{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Без удалёнки компании потеряют лояльность сотрудников: почему бизнесу надо привыкнуть к дистанционной работе Статьи редакции

Опыт и прогнозы от Юлии Авериной, HR-директора Sports.ru | Tribuna Digital, где из офиса пришлось вывезти 150 человек.

Офис Sports.ru | Tribuna Digital

Я уверена, что после пандемии работодатели будут чаще разрешать сотрудникам работать из дома. Более того, категоричный отказ работнику в возможности поработать удалённо может привести к потере лояльности сотрудника и его увольнению. Если человек был эффективен дистанционно, и ему откажут в удобных для него условиях работы, он решит, что его не ценят.

Тренд на дистанционную работу прослеживался и раньше, но в 2020 году многие соискатели и работодатели впервые открыли её для себя и не все разочаровались. Думаю, число удалёнщиков продолжит расти, пока не выйдет на плато.

Но и в полный переход на удалёнку я не очень верю. Некоторым сотрудникам всё равно будет нужен офис или на постоянной основе, или на несколько дней в неделю. Вдобавок у части сотрудников и руководителей есть привычка работать с командой лично, и от неё не так просто отказаться за относительно короткий период.

Вероятно, некоторые компании с небольшим штатом задумаются о том, чтобы перейти в коворкинги или оптимизировать офисные площади. Например, сделают больше переговорных комнат или добавят в опенспейс зоны для одиночной работы.

Но важно помнить, если сотрудник перестаёт общаться с друзьями из своего или других отделов, как это было в офлайне, рвётся ещё одна ниточка, связывающая человека с компанией.

Мне кажется, удалёнка заставила многих впервые задуматься, что они делают, зачем и чего им хочется дальше. У людей освободилось время, чтобы порефлексировать над собой и своей карьерой.

Поэтому сотрудникам нужно уделять больше внимания, чтобы контакт оставался хотя бы на прежнем уровне.

Как Sports.ru расставался с офисом

В редакции спортивного диджитал-издательства Sports.ru | Tribuna Digital работает 250 человек. Также в компании есть продуктовые команды, куда входят продакт-менеджеры, аналитики, разработчики и дизайнеры, коммерческий отдел и бэк-офис. Во всех этих подразделениях в совокупности трудится более 150 специалистов.

До весеннего локдауна из всей компании на удалёнке работала только редакция, поскольку многие авторы живут не в Москве, а некоторые — даже не в России.

В офис изредка приходили только топы редакции. Но продуктовые и диджитал команды всегда работали исключительно в офисе и в эти подразделения мы никогда не нанимали удаленных сотрудников.

Когда отменились все спортивные события, редакции потребовалось только перестроить контент-план. Остальным же отделам на самоизоляции пришлось научиться работать дистанционно и перестроить рабочие процессы.

Мы подготовились так:

  • Организовали доставку техники и личных вещей из офиса тем сотрудникам, у кого не было дома необходимых для работы условий.
  • Написали небольшие гайды о том, как лучше организовать работу на удаленке.
  • Чаще созванивались, чтобы сотрудники не теряли своих ближайших коллег из команды.
  • Сделали отчётность по проектам более частой, чтобы у всех отделов была активная информационная повестка, и никто не чувствовал себя в изоляции.

  • Стали чаще рассказывать, как чувствует себя компания, какие есть проблемы и как они решаются.

Кажется, в первые месяцы локдауна сотрудники проходили несколько этапов принятия удалёнки: сначала им понравилось, затем утомило постоянное домоседство, а потом все окончательно привыкли.

Некоторые даже не хотят обратно в офис. Причём забавно, что это те же люди, которые в начале пандемии говорили, что им тяжело и непривычно работать из дома.

В июне, когда в Москве отменили пропускной режим, мы открыли офис и организовали работу в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Туда вернулось около 20% сотрудников. Сейчас они сами выбирают, ходить ли им в офис, работать из дома или совмещать.

Как команде оставаться эффективной на удалёнке

Для дистанционной работы команды нужны чётко отлаженные внутренние процессы, иначе всё рассыпется, и произойдёт сбой в коммуникации. Поэтому залог продуктивности на удалёнке — это прозрачность. Её должны обеспечить руководители.

Работникам в свою очередь нужно усилить самоконтроль и создать подходящие бытовые условия. Я заметила, что часть сотрудников потеряла пресловутый work-life balance: они перерабатывают, потому что их рабочий день растягивается на более продолжительное время, нежели в офисе.

На удалёнку наложились и закрытые границы: люди стали реже отдыхать и почти не ходили в отпуск в этом году. Всё это сказывается на эмоциональном состоянии, и в результате сотрудники быстрее устают и выгорают. Мы с руководителями стараемся отслеживать состояние коллег и в нужный момент заставляем людей отдохнуть.

Пандемия также подсветила ценность соцпакета, где ДМС приобрело особое значение, а наличие в офисе кухни или спортзала, наоборот, ушло на задний план.

Если раньше компании могли не ориентироваться на «удалёнщиков» при разработке соцпакета, то в будущем придётся его менять, чтобы он стал конкурентным.

Что делать с адаптацией процессов под удалёнку: личный опыт

На удалёнке мы не стали корректировать график и оставили восьмичасовую пятидневку. И если бы для изменений в режиме работы были предпосылки, компании стали бы работать по новому графику ещё несколько месяцев назад.

График — не менять

Ранее проводились эксперименты, в ходе которых люди четыре дня работали по 10 часов, чтобы сохранить 40-часовую рабочую неделю. Несомненный плюс такого графика в том, что у людей больше выходных.

Но давайте будем честными: при интеллектуальной работе человеку даже восемь часов в день тяжело оставаться одинаково продуктивным. При 10-часовом рабочем дне эффективность не увеличится, только усилится прокрастинация.

Для продуктовых команд — только фултайм

Некоторые новостники и блогеры сотрудничают с нашей редакцией в формате частичной занятости. Они либо пишут также и в другие медиа, либо работают по другим специальностям. Они этого не скрывают, и мы не стремимся их в этом ограничивать.

Но для продуктовых команд совмещение работ не характерно в принципе. Обычно у них есть четкое распределение задач на неделю. Если его не придерживаться, проседает эффективность, и это сразу становится заметно. Поэтому тратить половину дня на другой работе даже при желании не получится.

Маркетологи тоже работают на фултайме и на них в плане производительности могут равняться коллеги из других отделов.

Доверять, но проверять

Сотрудники, на самом деле, отвлекаются в офисе не меньше, чем дома, просто меняются сами отвлекающие факторы.

В офисе есть коллеги, с которыми можно поболтать, и приставки, в которые можно поиграть между задачами. Дома — другие «помехи», а результат по факту одинаковый.

Разработчикам, например, устанавливается определенное количество задач на недельный или двухнедельный спринт. Если они не выполняются вовремя, сотрудники созваниваются с руководителями и разбирают, что им помешало.

На задержки могут влиять объективные факторы, когда задача усложнилась в процессе выполнения, или субъективные, когда сотрудник устал, не захотел или не смог уложиться в сроки.

По итогам таких ретроспективных разговоров каждый руководитель может оценить, насколько его сотрудник справляется со своей работой, и вносить корректировки при необходимости.

Срывов дедлайнов не стало больше, чем раньше. Просто сейчас для соблюдения сроков в непрозрачных кейсах приходится прикладывать больше усилий для выстраивания коммуникаций между сотрудниками.

Найм — четко структурировать

Прозрачные, понятные и хорошо описанные процессы на удалёнке даже стали лучше работать. Например, процесс найма.

Команду мы не только не сокращали, но и начали активнее расширять штат. Нам потребовалось больше специалистов в диджитал и ИТ-отделы для создания новых фич и рекламных форматов, которые напрямую влияют на финансовые показатели компании.

Найм на удалёнке происходил удобнее и быстрее. Раньше мы проводили собеседования в два этапа. Первое — с рекрутером и профильным специалистом, второе — с HR-директором и руководителем проекта и/или руководителем отдела.

Обычно мы назначали их утром или вечером, чтобы кандидатам было удобно приехать в офис до или после работы. Благодаря удалёнке мы собеседовали соискателей даже посреди дня.

Таким образом получалось больше собеседований в день, и новые сотрудники быстрее начинали свою работу в компании. В итоге суммарный прирост штата в ИТ, диджитале и бэк-офисе к концу года составил 40%.

Важные детали — проговаривать устно

Переписка не передаёт эмоций, с которыми разговаривают люди, поэтому мы порой интерпретируем эмоционально нейтральные сообщения некорректно, ищем в них подвох.

На удалёнке мы пришли к тому, что если вопрос не решается парой предложений в переписке, то лучше созвониться, чтобы избежать недопонимания.

Созвоны были непривычным для нас форматом общения, поэтому всем хотелось поскорее решить вопрос и перестать разговаривать с компьютером.

Сначала мы остановили все performance review (обсуждение руководителем и сотрудником качества проделанной им работы, сильных и слабых сторон работника), потому что считали, что в онлайн-формате общение будет не таким естественным и доверительным.

Со временем мы привыкли к видеосвязи и стали проводить даже performance review в онлайне. Сейчас созвоны кажутся абсолютно естественными, и коммуникация не страдает ни в каких аспектах.

Корпоративные мероприятия и ритуалы — поддержать

На удалёнке мы потеряли корпоративные активности, которые до локдауна устраивали каждый месяц. Но мы не могли пропустить важную для нас дату: 1 декабря был день рождения Sports.ru — нашему флагманскому проекту исполнилось 22 года. Это традиционно самый большой праздник в году, и коллектив ждал, что мы его отметим.

HR-команда с коммерческим отделом придумали настольную онлайн-игру в режиме онлайн, в которой участникам нужно выжить на корпоративе. Игрок бросает кости и делает ходы, как в обычной настолке, и на каждый ход ему попадаются мемы с корпоративов прошлых лет в офлайне.

Старички испытали ностальгию, а новички задавали им вопросы и больше узнавали о компании.

Бюджет — оптимизировать без ущерба для сотрудников

В 2020 году, не смотря на пандемию, мы заработали на 10% больше. Сотрудники хорошо себя проявили в кризисный момент. Особенно большую лепту внесла редакция, которой во время локдауна пришлось тяжелее всего.

Бюджеты мы оптимизировали и попытались изменить текущие договоренности с арендодателем и партнёрами. Если мы не видели с их стороны движения на встречу, то присматривались к другим контрагентам. При этом зарплаты сотрудников мы не сокращали.

Быть гибкими к внешним факторам

Весной мы поняли, что спортивных мероприятий не будет, и это отразится на трафике, а соответственно, и на нашем доходе от рекламы. С наступлением пандемии мы увеличили на Sports.ru объём контента, который не привязан к спортивным событиям, с 15% практически до 100%.

Редакция запустила текстовые сериалы — большие и сложные темы, которые раскрываются в 5-15 текстах. В итоге текстов мы выпускали столько же, сколько и до локдауна, и сохранили просмотры наших постов практически на докарантинном уровне. Также мы запустили на сайте отдельный виджет, который предлагал пользователям топ-500 самых рейтинговых текстов Sports.ru.

Отсутствие инфоповодов в реальном спорте подтолкнуло нас к партнёрским проектам. Вместе с «Мегафоном» мы организовали «Самую быструю лигу» — онлайн-доигровку в симуляторе прерванного чемпионата России. Восемь туров доигрывали футболисты РФЛ, а мы связывали их друг с другом, транслировали и комментировали матчи.

Также Sports.ru и букмекер Parimatch предложили читателям выбрать лучшего футболиста года. Им стал нападающий «Баварии» и капитана национальной сборной Польши Роберт Левандовски. В награду футболист получил свой 10-метровый портрет на Аллее Солидарности в Варшаве, который создал художник Pieksa.

Миссия HR-специалиста на удалёнке

За месяц до локдауна в нашу компанию пришли семь новых сотрудников. Сейчас они уже адаптировались и до сих пор остаются с в команде. Наш HR-отдел постоянно напоминал руководителям и тимлидам уделять больше времени своим новым сотрудникам, спрашивать, как у них дела, есть ли сложности, нужна ли им помощь.

Также мы с коллегами старались информировать людей о планах компании, вовремя замечать какие-то тревожные знаки у сотрудников и подставлять им плечо, доносить проблемы сотрудников до их руководителей, чтобы они вместе попытались это как-то исправить.

В дальнейшем мы планируем пересмотреть процесс онбординга (включение сотрудника в коллектив и рабочие процессы компании), потому что и дальше рассчитываем нанимать много новых специалистов, и хотим, чтобы они быстрее вливались в коллектив.

Как эйчар я считаю, что всё дело в людях: когда есть талантливая команда, которой не всё равно, то и на удалёнке, и в офисе, у компании всё будет хорошо.

Есть расхожая фраза: «Кризис — это время возможностей». Раньше я относилась к ней скептически, но эта вынужденная удалёнка показала нам, что компания может очень сильно меняться из-за внешних обстоятельств в различных направлениях своей деятельности, и становиться только лучше в очень короткие сроки.

Кризис, действительно, способен подсветить все проблемы бизнеса. Поэтому важно либо заранее их спрогнозировать и предотвратить, либо оперативно среагировать в момент их появления.

#hr #удаленка #найм #пандемия

0
74 комментария
Написать комментарий...
Антон

Тратить время на дорогу и сидеть в офисе если не имея своего кабинета это прошлый век.

Ответить
Развернуть ветку
3216q114

Как тебя обстоят дела с кабинетом дома ? А у других ?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ray Smith

Зачем мне за свой счет делать то, что должен предоставлять работодатель?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Затем что то что предоставляет работодатель - какашка: опенспейс где ото всех воняет в прямом смысле слова, где все орут, где неудобный стул что болит спина, где комп тормозной.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Дмитриевич

Стоит ли работать в компании, где ото всех воняет? Это кооператив бомжей?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Это абсолютно любая современная компания с курящими людьми, с вейперами. Бегают каждые 5 минут на перекур и залетают сразу обратно непроветрясь - потом это говно лезет из их лёгких и от одежды. А потом окружающие нормальные люди увольняются, и компания несёт убытки т.к. нормальных рабочих не осталось, а куряки всё бегают на перекуры и сбивают концентрацию с текущих дел. Притом курят сейчас в основном тёлки. Курящих мужчин почему-то меньше стало... может сдохли уже? Туда им и дорога.))

Ответить
Развернуть ветку
Irina Gagina

Тогда в пень такого работодателя. Потому что он не уважает и не ценит ни своих работников, ни их труд. 

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда