«Деление на онлайн и офлайн придумали инвесторы, чтобы дурить мозги»: глава DNS о ритейле и его будущем в России Статьи редакции

Дмитрий Алексеев не верит, что онлайн полностью вытеснит офлайн, а доставку в существующем виде считает экономически неэффективной. Конспект его выступления на Гайдаровском форуме от издания MarketMedia.

Фото с личной страницы Дмитрия Алексеева в Facebook

Если говорить про эмоциональную составляющую в рознице для потребителей, могу сказать, что меня как практика из провинции эмоциональная составляющая интересует, но не в самую первую очередь.

Если не говорить в целом за всю розницу, потому что это средняя температура по больнице, самой важной особенностью нашей розницы является то, что единичная транзакция выходит дешевле, чем в онлайне. Для массового товара довезти контейнер клавиатур и микроволновок и потом его распределить через офлайн-розницу будет дешевле, чем индивидуальная доставка, которой пользуется онлайн.

Дальше идут такие прелести, как возможность пощупать товар, посмотреть на него физически, поговорить с продавцом. Если говорить про DNS, нашим конкурентным преимуществом является логистика по территории всей страны, мы присутствуем уже практически везде.

Мне, честно говоря, не очень нравятся эти деления на офлайн и онлайн. Его придумали московские инвесторы, чтобы дурить мозги другим инвесторам и собирать у них деньги для покупки акций.

Инвесторы народ загадочный. Почему они оценили так компанию Ozon, для меня большая загадка. Они оценили её в пять раз выше, чем «М.Видео» вместе с «Эльдорадо». Это не описывается здравым смыслом и даже предположением, что они рассчитывают на серьёзный рост оборота Ozon.

Тем не менее, это хайповая история и мне кажется, нынешний онлайн, о котором мы говорим, это просто хайп. Когда хайп продаётся за такие деньги, за которые продали Ozon, это становится весомым фактором, на него нельзя не обращать внимания.

На самом деле есть другой гораздо более мощный тренд, к которому нам нужно адаптироваться. Мы попали в информационную эпоху, у большинства покупателей в кармане лежит смартфон и он стал чуть ли не основным каналом связи с внешним миром. Это повлияло на многие отрасли, в том числе и на ритейл. И надо просто адаптироваться к тому, что изменился окружающий мир.

Не будет такого, что все магазины перекочуют в интернет и всё будет в онлайне, естественно нет.

Давайте определим, что такое онлайн. Если мы говорим, что онлайн это там, где нет магазинов, ну привет. Если вы посмотрите на наш самый большой онлайн-канал в России — Wildberries, вы с удивлением обнаружите, что у них чуть ли не самая большая сеть магазинов. И это их основное конкурентное преимущество, они стали самым большим игроком в онлайне, потому что они самые офлайновые из всех онлайновых со своими ПВЗ. Вот так вот они адаптировались.

Мы тоже адаптируемся и все те сервисы, которые есть в интернете и которые нам позволяют реализовывать новые информационные технологии, мы реализуем через интернет. С самого рождения нашей компании у нас был сайт, торговля через сайт, доставка и так далее.

Мне кажется, российский рынок не сильно отстаёт, а, может, даже опережает лучшие образцы ритейла, которые есть в мире. Мы видим, что тот канал, который традиционно считается онлайном, занимает довольно небольшую долю. В Великобритании и в США, если я правильно пониманию, они перевалили 10%.

Зачем ходить в физические магазины? Да просто потому, что люди и так ходят и это самый простой способ покупки — выйти из квартиры, по пути с работы зайти в магазин купить булку, пачку молока или что-то из нашего ассортимента. По своим продажам мы видим, что пандемия не сильно повлияла на долю доставок в наших продажах. Поэтому я считаю, что глупо чего-либо опасаться, надо адаптироваться, а тот, кто не адаптируется, просто не впишется в новые реалии бизнеса.

Есть такое противопоставление, что офлайн-сети это такие ретрограды, презирающие интернет. Конечно же нет, это не так.

Доставка в том виде, в котором она сейчас пытается развиваться, заведомо нелетающая вещь. Может быть, это мой провинциальный взгляд, неправильный.

Я приезжаю в Москву и смотрю на этих бедных доставщиков. Это же услуга, которая заточена на рабский труд.

Житель Москвы, который пользуется доставкой, никогда не будет доставщиком. Это же всё заточено на выходцев из Средней Азии, за которых не платят зарплатные налоги, они работают в тяжёлых условиях за небольшие деньги.

Даже в этом случае экономика вряд ли будет работать, потому что доставка это ахиллесова пята онлайна и тут есть хитрый эффект. Онлайн хорош тем, что у него большой эффект от масштаба. Сайт на 100 пользователей, грубо говоря, и сайт на 1 млн пользователей отличаются непринципиально. Но с доставкой вы обнаружите интересную особенность. Если вам нужно сделать 10 доставок, это одна себестоимость транзакции, если 1000, совсем другая, если 1 млн доставок, это ещё дороже. Просто потому, что там нет эффекта от масштаба.

Поэтому, я в доставку совершенно не верю, пока не придумается какая-нибудь беспилотная доставка либо другие технологии. Но инвесторы пускай инвестируют.

0
111 комментариев
Написать комментарий...
Артур Ким

В случае с техникой это так. Вот нужно было мне радио для дачи, зашел в dns на таганке, потому что хочется посмотреть эти радио, послушать, пощупать, с продавцом поболтать — так смотришь утро воскресенья и прошло. В этом есть свой флер.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
радио для дачи

это что за девайс?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил М

Это приемник как в машине, только с собой можно унести.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Ким

Оно. Если не нравится радио, можно флешку вставлять и даже кажется блутуз есть. С телефоном просто неудобно.

Ответить
Развернуть ветку
Victor

До чего дошёл прогресс... до невиданных АлиЭкспресс

Ответить
Развернуть ветку
108 комментариев
Раскрывать всегда