{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Всеобщее выгорание — это хорошо, так как поможет разобраться в проблеме системно Статьи редакции

Раньше термин «выгорание» был популярен в основном в среде медработников. Теперь это явление перекинулось и на другие профессии, особенно когда многие перешли на удалёнку. Что с этим делать — рассуждают психологи в колонке Wired.

Данные по выгоранию от аналитической фирмы Gallup. 76% опрошенных сказали, что по крайней мере иногда выгорают на работе, 7% из них — постоянно

К середине 2021 года сотрудники разных компаний почувствовали, как много сил они потратили на адаптацию к новым рабочим условиям, рассказывает социолог Торстен Войгт. Но он считает, что у этого есть и плюсы: массовое выгорание позволит пересмотреть отношения с работой в целом в обществе.

Также гиг-экономика, почасовая оплата, автоматизация и даже смартфоны изменили работу — а значит, вместе с ней нужно пересмотреть и концепцию выгорания, считает издание.

От психического истощения обычно страдают сотрудники умственного труда — доктора, учителя или врачи. «Не уверен, что парикмахер или автомеханик могли бы признаться, что они выгорели», — говорит Войгт. Однако и в ручном труде существует эта проблема, ведь он зачастую тяжелее.

Выгорание — это скорее интуитивно понятная метафора, чем медицинский диагноз, у него нет чёткого списка симптомов и определения. Однако социолог считает, что в этом нет ничего плохого: «Это слово помогает нам обдумывать некоторые проблемы общества и создаёт новые пространства для обсуждения».

ВОЗ включила выгорание в Международную классификацию болезней (МКБ) как «феномен, связанный с работой» и определяет его как «синдром, выражающийся как последствия хронического рабочего стресса, с которым не удалось справиться». Некоторые учёные считают выгорание разновидностью депрессии.

Автор термина «выгорание» — американский психолог Герберт Фрейденбергер, который работал в бесплатной клинике и описывал состояние своих коллег. К симптомам он отнёс усталость, частую головную боль и неспособность справиться с простудой, а также раздражительность, паранойю и злоупотребление наркотиками. Вскоре проблему заметили и в других профессиях.

Ученые придумали ряд инструментов для измерения истощения. Самый известный из них разработан в начале 1980-х социопсихологами Кристиной Маслач и Сьюзен Джексон и включает три главных аспекта.

  1. Недостаток энергии. Профессор психологии Майкл Лейтер, долго сотрудничавший с Маслач, уточняет, что речь здесь идёт не о простой усталости: «Если ты устаёшь уже с утра, до начала рабочего дня, значит, ты не справляешься с рабочим ритмом и не успеваешь восстановиться».
  2. Психологическое отчуждение от работы, ощущение цинизма.
  3. Снижение эффективности или продуктивности.

Выгорание — это сочетание всех трёх факторов, говорит Лейтер. Он описывает этот феномен как кризис в карьере сотрудника, «когда работа не даёт человеку того, что ему нужно».

Во время пандемии увеличилась нагрузка на сотрудников, они столкнулись с отсутствием поддержки, недостатком сил и неопределённостью. К тому же, добавляет профессор Лейтер, привычные способы отдыха недоступны, поэтому восстановиться тоже не получается.

Почему выгорание кого-то радует

«Выгореть можно, только если ты горел», — говорит социолог Войгт. То есть считается, что психическое истощение — это проблема людей, которые гордятся своей работой, уделяют ей много времени и мотивированы. Некоторые даже гордятся своей усталостью, добавляет психолог Раджвиндер Самра.

Исследования финского психолога Стелы Сальминен показывают, что у людей на низкооплачиваемой работе наибольший риск выгореть, потому что они получают меньше поддержки. К примеру, больницы чаще помогают докторам и медсёстрам, чем секретарям и уборщикам.

Кроме того, Лейтер предполагает, что работники гиг-экономики тоже находятся в зоне риска: они работают с ненормированным графиком, в условиях финансовой и трудовой неопределённости и не всегда знают, в каких отношениях состоят со своей компанией.

Что касается безработных, то, по определению ВОЗ, выгорание «не следует применять для описания других сфер жизни». Но для многих отсутствующая работы — это ещё больший стресс, чем плохая, пишет Wired. Поэтому можно рассматривать как работу её поиск, «ведь это очень сложный процесс», отмечает Лейтер.

Уволенные или отправленные в неоплачиваемый отпуск из-за пандемии сотрудники испытывают «медленное выгорание» из-за неопределённости в карьере и отсутствия чувства выполненного долга. Также размылась граница между работой и личной жизнью, считает психотерапевт и социолог Нилуфар Ахмед.

Психолог Самра считает, что ещё стоит учитывать домашний и неоплачиваемый труд — например, уход за детьми и работу по дому.

Организму всё равно, с какими именно задачами связан хронический стресс. Выгорание может возникнуть вне зависимости от рабочих обстоятельств.

Раджвиндер Самра

Исследования выгорания среди докторов показывают, что женщины выгорают чаще, чем мужчины — то есть внешние стрессоры распределены неравномерно. Дело в том, что женщины выполняют больше работы по дому и уходу за детьми, и во время пандемии эта проблема только усугубилась, считает хирург-ортопед и бывший президент Американской ассоциации женщин-медиков Ким Теплтон.

Всеобщее выгорание — отличный повод пересмотреть рабочие обязанности, пишет Wired. Кое-что можно сделать на личном уровне — например, взять отпуск или сформировать полезные привычки.

Однако проблему нужно решать и на системном уровне, ведь после возвращения из отпуска она тоже вернётся. Например, Лейтер и Wired предлагают:

  • Увеличить автономность процессов.
  • Дать людям больше прав, чтобы они могли активнее использовать свои сильные стороны.
  • Избавиться от токсичной корпоративной культуры.
  • Ввести дополнительные правила для сотрудников, которые уходят в декрет.
  • Сделать график более гибким.
  • Увеличить социальную поддержку.
  • Предложить сотрудникам «достойные» зарплаты.
0
2 комментария
Alexandr Svetlov

Учите физиологию человека, работу мозга в первую очередь. Сразу станет все ясно и не надо будет гнать пургу.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

Если та радость, что изображена на вашем лице, длится в течении всего рабочего дня или даже до самого позднего вечера, то имеются серьёзные подозрения предполагать, что это вовсе не улыбка, а какие-то повреждения лицевых мышц. (c)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда