{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как «черная пятница» стала светлым праздником шоппинга

Сейчас миллиарды людей в мире знают, что «черная пятница» — не обозначение какой-то мрачной трагедии, а радостный старт начала рождественских и новогодних распродаж всевозможных товаров и услуг со скидками. Всемирный праздник шоппинга. Но так было не всегда

Финансовый крах и автомобильные пробки: почему пятница «черная»

Нетрудно догадаться, что «черная пятница» родилась в… пятницу. А черной она поначалу стала в прямом — мрачном— смысле. Ни о каком шоппинге речи не было. В пятницу, 24 сентября 1869 года, в США произошел крах финансовых рынков из-за резкого падения цен на золото. За это пятницу и прозвали «черной». Американская экономика выходила из того кризиса несколько лет. Но вышла. А выражение «черная пятница» было надолго забыто.

Спустя почти 100 лет, в 50-60-х годах XX века, полицейские Филадельфии прозвали «черной пятницей»… пик автомобильных пробок в городе. Каждый год в пятницу после Дня благодарения, который в США отмечают в четвертый четверг ноября (а, например, в Канаде - во второй понедельник октября) Филадельфию заполняли желающие купить новогодние подарки. День благодарения давал людям некий психологический сигнал к началу новогодних приготовлений. В результате в Филадельфии каждую пятницу после Дня благодарения возникали заторы на дорогах и столпотворения в магазинах, что страшно не нравилось офицерам полиции. Поэтому они и начали называть четвертую пятницу ноября - джень сумасшедших покупок и пробок — «черной» пятницей. В плохом смысле.

Как владельцы магазинов изменили смысл «черной пятницы»

Владельцы магазинов в США увидели, как растут продажи в пятницу после Дня благодарения. Но было проблема. Из-за толп покупателей сотрудники магазинов заранее брали больничный на этот день.

Тогда у владельцев магазинов родилась идея с помощью пиара превратить «черную пятницу» в нечто положительное — семейный праздник шоппинга, лучшее время для покупки рождественских подарков для родных и любимых.

По Филадельфии прокатились заказанные владельцами магазинов рекламные кампании с примерно таким месседжем про «черную пятницу»: «Это лучший день в году, чтобы отправиться за покупками с семьей».

Была даже попытка переименовать «Черную пятницу» в «Большую пятницу» — мол, в этот день самые большие скидки на товары. Но название «черная пятница» понравилось людям больше. И осталось.

«Черные пятницы», понедельники и другие дни недели

В последние полвека «черная пятница» стала обозначением похожих акций магазинов по всему свету. Тем не менее, больше всего таких акций по-прежнему проводится в США. «Черная пятница» породила еще один день скидок — так называемый «киберпонедельник». Интернет-магазины устраивают распродажи в понедельник после Дня благодарения, так как люди продолжают совершать покупки по инерции. Киберпонедельник в начале XXI века придумали владельцы онлайн-платформ. Думать особо не пришлось: они просто заметили, что после «черной пятницы» продажи увеличиваются не только в оффлайн-магазинах.

Как относятся к шоппингу и «черным пятницам» россияне

Это и решил узнать банк «Открытие». Мы провели специальный опрос*: спрашивали отдельно женщин и отдельно мужчин. И узнали много интересного. Например, оказалось, что мужчины больше женщин предпочитают походы по магазинам для шоппинга.

Россияне склонны подходить к шоппингу рационально: большинство планирует покупки перед посещением магазина. Так поступают 74% мужчин и 64% женщин. Причем 49% мужчин и 38% представительниц прекрасного пола заявили, что предпочитают покупать только самое необходимое, без излишеств. Спонтанные покупки товаров, которые не являются жизненно необходимыми, предсказуемо чаще совершают женщины (44%), чем мужчины (31%).

Женщины значительно чаще мужчин предпочитают посещать магазины в период скидок или акций — 71% против 57%. Кроме того, 28% мужчин и 21% женщин предпочитают покупать товары на иностранных сайтах, таких как AliExpress.

70% мужчин и 69% женщин смотрят на скидки в магазинах и при заказе товаров онлайн, потому что покупать дешевле - это показатель финансовой грамотности. Но еще 28% мужчин и 30% женщин поступают так, потому что финансовая ситуация вынуждает их экономить


Чаще всего о необходимости экономить при шоппинге говорили жители Северного Кавказа (40% мужчин и 41% женщин) и Дальнего Востока (36% мужчин и 33% женщин). Реже всего — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (23% мужчин и 22% женщин), а также в Северо-Западном федеральном округе (25% мужчин и 21% женщин).

85% женщин и 79% мужчин постоянно — несколько раз в неделю или несколько раз в месяц — покупают товары со скидками. Лишь 20% мужчин и 15% покупают товары со скидками не чаще, чем раз в месяц.

42% женщин и 41% мужчин регулярно пользуются при покупке товаров кешбэками. Не следят за программами возврата средств на карты 52% россиян - этот показатель одинаков среди мужчин и женщин. 6% женщин и 7% мужчин не знают, что такое кешбэк.

Большинство россиян (48% мужчин и 56% представительниц прекрасного пола) в равной степени предпочитают онлайн и офлайн-шоппинг. 32% мужчин и 28% женщин отдают предпочтение реальным походам по магазинам. Покупать исключительно в интернет-магазинах предпочитают 20% мужчин и 16% женщин.

Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в шоппинг россиян. 34% женщин и 30% мужчин стали реже совершать спонтанные покупки. 41% женщин и 28% мужчин теперь чаще заказывают одежду и обувь в интернет-магазинах. 26% женщин и 28% мужчин перестали ходить в крупные торговые центры. Не изменился шоппинг из-за коронавирусных ограничений у 28% россиян и 21% россиянок.

Стали тратить меньше денег на шоппинг из-за пандемии 39% мужчин и 51% женщин. У 51% мужчин и 41% женщин траты на эти цели не изменились. Стали тратить больше на шоппинг в эпоху ковида 10% мужчин и 8% женщин

На спонтанные покупки товаров, не являющихся предметами первой необходимости, в том числе по скидкам и в рамках акций:

  • 41% мужчин и 50% женщин готовы потратить не более 5 тысяч рублей в месяц;
  • 19% мужчин и 21% женщин — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • 12% мужчин и 9% женщин — 10-15 тысяч рублей;
  • 6% мужчин и 2% женщин — 15-30 тысяч рублей в месяц;
  • 3% мужчин и 1% женщин — от 30 до 100 тысяч рублей в месяц.

При этом 14% россиян и 12% россиянок заявили, что не считают расходы на шоппинг, а у 6% мужчин и 4% женщин на это просто нет денег.

А вот к «черным пятницам» большинство россиян не проявляют деятельного интереса. Имеют опыт участия в них, но больше не следят за «черными пятницами» 45% мужчин и 53% женщин. В принципе никогда не участвовали и не участвуют в таких распродажах 34% мужчин и 31% женщин.

При этом 20% россиян и 15% россиянок участвуют в «черных пятницах» всегда, когда они проходят.

* Опрос проведен банком «Открытие» 15-22 ноября по репрезентативной выборке среди 1015 россиян в возрасте 18-65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда