Вы уверены, что придумали нечто великолепное?

Или почему большая часть «гениальных идей» — ерунда, а ИИ-революция — на самом деле, никакая не революция.

Вы уверены, что придумали нечто великолепное?

Когда кто-то преисполнился и решил, что совершил великое открытие, придумал нечто гениальное или раскрыл тайну, есть 3 варианта:

1. Дилетант в хорошем смысле

Новичок.

Погружается в новую сферу, кайфует от нового опыта и знаний, натыкается на «очевидную тему, которую никто не использует», и в состоянии аффекта изобретает велосипед.

Хороший велосипед: в процессе обучения узнаёт, что уже существует мотоцикл — подход, решение или инструмент, более удобный, испытанный и без детских ошибок.

Плохой велосипед: в процессе обучения узнаёт сам или от более опытных товарищей, что можно, например, попасть на деньги или даже похуже — именно поэтому такая с виду толковая идея лежит, и её никто не трогает.

Накопив опыта и знаний, герой переходит на следующий уровень игры, где опять становится новичком.

Постепенно становится профи, который замечает интересные ситуации и пользуется ими.

2. Дилетант в плохом смысле

Small balls energy-персонаж из пункта 2, который застрял на одном из уровней игры, не хочет учиться, но думает, что всё знает.

На самом деле, плохо помнит фундаментальные вещи и двигается на остатках старого багажа.

Хороших идей нет. Были, но уже протухли.

Придумывает велосипеды на базе плохих идей: там нет конкуренции, а поймать и наказать такого большого мастера — задачка со звездочкой.

Спасается ChatGPT, но не в курсе, что тот иногда несет лютую пургу, и надо перепроверять.

Тут — без шансов.

3. Гений

Вероятность: ноль целых, хрен тысячных.

Современный гений — не 95-летний старец, который галлюцинирует открытиями и пишет кровью формулы на стене, а ультра-профи в своем деле с вагоном опыта (не «трудового стажа»).

Прошёл игру, копает глубже и дальше, несмотря на то, что «всего добился».

Не всего. Он пытается построить продолжение игры или играет в старую, но по-своему.

Реальные прорывы совершаются гениями, основаны на неудачных экспериментах, зреют десятилетиями и случаются крайне редко.

Благодаря новым технологиям, прогресс ускоряется, но чудес не бывает: энтузиасты годами пытаются завести вундер-вафлю, заправляя её по очереди водой, бензином, керосином, березовым соком, новой технологией и так далее.

Безуспешные попытки длятся до тех пор, пока не случится...

Фундаментальный прорыв

Вот тут цивилизация делает гигантский шаг вперёд: относительно быстро решается целый пласт задач, которые раньше никак не решались или решались неэффективно.

При этом «относительно быстро» всё равно длится годами, несмотря на концентрацию лучших умов, опыта, денег и других ресурсов.

Появление (супер-)хита обычно — не поделка из говна и веток за 1 ночь в гараже, как пишут в интернете, а результат работы смелых, опытных и талантливых ребят с девчатами.

Потому что фундаментальные штуки далеки от массового потребителя и рыночных реалий.

Справедливости ради, поделки иногда тоже выстреливают, но в масштабах всего движа — это единичные случаи в пределах погрешности. Чаще — PR и маркетинг.

Наглядный пример — прогресс в технологиях «искусственного интеллекта».

Сегодня можно за 30 минут прямо с телефона пройти путь от «ну-ка чо там» до 4K видео про апельсин с глазами, который танцует и поёт уникальным голосом песню о Родине собственного сочинения.

Но прорыв случился не сегодня, не вчера и даже не 5 лет назад.

Если размотать ИИ-клубок, получится почти 180 лет прогресса:

Вы уверены, что придумали нечто великолепное?

1847г — Математическое описание логики, «булева алгебра» — основа программирования

1933г — Андрей Колмогоров и его аксиоматическая теория вероятностей — база машинного обучения

1940-1950-е — Первый формальный нейрон, перцептрон, цепи Маркова

1950г — Алан и его «тест Тьюринга», критерий «разумности» машины

1956г — Джон Маккарти дал определение термину ИИ/AI

1960-1970-е — Исследования в области оптимизации, автоматов, программирования, распознавания образов

1974г — Александр Галушкин описал «метод обратного распространения ошибки» (backprop)

1986г — Джеффри Хинтон представил доработанную версию backprop, основу современных нейросетей

1993г — Ян Лекун представил первую сверточную нейросеть (convolutional neural network)

2012г — ИИ-задачи переносят на видеокарты (GPU)

2015г — Основана компания OpenAI, разработчик ChatGPT

конец 2022г — Первая публичная версия ChatGPT

2025г — NVidia — самая дорогая компания. Гонка вооружений между 3-5 корпорациями и их мега-моделями

То есть, современные ИИ-технологии шлифуются и вовсю внедряются уже лет 15.

Просто сейчас они, наконец, дошли до «обычных людей», которые делают на телефоне видосики про поющий апельсин и вещают об ИИ-революции из каждого утюга.

И вообще:

Технологический прорыв случился в разработке графических процессоров (GPU), а не в «искусственном интеллекте»

Подписывайтесь на Чужие грабли в Telegram

1
7 комментариев