{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему презентации Apple, Google, Samsung и других компаний могут навсегда перейти в онлайн Статьи редакции

Как это повлияет на общение брендов с пользователями, журналистами и блогерами.

Мероприятия для журналистов

Большой концертный зал с приглушенным светом. Гаснут лампы, на огромном экране начинается стильный ролик про ценности компании. На сцену под аплодисменты выбегает глава компании в кроссовках, который с улыбкой на лице говорит о том, как он рад видеть всех присутствующих. Наконец, начинается презентация.

Все кресла заполнены журналистами с ноутбуками и планшетами на коленках. Они пытаются по мере проведения презентации как можно быстрее выпустить материал, однако местный Wi-Fi то и дело отваливался из-за нагрузки — время от времени приходится переключаться на мобильный интернет.

По такому сценарию проходили практически все презентации, конференции и специальные мероприятия крупнейших компаний последних десятилетий: Apple, Facebook, Microsoft, Google, Samsung, Xiaomi, Tesla. Формат «шоу перед журналистами» стал «золотым» стандартом не только для ИТ-индустрии. Автопроизводители, банки, онлайн-кинотеатры — все старались хоть раз в год провести презентацию продуктов с подобающим размахом.

Примечательно, что подобный формат зародился несколько десятилетий назад в весьма специфичных условиях. У компаний не было практически никаких инструментов для общения с пользователями — ни соцсетей, ни трансляций, ни сайтов, которые посещают миллионы пользователей.

Презентации были чуть ли не единственным способом комплексно рассказать общественности о достижениях. Поэтому бренды собирали журналистов, показывали им свои продукты в надежде на то, что, вернувшись в редакции, представители прессы расскажут об увиденном читателям.

30 января 1984 года, Стив Джобс представляет Macintosh

Примечательно и то, что за несколько десятилетий формат не изменился. Исчезла вступительная часть с цифрами и показателями компании, с которой, например, так любил начинать презентации Стив Джобс, явно обращаясь к журналистам в зале.

Появились прямые видео- и текстовые трансляции с места событий. Экраны на сцене стали больше, залы вместительнее, спецэффекты дороже, но фундаментально подход не изменился: компании приглашали журналистов, чтобы со сцены рассказать им о своих продуктах. И чтобы пользователи приучались следить за этими трансляциями без посредников.

Мероприятия для пользователей

Наступил 2020 год: пандемия, локдауны и прочее. С мероприятиями ИТ-компаний произошли на первый взгляд очевидные изменения. На них перестали звать журналистов, пропали аплодисменты, а сами презентации превратились из шоу в прямом эфире в хорошо смонтированные ролики.

Но случилось и еще одно важное изменение. Компании начали обращаться напрямую к пользователям, минуя прослойку в виде журналистов, сидящих в зале. Формат «шоу для журналистов и блогеров» сменился на «шоу для пользователей». И это хороший шаг.

Вместо презентаций, на которых компания пыталась усидеть сразу на двух стульях — поделиться с журналистами интересными фактами и «продать» устройство пользователям — остался только один рассказ, адресованный покупателю.

Кажется, компаниям стоит воспользоваться этим моментом, чтобы пересмотреть, как они представляют продукты. Выстроить прямой диалог с потенциальными покупателями, аккумулировать каналы общения, научиться создавать собственные истории вокруг презентаций.

Хороший пример такой трансформации — презентации Apple и «Яндекса» 2020 года. В случае с калифорнийской компанией видно, как она сначала нащупывала формат и искала новый сценарий для повествования. В июне на WWDC Apple как будто еще ностальгировала по офлайну: Тим Кук на сцене пустого зала, спикеры на фоне больших экранов со слайдами.

В последней ноябрьской презентации уже нет пустых зрительских залов или каких-нибудь отсылок к прошлым офлайн-мероприятиям — спикеры в разных локациях рассказывают о новинках, динамичная смена кадров и повествование без перерывов на обратную связь. Формат уже кажется привычным для Apple.

У «Яндекса» мало хардверных продуктов, которые обновляются ежегодно, поэтому вместо искусственного накопления релизов к одной дате они выбрали формат не срежессированного (по крайней мере так кажется) интервью с гендиректором.

Подобные примеры наводят на мысль о том, что большие мероприятия для журналистов и блогеров должны уйти в прошлое. Ролики с хорошим повествованием и динамичной картинкой справляются с задачей презентации продукта намного лучше старых шоу в зале.

Осталось решить одну проблему

Потому что у роликов, конечно, есть и минусы. Они не такие живые, как трансляции из зала — смех или аплодисменты добавляли стерильным шоу какие-то настоящие эмоции. Это можно пережить и решить технически — например, вылетающими лайками в прямых трансляциях Instagram.

Что пока не получается перенести в онлайн, так это происходящее после мероприятий. Обычно сразу после того, как спикер уходит со сцены, на выходе из зала, где проходила презентация, открываются демозоны. Здесь можно подержать в руках новое устройство, посмотреть на него живьём, а не с рендеров, сфотографировать, сформировать собственные впечатления о продукте, а не те, что компания старалась вложить в голову во время презентации.

Параллельно запускаются сессии, на которых можно задать вопросы представителям компании: спросить разработчиков и инженеров, работавших над продуктом, о том, о чем не говорили в красивых роликах, понять причины принятия тех или иных решений. Всё это вместе помогает составить собственные впечатления от происходящего и собрать факты, которую затем можно использовать в публикациях.

Пожалуй, это самая ценная часть мероприятий, которая была утрачена в 2020 году и пока непонятно, как она трансформируется (и трансформируется ли вообще). Компании пробовали перенести встречи с журналистами и блогерами в онлайн: сначала собирая всех журналистов в одной большой встрече в Zoom, потом, осознав бесполезность предыдущей затеи, перейдя на более компактные встречи.

Однако без личного знакомства с устройствами и без тестирования сервисов вживую подобные встречи превратились скорее в пересказ презентаций. Добывать информацию у компаний и делиться первыми впечатлениями с читателями стало сложнее.

И если компании оставят презентации в онлайне и не найдут удобный формат для общения с журналистами и блогерами, придется жить с красивыми рендерами и с не самыми полными обзорами. Бренды выиграют, а журналисты и блогеры проиграют.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Bogdan Tikhomirov

Кажется, мы стали забывать главных специалистов по переносу конференций в онлайн

Ответить
Развернуть ветку
JestX

разрази меня гром, это же сбер!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Операция по пересадке шляпы прошла успешно

Ответить
Развернуть ветку
Ильяна Левина

Мир ушёл в онлайн. Блогерам и журналистам стоит перестраиваться, а не сетовать «как было хорошо раньше».

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ильяна Левина

Как раз наоборот - найти возможности, потому что они безграничны

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда