Как русскоязычный бизнес стал одним из самых крутых и свободных в мире

В странах бывшего СССР принято ругать себя и смотреть снизу вверх на развитые страны Запада. В данном статье я хочу рассказать, почему это во-многом уже неактуально и как можно воспользоваться этим окном возможностей на глобальном уровне.

Если говорить о моей бизнес-экспертизе, то с 2009 года я начал свой первый успешный проект с годовым оборотом в несколько миллионов евро, а с 2016 года живу и работаю в Германии, где в 2020 году начал свой первый собственный проект за пределами России.

Итак, позволю себе небольшой экскурс в историю.

1. Классический капитализм.

Капитализм в том виде, каком мы его знаем, возник по историческим меркам сравнительно недавно – с начала 19-го и по середину 20-го века. Его основную суть довольно точно описали марксисты – в массовом капиталистическом производство товаров и услуг есть базовый и неразрешимый конфликт интересов – капиталист хочет выжать максимум из имеющихся у него ресурсов, том числе работников, рассматривая их как объект и не допуская их к владению капиталом. Несмотря на эту базовую несправедливость многие капиталистические страны мира добились впечатляющих успехов в развитии технологий и кардинального улучшении качества жизни людей. Однако, и социальный конфликт при таком способе производства был настолько острым, что в некоторых странах он спровоцировал появление и укрепление социалистического способа производства. Идеи социализма и справедливости были крайне популярными до 70-х годов 20-го века и по сути заставили классические капиталистические страны пойти на уступки в вопросе большей справедливости к доступу к общественным благам.

2. Социальный капитализм.

Несмотря на крах социалистических систем в конце 80-х – начале 90-х абсолютное большинство западных стран продолжили активное «полевение». Это касается в первую очередь западноевропейских стран. Германия и скандинавские страны ввели бесплатное образование для всех, бесплатную страховую медицину, обширную систему льгот и финансовой поддержки малоимущим слоям населения. Государство и общественные институты стали играть несоизмеримо бОльшую роль в управлении капиталом и бизнесом – предприниматель перестал иметь право увольнять и сокращать работников без согласования с профсоюзами и отраслевыми союзами и обязан был согласовывать многие управленческие решения с государством (допустимые технологии, экологические нормы и т.п.).

Страны бывшего соцлагеря, напротив, оказавшись у разбитого корыта, были брошены назад к дикому капитализму, практически потеряв все завоевания социальной поддержки, существовавшей до этого. Вместе с очевидными минусами такой ситуации, бизнесы и люди на пост-советском пространстве не только выжили, но и приобрели уникальную бизнес-культуру, готовую меняться и приспосабливаться к любым негативным условиям и основанную на всем известном принципе «не верь, не бойся, не проси». Похожая бизнес-культура сложилась также в таких крупных развивающихся странах как Китай, Индия, Бразилия, Турция.

Западные же бизнесы (за исключением США) такую гибкость и резистентность во-многом потеряли и становятся всё более похожими на поздне-советские элиты, стремительно теряя свою конкурентоспособность в пользу «молодых агрессивных» экономик. Ситуацию усугубляет мощный социальный прессинг, граничащий с цензурой и запретом на деятельность в отношении принятия непопулярных решений как сокращение и закрытие местных производств, отношения с социальными, национальными, религиозными и сексуальными меньшинствами, которые по сути стали диктовать предпринимателям мэйнстримную повестку и могут фактически управлять бизнесами.

Масла в огонь подлил, конечно, коронавирус, при котором влияния государства и ограничений стало кратно больше, а свободы, в том числе предпринимательской кратно меньше. Крайне негативным фактором для западных экономик является ещё и то, что население уже привыкло получать бесплатную помощь от государства и имеет крайне мало мотиваций к самостоятельному преодолению кризиса. Многие бизнесы также заняли «паразитную» позицию и массово рассчитывают на помощь от государства, благо финансовых резервов накоплено предостаточно. Однако, за всё приходится платить!

3. Гибридная agile эра.

Основным маркером этой эры было лавинообразное развитие цифровых техно

логий с начала 2000-х, основанных в своей массе на предоставлении сервисов и услуг. Нужно признать, что объективными достижениями двух предыдущих этапов стало экспоненциальное повышение качества жизни людей практически во всех странах мира. Проще говоря, человечеству больше не нужно бороться с массовым голодом и заботиться об обеспечение базовых физиологических потребностей. На первый план выходит сервис, ощущения, эмоции и т.п. Поэтому в структуре всех ведущих экономик мира (включая добывающие страны как Россия, Канада, Австралия, ОАЭ и т.п.) сфера услуг с помощью масштабируемых ИТ-технологий стала играть определяющую роль. И у большинства западных стран с этим сектором вернее с предоставлений таких услуг очень большие проблемы.

Однако, мир стремительно меняется и основным показателем успешности становятся не продвинутость технологий как таковых, а способы их предоставления потребителям. Умение подстраиваться под клиента, «чувствовать» его потребности – ключ к предпринимательскому успеху. Мир становится гибридно-гибким (agile), где вчерашние конкуренты объединяются в стратегические альянсы, где оффлайн сосуществует с онлайн, где для достижения целей компании ей уже не нужно нанимать сотрудников в штат, а поручать задачи фрилансерам, проектным подрядчикам и партнёрам из любой точки мира.

С другой стороны, сложные социальные и финансовые ограничения в совокупности с социалистическим трудовым законодательством создают громадные проблемы для западных предпринимателей по предоставлению своих сервисов! Бизнесу приходится постоянно оглядываться и опасаться, чтобы своими действиями и словами не оскорбить какое-либо меньшинство и не затронуть чьи-то интересы. Сила общественного давления здесь приобрела формы и методы культурной чистки. Общественные, экологические, религиозные и тому подобные активисты могут в считанные дни устроить вашему бизнесу бойкот, массовое порицание и травлю.

Показательный пример – это случай, произошедший с известной немецкой дрогери сетью Douglas. В декабре 2020 года немецкие власти ввели полный запрет оффлайн торговли за исключением товаров первой необходимости (продукты питания, бытовая химия, лекарства и гигиенические средства). Douglas фокусируется в основном на парфюмерии и косметике, но продаёт также и гигиенические средства. Пользуясь этим руководство компании оставило открытыми полки с гигиенической продукцией, закрыв все остальные. Это вызвало шквал возмущения и бойкот компании миллионами подписантов. Топ-менеджменту пришлось уже на 2-й день работы закрыть магазины и слёзно извиняться перед всеми «пострадавшими» за своё «безответственное поведение», хотя они выполнили все санитарные требования, действовавшие на тот момент.

Окно возможностей

Бизнесы в большинстве пост-советских стран таких проблем не имеют. Государству по большому счёту на них наплевать – лишь бы платили налоги и не вмешивались в политику. Общество также не предъявляет бизнесу высоких требований, сопоставимых с западными странами.

Всеэто создаёт в русскоязычном пост-советском пространстве беспрецедентный уровень свободы с точки зрения возможностей по разработке новых бизнес-концепций и моделей, свободного обмена опытом и мнениями и проведения экспериментов. Очевидно также, что крайне низкий платёжеспособный спрос не всегда даёт этим бизнесам зарабатывать и развиваться на своих внутренних рынках в достаточной мере.

С другой стороны, это создаёт необыкновенные до сих пор возможности по развитию экспорта услуг. Коронавирус показал, что осуществление значительного объёма услуг возможно удалённо и с помощью цифры. Продвинутые цифровые технологии, отличный и гибкий сервис, дешевизна рабочей силы, этот сервис предоставляющий, создаёт громадные конкурентные преимущества перед большинством западных игроков. Реально объективные препятствия – это адекватная языковая поддержка местных пользователей, а также знание особенностей местного законодательства. Но эти трудности вполне преодолимы.

Желаю всем успехов, новых открытий и позитивной трансформации в новом 2021 году!

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Alexey

Отсутствие информации о своих бизнесах вызывает недоверие к статье и желание поставить минус потому, что по стилю материал напоминает статью мамкиного инфобизнесмена.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Panin
Автор

бизнес в России: https://anhel.ru
бизнес в Германии: https://est-set.com
https://www.linkedin.com/in/romanpanin/
Будьте добрее и люди к вам потянутся!)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Роман, так я невероятно добр по своей натуре, именно поэтому и написал Вам дельный конструктивный комментарий в виде вот такой вот обратной связи. Поделился своими впечатлениями так сказать. На мой взгляд было бы более логично добавить эти ссылки о Ваших бизнесах сразу в статью, чтобы у читателя сразу складывалось более правильное восприятие. Спасибо, что добавили здесь!

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

зашел написать примерно то же самое, но ты уже. а ведь бизнес на несколько миллионов евро, это не ларек с сэндвичами, мог бы и рассказать автор

Ответить
Развернуть ветку
Максим Никитин
дешевизна рабочей силы

То есть русскоязычный бизнес крут и свободен тем, что может платить работникам гроши и топтать их права? Ну в том-то и дело, что востребованные специалисты на таких условиях работать не будут и предпочтут работать в Европе или США с их социализмом, а русскоязычный бизнес так и будет перебиваться низкотехнологичными отраслями и протекционизмом вроде закона о предустановке российского ПО.

Ответить
Развернуть ветку
Павел
 Ну в том-то и дело, что востребованные специалисты на таких условиях работать не будут и предпочтут работать в Европе или США с их социализмом. 

Почему не будут? ИТ вполне работает, да, зп выше чем в большинстве других отраслей, но ниже европейской. Миграция, все же, далеко не для всех. Но это ладно, куда смигрирует хороший токарь, электрик, фрезеровщик или оператор чпу? 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

СНГшное айти держится на студентах и провициналах, пока не набьют скиллы для трактора и так по кругу. Е....ое ИТ не даст соврать - 80% бизнеса это субподряд у буржа на галерах с манкикодерами.
А электриков и фрезеровщиков орды в Польше из бывшего СНГ им даже проще, на работе можно не общаться, а чтение схем требует пары месяцев навыка.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
Как русскоязычный бизнес стал одним из самых крутых и свободных в мире
а с 2016 года живу и работаю в Германии, где в 2020 году начал свой первый собственный проект за пределами России.
Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Нормальная тема, поднять денег в рф и эвакуироваться. Поддерживаю. 

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Написано же «русскоязычный». Про Россию речи не шло

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Хм,  а разве русскоязычный бизнес может работать по иным законам в других странах? 

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
Западные же бизнесы (за исключением США) такую гибкость и резистентность во-многом потеряли и становятся всё более похожими на поздне-советские элиты, стремительно теряя свою конкурентоспособность в пользу «молодых агрессивных» экономик.

ну да, мы же так много знаем примеров, когда бизнес из молодых и агрессивных экономик захватывает целые рынки в США и Европе. Ну вот, например, Яндекс. Или Касперский. Или Маруся. Газпром. Вконтакте. Телеграмм. Озон. Лада. Камаз. Сухой суперджет. Ну и еще сотня другая компаний, которая захватила мировой рынок. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Плейрикс, джетбрейнс? 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

и это все, что 150 млн человек породило за 30 лет?

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Нет, не все. Хотя для 30 лет после совка и в условиях нео-совка последнии лет 15 тоже ничего. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

И среди них половина на гбшные деньги работает, чтобы "зохватить и поработить!"

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Malik

Отличная статья. Спасибо автору. По моим ощущениям это то что сейчас происходит в мире. Стало слишком много обиженных и качающих свои права. Я толстый, я гей, я исповедую свою религию, у меня другой цвет кожи, хочу ни чего не делать и получать пособие сопоставимое с хорошей ЗП в развивающихся странах (это как раз о Германии) и прочие хочу, вы меня обидели и т.д... не зря Китай станет первой экономикой в мире через пару лет. Там таких обиженных групп влияния нет.

Ответить
Развернуть ветку
Bullshit detector

Бизнес в рф такой крутой и свободный, что автор статьи живет в Германии много лет)) Тут будет хоть один пример крутого и свободного бизнеса, открытого за последние 10 лет в рф, или только влажные мечты автора?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

Бизнес в России - это копошение на мелком уровне. В РФ Госкап, если ты достиг определенного размера в тебя входит "государственный" капитал. Озоны, Вайлдберисы, Гудсы - всё с включением денег от государственных компаний, таких как - Сберы, ВТБ, Газпромбанки 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

И пацантрэ в погонах мониторят рынок, вдруг кто появится и тогда можно отжать или данью обложить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Вот был в Томске мэр и у него пивзавод, на котором он 20 лет с мастера до владельца работал, став миллиардером. В мэры не хотел, но попросили слезно, он праздники за свой счет городу устраивал, даже не сильно зазнавался.
В ноябре маски-шоу, закрыли, лютая видеодичь на России-1 для ореола, уже три дела последовательно на него завели с какими-то мутными предъявами, он в несознанку - мытарят по камерам, зная что у него здоровье на 7-м десятке не айс, на жену заодно шьют, якобы слабовика ударила при задержании...
Ну классика.
Вот и вся цена бизнеса в России. Можете начать развивать, тарщ майору чтобы удобнее было потом не сильно заумный!

Ответить
Развернуть ветку
Where Filmed

Автор все правильно написал - но это дикая свобода, т.е. правила и ограничения есть, как в законодательном плане, так и в общественном, только применяются точечно. И из-за этой неуверенности и отсутствия прозрачных правил с трудом развиваются около бизнесовые институты, такие как инвестирование.
Так что - это и плюс и минус одновременно

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Напоминает картинку про Поросенка Петра, уехавшего таки на тракторе, а затем севшего за комп под портретами Сталина...

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Симановский

А тут можно материться ?!

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

можно, разрешаю

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Petrov

Размышления на свободную тему. Теория понятна, практика не раскрыта. Резко оборвалось изложение, аж глазами о край статьи ударился. Ждём примеров. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Frolov

Но как только наш русскоязычный бизнес решает заниматься экспортом на западные рынки, на него все эти риски/ограничения начинают налагаться... тупик?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Panin
Автор

делай своё дело и жди своего момента.
Павел Дуров)

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда