{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Деление на онлайн и офлайн придумали инвесторы, чтобы дурить мозги»: глава DNS о ритейле и его будущем в России Статьи редакции

Дмитрий Алексеев не верит, что онлайн полностью вытеснит офлайн, а доставку в существующем виде считает экономически неэффективной. Конспект его выступления на Гайдаровском форуме от издания MarketMedia.

Фото с личной страницы Дмитрия Алексеева в Facebook

Если говорить про эмоциональную составляющую в рознице для потребителей, могу сказать, что меня как практика из провинции эмоциональная составляющая интересует, но не в самую первую очередь.

Если не говорить в целом за всю розницу, потому что это средняя температура по больнице, самой важной особенностью нашей розницы является то, что единичная транзакция выходит дешевле, чем в онлайне. Для массового товара довезти контейнер клавиатур и микроволновок и потом его распределить через офлайн-розницу будет дешевле, чем индивидуальная доставка, которой пользуется онлайн.

Дальше идут такие прелести, как возможность пощупать товар, посмотреть на него физически, поговорить с продавцом. Если говорить про DNS, нашим конкурентным преимуществом является логистика по территории всей страны, мы присутствуем уже практически везде.

Мне, честно говоря, не очень нравятся эти деления на офлайн и онлайн. Его придумали московские инвесторы, чтобы дурить мозги другим инвесторам и собирать у них деньги для покупки акций.

Инвесторы народ загадочный. Почему они оценили так компанию Ozon, для меня большая загадка. Они оценили её в пять раз выше, чем «М.Видео» вместе с «Эльдорадо». Это не описывается здравым смыслом и даже предположением, что они рассчитывают на серьёзный рост оборота Ozon.

Тем не менее, это хайповая история и мне кажется, нынешний онлайн, о котором мы говорим, это просто хайп. Когда хайп продаётся за такие деньги, за которые продали Ozon, это становится весомым фактором, на него нельзя не обращать внимания.

На самом деле есть другой гораздо более мощный тренд, к которому нам нужно адаптироваться. Мы попали в информационную эпоху, у большинства покупателей в кармане лежит смартфон и он стал чуть ли не основным каналом связи с внешним миром. Это повлияло на многие отрасли, в том числе и на ритейл. И надо просто адаптироваться к тому, что изменился окружающий мир.

Не будет такого, что все магазины перекочуют в интернет и всё будет в онлайне, естественно нет.

Давайте определим, что такое онлайн. Если мы говорим, что онлайн это там, где нет магазинов, ну привет. Если вы посмотрите на наш самый большой онлайн-канал в России — Wildberries, вы с удивлением обнаружите, что у них чуть ли не самая большая сеть магазинов. И это их основное конкурентное преимущество, они стали самым большим игроком в онлайне, потому что они самые офлайновые из всех онлайновых со своими ПВЗ. Вот так вот они адаптировались.

Мы тоже адаптируемся и все те сервисы, которые есть в интернете и которые нам позволяют реализовывать новые информационные технологии, мы реализуем через интернет. С самого рождения нашей компании у нас был сайт, торговля через сайт, доставка и так далее.

Мне кажется, российский рынок не сильно отстаёт, а, может, даже опережает лучшие образцы ритейла, которые есть в мире. Мы видим, что тот канал, который традиционно считается онлайном, занимает довольно небольшую долю. В Великобритании и в США, если я правильно пониманию, они перевалили 10%.

Зачем ходить в физические магазины? Да просто потому, что люди и так ходят и это самый простой способ покупки — выйти из квартиры, по пути с работы зайти в магазин купить булку, пачку молока или что-то из нашего ассортимента. По своим продажам мы видим, что пандемия не сильно повлияла на долю доставок в наших продажах. Поэтому я считаю, что глупо чего-либо опасаться, надо адаптироваться, а тот, кто не адаптируется, просто не впишется в новые реалии бизнеса.

Есть такое противопоставление, что офлайн-сети это такие ретрограды, презирающие интернет. Конечно же нет, это не так.

Доставка в том виде, в котором она сейчас пытается развиваться, заведомо нелетающая вещь. Может быть, это мой провинциальный взгляд, неправильный.

Я приезжаю в Москву и смотрю на этих бедных доставщиков. Это же услуга, которая заточена на рабский труд.

Житель Москвы, который пользуется доставкой, никогда не будет доставщиком. Это же всё заточено на выходцев из Средней Азии, за которых не платят зарплатные налоги, они работают в тяжёлых условиях за небольшие деньги.

Даже в этом случае экономика вряд ли будет работать, потому что доставка это ахиллесова пята онлайна и тут есть хитрый эффект. Онлайн хорош тем, что у него большой эффект от масштаба. Сайт на 100 пользователей, грубо говоря, и сайт на 1 млн пользователей отличаются непринципиально. Но с доставкой вы обнаружите интересную особенность. Если вам нужно сделать 10 доставок, это одна себестоимость транзакции, если 1000, совсем другая, если 1 млн доставок, это ещё дороже. Просто потому, что там нет эффекта от масштаба.

Поэтому, я в доставку совершенно не верю, пока не придумается какая-нибудь беспилотная доставка либо другие технологии. Но инвесторы пускай инвестируют.

0
111 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Малахов

По моему автор все перепутал.
Озон/wb  отличаются прежде всего схемой "маркетплейса"
То есть они продают чужие товары.  Это позволяет отстраниться от правового риска (помните "таможня" евросети), передать его мелочи.
Плюс не нужно столько денег на закупки, не нужно кормить дорогих закупщиков.

Заказ онлайн с получением в сети есть у многих - и у того же DNS и у ситилинка и даже у Мвидео.
Сейчас это уже норма.
"доставка это ахиллесова пята онлайна" - так ради этого и открыты пункты выдачи. Что в ПВЗ везти, что в магазин затраты одни

Вопрос необходимости торговых залов  - сложный.
За
1 Вендоры хотят знакомить покупателей с новинками и товарами
2 Есть импульсивные покупки
Против
1 Массовый эффект (посмотрели в торговом зале, открыли телефон и ищем где дешевле)
2 Затраты.  Торговый зал это дорого, а продать товар дороже сложно.
То, что доставлять в 1 точку дешевле факт, но доставлять в миниатюрный склад гораздо дешевле, чем содержать магазин ради этого.

Мне кажется, что это должно как-то трансформироваться.
Возможно вендоры будут оплачивать размещение товара в зале и связывать это с проходимостью и красотой, а не с продажами.
Возможно как то по-другому.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил М

Пункты выдачи нельзя относить к онлайну. Это тот же поход в магазин.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

То есть озон и wildberries зря считают онлайном ?
У них доля ПВЗ гораздо выше доставки до дома.
Инвесторы то не знают....

Ответить
Развернуть ветку
Михаил М

Инвесторы много чего не знают.
Давай расскажи, чем отличается заказ через сайт днс и поход в магазин, чтобы забрать товар, от простого похода в магазин и покупки товара на месте.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Luzgin

А что тут объяснять-то? Исходной точкой оформления заказа они отличаются. Если юзер оформил через сайт - не важно, поедет он к нему домой или будет выдан в ПВЗ, это онлайн. Если юзер пришел без ранее оформленного заказа и купил в магазине из текущего ассортимента / оформил заказ в самом магазине - это оффлайн.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил М

А если в магазине через терминал оформил, как в это делается в днс или ситилинке? Логично, что онлайн - это не вставая с дивана, когда не надо идти в магазин.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Luzgin

Если в магазине через терминал - это оффлайн, т.к. юзер пришел своими ногами в магазин и находясь в нем совершил покупку. Причем если даже если это будет доставка до адреса клиента, ее все равно корректно будет относить к оффлайн продажам.

Ответить
Развернуть ветку
108 комментариев
Раскрывать всегда