Быть зеленым: что мешает российским брендам защищать природу

Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат».

57% покупателей в мире заявили, что готовы платить больше за экологически чистые продукты. В России таких — 86%, подсчитали аналитики PwC. 70% жителей Москвы и Петербурга фильтруют воду и используют другие способы для сокращения вреда экологии.

Компаниям, которые хотят быть успешными, нужно следовать за этим трендом и давать своему клиенту возможность быть ответственным. Проблема в том, что инструментов «озеленения» бизнеса в России практически нет и вот почему.

Бизнес-модель экспресс-доставки продуктов нашей компании фундаментально устроена так, чтобы оказывать минимальное влияние на окружающую среду.

Карбоновый след каждого заказа стремится к нулю: курьеры доставляют продукты клиентам пешком или на велосипеде; товары в дарксторы привозят небольшие грузовики, а не огромные фуры, которые выжигают больше топлива; мы не используем одноразовую упаковку во внутреннем обороте; доставляем клиентам продукты быстро, поэтому они могут отказаться от закупок впрок и не накапливать просроченные продукты.

Грязные бренды и свалка истории

Экономически эффективные бизнес-модели, которые оказываются экологически неустойчивыми, постепенно изживают себя: нефтяной бизнес, табачная индустрия, азартные игры, алкоголь, автотранспорт на двигателях внутреннего сгорания. Такие компании пока еще существуют и даже иногда показывают рост, но сам их смысл не совместим с развитием человечества, которое стремится сохранять ресурсы, чтобы выжить.

За последний год в секторе автомобильной промышленности только Hyundai показал прирост стоимости бренда на 1% по версии Interbrand. BMW, Toyota, Audi и другие гиганты упали на 2–13%. Зато в рейтинг впервые в истории вошла компания Tesla. Серьезное падение оценки стоимости брендов после пандемии показали компании категории люкс и одежды масс-маркета.

Встать на экологические рельсы немедленно многим компаниям сегодня мешает сложное состояние экономики и отдельных индустрий. Например, любой бизнес, связанный с доставкой, неизбежно требует наличия автомобиля. А электромобиль и его обслуживание все еще невероятно дороги. Через 10 лет, с развитием индустрии, такого выбора уже не будет — все начнут ездить на электромобилях.

Вторая проблема бизнеса — попытка сэкономить на будущем. Такие компании не выживают, но успевают оставить грязный след.

Две этих проблемы сталкиваются с отсутствием правового регулирования и поддержки эко-инициатив в России. В результате внедрение экологических инициатив становится достаточно затратным и неудобным процессом. В Великобритании, США и Евросоюзе, например, уже снижены налоги на электротранспорт, а для зеленого производства электроэнергии предусмотрены субсидии.

СанПиН vs осознанные ритейлеры

83,6% опрошенных россиян уверены, что экологичным можно считать товар, который не вредит окружающей среде, здоровью человека и имеет экомаркировку — знак международно признанной сертификации, говорится в исследовании некоммерческого партнерства «Экологический союз» и Экобюро GREENS.

В июне 2020 года стало известно о подготовке новой редакции российских санитарных правил, которые запрещают продажу товаров в пакеты, сумки, мешки или контейнеры покупателя. В Greenpeace уверены, что такая инициатива поставит крест на работе эко-магазинов «без упаковки» и приведет к росту объемов мусора в стране в несколько раз.

Российские ретейлеры, крупные и малые сети, признают спрос покупателей на многоразовую тару, которая требует достаточных усилий для хранения и перевозки, но в долгосрочной перспективе они явно окупятся.

Между тем санитарные правила, обновленные в 2000 году, сейчас обязывают продавца класть продукты разных категорий в разные пакеты — поэтому при доставке продуктов домой и привозят очень много пластиковой упаковки. Штрафы за нарушение этого пункта очень высокие, а при систематическом их повторении компанию и вовсе могут закрыть на 90 суток. Правила пытаются обновить с 2017 года, но пока безуспешно.

Многие сети сегодня развивают проекты по переработке вторсырья от покупателей (при действующем запрете на прием отходов на территории магазина, то есть тратят на это большие ресурсы). Также они вынуждены утилизировать списанные продукты с истекшим сроком годности по предписаниям Роспотребнадзора.

Если раньше утилизировать продукцию должны были поставщики, то теперь эта ответственность ложится на магазин или сервис доставки. Компании, занимающиеся реализацией продуктов питания, обязаны заключать договоры со специальными фирмами, которые вывозят просрочку на переработку.

Ретейлеры уже могут использовать многоразовую упаковку во внутреннем обороте и перерабатываемые пакеты для продажи товаров — это не так дорого, как было еще несколько лет назад. При среднем горизонте планирования «зеленые» инициативы кажутся несколько затратными, но на долгосрочную перспективу такие инвестиции — оправданы.

Компании могут прямо сейчас:

— полностью отказаться от одноразовой упаковки в пользу биоразлагаемых пакетов;

— сделать так, чтобы покупатели трогали товары реже (от этого они быстрее портятся);

— использовать биоразлагаемые материалы.

Желание и возможности ретейлеров сталкиваются с реальной жизнью. Биопластик из натурального сырья изготавливают из возобновляемых материалов. Он может быть отправлен в компост, но при этом похож на обычный пластик при использовании в быту.

Впрочем, замена пластиковой упаковки на биоразлагаемую сама по себе — затратное и бессмысленное занятие, потому что нет системного и организованного сбора таких отходов. Подобная упаковка может подходить для домашнего компоста, а может — только для индустриального. Это зависит от маркировки. Пока в России практически никто системно ее не утилизирует.

Это временные трудности непонимания между государством и бизнесом, которые со временем будут разрешены просто потому, что человечество развивается. И вот как бизнес изменится в будущем.

Экогоризонты будущего

Всех захватит гиперлокальное производство. В больших городах свежие овощи будут выращивать на небольших площадях городских ферм прямо внутри зданий. Отсутствие полевых условий, риска засухи и насекомых-вредителей, необходимости использования удобрений сделает такие производства максимально безвредными для окружающей среды.

Углеродный след таких продуктов минимален — их не нужно будет везти на автомобиле или самолете, а можно будет доставить покупателю в соседний дом. Исследователи Йельской школы окружающей среды уже разрабатывают проект по информированию потребителей через приложения доставки еды о том, какой углеродный след оставляют те или иные ингредиенты в их рационе питания. По задумке ученых это поможет покупателям более ответственно выбирать блюда в ресторанах.

Компании воспитают осознанность. Бизнес заинтересован в устойчивом развитии: это приводит к необходимости прививать эко-привычки и своим сотрудникам. В офисах не останется одноразовой посуды и появится инфраструктура для раздельного сбора мусора. Развивая эко-привычки на работе, сотрудники не откажутся от них и дома.

Идея ответственного потребления станет массовой. Потребители уже готовы переплачивать за экологичные товары. Следующий шаг — снижение объемов покупок одежды за счет понимания, что многие купленные вещи, мы в действительности не используем.

При этом объем текстильных отходов, например, в США занимает до 8% всего мусора в год. Осознанное потребление простимулирует и идею гиперлокального производства. Если люди покупают меньше, огромные торговые центры и «быстрая мода» больше не нужны: любой предмет (от платья до велосипеда) можно будет произвести в соседнем доме с помощью роботов из нано-материалов или в своем — на 3D-принтере по чертежам, скачанным из интернета.

Логистика перестанет требовать больших резервов, а симбиоз локального производства и ответственного потребления значительно ослабит влияние человечества на окружающую среду.

0
43 комментария
Написать комментарий...
Ray Smith
Потребители уже готовы переплачивать за экологичные товары.

Попытка выдать мнение эко-хипстеров за всеобщее?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zharckov

Достаточно много исследований на этот счет за авторством и брендов-производителей потребительских товаров, и независимых экспертных бюро. Действительно, не все россияне, но значительная часть готовы переплачивать за ЭКО.Например, по данным Procter & Gamble доля таких потребителей в нашей стране составляет 69%. 

Ответить
Развернуть ветку
Ray Smith

А опросили наверное 1000 человек и все из ДС1/2?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ray Smith

Репрезентативно, аж пиздец.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

шутка про длину хозяйства по опросами и по измерениям
сколько из этих людей реально выбирают в магазине товар подороже, за эко-упаковку (или как-там определяются эко-товары)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

PG молодец, только это один из топ гавномэйкеров.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

И тут штампы;)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Штампы: «как многие знают», «не для кого не секрет», «по мнению большинства», «всем понятно, что».

В целом, конечно, Самокат молодцы. Хорошая компания. Удачи в развитии. Правда наличие Сбера смущает, но наличие Мэйл групп успокаивает.

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Vachnadze

И ещё....какой нахер "карбоновый след". Что за мания коверкать Русский язык? След УГЛЕРОДНЫЙ!!! Мать его...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

ну они ж "самокат". стайлинг авто. карбоновые пленки, нид фо спид 2, вот это фсё

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ryzhov
"57% покупателей в мире заявили, что готовы платить больше за экологически чистые продукты. В России таких — 86%, подсчитали аналитики PwC.

==
как говорится,
п№$деть - не мешки ворочать!!!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Но тут я думаю вырвано из контекста. Условно, если на продукте написать "выращено в экологически чистой среде, без использования химии и ГМО", то потребитель готов за это платить.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Готов и заплатил - разные вещи. Такие ошибки часто в тестировании бывают.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

"57% покупателей в мире заявили, что готовы платить больше за экологически чистые продукты. В России таких — 86%"

Это вы там серьезно? Такое ощущение, что человек не разу не был в России, Больше платить это вы скажите сейчас на улице людям, я бы посмотрела что вам бы ответили. У половины людей денег не хватает просто на еду без перебора. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Это правда. Однако, не вижу таких людей. ТЦ забиты. Парковка без свободных мест.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Не совсем поняла суть вашего комментария. Можно перефразировать?

Ответить
Развернуть ветку
GP

"любой предмет (от платья до велосипеда) можно будет произвести в соседнем доме с помощью роботов из нано-материалов или в своем — на 3D-принтере по чертежам, скачанным из интернета"

Смешно

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Gryaznov

"товары в дарксторы привозят небольшие грузовики, а не огромные фуры, которые выжигают больше топлива;" - ох тут бооольшой вопрос. Самокат считает в свой карбоновый след доставку до логистического склада? посчитан эффект масштаба при перевозке фурой? посчитаны ли повышенные выбросы от стояния в пробках маленьких грузовиков? контроль за тех состоянием грузовичков. вообщем очень голословно выдан тезис

Ответить
Развернуть ветку
Reagent

Тоже это смутило, сомневаюсь что пять бычков, экономичнее одного маза в 15 тонн.
Где-то видел расчет почему используют карьерный самосвалы вместо фур. Оказалось что углеродный след пыхтящего белаза ниже нескольких фур при аналогичном объеме перевезенной руды, не говоря уже о затратах на водителей и общее обслуживание. 

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Белаз дизель-электрический просто

Ответить
Развернуть ветку
Reagent

Фуры тоже дизельные. Привод белаза на электромоторах да, иначе никак, но это не гибрид, как можно подумать. 

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Все-же дизель там работает на более оптимальных режимах, чем у фур с прямым приводом на колеса, так что я думаю и выбросов там меньше на единицу мощности в том числе благодаря этому.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Какие-либо размышления брендов о "Зелености" возможно только после того, как Норильск, Челябинск и прочие подобные города станут экологическими "столицами" с 0-ыми выбросами. 
Все остальное - туфта для хипстеров.

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Vachnadze

Я прошу прощения заранее, но, это полная хрень! Занимаюсь переработкой пластика. По опыту за последние три года, если пишешь в промо материалах слово "эко" или делаешь упор на экологию, 80% аудитории думает что это либо развод, либо убыточное предприятие. Не знаю кто там готов за что переплачивать, мы лично вообще убрали слова эко и экология из всех промо материалов в РФ. Сейчас готовим презу на сбор денег для завода в МО и только говорим про топливо, прибыль, эффективность переработки, крутых партнёров и тп.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алина Лихачевская
> Компании могут прямо сейчас:

— полностью отказаться от одноразовой упаковки в пользу биоразлагаемых пакетов;
...
— использовать биоразлагаемые материалы.

Пожалуйста, не делайте так. Ниже автор пишет «Пока в России практически никто системно ее не утилизирует.». На деле в России нет инфраструктуры ни для накопления, ни для сортировки, ни для промышленного компостирования такой упаковки. Она мало того, что гарантировано уедет на полигон, так еще и может перемешаться в вторсырьем и поломать оборудование переработчикам, потому что часто такая упаковка визуально неотличима от полимерной.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kasatkina

Во всем права! 

Ответить
Развернуть ветку
Bartholomew Cubbins

«Что мешает российским брендам...»
Чтобы ответить на этот вопрос не нужно писать здоровый лонгрид. Ответ, как всегда, прост, лаконичен и незыблем - любому развитию мешает Стабильность.

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Капитализм им мешает.
Компания которая тратит ЭКО проигрывает той которая не тратит. Поэтому на большом отрезке не экологическая компания всегда купит и закроет экологическую.
В результате все компании занимаются ЭКО-мимикрией, но в реальности ни о какой экологии речи не идёт.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Щеглов

"... экологически неустойчивыми, ... табачная индустрия, азартные игры, ..."

Ответить
Развернуть ветку
Александр Стриго

1) чем производство алкоголя экологичнее производства условной колбасы
2) чем азартные игры не экологичны ? Чем неэкологично приложение букмекерской конторы ?
3) как фильтрация воды в кране положительно влияет на экологию ? Вот если бы люди пили воду из крана тут как раз таки был бы положительный экологичный эффект , а ещё лучше ходили бы с коромыслом на реку или к колодцу , ибо любое производство это затраты энергии и ресурсов со всеми вытекающими ...включая производство фильтров .
4

Ответить
Развернуть ветку
Gasp

Инвестиции со сроками в 40+ лет абсолютно любая компания потянет, ага 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Filippov
 При среднем горизонте планирования «зеленые» инициативы кажутся несколько затратными, но на долгосрочную перспективу такие инвестиции — оправданы.

Можно подробнее со стороны бизнеса? Как для них окупится инвестиция?

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

В России экологические темы не работают: слишком много других проблем. Есть конформисты, которые тупо следуют за модой и покупают деревянные вилочки и особые стаканчики, а также шизанутые, которые делают дома компост и разводят червей.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Это может зависеть от того,кто видит мои тексты или нет,когда я пишу что знаю как восстановить экологию и оставляю номер +79588772718,и если перезвонит,то мы договоримся о мероприятии и о реализации проекта!

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда