«Стратегия та же: строить честный бизнес и понимать, что долгосрочных гарантий собственности на него нет» Статьи редакции

Подборка мнений российских предпринимателей, которые вслед за Фёдором Овчинниковым высказались о политической ситуации в стране и своих планах.

Моё отношение к бизнесу (в России после реального срока Алексею Навальному и разгона митингов в его поддержку — vc.ru) практически никак не изменилось, мы будем продолжать свою работу над предоставлением лучшего сервиса по онлайн-тренировкам.

Обидно видеть, как инвестиционная привлекательность нашей страны с каждым годом продолжает стремительное снижение. И к сожалению, нет предпосылок, чтобы ситуация как-то изменилась. Значит, будем прилагать ещё больше усилий для роста компании за пределами России.

Руслан Гафуров, сооснователь приложения для онлайн-тренировок Motify

С одной стороны, ничего нового мы вчера не узнали. Бизнес тут ни при чем — это в чистом виде политика.

С другой — ситуация продолжает ухудшаться, и это влияет на экономику. Что будет дальше — не понятно. Конечно, в очередной раз появились мысли о том, что бизнес надо делать зарубежный. Не потому, что страшно, а потому что на горизонте 10-20 лет это просто намного более выгодное вложение.

Алексей Писаревский, управляющий партнёр Epic Growth Conference

Не сказать что произошло что-то сильно новое и отношение поменялось. Чуть больше чем за месяц власть в очередной раз наглядно продемонстрировала, что задачи строить правовое государство нет. Страх, а точнее риск, из-за недоверия к судебной и правоохранительной системе был всегда. По итогам произошедшего, это доверие уменьшилось. А следовательно, риск вырос.

С другой стороны, всё это давно заложено в страновые мультипликаторы оценки, которые существенно ниже мировых. И можно также продолжать надеятся, что еще какое-то количество лет за пределы политики такое вопиющее беззаконие выходить не будет. По крайней мере, массово.

Так что стратегия остается той же: строить честный прозрачный полезный бизнес, понимая, что долгосрочных гарантий собственности на него нет. И принимая соответствующие меры и решения. Мне кажется, в России так было всегда.

Грустно и печально, что это не меняется. Когда-то была надежда что изменения будут, сейчас скорее уже фаза принятия.

Александр Горник, глава платформы автоматизации маркетинга Mindbox

Мнение (о бизнесе в России — vc.ru) не изменилось, я после рокировки Путина и Медведева все хорошо понял. Рад, что для всё большего количества предпринимателей и обычных людей ситуация становится все более понятной.

Дело не только в событиях последних 14 дней. Это многолетняя история. Ну и конечно пример братской Беларуси для всех очень показателен.

Алексей Амётов, сооснователь Look At Me

И молчать нельзя, и не молчать страшно... Абсолютно согласен с Федей Овчинниковым, лучше и не напишешь.

Бизнес — это ответственность за сотрудников, за партнёров, в нашем случае за десятки тысяч преподавателей и сотни тысяч клиентов. Мне очень страшно писать подобные посты, многие окружающие меня отговаривают. Но если не писать, то жить становится противно.

То, что происходит — абсолютное беззаконие и надругательство над правосудием. Печаль и стыд. Мне очень стыдно за многих наших чиновников, стыдно за власть, стыдно за то, что происходит с моей великой Родиной.

Что будет дальше? Снова санкции, снова падение курса рубля, ещё большая деградация институтов власти дабы удержать ее через лояльных но некомпетентных сотрудников, падение ВВП в доле от мирового, и далее потихоньку в целом, к сожалению, стагнация нашей великой Родины.

Что я буду делать? Также как и многие уважающие себя предприниматели, будем вместе с командой создавать революционные продукты, будем создавать рабочие места, будем развивать технологии, делать компанию конкурентоспособной на международной арене. Не бояться, не останавливаться, работать — это то, как я могу сделать нашу страну лучше.

Алексею — здоровья, Юле — терпения и сил.

Георгий Соловьев, сооснователь и глава онлайн-школы английского языка Skyeng (из Facebook)

До 2011 года я был одержим идеей реформ и влияние на государство. Я думаю, мой друг и бывший партнер по ScrumTrek может это подтвердить, я хотел улучшить знаниями компании любое госучереждение. Я работал (прости господи) с поисковиком «Спутник», у нас было пару контрактов с военными. Мы много где участвовали, я работал и с ФБК короткое время, когда им нужна была CRM для ведения дел.

Я просто начал замечать, что единственное что мы делаем, мы облегчаем делать людям зло (за исключением антикоррупционного движения ФБК) под видом инноваций. Каждый комфорт для людей, оборачивался возможностью репрессий, а с учетом того, как построено государство, никто не будет сдерживать никого от прослушек и блокировок.

Теперь принципиальный идеологический блок. Про «Зачем так категорично». Я считаю, что нельзя радоваться, что тебе AliExpress или «Яндекс.Еда» доставляют посылку, когда вокруг беззаконие. Нельзя сказать, что Кирилла Серебрянникова посадили, и закусить эклером из «Кофемании» (это резонансные дела, сколько говна происходит в регионах, только на уровне вопросов ЖКХ, мои родители имели кейсы). Ну то есть ещё бОльшее кощунство, если ты говоришь «зато я сделал быструю доставку по Москве».

Одно не отменят другое, но и одно не компенсирует другое. Похорошевшая Москва не компенсирует избиение людей на улицах. Хороший интернет не компенсирует срань и бедность в регионах. Общий вывод: меня так воспитали, есть зоны, в которых я гибкий, есть, в которых я жесткий.

А. Я ценю свободу. Люди имеют право делать всё, что угодно, пока это не наносит или потенциально может нанести ущерб чужой жизни или имуществу.

Б. Я ценю договорённости, договорённости между людьми, договорённости между субъектами, в том числе между людьми и государством. Договорённости должны не противоречить пункту А.

Пока эти пункты не выполняются в России, они перестали выполняться с 2010 года окончательно. Очень жаль, что люди не понимают, или понимают, но думают, что обойдётся, как Москва задаёт тренды. Равно как все стали стараться делать общественные пространства, равно так теперь, смотря на события с Навальным, все будут делать так по любой херне. И это дойдет до каждого, потому что нет закона. Я вообще не люблю такие аналогии, но раскулачивание происходило примерно по принципу выездного Химкинского суда. И теперь это можно масштабировать.

Варианты реакции на политическую ситуацию в стране, если ты с ней не согласен или согласен.

А. Активная агитация за ценности, партию, сторону, человека.

Б. Финансовая или общественная поддержка.

В. Неучастие в клубах с плохими «мальчиками и девочками», какие бы они богатые не были, если они нарушают принципы свободы и договорённости, с такими не надо иметь дело. Не надо им помогать. От слова совсем. Это сложно, это ответственная позиция, это значит надо меняться и выбирать, где работать. Но я надеюсь вы и в жизни с кем попало не живёте. А если так, то бог вам, как говорится, судья.

Я выполняю первые два пункта, а последний вынудил меня, менять работу, место жизни (не надо думать, что я переехал и зарабатываю больше, нет, Россия как раз, где можно получать больше, тратить меньше и остальные деньги тратить на построение шестиметрового забора, переезд создал дискомфорт, но дал внутреннюю целостность).

Потому что, так получилось, что эти правила не давали мне развиваться в рамках моей системы ценности. И когда я говорю не работайте, это не с завтрашнего дня. Но вектор направления важен. Начнёте сегодня, через три года всё будет ок. В масштабе страны минуты. Но если не начнете точно ничего не поменяется.

Никита Филиппов, сооснователь британского финтех-сервиса ANNA Money (из Facebook)

Смутно помню, как в детстве был в Минске в парке Челюскинцев. Катался на аттракционах, было весело и страшно одновременно.

Думал как-нибудь снова съездить туда, посмотреть, что поменялось за последние лет 25, но как-то руки не доходили.

А сегодня оказалось, что ехать никуда не нужно. Беларусь уже тут.

Олег Козырев, сооснователь «Рокетбанка» и «Кухни на районе» (из Facebook)
0
318 комментариев
Написать комментарий...
Султанов Андрей

Не понимаю. Какая связь бизнеса, политики и Навального? После его ареста доходы уменьшились, точки закрылись, инвесторы отвернулись?
Ну вот не понимаю 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov
Валюта касается бизнеса напрямую (закупки станков, сырья, зарплаты сотрудникам). 

Это справедливо только отчасти. Давно работаем с теми, у кого и сырье наше и большая часть оборудования тоже, но вот в конце года подняли цены на 10-15% есть даже на 20+%. Просто так захотелось им.
И зарплаты в производствах не растут уже лет 5, так в отдельных компаниях, а цены каждый год на +10%.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
315 комментариев
Раскрывать всегда