{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Любовь, забота и поддержка — не «ньюэйджевская» блажь, а долгосрочно выигрышная бизнес- и HR-стратегия Статьи редакции

Насилие в команде — долгосрочно проигрышная стратегия.

Привет, меня зовут Ваня Замесин. Я предприниматель, основатель «Меты» и Focus Calendar. Веду канал @zamesin в Telegram и блог zamesin.me.

К сожалению, насилие в коммуникации очень привычно и массово распространено для русских людей. 90-е были временем насилия: бизнесы отжимались налево и направо.

В 2021 году, слава богу, физическое проявление насилия на улицах сошло на нет, но оно осталось в психике русских людей и массово проявляется как домашнее насилие, абьюз, психологическое насилие, сарказм...

Я уверен, что проявления насилия в команде — однозначно проигрышная стратегия на горизонте нескольких лет, даже если краткосрочно приносит огромную прибыль.

Агрессивный, холодный, жестокий и «кровожадный» руководитель, которому плевать на состояние своих сотрудников, может показать на горизонте пары лет рост GMV и прибыли, и акционеры будут счастливы. Агрессивный руководитель нанимает таких же агрессивных сотрудников.

Из такой команды и от такого руководителя будут уходить сильные сотрудники, по рынку будет распространяться мнение «в XXX никто не хочет работать, там плохо», и через год компания формально будет существовать, но уже без костяка команды, которая строила бизнес.

Даже если акционеры краткосрочно выбирают игнорировать «недовольство» команды на фоне растущих метрик, долгосрочно, они проиграют.

Огромный плюс ИТ-индустрии заключается в том, что знание движется очень быстро: мы вынуждены учиться быстрее и быстрее проверять гипотезы, так как все это делают, а ранее созданное знание мы потребляем как не в себя из тренингов и книжек. И привычка проверять гипотезы и быстро двигать знание в работе переносится на работу над психикой.

Я уже сейчас вижу слом нормы восприятия агрессивных руководителей и коллег с «у него такой особенный стиль руководства, зато эффективный» на «агрессивный мудак, не хочу с ним работать, я лучше пойду на меньше денег, но в команду, в которой все будут друг о друге заботиться».

Поскольку наша тусовка довольно тесная, то знание про агрессивного руководителя и коллегу неизбежно облетит рынок за год-два и с ним/ней никто не захочет работать.

Самое классное заключается в том, что любовь, забота и поддержка — не просто ньюэйджевская блажь, а долгосрочно выигрышная бизнес- и HR-стратегия.

Я уверен, что классные специалисты долгосрочно будут выбирать руководителей и команды, в которых они чувствуют себя хорошо, в которых они могут заниматься своим любимым делом, а не обслуживать абьюзивные механики руководителей и жить в страхе, даже если не будут показывать «сверхдостижения» за счёт круглосуточного ********* [вкалывания] под страхом увольнения или унижения.

Если вы чувствуете себя плохо в коммуникации с руководителем или коллегой, можете прочитать коротенькую методичку что делать в такой ситуации:

Не работайте с руководителями-мудаками

Периодически слышу истории ребят, что им тяжело с их руководителем, «руководитель постоянно указывает мне на ошибки», «высмеивает меня перед командой», «постоянно недоволен мной», «я постоянно чувствую себя говном»..

Мне каждый раз станови...
Не работайте с руководителями-мудаками

Периодически слышу истории ребят, что им тяжело с их руководителем, «руководитель постоянно указывает мне на ошибки», «высмеивает меня перед командой», «постоянно недоволен мной», «я постоянно чувствую себя говном»..

Мне каждый раз становится грустно, когда я слышу такие истории и почти всегда рекомендую сделать две вещи:
1. Принести эту ситуацию психотерапевту, потому что проблема может быть в искажённых фильтрах восприятия.
2. Если после разбора с психотерапевтом выясняется что руководитель действительно токсичен в коммуникации—дать руководителю обратную связь про это. Если не принимает—искать работу с более адекватным руководителем.

Основные принципы

1. Работа и коммуникация с руководителем и с командой должна быть в кайф
2. Бывают тяжёлые моменты, когда ты или команда или руководитель косячат, их нужно быстро и конструктивно разбирать
3. Неадекватная и токсичная коммуникация между руководителем и сотдруником неприемлема. Развивающую обратную связь все дают друг другу по принципам ненасильственной коммуникации
4. При этом, всегда нужно сначала исключить ошибку на твоей стороне.

Нужно исключить ошибку на своей стороне

Если вам хреново в коммуникации с руководителем, я считаю важным сначала разобраться в своих фильтрах восприятия перед тем как признавать, что руководитель ответственен в неприятных ощущениях от коммуникации: может быть моя психика переоценивает нейтральный фидбек и у меня запускается какой-то травматичный процесс, и в объективной реальности это не совсем здоровая реакция.

Возможны три неадекватных ситуации в коммуникации руководитель <> герой:
1. Руководитель даёт адекватную обратную связь: «мы не укладываемся в срок, давай постараемся срезать углы, чтобы успеть», а психика героя вешает неадекватную эмоциональню окраску: «он не видит как я стараюсь и бесконечно ругает меня»—это проблема фильтра восприятия героя
2. Руководитель даёт неадекватную обратную связь: «хуже макета я ещё в жизни не видел! Ты вообще слушал что я тебе в прошлый раз сказал! Переделывай это говно», а герой не воспринимает её как неадекватную. Герою хреново от такой коммуникации, но он не видит в ней ничего неадекватного. «ну да, сделал говно, пойду переделаю, я ничтожество». Проблема в том, что фильтр восприятия не обучен на то, что это неадекватная коммуникация
3. Руководитель даёт неадекватную обратную связь «говно, переделывай», герой чувствует что это неадекватная обратная связь, но ничего не делает с этим. Проблема в бездействии.

К сожалению, я видел очень много ситуаций, когда руководители измывались над своей командой, а команда смотрела им в рот, не отдавая себе отчёт что это совершенно неадекватная коммуникация.

Поэтому, если вы чувствуете себя плохо в коммуникации с руководителем, рекомендую принести это психотерапетвту со словами «слушай, что-то мне плохо от коммуникации с моим руководителем, помоги разобраться» и психотерапевт поможет понять в какой из трёх ситуаций вы находитесь и поможет выйти из этих ситуаций.

Не бойтесь эскалировать или увольняться

Допустим, вы выяснили, что руководитель явно токсичен в коммуникации с вами, вы решились ему про это сказать, а он вас высмеял. После этого нужно идти к его руководителю и рассказать ему об этом.

Если общий руководитель игнорирует/обесценивает или проявляет такие же токсичные паттерны [обычно, паттерны коммуникации повторяются в цепочке руководства], не бойтесь искать команду, в которой руководитель будет как минимум адекватен в коммуникации с вами.

Интервьюируйте вашего будущего руководителя при найме на работу

Есть вопросы, через которые можно примерно понять коммуникативные паттерны руководителя, например:
∙ представьте, что я сотрудник, который вёл очень важный проект, перед которым вы отчитываетесь перед генеральным директором, а я приношу вам новость, что мы не запустимся в срок. Ваша реакция?
∙ расскажите пожалуйста про последние два конфликта в вашей команде. Как они произошли?
∙ я уже в третий раз приношу вам на оценку решение, которое вас не устраивает, а это очень важный проект. Ваши действия

Играйте в долгосрочные игры с постоянными партнёрами, говорит нам Равикант:

Почему я считаю что подавляющее большинство бизнесов неизбежно придёт к лидерству и управлению через любовь, заботу и поддержку: если психика человека научилась видеть насилие, в здоровом окружении она не может его развидеть.

Только травматичные события могут привести к регрессу психики до состояния «не вижу насилия». То есть если человек пошёл на психотерапию, то он неизбежно придёт к неприятию насилия. Он будет «заражать» таким видением реальности всех окружающих.

Я вижу этот эффект везде и он только усиливается. Ковид и 2020 год, на мой взгляд, ещё сильнее ускорили этот тренд. Любовь, забота и поддержка — это вирус, который неизбежно заразит всех. Даже если на это уйдёт сто лет. Осознанность необратима.

Насилие в команде — долгосрочно проигрышная стратегия.

#hr

0
70 комментариев
Написать комментарий...
Alice B

Божечки, сарказм — это "насилие" 🙄 Вас за ручку не подержать, пока вы плачете, наткнувшись на ужасные токсичные слова? 

Ответить
Развернуть ветку
Клеопатра Курбуа

Есть грань между просто шуточками и психологическим абьюзом, что ничуть не менее вредно, чем физическое насилие) для кого-то это норма, как для вас, для кого-то нет. Все дело в личных границах человека.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Denis Fedorets

потому что понятие сарказма за прошедшие лет пять напрочь испорчено тупой школотой, всех задолбавшей своими выступлениями в модели "я сейчас буду тебе гнусно, тупо и низкопробно хамить, а ты мне не должен бить морду, потому что ты чё, олд, тебе табличку "сарказм" показывать надо?"

Ответить
Развернуть ветку
lilabounty85

Алиса В, сами любите погрешить тем, чтобы из-за своей неполноценности отыгрываться на других? за собой следить надо, а не сарказмом поливать всех вокруг

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Стас Цыганков

сарказм это насилие. Чаще охотней бы в морду получил от близких людей чем сарказм от них услышать по важным вещам. А им ничего, просто привычка так общаться. А когда уж хвалит мать сестру мою с сарказмом и думает, что похвалила. не понимает, почему ребенок плачет и своему году законченому на одни пятерку больше не рад..

Ответить
Развернуть ветку
Olga Virtanen

Автор молодец, что поднял эту важную тему и решает ее в лучших традициях мирового лидершипа. В РФ есть неприятная толерантность к насилию, даже небольшому.  Ремарка: если вам кажется, что с вами грубо разговаривают, то вам не кажется, к психотерапевту можно не ходить. 

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Это не так.
Потому что у некоторых реально неадекватное восприятие даже осторожной и конструктивной критики. Снежинки, которым кажется что их все угнетают и принижают - в эту кучу. В итоге они начинают гавкать и пассивно агрессировать в ответ, хотя ему просто сделали предупреждение о недопустимости срыва сроков сдачи проекта в очередной раз 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ilya G

Привет, я ноунейм и основатель никому не известной фигни. Сейчас я вас научу как делать дела. Зумеры обезумели.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Так тут 99% статей такие ))

Ответить
Развернуть ветку
Tee Shark

Обезумерили. Метрики харассмента лидершипа бумеров нью этикс депутатка. Ещё и биг дейту бы подключить.

Меня поражает столько отсылок на 90-е от людей, которые их не помнят. И как же мы выжили. И как же нас палкой били, а хороших начальников не было, оказывается.

А ещё удивляет открытие мира заново. Я молчу уже про уже старые труды в organizational behavior, где всё это по двести раз обжёвано, но хотя бы в "Отцы и дети" заглянуть полезно бывает, чтобы понять что явление старо, как мир.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Horses

хуясе Ваня Замесин ноунейм?
Ты тогда кто? 
инфузория туфелька? )

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Привет, я Вася. У меня канал и я основатель "Вася мобайл". Сейчас я с помощью надерганных цитат из инета объясню вам как устроен мир и как надо жить.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Horses

Привет, я Alexey, я токсичный ноунейм.
Я ничего не создаю, просто трачу свою жизнь на бессмысленные комментарии.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Макс Лакостов

Вот скажи, умный человек, как можно заботиться и любить сотрудников, если у них работает принцип "куда не целуй везде жопа"? Чуть приотпустишь - и начинается падение качества и пофигизм? 

Когда я был курсантом нам тоже объясняли, что солдаты - " Товарищи солдаты" и к ним надо на "вы". А в жизни оказалось все прозаичнее. 

Наверное теория имеет смысл, в коллективах где все творческие, позитивные и осознанные. Но в производственных сферах, где работают люди "попроще" - такой руководитель будет страдать. Любить  подчиненных и страдать. 

Ответить
Развернуть ветку
Maria Horses

В жизни оказалось прозаичнее потому что ты простой и прозаичный.
Не надо свою ущербность на всех применять)
У меня муж всегда к подчиненным на вы обращался, особенно в армии.

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Vashurin

Вам таких сотрудников с Марса прислали или вы их нанимали?
Должностные инструкции, руководство команд и отделов, планы, контрольные точки, вот это вот все организационное вам тоже кто-то выдал или все-таки вы сами все сочиняли?

Как говорил великий Эмерсон: любая организация — это просто удлиненная тень одного человека.

Все, что у вас в компании, отделе, роте, команде происходит - это все ваше родное отражение.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Виктор Табаков

Одно дело любить сотрудников, другое дело позволять им все что угодно. Конструктивную адекватную критику же никто не отменял. Ну а если человек на нее не реагирует, то значит надо расставаться.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Печерских

Ну так если сотрудник не справляется - увольняй. Это не повод срываться на нем, например. Или еще каким-либо образом проявлять в его сторону агрессию.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Да, с одной стороны все так - действительно не работайте , с агрессивными, с мудаками и все такое.

Но есть один момент: только агрессивные мудаки да психопаты и могут вытянуть бизнес. 
Поэтому либо вы готовы ради высокой цели и достижений на боль, страдания и унижения -  либо не работаете с Джобсом, Гейтсом, Чичваркиным, Тиньковым и подобными товарищами.
Чудес нет.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Virtanen

Вы путаете здоровую требовательность с мудачеством отдельных персон. Хороший продукт создают счастливые люди, а напряг, аврал и навались -это  все waste.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Maxim Syabro

У тебя подмена понятий в "высокая цель" на "вытянуть бизнес"

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ivan Kuznetsov

Внутренне мне кажется мы исповедуем одни и теже ценности, но твоя форма подачи вызывает у меня агрессию, из-за своей поверхностности и простоты. Попробую по пунктам разобрать тезисы.

1) "90-е были временем насилия" — вся история человечества была временем насилия, гуманистические ценности стали массово распространяться после второй мировой войны. И то, с тех пор мы получили войны по всему миру, сжигание целых стран напалмом (корейская война), экологические катастрофы по всему миру, етц етц. То есть Россия в 90-ые переживала не уникальный опыт и относительно своей истории и относительно истории всего мира.

2) Культура менеджмента в СССР не сильно отличалась от культуры в 90-ые. "Пробивной, активный, лояльный высшему руководству, добивающийся целей в любых условиях" это описание близкое как "идеальному" советскому руководителю, так и "идеальному" современному российскому руководителю.

3) "Специалисты будут выбирать" — какая-то часть специалистов будет выбирать на определенном этапе своей жизни, когда поработав в токсичной атмосфере они захотят поменять свою жизнь. Я не хочу здесь абстрактно говорить о западном менеджменте, хотя по опыту моих друзей, существенной разницы в подходах нет, где-то просто работники более социально-защищены законодательством своей страны и рынок более насыщен деньгами чем в РФ. Если же вернуться к России — комплекс вины и неполноценности прививается с детства, а с этими комплексами люди будут автоматом тянуться к "сильной руке", жертва будет искать агрессора, и я бы сказал что спрос на агрессоров превышает их количество на рынке, такой эффективный конвеер жертв у нас построен. В условиях здоровой среды и личной ответственности могут работать эффективно единицы, либо людей надо "пролечивать" для построения работы на принципах равенства и ответственности, но это возможно только с их согласия. В итоге мы имеем ситуацию когда спрос на агрессивных "сильных" управленцев превышает их количество, а здоровый мудрый руководитель скорее белая ворона в текущей среде.

4) Более глобально вся среда, как уровень развития общества, если мы возьмем модель Грейвза "Спиральная динамика", сейчас оранжевая с вкраплениями зеленого, агрессивно конкурентная. Великие лидеры, иконы, это Маск и Джобс, успешные компании это Амазон и Apple. В этом списке нет B-corps таких как Patagonia. Мы только в самом начале пути изменения парадигмы. Ковид здесь дал хороший толчок, но недостаточный, и мне страшно представить, какие события будут достаточными (если для открытия "зеленого уровня" потребовалась вторая мировая).

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Андреевич

Толково написал 

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Тут такой любопытный момент.
Руководитель не может быть оторван от реальности. Если и он его подчинённые выросли в определённом культурном слое, то взаимопонимания не будет если не будут использоваться понятные всем термины.
Плюс. Автор намешал в кучу любовь и ненасильственное общение. Что вообще не одно и то же. А иногда - даже противоположные вещи. Вежливый руководитель может поставить сотрудников в такие условия, что они охуеют и взвоют, уж поверьте мне ;) и наоборот, родители могут искренне любить ребёнка но орать на него матом и отвешивать подзатыльники если увидят что он курит. 
Не надо мешать в кучу эмоции человека и его поведение.
А уж в некоторых прогрессивных компаниях, где все такие типа позитивные, выжмут все соки переработками и выкинут нахер через пару годиков когда перегоришь 

Ответить
Развернуть ветку
Tee Shark

А я бы просто отправил читать Библию. Или Коран. Или Трипитаку. А лучше Тору. Там все вопросы обсуждались неоднократно. И даже инфоповод будет офигенный — "братья зумеры, я нашёл мудрости тысячелетней давности"!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Борис Васильев

Некоторым было бы полезно поработать (зачеркнуто) почитать про работу под руководством И.Сталина, Л.Берии и подобных.

Результаты - наследство СССР (за 20 лет - от сохи до атомной бомбы).
Не говорю, что одобряю.
Просто сравниваю.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Не хочу расжигать но есть мнение что любые мемуары лидеров да и просто популярных людей очень сильно зачищены, в том числе самими авторами из-за ауры обожания которая таких лиц окружает.
Условно, если вас обзовет идиотом и пошлет нахер лично Путин ( ну или кто для вас лично является авторитетом ) - вы совсем не так расстроитесь или ответите как если бы вас послал незнакомый Вася из интернета. 
Попробуйте ради интереса почитать биографию Ли Куан Ю (который создал Сингапур) только очень внимательно, сопоставляя факты и внешние материалы - откроется много нового и удивительного.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ilya G

Когда были устранены все реальные проблемы, начали возникать проблемы уровня "хнык, хнык, вы агрессивные и не заботитесь обо мне, пожалуюсь на вас своему парню"

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Викторович

Под предлогом и во имя любви, заботы и поддержки, во все времена вершится самое жуткое насилие, отчасти из за того, что на ранней стадии распознать трудно, а в долгосрочной перспективе конец такой же как и у всех прекрасных идей - разруха, и не важно бизнес ли это, государство или семья. Единственная выигрышная бизнес стратегия - реализм, там где нужен пендель -  нужен пендель, и это стратегически будет проявлением любви, заботы и поддержки, тактически - ответственностью.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Если не насилие, то как они ещё докажут, что являются слабоумным мудаками? Внутренний запас насилия никуда не денется.
И ещё очень интересно, почему высмеивание за ошибки вынуждает кого-то считать себя говном? Конечно, смеяться над проблемами других, это плохо, но считать себя говном из-за слов каких-то неглубокомыслящих также диагноз.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Васянин

Агрессивный - это такая же патология, как и бирюзовый с печеньками. Где-то агрессия более нужна (продажи), где-то менее (творческие профессии). В целом же хорошо - строгий, но справедливый; требующий качественно и в срок, но уважающий и отстаивающий интересы своих подчиненных. 

Ответить
Развернуть ветку
Марина

Сложно с вами согласиться автор ... в стране столько негатива, откуда им массово так вырастать лояльным руководителям

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Критика работы без использования резких грубых слов. Служебный выговор и предупреждение. Штраф. Увольнение. Вариантов много. Если вести себя последовательно, подчинённые будут уважать и понимать что если ты сказал «в следующий раз если такое повторится - придётся искать другого работника», то ты не пиздаболишь и реально уволишь не справляющегося сотрудника. Работает как часы.
Можно относиться к тому же Путину по-разному, но надо признать что его боятся все чинуши хотя он вроде как всегда с ними вежлив 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Tee Shark

Нельзя, обидится. Я всю жизнь говорю "Спасибо, что постарался, но нужно сделать по другому". Они же как дети. Но промолчать тоже плохо для воспитания — он должен понимать, что сделал что-то не так.

Пусть кайфуют, потом, когда в реальный мир выйдут, это будет уже не моя проблема. Шучу.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Luzgin
Руководитель даёт неадекватную обратную связь «говно, переделывай», герой чувствует что это неадекватная обратная связь, но ничего не делает с этим.

Проблема в непрофессионализме а не в коммуникации. Одни делают говно, другие не могут нормально объяснить, почему именно результат говно.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

А третьи не могут объяснить зачем вообще это делать. Порой даже сами себе. 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

Умение в коммуникацию это отдельный скилл. И в ненасильственное общение тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Сибирина

очень своевременная статья, и да знание движется быстро, давно всё зашкаливает по ряду параметров, ещё несколько кейсов с жирой, не жирой, а другим и люди начнут писать уже о насилии на работе с хэштег ми2 и это будет уже массовое явление

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда