Как русскоязычный бизнес стал одним из самых крутых и свободных в мире
В странах бывшего СССР принято ругать себя и смотреть снизу вверх на развитые страны Запада. В данном статье я хочу рассказать, почему это во-многом уже неактуально и как можно воспользоваться этим окном возможностей на глобальном уровне.
Если говорить о моей бизнес-экспертизе, то с 2009 года я начал свой первый успешный проект с годовым оборотом в несколько миллионов евро, а с 2016 года живу и работаю в Германии, где в 2020 году начал свой первый собственный проект за пределами России.
Итак, позволю себе небольшой экскурс в историю.
1. Классический капитализм.
Капитализм в том виде, каком мы его знаем, возник по историческим меркам сравнительно недавно – с начала 19-го и по середину 20-го века. Его основную суть довольно точно описали марксисты – в массовом капиталистическом производство товаров и услуг есть базовый и неразрешимый конфликт интересов – капиталист хочет выжать максимум из имеющихся у него ресурсов, том числе работников, рассматривая их как объект и не допуская их к владению капиталом. Несмотря на эту базовую несправедливость многие капиталистические страны мира добились впечатляющих успехов в развитии технологий и кардинального улучшении качества жизни людей. Однако, и социальный конфликт при таком способе производства был настолько острым, что в некоторых странах он спровоцировал появление и укрепление социалистического способа производства. Идеи социализма и справедливости были крайне популярными до 70-х годов 20-го века и по сути заставили классические капиталистические страны пойти на уступки в вопросе большей справедливости к доступу к общественным благам.
2. Социальный капитализм.
Несмотря на крах социалистических систем в конце 80-х – начале 90-х абсолютное большинство западных стран продолжили активное «полевение». Это касается в первую очередь западноевропейских стран. Германия и скандинавские страны ввели бесплатное образование для всех, бесплатную страховую медицину, обширную систему льгот и финансовой поддержки малоимущим слоям населения. Государство и общественные институты стали играть несоизмеримо бОльшую роль в управлении капиталом и бизнесом – предприниматель перестал иметь право увольнять и сокращать работников без согласования с профсоюзами и отраслевыми союзами и обязан был согласовывать многие управленческие решения с государством (допустимые технологии, экологические нормы и т.п.).
Страны бывшего соцлагеря, напротив, оказавшись у разбитого корыта, были брошены назад к дикому капитализму, практически потеряв все завоевания социальной поддержки, существовавшей до этого. Вместе с очевидными минусами такой ситуации, бизнесы и люди на пост-советском пространстве не только выжили, но и приобрели уникальную бизнес-культуру, готовую меняться и приспосабливаться к любым негативным условиям и основанную на всем известном принципе «не верь, не бойся, не проси». Похожая бизнес-культура сложилась также в таких крупных развивающихся странах как Китай, Индия, Бразилия, Турция.
Западные же бизнесы (за исключением США) такую гибкость и резистентность во-многом потеряли и становятся всё более похожими на поздне-советские элиты, стремительно теряя свою конкурентоспособность в пользу «молодых агрессивных» экономик. Ситуацию усугубляет мощный социальный прессинг, граничащий с цензурой и запретом на деятельность в отношении принятия непопулярных решений как сокращение и закрытие местных производств, отношения с социальными, национальными, религиозными и сексуальными меньшинствами, которые по сути стали диктовать предпринимателям мэйнстримную повестку и могут фактически управлять бизнесами.
Масла в огонь подлил, конечно, коронавирус, при котором влияния государства и ограничений стало кратно больше, а свободы, в том числе предпринимательской кратно меньше. Крайне негативным фактором для западных экономик является ещё и то, что население уже привыкло получать бесплатную помощь от государства и имеет крайне мало мотиваций к самостоятельному преодолению кризиса. Многие бизнесы также заняли «паразитную» позицию и массово рассчитывают на помощь от государства, благо финансовых резервов накоплено предостаточно. Однако, за всё приходится платить!
3. Гибридная agile эра.
Основным маркером этой эры было лавинообразное развитие цифровых техно
логий с начала 2000-х, основанных в своей массе на предоставлении сервисов и услуг. Нужно признать, что объективными достижениями двух предыдущих этапов стало экспоненциальное повышение качества жизни людей практически во всех странах мира. Проще говоря, человечеству больше не нужно бороться с массовым голодом и заботиться об обеспечение базовых физиологических потребностей. На первый план выходит сервис, ощущения, эмоции и т.п. Поэтому в структуре всех ведущих экономик мира (включая добывающие страны как Россия, Канада, Австралия, ОАЭ и т.п.) сфера услуг с помощью масштабируемых ИТ-технологий стала играть определяющую роль. И у большинства западных стран с этим сектором вернее с предоставлений таких услуг очень большие проблемы.
Однако, мир стремительно меняется и основным показателем успешности становятся не продвинутость технологий как таковых, а способы их предоставления потребителям. Умение подстраиваться под клиента, «чувствовать» его потребности – ключ к предпринимательскому успеху. Мир становится гибридно-гибким (agile), где вчерашние конкуренты объединяются в стратегические альянсы, где оффлайн сосуществует с онлайн, где для достижения целей компании ей уже не нужно нанимать сотрудников в штат, а поручать задачи фрилансерам, проектным подрядчикам и партнёрам из любой точки мира.
С другой стороны, сложные социальные и финансовые ограничения в совокупности с социалистическим трудовым законодательством создают громадные проблемы для западных предпринимателей по предоставлению своих сервисов! Бизнесу приходится постоянно оглядываться и опасаться, чтобы своими действиями и словами не оскорбить какое-либо меньшинство и не затронуть чьи-то интересы. Сила общественного давления здесь приобрела формы и методы культурной чистки. Общественные, экологические, религиозные и тому подобные активисты могут в считанные дни устроить вашему бизнесу бойкот, массовое порицание и травлю.
Показательный пример – это случай, произошедший с известной немецкой дрогери сетью Douglas. В декабре 2020 года немецкие власти ввели полный запрет оффлайн торговли за исключением товаров первой необходимости (продукты питания, бытовая химия, лекарства и гигиенические средства). Douglas фокусируется в основном на парфюмерии и косметике, но продаёт также и гигиенические средства. Пользуясь этим руководство компании оставило открытыми полки с гигиенической продукцией, закрыв все остальные. Это вызвало шквал возмущения и бойкот компании миллионами подписантов. Топ-менеджменту пришлось уже на 2-й день работы закрыть магазины и слёзно извиняться перед всеми «пострадавшими» за своё «безответственное поведение», хотя они выполнили все санитарные требования, действовавшие на тот момент.
Окно возможностей
Бизнесы в большинстве пост-советских стран таких проблем не имеют. Государству по большому счёту на них наплевать – лишь бы платили налоги и не вмешивались в политику. Общество также не предъявляет бизнесу высоких требований, сопоставимых с западными странами.
Всеэто создаёт в русскоязычном пост-советском пространстве беспрецедентный уровень свободы с точки зрения возможностей по разработке новых бизнес-концепций и моделей, свободного обмена опытом и мнениями и проведения экспериментов. Очевидно также, что крайне низкий платёжеспособный спрос не всегда даёт этим бизнесам зарабатывать и развиваться на своих внутренних рынках в достаточной мере.
С другой стороны, это создаёт необыкновенные до сих пор возможности по развитию экспорта услуг. Коронавирус показал, что осуществление значительного объёма услуг возможно удалённо и с помощью цифры. Продвинутые цифровые технологии, отличный и гибкий сервис, дешевизна рабочей силы, этот сервис предоставляющий, создаёт громадные конкурентные преимущества перед большинством западных игроков. Реально объективные препятствия – это адекватная языковая поддержка местных пользователей, а также знание особенностей местного законодательства. Но эти трудности вполне преодолимы.
Желаю всем успехов, новых открытий и позитивной трансформации в новом 2021 году!
Отсутствие информации о своих бизнесах вызывает недоверие к статье и желание поставить минус потому, что по стилю материал напоминает статью мамкиного инфобизнесмена.
бизнес в России: https://anhel.ru
бизнес в Германии: https://est-set.com
https://www.linkedin.com/in/romanpanin/
Будьте добрее и люди к вам потянутся!)
Роман, так я невероятно добр по своей натуре, именно поэтому и написал Вам дельный конструктивный комментарий в виде вот такой вот обратной связи. Поделился своими впечатлениями так сказать. На мой взгляд было бы более логично добавить эти ссылки о Ваших бизнесах сразу в статью, чтобы у читателя сразу складывалось более правильное восприятие. Спасибо, что добавили здесь!
зашел написать примерно то же самое, но ты уже. а ведь бизнес на несколько миллионов евро, это не ларек с сэндвичами, мог бы и рассказать автор
То есть русскоязычный бизнес крут и свободен тем, что может платить работникам гроши и топтать их права? Ну в том-то и дело, что востребованные специалисты на таких условиях работать не будут и предпочтут работать в Европе или США с их социализмом, а русскоязычный бизнес так и будет перебиваться низкотехнологичными отраслями и протекционизмом вроде закона о предустановке российского ПО.
Почему не будут? ИТ вполне работает, да, зп выше чем в большинстве других отраслей, но ниже европейской. Миграция, все же, далеко не для всех. Но это ладно, куда смигрирует хороший токарь, электрик, фрезеровщик или оператор чпу?
СНГшное айти держится на студентах и провициналах, пока не набьют скиллы для трактора и так по кругу. Е....ое ИТ не даст соврать - 80% бизнеса это субподряд у буржа на галерах с манкикодерами.
А электриков и фрезеровщиков орды в Польше из бывшего СНГ им даже проще, на работе можно не общаться, а чтение схем требует пары месяцев навыка.
а с 2016 года живу и работаю в Германии, где в 2020 году начал свой первый собственный проект за пределами России.
Нормальная тема, поднять денег в рф и эвакуироваться. Поддерживаю.
Написано же «русскоязычный». Про Россию речи не шло
Хм, а разве русскоязычный бизнес может работать по иным законам в других странах?
ну да, мы же так много знаем примеров, когда бизнес из молодых и агрессивных экономик захватывает целые рынки в США и Европе. Ну вот, например, Яндекс. Или Касперский. Или Маруся. Газпром. Вконтакте. Телеграмм. Озон. Лада. Камаз. Сухой суперджет. Ну и еще сотня другая компаний, которая захватила мировой рынок.
Плейрикс, джетбрейнс?
и это все, что 150 млн человек породило за 30 лет?
Нет, не все. Хотя для 30 лет после совка и в условиях нео-совка последнии лет 15 тоже ничего.
И среди них половина на гбшные деньги работает, чтобы "зохватить и поработить!"
Отличная статья. Спасибо автору. По моим ощущениям это то что сейчас происходит в мире. Стало слишком много обиженных и качающих свои права. Я толстый, я гей, я исповедую свою религию, у меня другой цвет кожи, хочу ни чего не делать и получать пособие сопоставимое с хорошей ЗП в развивающихся странах (это как раз о Германии) и прочие хочу, вы меня обидели и т.д... не зря Китай станет первой экономикой в мире через пару лет. Там таких обиженных групп влияния нет.
Бизнес в рф такой крутой и свободный, что автор статьи живет в Германии много лет)) Тут будет хоть один пример крутого и свободного бизнеса, открытого за последние 10 лет в рф, или только влажные мечты автора?
Бизнес в России - это копошение на мелком уровне. В РФ Госкап, если ты достиг определенного размера в тебя входит "государственный" капитал. Озоны, Вайлдберисы, Гудсы - всё с включением денег от государственных компаний, таких как - Сберы, ВТБ, Газпромбанки
И пацантрэ в погонах мониторят рынок, вдруг кто появится и тогда можно отжать или данью обложить.
Комментарий недоступен
Вот был в Томске мэр и у него пивзавод, на котором он 20 лет с мастера до владельца работал, став миллиардером. В мэры не хотел, но попросили слезно, он праздники за свой счет городу устраивал, даже не сильно зазнавался.
В ноябре маски-шоу, закрыли, лютая видеодичь на России-1 для ореола, уже три дела последовательно на него завели с какими-то мутными предъявами, он в несознанку - мытарят по камерам, зная что у него здоровье на 7-м десятке не айс, на жену заодно шьют, якобы слабовика ударила при задержании...
Ну классика.
Вот и вся цена бизнеса в России. Можете начать развивать, тарщ майору чтобы удобнее было потом не сильно заумный!
Автор все правильно написал - но это дикая свобода, т.е. правила и ограничения есть, как в законодательном плане, так и в общественном, только применяются точечно. И из-за этой неуверенности и отсутствия прозрачных правил с трудом развиваются около бизнесовые институты, такие как инвестирование.
Так что - это и плюс и минус одновременно
Напоминает картинку про Поросенка Петра, уехавшего таки на тракторе, а затем севшего за комп под портретами Сталина...
А тут можно материться ?!
можно, разрешаю
Размышления на свободную тему. Теория понятна, практика не раскрыта. Резко оборвалось изложение, аж глазами о край статьи ударился. Ждём примеров. Спасибо!
Но как только наш русскоязычный бизнес решает заниматься экспортом на западные рынки, на него все эти риски/ограничения начинают налагаться... тупик?
делай своё дело и жди своего момента.
Павел Дуров)