«За гранью ума»: сооснователь YC Пол Грэм о том, почему одного интеллекта недостаточно, чтобы создать что-то новое Статьи редакции
Человеку с детства навязывают, что главное в жизни — быть умным, вот только умные люди далеко не всегда добиваются больших успехов. Об этом программист рассуждает в своём новом эссе.
На вопрос, какая особенность отличала Альберта Эйнштейна от других, большинство бы ответило — ум. Но это не совсем так, считает программист и сооснователь бизнес-акселератора Y Сombinator Пол Грэм. Особенным было то, что учёный выдвигал весомые и принципиально новые концепты.
Интеллект и идея — понятия неидентичные. Вывод кажется очевидным, ведь идея — это отчасти следствие пытливого ума, без которого придумать что-то оригинальное трудно. Но на самом деле между ними, говорит Грэм, огромная пропасть. И именно поэтому далеко не все порой чрезвычайно умные люди многого достигают.
Неловко Грэму от того, что интеллект по-прежнему кажется важным атрибутом. Он понимает — это не совсем так, но такой стереотип чаще всего живёт в человеке с детства. И этому есть объяснение: дать оценку условным показателям IQ легче, чем однозначно определить ценность идей.
По интеллекту, впрочем, судят не только детей, пишет программист. Ум, а вместе с ним и остроумие, нередко побеждает и в разговоре, поэтому становится в итоге «основой иерархии доминирования».
Так уж исторически сложилось, что прорывные идеи — это редкость даже в 21 веке, поэтому общество не может привыкнуть к ним и принять, что именно к этому человечество должно стремиться, а не к уму как таковому.
Интеллект в данном случае — это лишь средство для достижения цели, причём не единственное. Ведь ум, как считают многие, «даётся» с рождения и не всем. А значит, должны быть и другие «ингредиенты», которые, скорее всего, можно культивировать, полагает Грэм.
Выделить все «ингредиенты» не так-то просто, отмечает Грэм и признаёт, что сам впервые всерьёз задался этим вопросом. Но один из наиболее очевидных — это обострённый интерес к определённой сфере. Его, считает программист, можно развить.
Другое необходимое качество — это умение нестандартно мыслить, не завися от мнения окружающих. Программист бы не стал отделять его от понятия интеллекта, поскольку никогда не назовёт человека умным, если тот мыслит шаблонно. К тому же образ мышления тоже нередко заложен с рождения. Но Грэм всё же верит, что и это качество можно приобрести.
Одно из самых неожиданных, но также необходимых качеств — это умение писать. По словам Грэма, в 21 веке появилась целая категория идей, которые лучше всего раскрываются именно в книгах и эссе, и возвратный глагол программист использует неслучайно.
«Речь не о том, чтобы придумать идею, а потом коротко её законспектировать. Письмо — это отдельный способ осмыслить концепт в процессе», — говорит он и именно поэтому сам нередко рассуждает о волнующих его темах в виде эссе.
У всех «ингредиентов» есть обратная сторона: негативные факторы могут, наоборот, давать стимул, а заурядные могут оказаться не такими уж простыми. Например, сегодня многие считают, что инновационные идеи создаёт молодёжь. Но, возможно, дело вовсе не в возрасте, говорит Грэм, а в преимуществах, которые есть у молодых: то же крепкое здоровье и меньшая ответственность. Поняв это, выйти за рамки, возможно, смогут и взрослые.
Помимо качеств и умений, существует также множество методик и инструментов, которые помогают генерировать новые идеи для офисных и школьных проектов, стартапов и частных целей. И конечно, в этом деле не обойтись без примитивных условий: нужно усердно работать, достаточно спать, избегать стресса, окружать себя достойными коллегами и находить способ работать не только над тем, что нужно, но и над тем, что нравится.
Читать надо приучать детей. У меня плохой пример: в семье родственника двое детей не приучены к книгам, в итоге в голове такой вакуум в 7 и 14 лет, грустно подумать, что их дальше ждёт. Знаний мало, желаний мало, поговорить не о чем. База ума должна на чтении строиться.
Читать, но не обязательно книги. Прочитал за 20 с небольшим лет менее 10 книг, но всю жизнь читаю статьи, выдержки и прочее. Периодически на прочтение материала требуется около часа, так что с большими объема информации работать способен. В противовес этому, есть много знакомых, которые прочитали огромное количество книг, но в голове у них "воздух"
Читайте, но не обязательно книги
И развивайте критическое мышление
Одним чтением сыт не будешь
Мне кажется, у детей больше художественная литература идёт, на статьи они не ориентированы. Разве что статьями можно назвать выдержки или краткие произведения, разные энциклопедии - вариант. Думаю, чтение само по себе формирует внимательность, включает фантазию, абстрактное мышление, усидчивость. В общем, да, главное чтобы человек приучался читать, а там уж что угодно, что ему нравится. Хоть узкая литература по рисованию например, хоть детективы.
У этого моего 14-летнего родственника обнулился смартфон и нужно было обойти блокировку гугла (забыл пароль от почты). Я скинул видео на ютубе, где разжёвывалось, как это всё обойти и включить телефон, там материала на 1,5 минуты, которые автор ролика разжевал на 3-4. На следующий день пришлось всё делать самому, так как парень вообще ничего не понял. То есть даже внимательно посмотреть видеоматериал не способен оказался, не то чтобы прочитать статью, как это делается. Я это списываю это как раз на то, что читать он ничего не читает и не читал.
Комментарий недоступен
Выборка маловата, но.
У меня дети 7 и 5 любят читать (сын дочери читает). Смартфон я им вообще не даю - нехуй. Так вот, если их просто оставить на месте (например, я работаю или занят по дому), то они выдумают себе настолько много игр (причём с разными сценариями, героям и ситуациями), что я охуеваю натурально.
И контр пример. Их друг тоже 7 лет (сын моей подруги) просто не понимает, как это - придумать что-то (со слов моей подруги, думаю ей врать незачем), зато знает всех этих диких скритчеров или какая там ещё хуйня щаз есть
Попробуй забрать смартфон у 14-летнего. Руку тебе откусит ))
... а у пятилетнего?
Уже и не решаюсь ...
слабак (( я у пятилетнего что угодно забирал, и в угол ставил... а смартфона у него в этом возрасте вообще не было
"уничижение паче гордости" (с)