Почему не существует сммщиков и какие у них обязанности

С сентября прошлого года слежу за рынком SMM и за это время откликался и видел больше сотни вакансий. Кажется, что ключевое в задачах сммщика — развивать соцсети. Это так, но бывает и по-другому. В этом посте поделюсь своими мыслями об обязанностях СММщика, расскажу почему таких специалистов не существует, а также покажу пару «интересных» вакансий.

Бизнес активнее стал лезть в соцсети после событий прошлого года (корона, бро). Сейчас есть аккаунт даже у производителя биотуалетов (@ecotoilet.ru). Но создать аккаунт мало, надо как-то оформить профиль, что-то написать, публиковать регулярно, где-то рекламироваться, отвечать на комменты, разгребать директ. Для всего этого нужен человек, который будет отвечать за движуху — сммщик.

Но сммщик — это собирательный образ небольшой команды: таргетолог, копирайтер, дизайнер, фотограф, видеомонтажер, сторисмейкер, биолог (тот, кто придумывает текст для bio в инстаграм, прости господи). Поэтому в чистом виде сммщик в природе не встречается: невозможно круто одному человеку выполнять обязанности команды, отслеживать изменения в каждой области и органично развиваться во всех.

Обычно, это человек, который начал с какой-то одной области и со временем вырос, развил другие компетенции и стал дороже. Тут как в жизни, на работе: кому-то интересно расти, как профессионал, кому-то двигать карьеру.

Например:

Один становится крутым таргетологом и знает как настроить кампанию с ценой 50 копеек за клик, а другой становится редактором и знает много о дизайне, рекламе, текстах, управлении, праве. Эти люди работают вместе на общую цель, но, обычно, второй берет на себя больше ответственности и может нарезать задачи первому.

Заметка на полях: круто, когда человек стал профессионалом, а только потом руководителем, не наоборот.

Бывает и так, что команда есть, но времени на управление у собственника нет, да и знаний куда смотреть — тоже. Это — та самая обязанность сммщика: управлять всем, что происходит в соцсетях и всеми, кто работает в команде. Сммщик — управленец, «точка сборки», если хотите, «голос бренда» в соцсетях. Он же отвечает за результаты перед собственником, подбирает команду, согласовывает и утверждает концепцию развития.

Теперь посмотрите на скрин — там обязанности из вакансий для сммщиков.

Почему не существует сммщиков и какие у них обязанности

Есть всё: от продаж до запуска рекламы в поисковиках и создания сайта. Закрыть эти вакансии трудно, потому что под описание подходят два вида кандидатов:

  • боксеры-теоретики — знают теорию, где-то читали кейсы, умеют красиво рассказывать о том, как корабли бороздят просторы. Ни разу не видели ни кораблей, ни просторы.
  • единороги — те, кто владеет хорошо несколькими компетенциями, и кто на год вперед завален работой и на новые вакансии не откликается.

И проблема здесь не в кандидатах. Вот несколько причин откуда взялись такие обязанности:

  • Исторически так сложилось — прошлый сотрудник брал на себя все, научился и ушел на большую зарплату.
  • Нет понимания, кто такой сммщик — после этого текста должно полегчать.
  • Желание сэкономить — понимаю, но надо определиться, что важнее: потратить не более какой-то суммы или решить задачу.

Я бы сразу делил вакансии на разные и искал отдельно:

  • копирайтера, автора — если нужны тексты для постов, сайта, блога;
  • редактора — для управления авторами и управления запуском информационного продукта.
  • дизайнера — если часто приходится рисовать креативы, листовки, иллюстрации.
  • таргетолога — если нужна реклама в соцсетях;
  • директолога — для запуска рекламы в поисковиках;
  • сайтолога — для создания сайта в конструкторе. Правильнее: дизайнера и верстальщика, и это разные люди.
  • какого угодно -олога — для решения конкретной задачи.

Лучше решить узкую задачу качественно, чем утешать себя мыслью, что сейчас придет пятирукий семиглав и все решит за 7 тыщ.

33
11 комментариев

Директолог, сайтолог, дизайнолог, сопливытеролог, жопаподтиратолог. Что дальше?

2
Ответить

Меня это тоже раздражает. Отношусь к этим названиям с иронией.

Ответить

На самом деле подобное "совмещение" встечается очень часто в мелких стремных компаниях. И обычно эти компании не существуют, а выживают (непонятно зачем).
Там можно встретить программиста - менеджера по продажам, сисадмина - девопса - верстальщика сайтов, тестировщика - продавца и прочее..
и как правило зарплаты там сущеееественно ниже средних на рынке. 
поэтому совет всем кто работает таким 7руким спецом - искать нормальную работу.
тем кто владеет такими недоконторами - закрыться уже нафиг, и не мучать ни себя, ни других. все равно ваша контора это уже не про бизнес

2
Ответить

Мне кажется, сейчас такое повсеместно, не только в области SMM, к сожалению.

Ответить

А где еще? Можете пример привести?

Ответить