Благодарность предпринимателям

Вчера на vc.ru вышла статья о парне, который несколько лет назад открыл пиццерию, а сейчас у него небольшая сеть из 3 пиццерий. По его собственным словам, он был почти нищим, например, у него не было денег заменить рваные кеды.

Так вот, в комментах отписался товарищ, который, как сам говорит, работает по найму с семизначной зарплатой и не понимает, ну нафига вообще заниматься таким предпринимательством, как пиццерии, кофейни, ларьки с шавермой и пр. и пр.

Не могу молчать: )

Этот комментатор, да и не только он, не понимает на самом деле другую важную вещь: без предпринимателей в нашем мире не было бы ничего. Даже у этого товарища не было бы семизначной зарплаты (и вообще никакой бы не было), если бы какой-то другой товарищ в свое время не создал компанию, в которой он эту зарплату получает.

Нет, я это не к тому, что предприниматели лучше или хуже работающих по найму — абсолютно не так.

Нужны и важны и те и другие, просто они выполняют разные роли. Предприниматели не могут существовать без работающих на них по найму, но и работающие по найму не могут существовать без предпринимателей. И без всего этого мы до сих пор жили бы в пещерах и кутались в шкуры — не было бы ни жилья, ни одежды, ни пиццы, ни айфонов.

Так а зачем тогда заниматься предпринимательством, если это такой геморрой, часто мало денег, а еще куча ответственности и работать приходится больше?

(Пожалуйста, не цепляйтесь дальше к процентам — это не статистика, а иллюстрация).

Да, 90% мелких предпринимателей работают больше, чем в найме, зарабатывают меньше, а уровень рисков и ответственности не сравнить. Да, еще у 9% получится что-то сделать, выжить, заработать на хлеб с Маслоу и даже иногда с икроу. И еще 1% станут действительно успешными.

НО! Без 99% неуспешных и так себе успешных не было бы и успешного 1%! И не имеет никакого значения, пекут ли они пиццу или пытаются ракету в космос запустить — они все вместе создают предпринимательскую среду, ну а дальше кто что умеет и у кого к чему душа лежит.

И тут мне близка позиция Талеба, описанная в «Антихрупкости» (выделение жирным — мое):

Признание героизма и уважение к герою – вот форма компенсации, которую общество дарует тем, кто рискует ради него. Между тем предпринимательство – это рискованная и героическая деятельность, необходимая для роста, а то и простого выживания экономики.

Выжить может лишь группа – по эпистемологическим причинам: профессионализм может повышаться только в коллективе. Человек, который не добился чего-либо, дает другим знание, ценнейшее знание о том, как не следует поступать, – но никто или почти никто его за это не хвалит. Этот человек – ключевая фигура, однако ему не достается ни бонусов, ни, что еще хуже, уважения.

Я веду себя неблагодарно по отношению к человеку, который был столь уверен в себе, что открыл ресторан – и прогорел: я наслаждаюсь изысканной пищей, а он, вероятно, ест консервированного тунца.

Чтобы современное общество развивалось, оно должно относиться к прогоревшим бизнесменам так же, как мы относимся к павшим солдатам, – может быть, не с таким пиететом, но по сходному принципу (сейчас, как правило, если разорившийся бизнесмен еще жив, дух его сломлен, а сам он покрыт позором, особенно если живет в Японии). Как не бывает неудачников на войне, живых либо мертвых (разве что солдат повел себя трусливо), так не бывает неудачников в науке и бизнесе. Точно так же не бывает успешных болтунов, псевдофилософов, комментаторов, консультантов, лоббистов – а также преуспевающих профессоров бизнес-школ, если эти профессора сами ничем не рискуют. (Извините.)

Психологи считают самонадеянность болезнью, которая ослепляет людей, открывших свое дело, перспективами успеха. Но есть разница между возвышенным, героическим риском, который становится благом для других (если система антихрупка) – и куда более гадким современным риском, связанным с негативными Черными лебедями. К последнему типу относится самонадеянность «ученых», просчитывавших вероятность катастрофы на «Фукусиме». В первом случае то, что психологи называют самонадеянностью, – хорошая штука, и лечить ее нельзя.

Сравните предпринимателей со считающими ворон менеджерами, которые карабкаются по карьерным лестницам, не теряя никогда и ничего. Этот контингент редко рискует чем-либо.

То, что Эразм Роттердамский называл ingratitudo vulgi, неблагодарностью толпы, в век глобализации и Интернета приобрело огромные масштабы.

Моя мечта – мое решение проблемы – учредить День предпринимателя и провозгласить следующее:

Большинство из вас потерпит неудачу, навлечет на себя проклятия и разорится, однако мы благодарны вам за риск, который вы приняли, и за жертвы, которые вы принесли во имя экономического роста планеты и вытягивания других людей из бедности. Вы – источник антихрупкости. Наш народ говорит вам «спасибо».

Нассим Николас Талеб, «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»
0
400 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Подгорный
Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Воу круто :) В общем, ребята, думаю что искать правду в той каше комментариев уже смысла нет, тем более люди плюсуют или минусуют по инерции. Поэтому кратко повторюсь:
1. Да, у меня зарплата семизначная, я реально херачу и много учился. Для меня бабло превыше всего. Но, я не отношусь к своей работе на отъебись, я реально болею за дело, за продукт.

2. Я отношусь к предпринимателям замечательно - иначе кто меня кормить будет. Я и сам бы хотел стать предпринимателем, но пока не вижу в этом смысла, да и организовать бизнес в котором я работаю, ребят, сорян - это другой уровень по знаниям, финансам и организации дела. У меня много друзей предпринимателей, но в основном - они все страдают и теряют здоровье.

3. Поймите меня правильно, сейчас стране нужны сложные производства. Не нужно сравнивать предпринимателя который держит фабрику или пишет нейронку с предпринимателем, который управляет пиццерией. Если в первом случае предприниматель - это действительно крутой чел и если он закроется, то индустрия потеряет не мало, то во втором случае - появится новая пиццерия с абсолютно таким же меню и вкусовыми характеристиками.

4. Аспект новизны - ну ребят серьезно, если бы у пиццерии были какие-то уникальные блюда, то я бы ещё промолчал, но этот бизнес повсюду. Статей таких куча. Статистика яндекса тому подтверждение. Весь отечественный общепит - это домашняя еда, продаваемая в несколько раз дороже себестоимости, за редким исключением. Технологии приготовления еды не представляют из себя каких то секретных уникальных рецептов или оборудования. В какой бы части России вы бы не оказались - есть вы будете плюс минус одно и то же.

5. Для некоторых слово предприниматель - это типа дух человека и тп. Смею вас огорчить, иногда предпринимателями становятся люди, потому что это их логическое продолжение передачи их опыта и ответственность за коллег и за дело.  

6. Во время пандемии у многих горели пердаки, что их кофейню не поддерживают - а надо ли? Ну закроется ваша кофейня, откроется новая, а вы туда пойдете баристой - с голоду не умрете. 

7. В общем и целом, я всё ещё придерживаюсь мнения, что такой бизнес скорее вредит чем приносит пользу. Порог входа в этот бизнес настолько низок, что его можно открывать практически после школы, пару лет проработав в индустрии. Но, выживаемость такого бизнеса крайне мала, а человек теряет время, которое он мог бы потратить на развитие каких то профессиональных качеств  в инженерии, медицине и тд итп.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Вы ничего не поняли, к сожалению. Но, разумеется, я на это и не рассчитывал.
Можно было бы ответить по каждому пункту, но пока сомневаюсь в целесообразности так тратить своем время на убеждение ноунейма из интернета.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Андрей, я ещё раз повторяю, я не борюсь с предпринимателями как с классом, наоборот. Но в данном конкретном случае, я не вижу ничего выдающегося. Если бы статья была про открытие ЖБИ заводика - я был бы только рад, но не это. Тут понимаете какое дело - очень высокий шанс закрыться. И закрываются. Ну и что толку мне от ещё одной десятитысячной пиццерии? Какое понимание мне это должно дать? 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Бизнес и не должен быть чем-то выдающимся. Он создает рабочие места, платит налоги, создает продукт в конце концов для вас же - чтобы было что есть ну и т.д.
Шанс закрыться высокий, да. И что? Если бы все боялись этого шанса, то у вас не было ни одной пиццерии, а не то что десятитысячной.
Неужели не очевидно, что, когда вы ходите в пиццерию, то ходите в одну из этих десяти тысяч?
(Вместо "пиццерия" можете подставить, что вам больше нравится)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Нет, я вполне конкретно описал, какие бизнесы мне не нравятся.
- Общепит по типу пиццерий, шавух, суши, кофейни, пекарни.
- Кальянные,  пивнухи бары.
- Салоны красоты.
- Магазики с барахлом, шоурумы
-  Турфирмы.
Ну и остальной шлачек с большим количеством повторений, который маячит в любом спальном раене.

Всё это шлак шлачный, который открывается и закрывается с частотой возникновения мыслей у очередного бизнесмена. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Разумовский

Странно, видимо и отделение почты должно быть одно на всю страну, и антенна сотовой связи тоже. Один магазин, парикмахерская, турфирма, салон красоты  и пивной бар на город? До такого даже в совке не додумались

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Ну вот вам ближайший аналог: покупка помидоров на базаре, где 10 продавцов продают одни и те же помидоры. Эти помидоры мог бы с легкостью продать один от нескольких поставщиков, но тут приходится платить 10 человекам зп. Далее появляются торговые сети, а продавцы удивляются, че эт у них помидоры никто не берет (потому что дороже чем в магазе).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Разумовский

Это в России так? Обычно и сети, и фермеры и вообще кто-то угодно продает помидоры и их берут. И иногда берут у тех, кто дороже продает. Там же сотни разных способов вырастить томат есть, разные способы удобрить, разные цвета, разные размеры. Если бы торговая сеть продавала томаты, то пришлось бы делать одну торговую сеть, которая торгует только томатами. Я знаю магазин, где хозяин продает около 5000 видов оливкового масла и ничего больше

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Ну могу привести более показательный пример. Рынок, на котором 10 продавцов продают одинаковые фисташки от одного поставщика :) Респект продавцу оливкового масла!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Разумовский

Это и есть рынок, кто хочет может продавать. Торговые сети тоже продают одинаковую Кока-Колу или фисташки, это их не смущает. Главное что бы спрос был, никто себе в убыток не торгует

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Александр, вот что же за такое :) Я не против рынка, я против траты времени людей на так называемые бизнес, где 10 продавцов продают одни и те же фисташки, после чего 9 разоряются и пишут статьи о том какие они ошибки сделали или что их не поддержали в пандемию.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Разумовский

Люди должны на торговлю тратить свое время, иначе торговли не будет. Как не разорившись узнать на что есть спрос? Торговля это основа жизни. Как раз в СССР так и было, госплан, все заняты производительным трудом, никто не разоряется, но все хотят французский костюм или колготки

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Ох, всё. Тут уже по 3 раза круг обошли. У меня всё )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Разумовский

Ну попробует предприниматель привезти новый вид фисташек на свой страх и риск в регион, где их нет. Если людям понравятся фисташки он заработает, не понравятся разорится. В космонавтике тоже самое, кто-то должен был рискнуть своей жизнью полететь на ракете, созданной инженерами. Кто-то должен с неизвестностью работать

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Всё верно. Но изначально у меня были другие мысли.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Chernykh

Это бесполезно, здесь культ...ха-ха секта. Главное, что ты предприниматель! Пусть растёт 1000 цветов и все равно, что в целом такой труд не даёт в общем ничего полезного, а для конкуренции много продавцов даже губительно.

Ответить
Развернуть ветку
397 комментариев
Раскрывать всегда