«За гранью ума»: сооснователь YC Пол Грэм о том, почему одного интеллекта недостаточно, чтобы создать что-то новое Статьи редакции

Человеку с детства навязывают, что главное в жизни — быть умным, вот только умные люди далеко не всегда добиваются больших успехов. Об этом программист рассуждает в своём новом эссе.

Пол Грэм Medium

На вопрос, какая особенность отличала Альберта Эйнштейна от других, большинство бы ответило — ум. Но это не совсем так, считает программист и сооснователь бизнес-акселератора Y Сombinator Пол Грэм. Особенным было то, что учёный выдвигал весомые и принципиально новые концепты.

Интеллект и идея — понятия неидентичные. Вывод кажется очевидным, ведь идея — это отчасти следствие пытливого ума, без которого придумать что-то оригинальное трудно. Но на самом деле между ними, говорит Грэм, огромная пропасть. И именно поэтому далеко не все порой чрезвычайно умные люди многого достигают.

В детстве я думал, что больше всего в жизни люди хотят быть умными. Не удивлюсь, если так полагали и вы.

Но представьте, что вам дали выбор: быть умным и не совершать открытий или, наоборот, постоянно постигать нечто новое, будучи при этом чуть глупее.

Вы бы наверняка склонились ко второму варианту — уж я-то точно. Да, делать такой выбор немного неловко, но его преимущества очевидны.

Неловко Грэму от того, что интеллект по-прежнему кажется важным атрибутом. Он понимает — это не совсем так, но такой стереотип чаще всего живёт в человеке с детства. И этому есть объяснение: дать оценку условным показателям IQ легче, чем однозначно определить ценность идей.

По интеллекту, впрочем, судят не только детей, пишет программист. Ум, а вместе с ним и остроумие, нередко побеждает и в разговоре, поэтому становится в итоге «основой иерархии доминирования».

Так уж исторически сложилось, что прорывные идеи — это редкость даже в 21 веке, поэтому общество не может привыкнуть к ним и принять, что именно к этому человечество должно стремиться, а не к уму как таковому.

Интеллект в данном случае — это лишь средство для достижения цели, причём не единственное. Ведь ум, как считают многие, «даётся» с рождения и не всем. А значит, должны быть и другие «ингредиенты», которые, скорее всего, можно культивировать, полагает Грэм.

Если интеллект врождённый и имеет в жизни первоочерёдное значение, то человеку ничего не остаётся, кроме как понять, к какой работе у него есть способности, и усердно трудиться до победного. Эдакий фатализм в духе «Дивного нового мира».

Но если ум — лишь один компонент более сложной системы, то истина может оказаться куда интереснее, ведь у человека появляется больше рычагов.

Выделить все «ингредиенты» не так-то просто, отмечает Грэм и признаёт, что сам впервые всерьёз задался этим вопросом. Но один из наиболее очевидных — это обострённый интерес к определённой сфере. Его, считает программист, можно развить.

Другое необходимое качество — это умение нестандартно мыслить, не завися от мнения окружающих. Программист бы не стал отделять его от понятия интеллекта, поскольку никогда не назовёт человека умным, если тот мыслит шаблонно. К тому же образ мышления тоже нередко заложен с рождения. Но Грэм всё же верит, что и это качество можно приобрести.

Некоторые считают, что за создание новых идей нужна «креативность». Однако термин, по словам автора, не самый подходящий: он, во-первых, слишком размытый, во-вторых, тесно связан с интеллектом и, в-третьих, не объясняет разрыв между понятиями на все 100%.

Одно из самых неожиданных, но также необходимых качеств — это умение писать. По словам Грэма, в 21 веке появилась целая категория идей, которые лучше всего раскрываются именно в книгах и эссе, и возвратный глагол программист использует неслучайно.

«Речь не о том, чтобы придумать идею, а потом коротко её законспектировать. Письмо — это отдельный способ осмыслить концепт в процессе», — говорит он и именно поэтому сам нередко рассуждает о волнующих его темах в виде эссе.

У всех «ингредиентов» есть обратная сторона: негативные факторы могут, наоборот, давать стимул, а заурядные могут оказаться не такими уж простыми. Например, сегодня многие считают, что инновационные идеи создаёт молодёжь. Но, возможно, дело вовсе не в возрасте, говорит Грэм, а в преимуществах, которые есть у молодых: то же крепкое здоровье и меньшая ответственность. Поняв это, выйти за рамки, возможно, смогут и взрослые.

Помимо качеств и умений, существует также множество методик и инструментов, которые помогают генерировать новые идеи для офисных и школьных проектов, стартапов и частных целей. И конечно, в этом деле не обойтись без примитивных условий: нужно усердно работать, достаточно спать, избегать стресса, окружать себя достойными коллегами и находить способ работать не только над тем, что нужно, но и над тем, что нравится.

На мой взгляд, разрыв между понятием интеллекта и идеи ещё вызовет должный интерес. Если мы сочтём его лишь показателем нереализованного потенциала, то будем каждый раз пытаться слепо перепрыгнуть через пропасть.

Если же поймём, благодаря чему рождаются эти идеи (не только благодаря интеллекту, как вы могли заметить), то сможем совершить «открытия об открытиях» — и вместе с тем заполним наконец пропасть.

0
125 комментариев
Написать комментарий...
Αлексей Μихеев

Читать надо приучать детей. У меня плохой пример: в семье родственника двое детей не приучены к книгам, в итоге в голове такой вакуум в 7 и 14 лет, грустно подумать, что их дальше ждёт. Знаний мало, желаний мало, поговорить не о чем. База ума должна на чтении строиться.

Ответить
Развернуть ветку
Hack Er

Читать, но не обязательно книги. Прочитал за 20 с небольшим лет менее 10 книг, но всю жизнь читаю статьи, выдержки и прочее. Периодически на прочтение материала требуется около часа, так что с большими объема информации работать способен. В противовес этому, есть много знакомых, которые прочитали огромное количество книг, но в голове у них "воздух"
Читайте, но не обязательно книги
И развивайте критическое мышление
Одним чтением сыт не будешь

Ответить
Развернуть ветку
Αлексей Μихеев

Мне кажется, у детей больше художественная литература идёт, на статьи они не ориентированы. Разве что статьями можно назвать выдержки или краткие произведения, разные энциклопедии - вариант. Думаю, чтение само по себе формирует внимательность, включает фантазию, абстрактное мышление, усидчивость. В общем, да, главное чтобы человек приучался читать, а там уж что угодно, что ему нравится. Хоть узкая литература по рисованию например, хоть детективы.

У этого моего 14-летнего родственника обнулился смартфон и нужно было обойти блокировку гугла (забыл пароль от почты). Я скинул видео на ютубе, где разжёвывалось, как это всё обойти и включить телефон, там материала на 1,5 минуты, которые автор ролика разжевал на 3-4. На следующий день пришлось всё делать самому, так как парень вообще ничего не понял. То есть даже внимательно посмотреть видеоматериал не способен оказался, не то чтобы прочитать статью, как это делается. Я это списываю это как раз на то, что читать он ничего не читает и не читал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Выборка маловата, но.
У меня дети 7 и 5 любят читать (сын дочери читает). Смартфон я им вообще не даю - нехуй. Так вот, если их просто оставить на месте (например, я работаю или занят по дому), то они выдумают себе настолько много игр (причём с разными сценариями, героям и ситуациями), что я охуеваю натурально.
И контр пример. Их друг тоже 7 лет (сын моей подруги) просто не понимает, как это - придумать что-то (со слов моей подруги, думаю ей врать незачем), зато знает всех этих диких скритчеров или какая там ещё хуйня щаз есть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Конечно, не только книги, но я считаю, что как минимум не стоит недооценивать их влияние.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине
Но не надо ставить что-то одно во главу угла, я об этом скорее

Вот это самое тяжёлое в родительском деле - найти вот этот баланс во всем.
Где-то надавить, где-то прикрикнуть (да и чего греха таить - иногда и наорать), где-то пожалеть и обнять и вообще так во всем -)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Спасибо:)
https://youtu.be/4Qro-MtaD14
Вот мне тут недавно видео скинули посмотреть. Я так и не понял, мужик на полном серьёзе говорит или это все-таки такая пародия

Ответить
Развернуть ветку
122 комментария
Раскрывать всегда