Мнение: Hi-Fi-акустика выходит из узкой ниши, спрос на неё только растёт
Вадим Елистратов в своем Твиттере пишет о том, что, на его взгляд, падает интерес к акустике высокого качества, иллюстрируя свой тезис тем фактом, что компания Apple прекращает производство HomePod большого размера. Что ж, Вадим (и Максим), я готов с вами поспорить.
На мой взгляд, нет никакого падения интереса к акустике высокого качества. Начну с того, что Apple время от времени делает попытки сделать Hi-Fi-устройство и даже выпускало iPod Hi-Fi за год до релиза iPhone. Почитать историю необычного iPod.
Истинные причины отказа от HomePod большого размера мы вряд ли узнаем, хотя, по моему опыту, обычно причины кроются в экономической плоскости (на устройстве не получается зарабатывать столько, сколько привыкла компания). Не буду утверждать, что HomePod убыточна, предлагаю подождать осени, когда Apple объявит о новых колонках.
Что я думаю о перспективах Hi-Fi-акустики?
Из того, что я наблюдаю на рынке электроники, можно сделать вывод, что есть мегатренд на упрощение. Он касается не только акустики, а любого другого сегмента и рынка. Суть тренда в том, что рынок выигрывает тот продукт, который является наиболее простым и доступным.
Более общо этот мегатренд означает, что беспроводное замещает проводное, дешевое замещает дорогое, а умное замещает глупое.
На рынке Hi-Fi-акустики есть компания-ориентир — Sonos. Она торгуется на бирже и подробно рассказывает о том, что происходит с её бизнесом. На примере Sonos разберём, что происходит с Hi-Fi-акустикой.
Как дела у Sonos?
Если ответить коротко, нормально. Компания не драматично, но растёт. Прибыли компания не видела с 2015 года, но инвесторы в неё верят.
За последний год (с 18 марта 2020 года) стоимость акций Sonos выросла на внушительные 518%. Почему так? Инвесторы считают компании вроде Sonos бенефициаром пандемии. О причинах драматичного взлёта неприбыльной компании стоит написать отдельный пост, но мы пока пройдемся по верхам.
В Sonos считают, что потребление кино меняется и люди больше внимания уделяют качеству звука при просмотре кино.
Отчет Sonos, из которого я надергал слайды, можно скачать на сайте компании.
Я разделяю позицию сотрудников Sonos, что дом становится кинотеатром. Я фанат объемного звука и считаю, что смотреть кино нужно минимум с комплектом акустики 5.1.
Я убеждён, что человек, единожды попробовавший или услышавший 5.1, будет стремиться к тому, чтобы получить подобный звук у себя дома. Но какие решения существуют сегодня для такого человека?
- Проводные системы 2.0-9.1
- Саундбары
- Беспроводные системы 2.0-9.1
О чем говорят графики?
Начну с отвлеченного тезиса. Я считаю, что время проводных аудиосистем 5.1 прошло. Провода — явный антитренд. Sonos, собственно, и появились как ответ на существовавшие на рынке ограничения, коей являлась проводная акустика.
Sonos первыми в мире выпустили беспроводную акустику для домашнего кинотеатра. Их колонки работают по Wi-Fi и по bluetooth и не требует подключение аудиокабелей.
Объем запросов «домашний кинотеатр» вырос на 8% год к году, в то время как объем запросов «саундбар» вырос на 42% .
На мой взгляд, на рынке происходит поиск нового массового сегмента для звука в домашнем кинотеатре. Есть надежда, что таким сегментом, является рынок саундбаров. Почему саундбаров?
Потому что саундбар легко прикрепить под телевизором и больше о нём не думать. Просто единожды воткнув одно в другое. Простота установки + простота использования + ценовая доступность.
Что я думаю о сегменте беспроводных домашних кинотеатров 5.1?
Я считаю, что этот сегмент имеет право на жизнь, и Sonos тому подтверждение. Да, мы не видим драматичного роста интереса к домашним кинотеатрам. Причин достаточно: дороговизна, сложность в установке и в обучении использованию. Возможно роста интереса нет в том числе потому, что нет широкой осведомленности о существовании беспроводных систем.
Да и по-настоящему беспроводных систем на рынке единицы.
Вы все еще зависите от расположения розеток, чтобы питать колонки своего домашнего кинотеатра. Будущее, на мой взгляд, за по-настоящему мобильным решением, когда колонки имеют встроенный аккумулятор, позволяющий им работать без привязки к электросети. Пока что реализация этой идеи упирается в емкость литий-ионных батарей.
Обзор существующих решений домашних кинотеатров с колонками, имеющими встроенный аккумулятор (открывается из России под VPN): Best wireless surround sound Systems.
Какое решение беспроводного домашнего кинотеатра я могу посоветовать?
Если вы дочитали до этого места и хотите понять, есть ли беспроводные домашние кинотеатры, которые я могу посоветовать, ниже ответ.
JBL выпустила модель Bar 9.1, у которой к саундбару присоединены две колонки, которые можно использовать как автономные тыловые, благодаря встроенному в них аккумулятору. Обзор системы JBL Bar 9.1 от Mobile Review.
Мой совет в данном случае базируется не на личном опыте, а на обзорах в сети. Почитайте отзывы на Яндекс Маркет, им можно доверять.
Бонус
Для тех, кому интересно почитать про беспроводную Hi-Fi акустику, нашел пару статей: Беспроводная активная Hi-Fi акустика, Беспроводные домашние кинотеатры, Guide to Wireless Speakers For Home Theaters.
Не касаясь вообще бреда про Sonos и HiFi, выскажу мнение почему никогда (или ещё долго) не будет роста спроса на hi-fi акустику.
Опять же дисклеймер - hi-fi в том смысле в каком это описывает автор, то есть спроса на 5.1 системы. Естественно 5.1 это не синоним hi-fi. Есть hi-fi без 5.1, есть 5.1 без hi-fi.
Вообще это все кто более-менее в теме, знают. Но явно не автор статьи.
Итак, для 5.1:
1. Нужна большая (просторная) комната
2. Нужна звукоизоляция (не только для 5.1 но вообще для hi-fi)
3. Нужно по-особому расположить колонки, им нужно место! Ставить, вешать по углам, вот это всё безобразие.
4. Нужно сидеть в определённом месте комнаты чтобы получить эффект объёмного звука, и сидеть одному-вдвоём.
Без отдельной комнаты-кинотеатра всё это сделать проблематично. А что, у нас тенденция к повышению уровня жизни населения?
Ну и вообще, вот это "кто слышал 5.1 никогда не забудет" - очень сильно преувеличено.
Хорошего стерео хватит за глаза 90% тех у кого вообще возникают мысли о звуке не из колонок телевизора (и приравненных к ним саундбарах). Потребности ещё 9% покроет добавленный третий элемент - сабвуфер.
И только оставшиеся 1%, те кто имеет и возможность и желание, давно установили себе 5.1.
Ну про беспроводное 5.1 я наверное вообще говорить не буду...
Спасибо за развернутый комментарий.
Не понимаю почему все так накинулись на Sonos, утверждая что он не имеет отношения к рынку Hi-Fi акустики.
Наверное это моя личная неграмотность, но никогда раньше не слышал о бренде Sonos в привязке к понятию hi-fi.
Может, сейчас всё уже не так, и они работают на этом рынке.
А может понятие hi-fi сильно расширилось.
Скорее второе.
WSJ об этом писали 6 лет назад.
В статье говорится о том, что hi-fi бренды выпускают беспроводную акустику и пытаются бить Sonos на её поле (на поле масс маркета конечно).
Замечу эти бренды - "hi-fi для широких масс".
Прочитал ради интереса статью в Википедии про Sonos.
Не, ничего не изменилось. Sonos - это про стриминг, wireless, wi-fi, но не про качество звука (не про hi-fi).
То есть самый главный тезис, с которым Вы дискутируете этой статьёй, на примере Sonos никак не может быть опровергнут. Она просто из другой оперы.
Вот поэтому такая реакция.