«За гранью ума»: сооснователь YC Пол Грэм о том, почему одного интеллекта недостаточно, чтобы создать что-то новое Статьи редакции
Человеку с детства навязывают, что главное в жизни — быть умным, вот только умные люди далеко не всегда добиваются больших успехов. Об этом программист рассуждает в своём новом эссе.
На вопрос, какая особенность отличала Альберта Эйнштейна от других, большинство бы ответило — ум. Но это не совсем так, считает программист и сооснователь бизнес-акселератора Y Сombinator Пол Грэм. Особенным было то, что учёный выдвигал весомые и принципиально новые концепты.
Интеллект и идея — понятия неидентичные. Вывод кажется очевидным, ведь идея — это отчасти следствие пытливого ума, без которого придумать что-то оригинальное трудно. Но на самом деле между ними, говорит Грэм, огромная пропасть. И именно поэтому далеко не все порой чрезвычайно умные люди многого достигают.
Неловко Грэму от того, что интеллект по-прежнему кажется важным атрибутом. Он понимает — это не совсем так, но такой стереотип чаще всего живёт в человеке с детства. И этому есть объяснение: дать оценку условным показателям IQ легче, чем однозначно определить ценность идей.
По интеллекту, впрочем, судят не только детей, пишет программист. Ум, а вместе с ним и остроумие, нередко побеждает и в разговоре, поэтому становится в итоге «основой иерархии доминирования».
Так уж исторически сложилось, что прорывные идеи — это редкость даже в 21 веке, поэтому общество не может привыкнуть к ним и принять, что именно к этому человечество должно стремиться, а не к уму как таковому.
Интеллект в данном случае — это лишь средство для достижения цели, причём не единственное. Ведь ум, как считают многие, «даётся» с рождения и не всем. А значит, должны быть и другие «ингредиенты», которые, скорее всего, можно культивировать, полагает Грэм.
Выделить все «ингредиенты» не так-то просто, отмечает Грэм и признаёт, что сам впервые всерьёз задался этим вопросом. Но один из наиболее очевидных — это обострённый интерес к определённой сфере. Его, считает программист, можно развить.
Другое необходимое качество — это умение нестандартно мыслить, не завися от мнения окружающих. Программист бы не стал отделять его от понятия интеллекта, поскольку никогда не назовёт человека умным, если тот мыслит шаблонно. К тому же образ мышления тоже нередко заложен с рождения. Но Грэм всё же верит, что и это качество можно приобрести.
Одно из самых неожиданных, но также необходимых качеств — это умение писать. По словам Грэма, в 21 веке появилась целая категория идей, которые лучше всего раскрываются именно в книгах и эссе, и возвратный глагол программист использует неслучайно.
«Речь не о том, чтобы придумать идею, а потом коротко её законспектировать. Письмо — это отдельный способ осмыслить концепт в процессе», — говорит он и именно поэтому сам нередко рассуждает о волнующих его темах в виде эссе.
У всех «ингредиентов» есть обратная сторона: негативные факторы могут, наоборот, давать стимул, а заурядные могут оказаться не такими уж простыми. Например, сегодня многие считают, что инновационные идеи создаёт молодёжь. Но, возможно, дело вовсе не в возрасте, говорит Грэм, а в преимуществах, которые есть у молодых: то же крепкое здоровье и меньшая ответственность. Поняв это, выйти за рамки, возможно, смогут и взрослые.
Помимо качеств и умений, существует также множество методик и инструментов, которые помогают генерировать новые идеи для офисных и школьных проектов, стартапов и частных целей. И конечно, в этом деле не обойтись без примитивных условий: нужно усердно работать, достаточно спать, избегать стресса, окружать себя достойными коллегами и находить способ работать не только над тем, что нужно, но и над тем, что нравится.
Читать надо приучать детей. У меня плохой пример: в семье родственника двое детей не приучены к книгам, в итоге в голове такой вакуум в 7 и 14 лет, грустно подумать, что их дальше ждёт. Знаний мало, желаний мало, поговорить не о чем. База ума должна на чтении строиться.
Бгггг )))) С начитанными подростками тоже поговорить не о чем. Им просто не интересно говорить с предками. Они, сцуко, гении, а предки - тупые ))
Мне это сын говорил в его 14 лет.
Сейчас аккуратнее ... советуется)))
и сколько ему сейчас?
38, большой начальник.
бля, как же долго еще ждать...
Совсем и нет: несколько браков, несколько переездов, несколько десятков килограмм + - , и всё образуется)))
... тут недавно один чувак сокрушался:
- Конец света: дети не слушаются родителей.
Сейчас лежит на всеобщее обозрение, мумифицированный, в музее истории Египта.
возможно, что когда то новые бабы, то новые квартиры - о чокнутых подростках просто нет времени думать
а что делать тем, кто верен своей подруге жизни, да и жильё более чем достойное? а под боком периодически появляется тень сына Гамлета, высокомерно считающая всех окружающих конченными имбецилами, а себя будущим гением
эх, жизнь моя жестянка, а ну её в болото
Ну, с таким настроением ты слона не продашь (с) (зачеркнуто) пример своими достижениями не подашь.
Только примерами сильно движение поколений вперед!