{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что будет с инфляцией в ближайшем будущем

22 июля ЦБ РФ понизил ключевую ставку до 8%. Во многом это произошло из-за снижения потребительских цен в течение последних девяти недель. Росстат сообщил, что дефляция в нашей стране с 9 по 15 июля составила всего 0,17%. При этом неделей раньше она составляла 0,03%.

По мнению главы ЦБ замедление инфляции произошло из-за того, что в предшествующий период цены и так были повышенными. Снижение инфляции укрепило и рубль. Еще одним фактором снижения инфляции можно назвать снижение потребительского спроса. Это произошло из-за ухода с российского рынка многих популярных брендов. То, на что люди хотели потратить свои средства оказалось недоступно, поэтому эти деньги были отложены про запас.

Потребительский спрос: объективные и субъективные факторы

Эксперты Центробанка считают, что на потребительское поведение влияют объективные и субъективные факторы. Объективные: укрепление рубля, коррекция цен в сторону снижения и отсутствие в продаже популярных товаров из-за санкций.

Субъективные: отложить покупки, подождать снижение цены (и купить дешевле), а также сохранить деньги в качестве «подушки безопасности.

Прогноз и сценарии потребительского поведения

У Центробанка имеются опасения, что возможен повтор сценария пандемии. Тогда из-за локдауна потребление у населения резко сократилось, а в последствии резко возросло после отмены ограничений.

Сейчас ситуация схожая. Накопление сбережений населения напоминает «сжатую пружину в экономике». При определенных обстоятельствах может произойти cрыв и это может вызвать резкий рост потребления, что при ограничении товаров и услуг разгонит спросовую инфляцию.

В июле 2022 люди стали больше оценивать благоприятность текущего момента для крупных покупок. При этом снижаются ставки по депозитам, что также заметно смещает фокус населения от сбережений к потребительской активности.

ЦБ РФ напрямую связывает свои будущие решения по изменению денежно-кредитной политики от того по какому сценарию пойдет потребительская активность.

Параметры прогноза и его внутренние противоречия

В 2021-ом и 2022 году ключевая ставка оказалась заметно меньше инфляции. Но в среднесрочном прогнозе ЦБ в рамках базового сценария ставка на 2023 и 2024 годы окажется выше прогнозируемых уровней инфляции. Это означает, что в ближайшие два года монетарная политика финансового регулятора будет скорее тормозить инвестиционную активность.

ЦБ старается перестраховаться, чтобы противодействовать инфляции. Дело в том, что рост издержек в российской экономике, не связанных с соотношением спроса и предложения, будет отражаться на росте цен. У Центробанка нет точной информации о параметрах повышения цен производителей. Ведь такие параметры напрямую связаны с влиянием санкций на удорожание логистики, о договоренностях со странами-поставщиками по необходимой России продукции и так далее. Сегодня никто не знает, можно ли будет обменять, например, ценовые преференции для покупателей российского зерна на скидки к цене продукции, поставляемой в РФ. Поэтому, чтобы вести опережающую борьбу с монетарной инфляцией ЦБ будет пытаться удерживать инфляцию в требуемом коридоре.

Однако нельзя забывать, что импортные предложения меняются не только количественно, но структурно.

Вот пример. Китайские авто смогут заменить европейский импорт в среднем ценовом диапазоне, но представительским европейскими автомобильным брендам замены пока нет. Сейчас меняется и структура внутреннего спроса. С уходом из России западных компаний исчезают и щедрые работодатели. Российские дилеры европейских производителей сегодня лишились весьма приличных доходов.

Производители, которые работали на экспорт тоже вынуждены сокращать свое производство (например, лесопромышленная отрасль). Механизм неполной занятости пока удерживает безработицу на низких уровнях. Но у людей доходы снизились и это прилично отражается на потребительском поведении. Скорее всего данная ситуация полностью изменит структуру спроса и предложения.

Премиум-товары будут продаваться, но не в таких объемах как раньше. В то же время на продукцию повседневного спроса динамика цен будет зависеть не только от классической пары спроса и предложения. Цены будут зависеть от антимонопольных органов по мониторингу наценки на товары первой необходимости.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда