Заработать на производстве мёда
Как создать медовую компанию с оборотом в 50 млн рублей, начав с двумя ульями.
Банк «Открытие» продолжает серию статей о «непринимателях» — людях, которые занимаются бизнесом, несмотря на трудности, и добиваются успеха. Этот текст о двух друзьях, Олеге Бармине и Михаиле Третьякове, которые начали своё дело с 40 кг мёда и цветочного магазина, а сейчас годовой оборот их компании превышает 50 млн рублей. Герои расскажут, почему бессмысленно заниматься цветочным бизнесом и как самостоятельно производить мёд.
Со свалки — в цветочный магазин
Олег Бармин: Сначала я работал на городской помойке в Северодвинске, разбирал подводные лодки. Потом была мойка машин. Потом коптил рыбу на продажу. В 2002 году я продал коптильню и решил, что буду заниматься продажей машин-иномарок. В 2007 году оборот моей компании достиг 100 млн долларов, но в 2008-м наступил кризис, и я обанкротился.
Раздав долги клиентам и партнёрам, я уехал из родного города в Москву и занялся флористическим бизнесом. После банкротства осталось три уголовных дела, приходилось платить адвокату 50 тысяч рублей в месяц — ровно столько я тогда зарабатывал. Поэтому три года я жил в своём же магазине. Чтобы его открыть, нужно было около 100 тысяч долларов. Часть денег я занял у друзей, часть — у подписчиков в блоге.
Во время работы и жизни в магазине я начал активно вести LiveJournal, обзавелся большим количеством подписчиков за счёт истории моего банкротства и в 2010 году стал директором по маркетингу LiveJournal. Всё это время продолжал заниматься цветами. До 2014 года месячный оборот составлял около 1 млн рублей. Однажды удалось заработать за год более 30 млн рублей.
Что общего между продажей цветов и автомобилей
Олег Бармин: В цветочном бизнесе у нас работало всего пять человек. Тогда продажа цветов в Москве ещё не была налажена на должном уровне. Это было время палаток с цветами и женщин с фиолетовыми волосами. Мы отличались от них тем, что сделали модельный ряд букетов, чем-то схожий с продажей машин. Было шесть моделей букетов разной ценовой категории: тысяча рублей, две, три и выше.
Мы не продавали цветы отдельно и не составляли букеты на месте. То есть мы знали, что для создания такого-то букета нам необходимо купить определенное количество цветов. Благодаря этому у нас почти не было остатков. Мы хотели оформить франшизу, но потом поняли, что франшизировать тут нечего: люди и сами могут собрать такие букеты.
Сейчас на цветах мы получаем прибыль плюс-минус 300 тысяч рублей в месяц. В целом можно больше не работать, но это не моя цель. И если бы 10 лет назад я знал, что такое цветочный бизнес, я бы никогда и ни за что им не занялся. Это геморрой: скоропортящийся продукт — хуже, чем продавать рыбу. Если ты купил цветы в понедельник и не продал их к пятнице, значит, ты выкинул их на помойку. Такую модель очень сложно масштабировать. Никто в России за 10 лет не смог построить устойчивую и очень прибыльную сеть. Это скорее дело для самозанятых.
С появлением Instagram ценообразование сильно поменялось. На рынке миллиард флористок и флористов, которые начали заниматься этим для удовольствия. В результате они сломали модель, сидя дома и зарабатывая небольшую сумму за месяц. Сейчас гораздо проще найти и купить красивый букет, хотя еще лет пять назад было проще купить отрубленную свиную голову.
Как появилась идея продавать мёд вместе с цветами
Олег Бармин: Мой партнёр Михаил Третьяков в свое время взял у меня в долг 1500 долларов на развитие собственного бизнеса. И пропал.
Через 10 лет его жена написала мне в LiveJournal, что муж хочет отдать долг. Он приехал, отдал деньги — лучшие венчурные инвестиции в моей жизни. Помимо этого, он рассказал про рынок мёда и предложил вместе заняться этим бизнесом. Ему от тестя досталось два улья стоимостью 5 тысяч рублей, которые дали 40 кг мёда, и он думал, как его продать. Буквально за несколько часов мы придумали название LipkoSladko.
На старте инвестировали 100 тысяч рублей, чтобы увеличить пасеку. Благодаря этому в следующем году получили уже 800 кг мёда, у нас появились первые клиенты. В первый год дело не принесло прибыли — просто попытались расширить производство.
Михаил Третьяков: Сейчас мы производим 100 тонн мёда. Мы пришли на рынок, потому что на нём не было и до сих пор нет крупных игроков с долей хотя бы в 1%. В среднем у пасечников от 10 до 100 ульев с мёдом. Большое производства мёда находится в Башкирии, где у самого большого пасечника — полторы тысячи ульев. Для сравнения у нас 6 тысяч ульев.
Мы понимали, что это колхозный рынок, на котором можно сделать структурный, понятный, красивый и качественный бренд. Для того, чтобы обзавестись таким количеством ульев, приходилось постоянно инвестировать в них на протяжении семи лет. Бывало так, что Олег, выступив на нескольких конференциях, получал 700 тысяч рублей. И эти деньги он тоже вкладывал в бизнес. Мы не могли прибегнуть к помощи кредитов в банке, так как у обоих в своё время проводилась процедура банкротства.
В 2019 году мы получили очень хорошие инвестиции от одного ресторатора, которые планируем потратить на увеличение количества пчёл.
Для привлечения первых клиентов Олег разлил мёд в пробирки, подписал их «Анализы пчёл» и раздал по офисам. Не прошло и нескольких часов, как в магазин потянулись люди за мёдом. Чтобы привлечь внимание журналистов, Олег установил на крыше офиса необычный арт-объект в виде трёх ульев. Через некоторое время несколько крупных столичных СМИ выпустили репортажи про «пасеку на крыше».
Каждый может делать мёд
Олег Бармин: У нас около 200 позиций товара, который мы получаем с помощью ульев. Плюс, мы продаем самих пчел специально для тех, кто хочет самостоятельно заниматься пчеловодством. В 2018 году наш оборот составил 32 млн рублей, в этом году надеемся на 60 млн рублей.
Если человек хочет заниматься мёдом, то в первую очередь ему нужно пойти учиться, как делал Михаил на протяжении трёх лет. Чтобы содержать пару ульев, достаточно прочитать книгу «Я — пчеловод» или посмотреть ролик на YouTube. Если тысячу ульев и больше — нужно быть готовым потратить на них три цены.
Один улей «под ключ» стоит 16 тысяч рублей. Соответственно одна тысяча ульев — это 16 млн рублей. Прибавьте к этому склад, медогонки и прочее оборудование — ещё 5 млн. То есть 20-25 млн рублей понадобится потратить только на всё необходимое. Но чтобы всё это работало, нужны знания.
У нас был один ужасный сезон — дождливое лето. Мне тогда пришлось продать машину и недвижимость, чтобы купить сахар. Мы кормили им пчел, в противном случае они бы просто умерли. Если бы в этом году мы оставили пасеку в Подмосковье, то обанкротились. К счастью, мы перевезли пасеку в Адыгею, там теплый сезон с марта по сентябрь.
Как продвигать медовый бизнес
Олег Бармин: Мы продвигаемся через интернет, выставки и конференции. Важное уточнение — наше продвижение полностью бесплатное, мы не покупаем трафик и не платим за размещение информации. У нас очень удобный и логичный сайт, на котором можно сделать предзаказ мёда или ульев на следующий год. Сейчас у нас около двух тысяч предзаказов на ульи.
Мы также планируем делать видео-уроки для тех, кто хочет зарабатывать на мёде. Эта история подходит, например, пожилым людям. Ещё планируем оформить франшизу
Точки роста производителей мёда
Михаил Третьяков: Мы первые по производству мёда в России. В первый год мы получили 40 кг мёда, потом 400, потом 4 тонны, потом 12 тонн. В этом году произвели 94 тонны. В следующем году, если всё будет хорошо, планируем продать 8-10 тысяч пчелопакетов. Мы прибыльны и обходим стороной сетевиков.
Конечная стоимость мёда складывается из фонда оплаты труда, затрат на ульи и пчёл, расходов на лизинг, банки, крышки, этикетки, фасовку, доставку и налогов. Если брать тех, кто продаёт через сеть, там большую часть маржи съедает сеть. Полкило мёда за 200 рублей на полке сетевого магазина — это как правило низкосортный подсолнечниковый мёд. Дешевые сорта мёда, собранные на разных пасеках, смешивают в одной емкости. Иногда купажируют с более дорогим мёдом, например, липовым, таким образом повышая ценность продукта.
В будущем мы хотим сделать различные варианты удобной упаковки для мёда. Пока это сложно: чтобы запустить новый вид банок, нужно закупать их объёмом от 100 тысяч штук. Каждой банке нужна крышка и наклейки.
Для поставок в сетевые магазины нужен большой ассортимент: например, пять видов банок — то есть 500 тысяч банок, крышек и наклеек. Нужны очень большие инвестиции в товар и производство, которые могут не окупиться. Мы аккуратно двигаемся в этом направлении, постепенно расширяясь и отстраивая новые места для хранения. Когда мы обрастём жирком, то пойдем в сети. Я очень надеюсь в будущем сделать из «Липко-Сладко» франшизу.
Банк «Открытие» поддерживает предпринимателей, которые не останавливаются на достигнутом и идут вперёд несмотря ни на что. Для таких непринимателей «Открытие» предлагает кредиты на развитие своего дела без ограничений по максимальной сумме и со ставкой 9,5% годовых.
Это просто замечательнейший кейс. Аплодирую стоя.
Спасибо! Рады стараться! Хотелось бы расти быстрее, но не все так просто как хотелось бы
Олег крутой, будь как Олег!
Тиньков?
привет дорогой! Спасибо! Стараемся, хотелось бы конечно, быстрее развиваться, но что поделать, бизнес это не простая штука.
Отличная былина. Но стоит пораспрашивать пару пасечников как они скажут, что "удои" меда падают каждый год, а потом открыть новости и прочитать, что пасечники по всей стране бьют тревогу по этому поводу, ситуация катастрофическая. В США и Европе так же.
А у чуваков в рассказе все круто, берите кредиты, граждане читатели, да побольше.
Комментарий недоступен
Ну вы не читайте всяких рукожопых пасечников! С чего "удои" ))) могут падать? Мы растем 7 год как в количестве ульев так и в количестве меда на пчелосемью. Просто не надо быть старпердическими бизнесменами.
Сироп-прикорм небось с антибиотиками а металлические медогонки вообще зло.
В общем мёд, как и многие продукты, лучше брать там где нет таких диких объёмов и промышленного подхода.
Это не дикие обьемы! С учетом того, что я супер публичный человек, даже если бы захотелось что-то намутить я бы не смог. Приезжайте к нам в гости на пасеки: город Александров и Майкоп (Адыгея)! Все сами посмотрите! Естественно когда будет теплая летная погода ))
Это просто бизнес, ничего личного. На Кубани же, только ленивый не держит парочку ульев.
Металические медогонки у 99% пасечников. Сироп изымается весной или съедается полностью, к конечному потребителю он не попадает никак (конечно есть плохие пчеловоды, кто кормит сахаром в сезон). А что не так с антибиотиками? Вы откройте перечень болезней пчёл, их лечить нужно тоже иначе погибнут за полсезона.
"Мой партнёр Михаил Третьяков в свое время взял у меня в долг 1500 долларов на развитие собственного бизнеса. И пропал."
"Через 10 лет его жена написала мне в LiveJournal, что муж хочет отдать долг. Он приехал, отдал деньги — лучшие венчурные инвестиции в моей жизни."
Просто топ.
Но вы молодцы, что пытаетесь развивать это дело.
Мы не пытаемся развивать, а успешно развиваем!
Бла Бла Бла одно
Не Бла Бла Бла! А х.ячим круглый год не покладая рук! А вы?
Ну что тут скажешь: любит русский человек всякое "говно" жрать) (по поводу пробирок)
Нет! Человек любит веселый креатив!
"Сейчас мы производим 100 тонн мёда" и "Обходим сетевиков", то есть вся реализация через "удобный и понятный" сайт даже без рекламы?
Все продажи распределены по каналам:
1. Магазин на "Дизайн Заводе Флакон", называет "Цветы и Мед"
2. Магазин в городе Александров, он же цент по отгрузке заказов с сайта
3. Сам сайт: https://lipko-sladko.ru
4. Сайт магазина: https://flowershoney.ru
5. Б2Б – большой обьем продаж в основном к гендерным праздникам
6. Оптовые продажи
7. Мои личные социальные сети и чуть-чуть мой блог
Пчела гадит, а мы ешь за ней © Кысь
молодцы ребята.
Спасибо!
Для таких непринимателей «Открытие» предлагает кредиты на развитие
Неприниматели — предприниматели с оборотом от 50 млн, которым нахер не нужны кредиты.
Ну как сказать не нужны?! Уже нужны и теперь мы, можем их брать! Если говорить про банкротства, то скажу так. В США каждый миллиардер в среднем за жизнь банкротился 7 раз! Никто не может просчитать все, кризисы, падение спроса, стоимости акций, активность конкурентов и тд. Так что банкротство – это обычный процесс очищения рынка, но есть важный момент, встать и пойти дальше с новыми силами. Вот это не просто!
Что только не напечатает, и сколько только не заплатит банк Закрытие , в то чтобы отмыть свою репутацию. ))
Отмыть от чего? :-) О банкротства, которое прошло 10 лет назад? Так я уже про это книгу написал и издал ее МИФ и она стала бестселлером! ))))
Банк заплатит за то, чтобы репутацию исправить? Интересная история!
Скажите, а не было ли у вас проблем с варроатозом пчел?
Трудно найти пчеловода, у которого их не было.
Мы уделяем большое внимание ветеринарной работе и регулярно обрабатываем пчёл от варроатоза.
Олег а с вами можно по телефону связаться проконсультироваться
Лучше написать в ватсап или телеграм: +79067677007
Добрый день, Какую породу пчелы содержите, какая технология пчеловождения, где заказываете маток.
Добрый день!
1. Карника и Бакфаст.
2. Дадан + магазины, кочевка.
3. Выводим сами.
Агрессивная реклама банка отталкивает. Местами пахнет откровенным враньём. После слов "низкосортный подсолнечниковый мёд" перестал читать. Не должен выезжать бизнес за счёт принижения достоинств конкурентов - типичный совковый менталитет раскрывает владельцев далеко не с лучшей стороны. Артём Д., 31, занимаюсь мёдом с 2010года.
Это очень смешно! Еще никто не говорил про меня "совковый"! Это прям очень смешно!
Занимаетесь медом с 2010 года – это прекрасно! Расскажите о своих успехах? Сколько ульев? Сколько меда продаете? Как называется ваш бренд?
Да, тоже согласен! Видимо, зависит, с какой точки зрения на это смотреть)
Олег, в вашу честь песня)): https://www.youtube.com/watch?v=JISD0bI4qQY
Очень интересную франшизу Олег предлогает и мёд это такой продукт, на котором не прогоришь,если с умом будешь подходить. Знаю одного тоже профи в Тамбовской области. Он всю жизнь пчёлами и мёдом занимался и семья всегда была в достатке и обеспечении. Для себя тоже поставил цель попробовать этот чудо бизнес, который очень ценен по миру из за полезности мёда и роста населения:) Олег, лайк за выдуманную фишку с первыми клиентами и "анализов пчёл". Это шедевр!:)
меня зовут эмиль я из башкирии живу в райцентре но не знаю как продать мед
Какой странный Эмиль)))
Сайт выглядит хорошо. Но половина кнопок не работает. И не понятно что с этим делать)
подскажите, а какой у вас штат работников на 6000 семей?