Геймификация — новый шаг в edutainment?
Во взрослом мире считается, игры — это несерьёзно. Хотя там, на подкорке люди понимают, что только и делают, что играют, а большинство ежедневных ритуалов и есть игра. Существует даже теория игр, значение которой трудно переоценить. Ибо она раскрывает сам алгоритм операций, которые мы совершаем.
Что касается образования, чем больше оно оцифровывается, тем больше использует дигитальных инструментов. Я люблю повторять, что перенести школу в онлайн, это ещё не EdTech, а вот геймифицировать процесс, подключить технологии Big Data и Искусственного Интеллекта, дополненную реальность и крепкий сторителлинг — уже EdTech. И поскольку технологии вспять не повернуть, слишком стремительно они несутся вперёд, готовьтесь играть в игры, господа. Даже если считаете, что это несерьёзно.
Почему геймификация набирает обороты?
Геймдев сейчас переживает настоящий бум. Влияние игровой индустрии распространяется и на смежные области — классический закон рынка, особенно цифрового, где все границы условны.
Во-вторых, сколько было сказано про пагубное влияние холодильника и прочих атрибутов быта на домашнее обучение онлайн. Игра — сильный отвлекающий фактор. И если собственной мотивации не хватает, достаточно занять ум интересной механикой, как физиология станет тише, а желание припасть к дивану или совершить паломничеству к холодильнику — слабее.
Удивляют и разработчики. От количества классных идей и их качественной реализации дух захватывает. Доступный интересный контент привлекает внимание взрослых, а сложные, лихо закрученные ходы и сюжеты расширяют наше восприятие игры.
Добавьте к этому успешный опыт применения игр в обучении детей, как все вопросы закроются сами собой.
Блокбастер или шахматы?
Возникает резонный вопрос, как далеко нужно уйти в игру, чтобы вовлечь пользователей и быть в тренде? На самом деле, далеко ходить не нужно, никаких вам викингов, вурдалаков и поиска пиратских сокровищ. А вот простые механики вроде таблицы лидеров, начисление баллов, получение знаков отличий и вполне себе осязаемых призов работают отлично. Ещё хорошо обновлять задания и сохранять гибкость на уровне KPI, чтобы человек мог выбирать, каким образом может закрыть задачу.
Скептики скажут “Банально!”, но ровно в этот момент цель будет достигнута! Ибо серые клеточки начнут “шевелиться”, нервная система — активно “пульсировать”, прилив дофамина смягчит волну критики и отрицания, а итогом станет — ваше последующее вовлечение в новый необычный процесс. Ибо мозг человека, как сорока — любит всё новенькое и блестящее.
Удачное сочетание education с entertainment даже породило новый термин edutainment. Учиться и одновременно реализовывать свои интересы в игровой форме — то самое “всё гениальное просто”.
Как играют в школе бизнеса MOST
Сейчас немного отвлечёмся от классического вектора школа-студенты, холодильник-онлайн-урок и посмотрим на геймификацию с другой стороны. Я думаю, вы легко вспомните ваш скепсис, когда лет 10 назад вы заходили в Макдональдс, а там на доске почёта красуется лучший сотрудник месяца.
Соревновательный момент в корпоративной культуре действительно выглядел как-то не очень до появления смартфонов и их оснащения играми, соцсетями, где постоянно кто-то с кем-то соревнуется, срывает куш по охватам и пользовательскому контенту. Все эти “развлекалочки” из телефона сделали восприятие игры лояльнее, создали новые смыслы вокруг давно привычных вещей.
Когда я тестировала систему достижений и лидерства в начале управленческой карьеры и сейчас — это как небо и земля. Я понимаю, что люди кардинально не изменились, но прогресс определённо меняет наши паттерны и шаблоны поведения. А премия, тихо выписанная в бухгалтерии не сравнится с получением заслуженных плюшек на собрании команды, где я не только подвожу итоги месяца, называю лидера и вручаю приз, но и подробно расписываю, что классного сделал сотрудник и отчего мы все особенно обалдели. А он, например, запустил бомбическую рекламную кампанию в Instagram.
Когда-то мама говорила мне: “Аня, будь хорошей девочкой!”. Не работает. Замечаю, что не работает не только у меня. Многие хотят понимать, что именно в них хорошего, а над чем нужно ещё поработать. Как ни в игре, исследовать себя, учиться и становится лучше. Эдакое возвращение в детство в поисках смыслов и с амбициозными целями — вот, что такое геймификация в e-learning.
А вот именитый специалист по внедрению геймификации Ю Кай Чоу сравнивает игровую среду с волонтёрством, где на первый план выходит сам процесс, а не получение дивидендов. Дальше подключаются психологические, социальные механизмы и простое любопытство “выстрелит” или “мимо”, получится или нет.
Безопасная среда для творчества и проявления себя, увлекательный опыт (то ли учитесь, то ли развлекаетесь), интерактивность и обратная связь, смена поведения (в борьбе-то за лидерство), бум продуктивности и роста — в среднем, так выглядит молекула ДНК геймификации в онлайн-образовании и корпоративной культуре. То, на что раньше уходили годы труда, сегодня создаётся в разы быстрее с помощью технологий. И мне такие игры нравятся!