Волна
До старта осталось:
{"id":3406,"title":"\u0412\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441-\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442: \u0441 \u043a\u0430\u043a\u0438\u043c\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0431\u043b\u0435\u043c\u0430\u043c\u0438 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0438\u0434\u0442\u0438 \u043a \u043e\u043d\u043b\u0430\u0439\u043d-\u0432\u0440\u0430\u0447\u0443","url":"\/redirect?component=advertising&id=3406&url=https:\/\/vc.ru\/budu\/237349-doctor-joined-the-chat&hash=b4e6d2c1cf7021e79aa131c4023a7472b8f26352ff3deaf4a819bb44b1850527","isPaidAndBannersEnabled":false}

Финансист в Китае. Про Dodo Pizza Китай

Побудила начать писать здесь меня одна очень любопытная новость на пространстве Поднебесной, а именно «громкий» уход Dodo Pizza с китайского рынка. Почему «громкий»?

Потому что новость в Китае не произвела никакого эффекта внутри страны, не обсуждалась в пабликах и группах в мессенджерах, громкость имела примерно ту же, что и стеснительное выпускание шептуна на переполненном жд вокзале в час пик. Почему эта новость заинтересовала меня? Потому что работа российских компаний в Китае, их успехи и их неудачи, тенденции на рынке иностранных компаний не могут меня не интересовать по роду профессиональной деятельности в Китае.

Я следила за их деятельностью в открытых источниках, строила личные связи с непосредственными участниками, изучала информацию от экспертов, сейчас, вдруг неожиданно, из этой бочки начало протекать то, что не должно было. Например, стала выплывать информация, что не все так гладко в жизни франчайзи в РФ, что критику и несогласие с политикой бренда давят в зачатке угрозами, информацию зачищают, аудиторию топят в сахарном сиропе только позитивной информации. По запросу можно найти много контента и весь он про российского Стива Джобса, о международном присутствии, увлекательно и заманчиво. Уже одно только это вызывает, у меня, как у человека из области финансов — вопросы. Я не верю в созидательные цели бизнеса, особенно крупного уже давно. Харизма лидера очень просто вводит в заблуждение впечатлительную публику, но истинные цели могут мастерски скрываться за умелыми руками игрока в покер. Где хоть одни грязные трусы? Где хоть один признанный провал, ошибка, неудача, косяк, махинация, измена жене, ну хоть что-то. Мне так это напомнило времена МММ и Властелины, знаете ли... но сейчас не об этом. На фоне события у меня родилась гипотеза ухода из Китая, которую не обсуждали в рамках сообщества vc.

Но сначала упомяну из уважения к участникам сообщества, какие же версии ухода с рынка Китая исследовались и озвучивались:

1. Официальная — уход от типовой модели бизнеса вредит бизнесу, распаляются на IT разработки. Мой вывод: Оправдания звучат жалко. Китай – это страна, где все уже придумано, от упаковки, до приложений. Бабка, торгующая сельдереем на обочине смогла подстроиться, а бизнес средней руки с ресурсами не смог, есть вопросы к версии. Крупные игроки типа Хата и Мака, Старбакса подстроились, пересмотрели модели, переформатировались, вписались. Адаптировались к агрегаторам, доставке, приложениям для платежей и заказов, изменили интерьеры. Старбакс в Китае — это отдельный разговор, как и их роскошная кофейня-дворец на несколько этажей в Шанхае с невероятно зрелищными мероприятиями внутри, дизайнерскими интерьерами, оборудованием — это Дисней ленд в мире кофеен.

2. Неофициальная, по мнению участников vc — раздувание пузыря перед выходом на IPO, создание привлекательной легенды о международном бизнесе и впечатляющих успехах для потенциальных инвесторов. Официально версия не комментируется. Мой вывод: Полагаю, что такой ход мыслей имел место, однако эта цель не могла быть ключевой, блеф был бы слишком откровенным и отчаянным. До отчаяния глобальная сетка (секта) еще не дошла, это впереди. Надо ждать новостей, уверена, мы их еще услышим очень много.

3. Официальная — высвобождение ресурсов для проектов в Европе и др странах. Озвучиваются цифры о расходах на содержание представительства, порядок цифр 100 тыс $/мес, одновременно с этим говорят о 4,5 годах на рынке и инвестициях в 2,5 млн $, математика не складывается у меня. В то же время, в других источниках проходила новость о привлечении 4-х млн $, но сейчас компания это отрицает. Кто врет? И согласование цвета стаканчиков и коробочек, толщина картона, действительно требует таких ежемесячных расходов и таких сроков, чтобы понять, как успешно организовать продажи и доставку? И точки на карте — это правда или фейк? Почему пиццерия в Янтае уже давно не существует, а на карте точка есть, тогда что такое несколько точек в Нигерии? Они реальны или это просто точки? А кто проверит, ведь правда=))

4. Неофициальная, по мнению участников vc — обломали зубы о китайского дракона, не исследовали рынок, не потянули. Официально версия опровергается, якобы и анализировали и команду нанимали. Но погодите, если считать исследованием рынка китайского общепита-турне на 40 дней в Сыктывкар и обучение там навыкам использования швабры мехом вниз, а потом перенос этого опыта в Китай, то да, пожалуй так и должно выглядеть исследование другого мира, а именно Китайской модели бизнеса. Встать в китайский общепит всей командой и посмотреть, как это работает и повезти модель в Россию, почему-то основателям в голову не пришло. Интересно, почему?

5. Официальная — В Китае говорят по-китайски, пицца для них — сложный продукт и в противовес мнение участников vc — киты проглотят хоть что, просто скажи, что это иностранный продукт, главное занести правильно и учесть вкусы местных. И тут я склонна в некоторой части соглашаться с пользователями vc. Оправдания DoDo Опять звучат слабовато. Требуются ресурсы и команда, чтобы понять, что в Китае говорят по-китайски, что это закрытая, сосредоточенная на себе культура? Тогда как же понимать тот факт, что стратегическим партнером в Китае, сооснователем стал россиянин, который утверждает, что он 20 лет работает с Китаем и 14 лет живет в нем же, а по одному из образований имеется китайский диплом 2006 года (судя по его интервью 2-х месячной давности и профилям в соцсетях). Это было новостью и для него тоже? И даже обучение мытью полов в Сыктывкаре не помогло этого понять? И ему неизвестно, что "Аленку" на китайском рынке продвигают китайцы и то, только потому, что продукт понравился китайцам. А то, что рынку пиццы в Китае уже 30 лет и есть масса успешных проектов, работающих в этой области, для чего нужно было изобретать велосипед, модель пиццерии и то, что это не обеденный перекус и не еда студентов — тоже информация, на которую нужно тратить миллионы, чтобы понять человеку, который 20 лет в Китае?

6. Официально — пицца-сложный продукт, сложно оправдать вкусы китайского потребителя. Слабое оправдание. И да и нет. Пицца — это продукт не относящийся к повседневной еде, скорее так. В силу культурных особенностей, восприятие пиццы в Китае я бы отнесла к особым случаям похода в ресторан, например, свидание, встреча друзей, дни рождения детей, отдых в будний день вечером, этим и обусловлены определенные интерьеры в пиццериях, меню и персонал. Сэндвичи и бургеры, наоборот, здесь прижились, как перекус, быстрая еда, еда для обеденного перерыва. Пиццу же даже в офис не заказывают для празднования каких-либо праздников. За 20 лет в Китае сооснователями должно быть известно, что взрослым отмечать ДР вообще не принято в этой культуре, только маленьким детям и самым пожилым членам семьи. В меню было более 100 наименований, зачем? Начали распыляться? Последнее изобретение — это салат с пастой-спиральки, помидорами-черри, зеленью, свежим огурцом, шашлычком и черникой. Я догадываюсь, что авторы исходили из того, что чем страннее вкус и сочетание, тем круче для китайца, ведь они едят все, что движется и даже, то что не движется и давно протухло. Но опять же, эти "20 лет в Китае" мне не дают покоя. На стеллажах в китайском супермаркете азиаты выбирают рис из примерно 30 сортов и сотен марок, лапшу из сотен сортов и сотен марок, но среди них, не удивляйтесь, нет ни рожек, ни спиралек, ни рогаликов. Эти продукты находятся на стеллажах иностранных продуктов, представлены слабо и не употребляются массовым потребителем. Уверена, что многие , увидев в еде спиральки, вообще не смогут сразу понять, что это и зачем это в еде. Помидоры-черри — это фрукт, в овощном они не продаются, используются для декора тортов, мороженного, в салате уместны в иностранных ресторанах. Свежий огурец — в небольшом количестве может быть уместен в салате, но с другим способом нарезки, т.к. такие продукты, как свежий огурец, перец болгарский, помидоры, морковь не принято употреблять сырыми, даже огурцы жарят. Китайцы падают в обморок, когда наши дают детям морковку погрызть. Это считается нездоровым и вредным. Салат в целом, как блюдо — это пока нетипично для Китая. Однажды я принесла на работу кочан салата-айсберга, это вызвало панику у нашего китайского HR-директора. Свежий овощ в общем холодильнике — паника, а вы им чернику в салат, ну камон. С таким же успехом пельменей парочку кинули бы в тот же салат, китайцы же, сожрут все.

7. Теперь моя гипотеза. Почему же первый и пока единственный совет директоров принял такое неожиданное решение об обрубании Китая, такое резкое, такое странное, отказ от таких очевидных перспектив, а теперь ежедневно отчитывается, что выручки начали бить "рекорды" (цифры смешные, поэтому в кавычках), почему разрывают отношения с сооснователями, без права продолжать. Почему вывозят команду, фактически сбегают, почему не берут с этого сверхпрогрессивного рынка лучшие идеи, решения, модели и не глобализируют их. Ответ может быть очень банальным и на поверхности. Г-на Овчинникова грубо отымели, обобрали, развели. Заниматься годами согласованием дизайна коробочек и рассказывать основателю DoDo, что Китай — это сложно и требует все больше и больше денег действительно может человек, который 20 лет в Китае, хотя, для такого развода достаточно и срока покороче.

И в завершении, мне бы очень хотелось видеть российских игроков общепита на китайском рынке, потому что возможности не имеют пределов, в том числе для переноса опыта и технологий из Китая в мир за его пределами. Это передовая страна, которая ушла далеко вперед и того, кто оседлал дракона, вряд ли что-то остановит за пределами Поднебесной. Были времена и есть сейчас, когда Китай брал технологии у мира, переделывал их, изменял, адаптировал, воспроизводил. Сейчас пришли другие времена, времена, когда пора избавляться от стереотипов, вывозить технологии и модели уже из Китая. Об истинных причинах ухода, мы вряд ли узнаем, по крайне мере, сейчас, сотрудники связаны соглашениями о неразглашении, бизнес склонен к скрытности, особенно, что касаемо дел с Китаем. Это не только Додо касается, тут сложно узнать, что творится и у других игроков, каждый раздувает щеки, а что там внутри-остается только догадываться, поэтому все, что сказано — это мое частное мнение на основе крупиц информации, которую удалось собрать.

{ "author_name": "Оля Бесхмельницына", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 121, "likes": 49, "favorites": 44, "is_advertisement": false, "subsite_label": "opinions", "id": 232531, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 12 Apr 2021 05:59:34 +0300", "is_special": false }
0
121 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
40

Прочитал статью. У меня такое ощущение, что автор злорадно пишет. И я не понимаю, какой смысл писать в злорадном ключе. Вообще, это плохая особенность многих людей в СНГ, когда уже по всему миру легенды про токсичное СНГ комьюнити.

Мне видится, что если посмотреть на разные страны мира, то всё поддерживают своих. В том числе китайцы, по которых вы рассказываете.

Нет никакого смысла радоваться неудаче. Можно разобрать ситуацию в адекватом ключе, с точки зрения пользы, не допущения промашек в будущем и увеличения прибыли.

Если же рассмотреть вашу статью, то в сущности, вы расписали массу гипотез почему они проиграли, но не сказали что нужно делать.

Ответы из разряда, мол бабушки продающие сельдерей адаптировались, а Додо пицца нет, на мой взгляд выглядят слишком обывательскими. Всегда может быть масса проблем, а уж сколько проблем на пустом месте бывает с Китаем уже кто только не говорит.

Если вы себя считаете таким профессионалом, то на мой взгляд комьюнити было бы более полезно услышать квалифицированные разборы, рекомендации и мнения по выводу и работе бизнеса в Китае.

Проблемы в виде не так порезанных овощей, не прожаренных или вообще не тех, на мой взгляд выглядят натянутыми. Мы едим разную еду, люди по всему миру едят разную еду. Китайцы всё подряд едят, но бизнес развалился из за томатов черри. Серьёзно?? На мой взгляд это сомнительно.

Ответить
14

Автор не радуется неудаче, а разоблачает обман и очередное МММ, чтобы свои не велись и не оказывались без штанов, поверив обещаниям золотых гор. (А многие бизнесмены склонны и последнюю квартиру продать, ради успеха.)
А если вы слишком нежны для живого ироничного слога с большим количеством интересных фактов о Китае от человека, который там работал, то вам лучше пойти в отдел детской литературы в книжном магазине. Но братьев Гримм или колобка я вам читать не рекомендую, т.к. один час хорошего психоаналитика стоит минимум 5000 рублей.

Ответить
8

Не вижу смысла в вашем повторном переходе на личности и оскорбления.

Ответить
1

Как я и говорил, я вас не знаю, чтобы можно было перейти на вашу личность, даже если бы я хотел таким заниматься

Ответить
–1

Если вы так быстро сливаете "работу с возражениями", аноним уважаемый, вам надо "учить матчасть".
Тщательнее надо ! (с)
(учиться спорить с оппонентами настоящим образом !)

Ответить
8

Со всем уважением к вам, но вы считаете нормальным, когда вас в диалоге посылают??

Прочитайте его комментарий:
"А если вы слишком нежны для живого ироничного слога с большим количеством интересных фактов о Китае от человека, который там работал, то вам лучше пойти в отдел детской литературы в книжном магазине."

Вы правда считаете, что я вообще должен разговаривать с некультурными личностями, которые не ведут адекватного диалога??

Я вам больше скажу. Этот человек вёл себя также в другой ветке обсуждений. Его поведение продолжается, и ничего кроме перехода на личности он не показал ни там, ни здесь. 

В связи с этим, для себя я не вижу никакого смысла в продолжении такого диалога. Если вам нравится поспорить с данным человеком, то это ваше право, но у меня нет такого желания.

Ответить
–7

Уважаемый аноним "аполлонов" !
Вы просто "не умеете в логику".
Учите матчасть - в жизни пригодится !
У нас тут не "Яплакал" и не Пикабу.
Мы тут на сайте VC  учимся отбирать деньги от других людей, не нарушая Уголовного кодекса.
Хотите открыть своё дело и собирать выручку от клиентов?
Учитесь у чемпионов "работы с возражениями" !
Вам нравится лежать на диване в квартире ваших родителей?
Не мешайте другим зарабатывать большие деньги во время карантина ! 
Вам понятна моя логика?

Ответить
–1

У нас тут не "Яплакал" и не Пикабу.

Мы тут на сайте VC  учимся отбирать деньги от других людей, не нарушая Уголовного кодекса.

Посмеялся)) у вас тут "пусть говорят" на бизнес-тематику.
Ниже ваши реальные интересы:

И как только кто-то сольёт правду о "колоссе на глиняных ногах" - всё будет кончено как это случилось, к примеру, с сетью Топ Ган.

расскажите эту историю, на vc любят всякое такое :)
Момент с микрофоном-петличкой, про который забыл Локонцев во время "секретного разговора с инвестором Ковалёвым" - как в голливудских детективах !

Ответить
–2

Правильно, Дмитрий Евсеев ! Молодец! Так этим анонимам и надо!
(казачок-то засланный, похоже)
Мы тут на сайте VС обсуждаем ситуации "про деньги".
Как говорится, "лучше учиться на чужих ошибках"...
Фёдора хитрые китайцы развели на бабки?
Другим "русским молодцам" - урок !
Так что не надо разным анонимным аполлонам наводить "тень на плетень" !
Автор правильно написала - Фёдора кинули на деньги, признаться в этом "солнцу российского бизнеса" стыдно, "пацаны не поймут".
Так что ждём-с.
(месяца через два-три кто-нибудь из сотрудников уволится из ДОДО и сольёт нам чистую правду).  

Ответить
6

Так ,вроде, это русские специалисты по Китаю Федора кинули. Китайцы про Федора и слышать не слышали

Ответить
1

В оригинальной статье есть фото Фёдора с китайцем.
(на мой взгляд, справа от Фёдора - китаец)

Ответить
1

Может манси или якут

Ответить
2

Манси - это национальность мэра Москвы,
а справа от Фёдора - 100% китаец !
(жаль, что никто из стартаперов не смог организовать приём ставок на сайте VС.
Имеется в виду не ставки на спорт, а ставки по теме обсуждения.
К примеру "На фото с Фёдором 77% читателей сайта VC проголосовали за строчку "китаец", 15% - "не могу сказать точно", 9% отказались от ответа.")

Ответить
4

Достаточно забавно читать это ("месяца через два-три кто-нибудь из сотрудников уволится из ДОДО и сольёт нам чистую правду") будучи изнутри =)

Я в Додо уже 5 лет, имел возможность наблюдать за этим ростом, мое личное мнение — еще никогда Додо не была настолько сильной, притом во всех планах — с точки зрения положения на рынке, силы команды, с точки зрения отношений с франчайзи. Мне есть с чем сравнить — 2 года назад, когда мы только вышли в Москву, ежеквартальные встречи с партнёрами были намного напряженнее, были вопросы к модели на новом для нас рынке. 

У нас 160 партнёров, ну нереально просто утаить массовое недовольство при таких масштабах. У Доминос партнёров в несколько раз меньше, но про их суды с ними писали все газеты, наблюдала вся страна. 

Ответить
–4

"Никогда не говори Никогда" - я один помню книгу или фильм с таким названием ?
(люди не меняются последнюю тысячу лет)

Ответить
4

Я не понял ваш комментарий. Люди могут когда-нибудь уволиться, и ситуация может когда-нибудь измениться — я с этим не спорю.

Но при этом мне все равно забавно читать догадки "вот-вот вся правда вскроется", обладая более полным взглядом на ситуацию.

Ответить
–1

Илья, вчера мы, кажется, отлично пообщались?
Вы как "человек изнутри" очарованы умением Фёдора "вести за собой людей".
Я как читатель сайта VC, насмотрелся на эту публику со времён "Бизнес-Молодости", Аяза и Портнягина.
Всё просто:
1. Если до конца 2021 года компания "Додо-Пицца" возьмёт новые рубежи успешных продаж и расширения сети - окажетесь правы вы.
2. Если до конца 2021 года в СМИ утекут данные о невосполнимых потерях, убытках, массовом бегстве франчайзи - буду прав я.
Вы согласны с моей логикой?

Ответить
2

Я не считаю себя "очарованным", я не смотрю на мир через розовые очки. Ну да ладно, это к делу не относится.

С логикой согласен, время покажет. 

Ответить
1

Кстати, если вы в Москве — готов встретить вас в офисе, ответить на все вопросы, покажу как компания работает. Пишите в личку.

Ответить
0

Мы сделали полный круг и подошли к тому, с чего я начал вчера:
За пару месяцев до бегства Чичваркина в Лондон большинство сотрудников центрального офиса "Евросети" были готовы пойти за шефом "в огонь и в воду".
За пару месяцев до банкротства "Связного" такая же ситуация была у Ноготкова.
Пока можно прикрывать "левыми отмазками" уход из Китая и прекращение роста выручки в России - Фёдор Овчинников может спать спокойно.
Но вот одна умная женщина опубликовала свою версию, что "Фёдора в Китае кинули партнёры".
Акела промахнулся ? (с)
Подобных "звоночков" скоро будет больше.
И как только кто-то сольёт правду о "колоссе на глиняных ногах" - всё будет кончено как это случилось, к примеру, с сетью Топ Ган.
( Алексей Локонцев, наверное, кусает себе локти за согласие придти на интервью к Ковалёву и ту попытку "продать Топ Ган", пока никто это не видит. Но микрофон-петличка всё испортил).
Закончить эту ветку я хочу старым мемом.
(вместо тысячи слов)

Ответить
3

А где вы увидели прекращение роста выручки в России? 

Ответить
0

В прошлом году была статья на VC.
После неё компания Додо объявила о выходе на рынок шаурмы.
(неужели вы не помните это ?)

Ответить
2

Нет, я не помню это. И точно знаю, что выручка в России не переставала расти. Но при этом, конечно, она уже не может расти х2-х3 в год, с базы 25 млрд. 

LfL в феврале — 37% (февраль 21 к февралю 20). В марте — 48%, но сравнение не совсем корректно, так как в конце марта уже начали закрывать рестораны, сравниваемся с низкой базой. 

Согласитесь, это нельзя назвать прекращением роста.

Ответить
0

И как только кто-то сольёт правду о "колоссе на глиняных ногах" - всё будет кончено как это случилось, к примеру, с сетью Топ Ган.

расскажите эту историю, на vc любят всякое такое :)

Ответить
1

Как говорится, "лучше один раз увидеть" !
1. заходите на Ютуб
2. Находите канал Ковалёва под названием "Ассенизатор"
3. Вводите ключевые слова: Топ Ган, Локонцев.
(там больше десяти роликов по теме, более 24 часов чистого удовольствия)
Момент с микрофоном-петличкой, про который забыл Локонцев во время "секретного разговора с инвестором Ковалёвым" - как в голливудских детективах !

Ответить
1

Ковалев-человек спорный, но делает он большое дело, я считаю. Но у меня гипотеза, что они или пока договорились с Федором о нейтралитете, или просто у Андрея руки не дошли. Или третий вариант, за вынос мусора из избы франчайзи получают угрозы, поэтому удается сдерживать выход информации из сети общепита. Поэтому пока у Ковалева нет повода растрясать этот улей, все выглядит надежно и благополучно. И четвертый вариант, все действительно благополучно и надежно, честно и открыто. Это всё версии, любая из них имеет право существовать. 

Ответить
0

Ковалев из тех людей, которые теряются по пути от сказал до сделал. Все его движения, это хайп. Не стоит относиться к нему серьезно.  

Ответить
0

Локонцев тот ещё тип конечно, но Ковалев мало чём лучше. 

Ответить
1

Ну тогда мы можем не переживать. И не увидим продажу франшизы донера? Зачем ее рекламировать, если в додо все настолько хорошо, а действующие франчайзи в шоколаде. Значит они сметут все предложения. До мая недалеко, будем посмотреть. 

Ответить
1

Вам точно переживать не нужно =)

Но не совсем понял, почему продвижение Донера для вас означает то, что в Додо все плохо? Это разные концепции, разные бизнес-юниты, с разными стратегиями развития, находящиеся на разных стадиях роста, и рассчитанные на разные чеки входа. Как одно вообще связано с другим?

Если Мерседес выпускает электромобиль eqs, это значит, что с продажами обычных машин всё плохо, и вот-вот все схлопнется?

Ответить
1

Логично же. На рынке франшиз много мусора. Со слов франчайзи додо отличная франшиза. А значит они просто не упустят шанс, и выкупят все предложения. Если же, действующие франчайзи не покупают франшизу донера, то не все так у них гладко. 

Ответить
1

Понял. Спрос на франшизу сильно больше, чем мы можем удовлетворить, суммарно получено несколько сотен заявок, и от действующих франчайзи, и от новых потенциальных партнёров. 

Ответить
1

Понятно, ну как я и думал. В додо все настолько клёво, что нужно срочно продавать на сторону ещё франшиз. 

Ответить
1

Многим действующим франчайзи некуда расширяться — в большинстве городов уже достигнуто требуемое количество пиццерий. Если одна пиццерия справляется с объемом, то нет смысла инвестировать во вторую.

При этом франчайзи, как предприниматели, испытывают потребность в расширении бизнеса — они будут создавать что-то свое, или покупать другие франшизы, если мы ничего не предложим. Действующие франчайзи доверяют нам, и ждут готовности модели к тиражированию.

Но всё это не значит, что мы должны "вариться" в собственном соку, и ограничивать приход новых партнёров в экосистему, "новая кровь" тоже нужна. Об этом Фёдор недавно писал: https://www.facebook.com/ovchinnikov.fedor/posts/10225735023023467

Ответить
1

Конечно нужна новая кровь. У действующих франчайзи нет возможностей купить франшизу донера). Я в принципе так и говорил пару лет назад, что Федор или будет бегать и искать везде инвестиции, или как Аяз начнёт клепать франшизы с "дешёвым" входом. 

Ответить
0

У действующих франчайзи будет возможность купить франшизу Донера, было бы странно не использовать накопленное за столько лет доверие.

Пока ничего из того, что вы говорите, не произошло, поэтому не совсем понимаю, зачем в данном случае "а я же говорил" =)

Ответить
–1

Что именно не произошло? Федор, как Аяз уже пустился в более дешёвые франшизы. Ждём от него в течение 5 лет, кофейни, хостелы и т.д. )

Ответить
1

Мы не клепаем франшизы. Помимо Додо есть всего 2 концепции, каждые из которых разрабатываются внутри длительное время, тестируется на себе, убеждаемся, что модель работает, и только после этого тиражируем.

Мы не просто находим какой-то бизнес, упаковываем его, и тут же запускаем франшизу =)

Но не готов с вами больше спорить, свое мнение я изложил.

Ответить
1

Не, бизнес Федора, это как раз продажа франшиз. Поэтому "нам нужна новая кровь". 

Ответить
0

Спасибо, что разъяснили мне суть бизнеса моей компании.

Ответить
1

Если по вашей компании ударили из главного орудия российской пропаганды - этим можно гордиться?

Ответить
0

Ну, в принципе, я (и, думаю, многие другие местные фтыкатели) могу поверить, что у вас более полный взгляд на ситуацию, чем у ТС. Но вот убедить меня, что вы броситесь рассказывать правду (особенно, если это негатив) всем подряд, будет трудновато. А к ТС у меня такой предвзятости нет :)

Ответить
0

Понимаю вас, у меня не было цели убедить. Просто забавно читать всё это, находясь изнутри, поэтому просто не смог пройти мимо.

Ответить
0

Илья, я понимаю вашу позицию, у меня тоже был опыт работы на блестящего лидера топовой сети. И я прекрасно осведомлена, под каким очарованием находятся сотрудники, с рук есть готовы, воду пить из тазика после мытья ног. Кажется, что вы-семья, кажется, что вы участвуете вместе в чем-то большом. Если вам так нравится, пожалуйста, не останавливайтесь, вы сами за себя решаете. Возможно, вам требуется больше времени, чтобы увидеть, что-то большее, что стоит за этим. Одно время я заинтересовалась теологией и гомилетикой, с удивлением из книжек узнала, что я находилась в секте, что система рекрутинга и наставничества в бизнесе, который строится по принципу сети и тиражировании самих себя целиком построена по модели секты. Я уверена, что у вас об этом говорится вслух и эта идея не кажется дикой, она стала нормой. Но у этого же есть и темная сторона, например, отключение функции критического анализа, где вы, и что вы, и зачем вы, и для чего это надо вашему пастору. 
В общем-то, я с подросткового возраста осознала, что книжки-лучшие друзья человека, в тот раз еще раз в этом убедилась, чего и вам желаю. Мне тогда было лет 25, наверное. На проповеди, периодически, покупаюсь, проповедники постоянно повышают свою квалификацию. 

Ответить
2

Ольга, прочитал ваш комментарий два раза, и усматриваю в нем плохо скрываемое сочувствие =). Как будто я попал в секту, не способен мыслить критически и всё такое, но когда-нибудь прозрею. 

Как на это ответить — вообще непонятно. Убеждать вас в обратном было бы глупо (я ж под влиянием, чего меня слушать), подтвердить вашу версию событий я тоже не могу. 

Поэтому остановимся на том, что мнения у всех разные, время всех рассудит. 

Ответить
0

А вы читали про Джонстаун? ;)

Ответить
–1

Подвезли новую причину провала Додо в Китае:
Китайцы не любят оппозиционеров !
Пруфы:

Ответить
1

Какое тут разоблачение обмана? Где в статье приведён хоть один факт?

Это просто мнение из разряда: вот Фёдор говорит X, но на самом деле все знают, что это раздувание пузыря перед IPO!!!

Ответить
0

О, спасибо, очень приятно=)) 

Ответить
6

Статейка не без ехидства, конечно, но, что мне всегда импонирует, написана с многочисленными логическими выводами, объяснениями, аналогиями. 

Ответить
6

Вывод статьи "Овчинникова грубо поимели", "помидоры черри привели к развалу компании". Серьезная аналитика))

Ответить
1

Ну про "поимели" грубовато, конечно, но смысл передан. Про чери я, например, удивился, что в китае считают его фруктом и использую для тортов. А я ещё думал раньше, кто додумался сушёные помидоры продавать вместе с изюмом :)
Серьёзность аналитики надо отделять от формы. К примеру, в новостях на ТВ очень серьёзные слова, но аналитики там около нуля, а в ролике какого-нить раздолбая (судя по манере) на ютюбе может быть куча очень серьёзных данных.

Ответить
2

Серьезность аналитики нужно отделять от набора бессвязных фактов. Форма может быть любая. Аналитика это про логику, корреляции, факторы...
А у автора
1. Решение выходить в Китай не обдуманно - ну может быть
2. Место выбрано неправильно - ну допустим.
3. Меню так себе для рынка - ну ок.
Вывод Федора поимели.
Кто поимел, на каком этапе?

Мне кажется все намного проще - переоценка своих возможностей. Чо такое 4 млн инвестиций в Китай. Это ничто.
До-до изменила своей же стратегии. Открывать Азию нужно было с какой нибудь другой страны.

Ответить
5

Если к вам придёт человек и попросит денег для выхода на высококонкурентный рынок китайского общепита, в котором чуть ли не в каждой провинции свои стойкие кулинарные предпочтения со словами "да пофиг что в меню, китайцы же едят всё кроме самолетов и автомобилей хых" — бегите

Ответить
5

Вы Аяза, или Дашкиева, Осипова тоже поддерживаете?

Ответить
1

Напишите свою статью, так, как вы описываете. У вас длинный пост и я его прочитал. Но в нем нет ничего про бизнес и тему. Но много ваших субъективных мнений, похожих на домыслы. Неинформативно

Ответить
–1

Ваш комментарий - переход на личности, не имеет отношения к статье и бизнесу. Вы необоснованно обвиняете человека, и при этом сами не следуете своей же логике. Если вам не нравится, вы можете написать по существу, но я не вижу никакого смысла в подобном вашему поведении. Более того, если вы не заметили, то со мной согласилось 23 человека.

Также я считаю, что вы тролль. Как удивительно совпало, что из трёх ваших комментариев вы один написали мне. Специально регистрировались, чтобы меня оскорбить?? Это такая честь, что мне уделяют столько внимания. Это мне так льстит.

Ответить
0

У вас серьезные психологические проблемы с самооценкой. Рекомендую обратиться к специалисту. Дискутировать с вами не вижу смысла, можете не отвечать. 

Ответить
0

вашей личности в вашей физической оболочке не жмёт?

Ответить
19

Китайцы не дураки.
 Федя позиционировал свою убогую недо-пиццу как премиальный продукт.
За те же 50 юаней, что стоило это недоразумение, можно неплохо пообедать с мясом еще и на пиво останется.
А тут какой-то открытый пирожок с непонятной начинкой.

Ответить
4

полностью поддерживаю, в додо 24 см пицца стоит почти 500 рублей
а в обычной пиццерии , адекватной я за 500 рублей заказываю 32 см да еще и с кучей разных ингридиентов, которые не ограничены схемами и размерами
как такое существует , ума не приложу , идиотизм

Ответить
4

Небогатые жители России не могут нарадоваться на пиццу "Красная цена" от магазина "Пятёрочка".
Всего ПЯТЬДЕСЯТ ТРИ рубля за пиццу весом 300 грамм - кто может предложить лучший вариант?
Так что Фёдор со своей ценой 500 рублей за пиццу весом 300 грамм пролетает 
как "фанера над Парижем" !

Ответить
0

Вы похоже давно не мониторили цены, она около 70 рублей уже )

Ответить
0

Вчера  видел ценник в  московской "Пятёрочке" - 53 рубля.
Вы из какого города?

Ответить
0

Но она же совсем невкусная

Ответить
0

Каждый раз удивляюсь попыткам жителей России сравнивать вещи, которые нельзя сравнивать.
Какие претензии к пицце за 53 рубля от магазина-дискаунтера по сравнению с пиццей за 450 рублей от Додо?
(по правилам маркетинга можно сравнивать товары с ОДИНАКОВОЙ ценой)
Конечно вкус будет "другой", иначе бы никто не покупал пиццу от Додо !
Вам понятна моя логика?
И второй вариант:
450/53 = 8,49
Как насчёт сравнения ОДНОЙ пиццы Додо за 450 рублей с
ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ пицц от Пятёрочки ?
Два с половиной КИЛОГРАММА жареного теста от Пятёрочки против
трёхсот ГРАММ жареного теста от Додо ?
Что лучше для утоления голода?
А что лучше для проверки "вкуса" ?

Ответить
0

И то пицца, и то пицца, значит можно их сравнивать. Честно говоря я предпочту 1 Додо пиццу вместо 8,49 из Пятёрочки. И вообще если так сравнивать то за 1 додо пиццу можно купить 8 кг макарон спиралек https://pokupki.market.yandex.ru/product/ameria-makarony-spiralki-42-4-kg/235569081?show-uid=16183260832440891980206001&offerid=mVMyBh0h-Ox4ugIhNrr-kQ и месяц ими питаться 

Ответить
0

Александр, вы противоречите сами себе !
(и то пицца, и то пицца)
К чему этот пример с макаронами?
А то, что вы выбираете одну пиццу вместо восьми, хорошо иллюстрирует поговорку "Сытый голодного не разумеет".
(в значении "У кого суп жидкий, у кого жемчуг мелкий")

Ответить
0

за счет ковровой бомбардировкой промокодами, они легко гуглятся , процентов на 30% дешевле получится и выходит более адекватная цена
хотя пицца все рано так себе

Ответить
0

Из сетевых помоему самая годная

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

7

Самая вкусная азиатская пицца, которую доводилось пробовать, находилась в Тайланде – The Pizza Company! Тесто - огонь, начинка из сыра с морепродуктами невероятная. А на десерт – смузи из личи!

Ответить
16

Чел, ты просто голодный был. Любая сетевая масс-маркет пицца - это чуть улучшенная версия смаженки из школьной столовой. Тем более в Тае, тем более the pizza company

Ответить
1

А ничего что здесь речь и идёт о сетевых заведениях?

Ответить
–7

Я призываю комьюнити рассудить нас лайками

Ответить
1

кинул вам обоим по дизлайку, го в войнушку играть )

Ответить
1

В чём разница между сетевой и несетевой пиццей

Ответить
0

В Азии к счастью очень много всего вкусного )

Ответить
0

Как ни странно, мы тоже ели самую вкусную пиццу в Таиланде, только не азиатскую, и не в сети, а в маленькой кафешке какого-то фаранга на Самуи. Ох, божечки, сколько он туда сыра клал! Вдвое толще теста. А в кальцоне вообще сантиметра 2 тягучего вкусного сыра с ветчиной. До сих пор слюнки текут.

Ответить
6

До-до заходит у нас по причине отсутствия пищевой идентификации, а в Китае нужно было искать новые вкусовые сочетания с нашими, но популярными там продуктами, например сибирскими дикоросами, сделали бы линейку на них. Папоротник Орляк в пицце - чем не безумный маркетинг на огромном рынке.
А просто перевести бизнес на иероглифы - наш подход.

Ответить
14

Дааааа, по-больше папоротника, можно и торфа с силосом накидать

Ответить
5

Кассиры в кокошниках и косоворотках. Доставка с бубенцами.

Ответить
11

"Потому что новость в Китае не произвела никакого эффекта внутри страны, не обсуждалась в пабликах и группах в мессенджерах" - а с хера ль, простите, она там должна обсуждаться? Додо - российская компания, вся такая прогрессивная и прозрачная, и очевидно что только ее соотечественникам есть до нее дело. Для китайцев это лишь одна из десятков, если не сотен, подобных, причем по размеру сети стоящая походу на предпоследнем месте.
Остальное там дальше личное мнение автора, такое же грустное и скучное (лично мое имхо, да)
P.S. Не скажу что я ярый фанат Додо как компании, но в целом им симпатизирую. Пиццу их не ел, к сожалению, т.к. живу не в России 

Ответить
0

благодарю за мнение и за вежливость

Ответить
4

Зочем эта статья? 

Ответить
2

Впервые появилась причина поехидничить. А то всё успехи и успехи. 

Ответить
5

Автор, расскажите лучше китайцам в северных провинциях о том, как они не едят сырые овощи (особенно огурцы и морковь), битые огурцы не едят, салаты огурцы-морковь-лапша не едят и т д и т п
Ну или не делайте выводов о всей китайской кухне по одной провинции.
Похоже, ценность всех остальных выводов ровно такая же

Ответить
2

Вы это Федору расскажите, мне-то зачем, я жила в Шандон достаточно долго, Шандонская (дунбейская) кухня-самая большая в Китае и одна из самых популярных на территории страны, одна из 8-ми главных кухонь. Но мы, как и многие экспаты, не часто ежим китайское и не способны понять кухню Китая. Например, мне достаточно один раз поужинать китайским с китайцами, чтобы потом 1,5 недели болеть. Поэтому.... чтобы кормить китайцев, надо быть китайцем. Наши вкусовые рецепторы иначе воспитаны, мы вообще не способны понять, что "вкусно", что визуально  "красиво". Почему бы г-ну Овчинникову не привезти в Россию франшизу по производству вонючего тофу, экстремально? удивительно. Такая экстремальная идея не пришла в голову, а приходить с продуктом под российские вкусы в Китай пришла. Очень интересно. 
Или другой пример мне очень нравится. Чай с наполнителями. Молочный чай с желе, печеньем, соленым сыром и еще чем-нибудь. На вид-странно, для россиянина-помои какие-то. Продукт гениальный, я эти напитки обожаю, но нужно время, чтобы к ним привыкнуть. 
Интервью в ютюбе посмотрите с Прохоровичем, если вы имеете отношение к Китаю, послушайте его мямляние про кухни Китая. Этому человеку можно верить? А вот Федор поверил. Лично я, нет.

Ответить
5

"...а теперь моя гипотеза почему ДоДо покидает Китай - Ответ может быть очень банальным и на поверхности. Г-на Овчинникова грубо отымели, обобрали, развели."

Это шо за пиздец?
Как вообщем-то и много другое в посте

Ответить
3

Заказуха!?)

Ответить
1

причем настолько тупая, что кажется заказчики к Торшиной обратились )

Ответить
4

Токсичный треш.

Ответить
3

Пиздец невозможно читать-на средине статьи бросил попытки советую к ознакомлению-очень-очень полезная статья https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%80%D0%B5

Ответить
4

Авторша вообще с логикой дружит или как?
Особенно порадовало сие..
Г-на Овчинникова грубо отымели, обобрали, развели. Заниматься годами согласованием дизайна коробочек и рассказывать основателю DoDo, что Китай — это сложно и требует все больше и больше денег действительно может человек, который 20 лет в Китае, хотя, для такого развода достаточно и срока покороче.

Сам Овчинников говрил в интервью , что 2.5 млн USD вложили партнеры (читай Прохорович) . И так же очевидно что эти инвестиции утрачены полностью.
Это что за "развод" такой где разводящий 2 500 000 USD вкладывает в чужое развитие (не своего бренда)?
Овчинников с этим несчастным сыграл так называемый фриролл за его счет (как бесплатный лотерейный билет). Если бы Китай попер бы - то Фодя бы круто заработал. Но все риски по итогу оплатил(и оплачивал изначально) этот бедолага, Прохорович, начитавшись сказочек с "Силы ума".
Долгое время Фодя вообще не открывал "корпоративных" пиццерий т.к. у них зачастую выход на точку безубыточности ГОДЫ И ГОДЫ занимает!
Были моменты когда в сети было уже чуть не 400 "партнёрских" пиццерий, а своих около 10ти(почти все в Сыктывкаре). Почему так?
А вот считаем:
вложили предположим 20 млн - и только первая прибыль (п. первый плюсовый месяц типа +30тыров) , возможно через 2-3 года! А цена денег минимум  12-14%.
Там об "возврате инвестиций" (отбое) зачастую речи вообще НЕ ИДЕТ.  Опер.ноль хорошо бы удержать!  
Это что-ли "мечта ДоДо"?????
И этот опер.ноль надо еще заслужить личной исступленной работой в режиме 24\7.
Как какой-то супер успех ДоДоинвест преподносит 15-17% EBITDA. 
Тот кто понимает реалии российского МБ - сразу видит что в реальности это  значительный инвестиционный минус. С множественными рисками, немобильностью слабой ликвидностью итд.

Все "партнёрские объекты" дают сети охват за свой счет неся все риски на себе. И еще выясняется что и виноваты! Аллилуйя! 

Ответить
0

Автор, открой общепит в Китае, покажи всем как надо! Кто может тот делает, кто не может тот критикует.

Ответить
0

аргумент "сначала добейся" это конечно очень зрело

Ответить
2

А о чём говорить с человеком который не проходил этой дороги? В теории всегда всё просто. А на практике оказывается, что всё по-другому и надо учитывать кучу факторов, о которых теоретики даже не подозревают.

Ответить
2

Ты не можешь осуждать плохо пожареную яичницу, потому что ты не шеф-повар, ваша логика

Ответить
1

А ещё ты должен быть фермером не менее 30 лет, чтобы понять горький огурец или нет. И Моргенштерна критиковать нельзя, если сам не звезда

Ответить
1

Что за взгляды у вас широкие.
Так автор же не пиццу критикует, он критикует бизнес-процесс.
Чтобы критиковать огурец не нужно быть фермером. А чтобы критиковать технологию внесения пестицидов в почту - нужно быть агрономом, или хотя бы фермером

Ответить
1

Обсуждать яичницу и обсуждать технологии приготовления яичницы - вы ведь видите разницу?

Ответить
0

Ок, Ты не можешь обсуждать технологии приготовления яичницы потому что ты не шеф-повар, ваша логика. Лучше?

Ответить
0

Можешь конечно. Но твоему мнению будет грош цена.

Ответить
1

Отличный обзор ситуации. Напишите пожалуйста такую же развернутую статью по бизнес моделям и технологиям которые стоит вывезти из Китая, особо перспективные.

Ответить
1

Что тут отличного? Просто сборник слухов и предположений сворованный из комментариев которые были написаны под новостью о уходе Додо из Китая. 

Ответить
2

"Озвучиваются цифры о расходах на содержание представительства, порядок цифр 100 тыс $/мес, одновременно с этим говорят о 4,5 годах на рынке и инвестициях в 2,5 млн $, математика не складывается у меня." А ведь бизнес-аналитику, коим себя позиционирует автор, должно быть понятно, что расходы на представительство могут" плавать" от целого ряда причин, в тч старовать долгий период с меньшей суммы. Так что прежде чем заниматься конспирациями, включите здравый смысл.

Ответить
–1

я лишь говорю о том, что факты расходятся у тех, кто говорит, то они одно говорят, то отрицают. Такое всегда вызывает вопросы. Кто врет и кого пытается обмануть? Я знаю, сколько стоит открытие филиала, разработка упаковки на территории Китая, разработка собственного бренда. К сожалению некоторых комментаторов, которые меня пытаются уличить в собирании слухов, я непосредственно работаю с расходной частью и построением бизнес-процессов в Китае. Поэтому, мне читать это все немножко смешно) Я не собиралась давать полные выкладки, просто поделилась соображениями. 

Ответить
1

Когда зашли наши на китайский рынок - китайцы просто вздохнули и забили

Ответить
1

Это шо за пиздец?

Примерно того же уровня, что и «вообщем».

Ответить
1

Автор молодец, хотя бы потому, что попытался найти ответ на вопрос "Почему Додо ушла из Китая?". Понятно, что официальное объяснение любой компании (государства, человека) по любой ситуации редко (а может и никогда) не бывает на 100% правдиво. В принципе можно быть довольным, если правда с вымыслом намешана в пропорции 50/50. Лично мне официальная версия не понравилась совсем, это означает, что правды там почти нет :)
Если таких "фом-неверующих", как я, будет много, то уход Додо из Китая будут обсуждать ещё долго.

Ответить
1

строила личные связи с непосредственными участниками

С этого момента поподробнее 

Ответить
1

У китайцев действительно очень своеобразный вкус, зашли в Гонконге в заведение удостоенное звездой Мишолна. Думал о повезло, в очереди даже не стоял. А по итогу какая то пресная хрень из димсамов, а про овощи как и сказал автор вообще фигня полная, салат из сезонных овощей это ошпаренная пекинская капуста...Справедливости ради стоит сказать, что булочка со сладким мясо, очень странный вкус, но вполне вкусно, по итогу на Трипэндвайзере по этому блюду полное согласие.

Ответить
0

здесь обычно так, если вы видите что-то соленое на вкус, наши рецепторы и пищевой опыт нас к этому приучил, как собак Павлова, то на выходе это окажется чем-то омерзительно сладким. Если кажется, что ты видишь сладкое и прямо хочешь уже это съесть, так божественно это выглядит, то по вкусу это будет безвкусный мел. 

Ответить
1

Ничего не понял, но про айсберг и черри было интересно.

Ответить
0

А то у них своих пиццерий нет))) 

Ответить
0

Прочитал заголовок, текст не читал. Но мне кажется, что даже если заходить в Китай с огромными бюджетами, то всё равно китайцы будут делать дешевле и больше так, что бизнес который заходил просто не выдержит конкуренции... Это касается всего: продуктов, сервисов, приложений и прочего.

И мне кажется, что без специального образования это ясно.

Ответить
0

Медовик китайцы не хотят китайский дешевый, подавай в РФ сделанный. 
И дарят на новый год дорогим партнерам российскую муку. 

Ответить
0

китайцы падки на зарубежные раскрученные бренды, они тоже понимают, что местное - херня.

Ответить
0

Любопытно, что подавляющая часть российского бизнеса, расположенного в Китае не ориентирована на Китая. Такой вариант компаниями время от времени рассматривается, по попытки развивать коммерческие департаменты с ориентацией на местного потребителя в "кровавом море" конкуренции чаще всего заканчиваются ничем. Прохорович за 20 лет в Китае этого не понял, или знал хорошо, но сумел Федору Овчинникову так здорово в уши нассать про перспективы? 14 лет работы в Китае после учебы, большая часть в консалтинге и этого не знал? да я не поверю в это даже под дулом пистолета.
Китай все еще-это производственная, логистическая база, база для поиска готовых товаров и комплектующих. Поэтому, работая на территории страны, российские компании производят что-либо, но коммерческую деятельность ведут в России, Европе, Штатах, Австралии и где угодно, но не в Китае. Отделы продаж могут существовать, но носят номинальную функцию,имиджевую, для презентации себя на выставках и как международная компания. Коммерцией с Китаем занимается только очень крупный бизнес (агрохолдинги, химия, металл, атомная энергетика), окологосударственный бизнес, со связями с чиновниками. Потому, что банальная поставка продовольствия в Китай, например, яйца куриного или муки требует согласования и получения квот. В условиях, когда даже просто карточку в банке открыть иностранцу надо пройти все круги ада, доказать, что ты-не лось, представьте, что нужно пройти бизнесу, чтобы привезти партию яиц. Сложно представить, переговоры на уровне министерств. 

Ответить
0

Прочел, только потому что Федор линк опубликовал. Автор статьи должен поработать в пиццерии, шваброй сначала поводить по полу пиццерии, чтобы понять принцип работы пицца бизнеса, а только после этого браться за перо и делиться публично своими претензиями на аналитику глобальных рынков основываясь на помидорках черри в матрице меню.🤦

Ответить
0

Благодарю=) я уже вышла из возраста "начинающего специалиста", вы настолько близоруки, что не видите, как линки используются для привлечения внимания к франшизе? Используют вас, вы не чувствуете? Хотя, не очень успешно, надо сказать, используют, потому что мало резонанса имеет эта новость и даже какие-то статеечки приходится использовать от малознакомых ноунейм авторов.
Любой повод, положительный или отрицательный используется не с целью оправдаться или сказать, какие кругом идиоты, а только лишь для подогрева интереса к проекту. Бизнес никогда не признает ошибок и провалов, особенно не готов признавать, что его кидают, по понятным причинам не признает и будет отрицать до последнего, никто не будет сотрудничать со слабым. Зато бизнес готов изобразить хорошую мину при плохой игре. И это не не плохо и не хорошо, это жизненная стратегия любого бизнесмена, как иначе-то. А мы тут просто делимся мнениями, или в вашей реальности есть только ваше или вашего любимого лидера и больше ничего? Это потребители продукта говорят, потенциальные партнеры, действующие и бывшие партнеры, сторонние наблюдатели. Говорят, говорили и будут говорить. Умный человек среди этого говорения найдет важное и применит. 

Ответить

Комментарии

null