Банк «Открытие»

Ещё в 90-х Гейтс и другие эксперты предсказали онлайн-банки, Smart TV и магазины без касс. Но им никто не поверил

А зря.

Технологии, которые мы считаем передовыми, появились больше тридцати лет назад, правда лишь в виде идей. Визионеров, которые осмеливались их озвучивать, подвергали критике: в эпоху чековых книжек мало кто мог поверить, что деньги смогут «долетать» до адресата за секунды, а наличные станут никому не нужны. Мы погрузились в интернет-архивы и теперь рассказываем, каким видели будущее банкинга эксперты из 1990-х.

«Онлайн-банкинг прикончит производителей чековых книжек»

Если для жителей постсоветского пространства чеки всегда были диковинкой, то для жителей США — обыденностью.

Так, в 1995 году в Штатах было выписано более 60 млрд чеков, в 2001-м — более 70 млрд. Но уже в 2012 году — всего лишь 20 млрд. Такой обвал — следствие популярности дебетовых и кредитных карт, прямых выплат и электронных платежей. И это, конечно, предвидели. Причём сами производители чеков.

Deluxe Corporation, некогда главный американский производитель чековых книжек, уже в 1990-х годах начал сокращать выпуск бумажной продукции. Адаптация далась компании нелегко: заводы закрывались один за другим, многих сотрудников пришлось уволить. Но благодаря этому Deluxe Corporation существует до сих пор: оказывает финансовые услуги малому и среднему бизнесу, то и дело поглощая компании помельче — от дизайн-студий до хостинг-провайдеров. Сейчас корпорацию оценивают в $1,8 млрд. Интересно, что количество выписываемых чеков в США хоть и существенно уменьшилось, но они всё ещё популярны даже в 2021 году: ими пользуются в основном люди в возрасте, а также семьи с низким уровнем дохода.

«Будущее — за онлайн-банкингом»

В ноябре 1995 года вышла книга Билла Гейтса «Дорога в будущее». Критики отозвались о ней прохладно, но двадцать пять лет спустя стало ясно: во многих своих предсказаниях Гейтс оказался пугающе точен. Так, Гейтс писал:

Мы увидим появление онлайн-банков, не нуждающихся в [физических] филиалах — больше не будет никаких стен, а комиссии за обслуживание снизятся. Подобные электронные банки будут максимально конкурентоспособными, а все финансовые трансакции в них будут проходить на стороне компьютерной техники.

Гейтс мечтал ворваться в мир онлайн-банкинга и электронных платежей. Учитывая репутацию бизнесмена в то время, его инициатива пугала рынок. Но финансовым гигантом компания так и не стала: приложения для личных финансов под названием Microsoft Money, которое компания почти полностью скопировала у популярного профильного сервиса Quicken, не взлетело — не помогло даже партнёрство с Visa и MasterCard.

«В будущем мы полностью перейдём к безналичной оплате услуг»

Банковские карты появились ещё в 1950-х, но массово использовать их начали ближе к 1990-м. Тот же Билл Гейтс говорил:

[В будущем] потребность в наличных будет мизерной — большинство покупок мы будем совершать с помощью электронного кошелька или «умной карты».

А профессор Массачусетского технологического института Уильям Митчелл даже предположил, что в будущем банкоматы полностью исчезнут с улиц: все счета мы будем оплачивать с помощью компьютеров, в том числе «карманных». Помимо прочего, они должны были взять на себя функцию «кошельков». Ничего не напоминает?

Наконец, ещё в 1994 году американский ИТ-специалист и писатель Билл Игер в своей книге Information Superhighway Illustrated случайно предсказал появление Smart TV. Игер верил, что провести любую оплату можно будет не только со своего ПК или мобильного, но и прямо с экрана телевизора.

«Залог успеха любого интернет-сервиса — качественный софт и доступный интерфейс»

К 2021 году появилось больше 1,8 млрд веб-сайтов. Это в 70 000 раз больше, чем в 1995 году. Да и пользовалось интернетом тогда всего 16 млн человек против нынешних 4 млрд. Другими словами, ранний интернет был цифровым Диким Западом. Одни сайты пестрели разнокалиберными элементами кислотных цветов, другие наводили уныние своей серостью, третьи отпугивали сумбурностью.

Бывший вице-президент MasterCard International Inc. Эдвард Хоган утверждал, что качественное ПО может решить любую проблему, будь то безопасность трансакций или медленная передача данных. Но даже качественный софт не всегда мог похвастаться интуитивным, понятным пользовательским интерфейсом. Бывший президент Лаборатории Белла (известный исследовательский центр, ныне принадлежит Nokia) Дэниел Стационе утверждал, что любому развитию технологий предшествует именно развитие пользовательского интерфейса. Если, к примеру, крупный банк не может привести свой сайт в порядок, то как он сможет обезопасить платёжную информацию?

При этом у доступного интерфейса тоже были свои противники. Совладелица Metasystems Design Group (консалтинговая фирма, специализирующаяся на интернет-бизнесе) Лиза Кимбл утверждала, что пользовательский интерфейс программы не должен быть «милым и привлекательным». По словам Кимбл, программа для бухгалтерского учёта должна адекватно справляться с поставленными задачами, она не должна быть красивой. Она считала, что софт легко перегрузить ненужными нововведениями и он станет неэффективным.

«Магазины без касс — не научная фантастика»

В 1994 году научный сотрудник Калифорнийского университета Фил Агре сделал любопытное предсказание. Или, если быть точнее, озвучил жёсткое требование — позволить людям оплачивать покупки самостоятельно при помощи КПК.

Агре представил, что КПК можно успешно подключить к сканеру штрих-кодов. При этом покупатель смог бы не просто мгновенно оплатить товар, но и сравнить цены на него в разных магазинах. Уже в начале 90-х учёный-исследователь отстаивал значимость беспроводных технологий. И даже хотел создать организацию, которая объединила бы «беспроводных потребителей». По сути, Агре уже тогда предсказал ещё и появление приложений по сравнению цен.

Первый магазин без касс и персонала открыли лишь в 2016 году в Швеции. Правда, пока они не так популярны, как хотелось бы Агре: многие из них закрывают из-за того, что свежие продукты сложно реализовывать в магазине, в котором нет персонала.

Сервисы интернет-банка „Открытие“ уже сейчас позволяют полностью перевести ведение финансов компании в онлайн. Предприниматели могут создавать электронные доверенности для внесения наличных, заказывать справки, открывать новые счета и даже реструктурировать кредиты. А всю финансовую документацию (от инвойсов до доверенностей) можно обезопасить, если хранить на стороне интернет-банка.

Если у сотрудника украли карту, работодатель может самостоятельно её заблокировать, ходить в отделение и писать заявление не нужно. При этом каждый месяц банк цифровизирует всё больше услуг, которыми раньше можно было воспользоваться только в филиалах.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Viktor Priadilshchikov

«В эпоху чековых книжек мало кто мог поверить, что деньги смогут «долетать» до адресата за секунды, а наличные станут никому не нужны».

За МКАД иногда полезно выбираться. Приезжайте в Челябинский (или лучше в Давлекановский) район и расскажите местным, что наличные никому не нужны. А лучше попробуйте мешок картошки купить без налички или почту отправить.

Ответить
Развернуть ветку
Тима Косихин

Даладна, сейчас последнему арбузному хачу в пригороде не Москвы можно "на сбер перевести".

Ответить
Развернуть ветку
Leman sister's

приезжайте к нам в Камень-на-Оби, познакомитесь с инфраструктурой и такси комфорт класса, где комфорт - наличие сиденья и не курящего таксиста

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Priadilshchikov

Может быть, может быть...

Ответить
Развернуть ветку
Nimdex

«Консульский сбор» как раз говорит о том, что это у другого государства проблема с безналом.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Priadilshchikov

Или вот так?

Ответить
Развернуть ветку
Эмоциональный хичхакер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nimdex

Ну, это ваш зажопный урал, значит. Хотя тот факт, что стоят соответствующие таблички как раз говорит о том, что люди к этому не привыкли, что где-то может не быть безналичной оплаты.

Ответить
Развернуть ветку
Leman sister's

А ваш дивный новый предурал что? Начало и конец Вселенной?

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Priadilshchikov

Так лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Эмоциональный хичхакер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Novoreg

это скорее пиар, а не маркетологи

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

В 95 году только Вася в деревне мог не предвидеть онлайн-банкинга. Ладно бы сказали, что в 85, но в 95 у многих уже били компы и многие понимали, куда все идет. А в 99 уже сняли матрицу, которую начали снимать в 97. Так что на ВАУ предсказание это не тянет, скорее уже вполне намеченный вектор.

Ответить
Развернуть ветку
Агнец невинный

тот же Гейтс не поверил в своё время в эру мобильных устройств навсегда уступив место эплу и Гуглу.

Ответить
Развернуть ветку
Эмоциональный хичхакер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Octave Parango

Для работы в Ipad стилус и внешняя клавиатура не обязательны

Ответить
Развернуть ветку
Эмоциональный хичхакер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Octave Parango
Ответить
Развернуть ветку
Эмоциональный хичхакер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мазур

я думаю он поверил, но не смог сделать нормально, как с онлайн банкингом.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Атласов

Так то это был не Гейт, а Баллмер, который руководил майкрософтом в нулевых и до середины десятых. А при Гейтсе был Windows CE для носимых гаджетов еще с середины 90-х.

Ответить
Развернуть ветку
Onetwo Threefour

Санкт-Петербург еще не вступил в новую эру. Проблематичненько расплатиться эпл пеем на наловой кассе без терминала порой

Ответить
Развернуть ветку
Leman sister's

Вашу карту, конечно, я приобретать не буду. Но за рекламу в стиле модных встроенных в ролики Ютуба блогеров - уважение.

Может, скоро вовсе будут целые книги писать, чтобы людям в подкорку вложить покупку кредитной карты или приобретение автомобиля конкретной марки?

Ответить
Развернуть ветку
Эмоциональный хичхакер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ерёмин

Ещё Гейтс когда-то говорил, что у технологии интернет нет будущего)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Синицын

После того, как пару раз в райцентре МО отключали терминалы безналичной оплаты во всех магазинах, стал ходить только с наликом. И тратятся деньги меньше. 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 27 комментариев
null