. Подобное было и за рубежом: самый наглядный пример — пузырь доткомов 1995–2001 гг., лопнувший в 2002 г.
SPO — что это значит для акций компании
Если крупный инвестор компании, которая уже прошла через IPO, публично продаёт свой пакет акций, то данную сделку относят к SPO. Обычно она проводится путём вторичного размещения акций компании на фондовой бирже. Причиной SPO является желание инвестора превратить потенциальную стоимость его акций в реальные деньги. Для рынка это означает, что увеличится число акций компании в свободном обращении: её коэффициент фри-флоат вырастет.
Поскольку при SPO происходит увеличение объёма акций, находящихся в свободной продаже, капитализация компании может снизиться. Другой минус вторичной реализации акций — в капитал могут войти недружественные инвесторы. Поэтому первоначальные крупные совладельцы компании могут обговорить ограничения для SPO и установить период, когда от акций нельзя избавиться на публичном рынке (lock-up период).
Разновидностью SPO является FPO (Follow-on Public Offering), когда публичная компания направляет на рынок новый выпуск своих акций. Если при SPO деньги поступают конкретному инвестору, а общее количество акций не меняется, то при FPO деньги от продажи акций поступают всей компании, а доли её первоначальных владельцев уменьшаются (если они не приобретают новые акции).
2 октября 2020 г. акции компании DraftKings стоили 63,78 долл. 5 октября она объявила об SPO: предлагался к реализации пакет новых акций по цене 52 долл. за штуку. Для действующих акционеров открылась возможность зафиксировать прибыль, ведь за предыдущий год стоимость компании увеличилась примерно на 400%. В результате фиксации прибыли и роста предложения к концу октября акции DraftKings обвалились: их цена снизилась до 39 долл. Однако это не помешало компании к весне 2021 г. восстановить капитализацию.
Отличия размещений SPO и IPO
Резюмируем ключевые отличия первичного и вторичного размещения акций.
- Под SPO и IPO подразумевают, соответственно, реализацию акций на вторичном рынке отдельным инвестором и первичное публичное размещение своих акций частной компанией.
- При SPO происходит рост количества акций в свободном обращении. При IPO бумаги компании начинают котироваться на бирже.
- Для SPO может устанавливаться lock-up период, когда инвестор не вправе продавать свой пакет акций. Для IPO основные ограничения связаны с рыночными настроениями и динамикой показателей самой компании. Недавний пример — неудачное IPO компании WeWork. В начале 2019 г. её теоретическая стоимость составляла 47 млрд долл., но к августу 2019 г., после провальной попытки IPO, этот показатель снизился до 10 млрд долл.
Прежде чем принимать решение о покупке акций, предложенных через SPO или IPO, инвестор должен взвесить возможные риски и проанализировать ситуацию вокруг компании. В этом ему может помочь ознакомление с курсом биржевой торговли и чтение подборок статей в «Открытом журнале».
Автор: Александр Сокуренко, кандидат экономических наук
Источник: «Открытый журнал»