Настоящая метавселенная — это Minecraft, а версия Цукерберга — «безжизненный корпоративный мусор» Статьи редакции

Метавселенных в Minecraft может быть сколько угодно. Запустить их легко без дорогостоящих гарнитур и также легко случайно «сломать». Но такова цена творческой свободы, которую техгиганты вроде Meta вряд ли смогут обеспечить, считает журналист Клайв Томпсон.

Кадр из пользовательской вселенной в игре Minecraft Tumblr

Какой будет метавселенная, до сих пор не знает никто. В октябре 2021 года свою версию представил Марк Цукерберг во время ребрендинга компании Facebook (теперь Meta): вместе со своим аватаром провёл тур по виртуальной квартире с видами на тропический остров и заснеженные горы и сыграл с коллегами в карты на борту космического корабля.

Однако всё это, по словам писателя и журналиста NYT и Wired Клайва Томпсона, мало чем отличалось от любой другой презентации будущего, которое будет возможно благодаря технологиям виртуальной и дополненной реальности (VR и AR).

Метавселенная Цукерберга — это стерильный, вылепленный из пластилина плод корпоративного воображения. Безжизненный «мусор», как сказал Итан Цукерман, в котором окна залеплены обоями с изображением тропиков и не колышется даже листва.

Клайв Томпсон

Техфирмы обещают, что их абстрактная метавселенная изменит привычный уклад жизни и позволит общаться с друзьями, любоваться искусством, ходить на концерты, творить, играть и зарабатывать в любое время и откуда угодно. И все они, конечно, хотят создать её раньше конкурентов. Правда, судя по презентации основателя Meta, построить у них получится разве что унылый торговый центр, говорит Томпсон.

К тому же процветающая, многофункциональная и иммерсивная вселенная, по его словам, уже существует — и это Minecraft, основные преимущества которой техгиганты наверняка не смогут воссоздать. Журналист для наглядности выделил некоторые из них.

В октябре 2021 года Цукерберг рассказал о планах Meta

Minecraft — децентрализованное пространство, у которого нет единоличного владельца

Meta намерена создать единую для всех метавселенную. Minecraft же позволяет пользователю создавать множество собственных миров, арендовать чужие серверы, звать друзей в свои пространства или посещать чужие и играть с десятками тысяч пользователей в мини-игры — например, на сервере Hypixel.

Доступ к своей «вселенной» можно открыть всем или, наоборот, пускать только по приглашениям, как делают это YouTube-блогеры.

Разработчики игры из фирмы Mojang, которая теперь принадлежит Microsoft, не сделали единое замкнутое сообщество и вместо этого позволили участникам создавать многочисленные метавселенные в рамках одного цифрового пространства. И правила в каждой из них устанавливает её создатель, который сам определяет, что хорошо, а что плохо.

«Будет здорово, если техгиганты создадут инструменты для постройки децентрализованных миров, но вряд ли их как монополистов это интересует», — размышляет Томпсон.

Minecraft увлекает без VR-технологий и запускается со старых компьютеров

Техкомпании чаще всего не представляют свои метавселенные без специальных шлемов и очков с поддержкой VR и AR. Minecraft тем временем своей многомиллионной аудиторией доказывает, что эффекта погружения можно добиться и без этих технологий — достаточно лишь монитора.

Причём запустить игру можно на самых недорогих и даже вообще устаревших компьютерах, чем она и покорила всех, отмечает журналист. Сам он недавно установил её на ноутбуке Thinkpad 2010 года с операционной системой Ubuntu и не заметил никаких проблем даже при загрузке многопользовательских серверов.

Разработчики также позволяют запускать старые версии игры, чтобы пользователи могли посещать ранее созданные миры, так что «технологии Minecraft обратно совместимы, а её метавселенные не выходят из строя», говорит Томпсон.

Ноутбук, созданный из блоков в Minecraft Debugger

Minecraft не просто поощряет, а требует творчества

Креативная свобода в игре — это не просто приятное дополнение. Если в её виртуальном мире ничего не создавать, то там просто нечего делать, пишет журналист.

В режиме «Выживание», например, необходимо строить укрытия, изготавливать оружие, чтобы обороняться, добывать пищу, и всё это возможно, только если пользователь найдёт применение существующим в виртуальном мире материалам.

Игроки воссоздают в виртуальном пространстве всё: от копий собственных жилищ и головоломок «Тетрис» до зон отдыха и заполненных запрещёнными книгами библиотек.

Для технологических корпораций процесс создания пользователями чего-то своего — вопрос второстепенный. Хорошо, если это хоть как-то возможно, но без багов и проблем скорее всего не обойдётся, считает Томпсон. Компании всё же больше думают о том, как постоянно «трясти» с клиентов деньги.

Minecraft тоже платная игра, но встроенные покупки по-прежнему не поддерживает. Разработчики довольствуются теми деньгами, что приходят с первоначальных продаж, и основное время посвящают совершенствованию мира.

Minecraft легко настроить «под себя»

Тот, кто разбирается в графическом дизайне, может создавать свои собственные скины для аватаров и объектов. А пользователи с навыками программирования могут разработать элементы, сценарии и моды, которые меняют игровой процесс.

Создатели осознанно предоставили фанатам обширный контроль над пространством, что стало одной из причин, по которой Minecraft удаётся удерживать пользователей и привлекать новых: игроки сами постоянно совершенствуют миры и расширяют собственные возможности.

Томпсону, как говорит он сам, с трудом верится, что техгиганты разрешат своим пользователям делать с их метавселенными что угодно.

Порядок в Minecraft можно нарушить

Чем больше пользователей играет на одном сервере, тем выше вероятность, что мир начнёт глючить. А запуск собственных сценариев может и вовсе «сломать» код. Но такова цена творческой свободы, шутит журналист: в Minecraft легко создать что-то новое и разрушить что-то работающее.

Правда, игроков это мало тревожит. Они благодарны, что могут контролировать собственные пространства и понимают, что вместе с возможностями приходит ответственность. К тому же они знают, что могут в крайнем случае переустановить её или восстановить из резервной копии.

Мой сын недавно запустил какой-то новый мир в неподходящей для него версии Minecraft. В итоге цыплята получили облик дельфинов и ползали по суше, а враждебные скелеты нападали на них в костюмах деревьев. На аватар моего сына при этом наложилось изображение какой-то еды.

Но по-настоящему увлекательная метавселенная такая и есть — беспорядочная, а не идеальный зал ожидания в аэропорту, который, судя по всему, строит Цукерберг.

Клайв Томпсон

Фанаты запускают Minecraft не просто так

Пользователи проводят время в Minecraft, потому что это игра, разработанная с определённой целью: предоставить человеку свободную среду, в которой можно играть как в заранее заданных сценариях вроде «Выживания», так и в режиме «песочницы».

Лишь в процессе фанаты поняли, что могут не только строить, но также общаться с друзьями, создавать и проводить игры и даже снимать сериалы для YouTube. «Но суть изначально была одна — и это игра», — говорит журналист.

Поэтому «корпоративные мечты» об открытой социальной вселенной, которые лелеет Meta, кажутся Томпсону пустыми. У людей, по его словам, просто нет причин заходить в неё — пообщаться с кем-то они могут и другими способами.

В игре не нужно тратить, но можно заработать

По словам журналиста, некоторые фанаты зарабатывают благодаря Minecraft — порой шестизначные суммы. Одни берут плату за доступ к своим серверам, другие демонстрируют исключительные навыки строительства, а затем зарабатывают благодаря активности подписчиков в YouTube, Twitch и Discord. Кто-то получает деньги с внутренних многопользовательских игр.

Многое из того, что техгиганты и венчурные инвесторы лишь надеются увидеть, уже есть в игре. Даже инженер и консультант Meta по разработкам гарнитур Oculus Джон Кармак сказал, что Minecraft и Fortnite ближе к метавселенной, чем всё, что создала и создаст Meta.

Так что корпорациям, возможно, пора прекратит изобретать велосипед — достаточно поучиться у Minecraft, в которой пользователи проводят десятки часов ежемесячно, заключает Томпсон.

0
144 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Хмм?

Работать - актуально для офисного платона, кроме разместить резюме, отправить почту и скайп-коллов толком нету ничего.

Играть - да: фермы, 3-в-ряд и щепотка олдскульных игр прямо в браузере. Stadia сдохла, gforceNOW туда же.

Личные проблемы - большинство сервисов (инста, fb, vk) их напротив усугубляют или извращают (tinder), толковых советов на сайтах (реддит, мэйл ответы) единицы, в основном, троллинг и мемы.

Корпорации пытаются заново придумать свой интернет и продать

А им деваться некуда, в рамках текущего интернета уже всё придумано (правда, не сказать, что работает).

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Ну могу я, надев vr-очки, оказаться на презентации или в классе? Сколько компаний могут мне это предложить по миру, 85% хотя бы есть? Или только в Эпл и Майкрософте? Могу я, имея топовые наушники, послушать концерт из дома онлайн не на ютубе 144p? Могу я попросить прочитать мне книгу не робота-дауна, а "нормальным голосом"? Где мои персональные ai ассистенты, которые следят за расписанием, пополняют холодильник и запасы туатлетной бумаги без моего участия? Пока что я вижу тот же интернет 2005 года, только на скорости 100+ гб и без стены вконтакте.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Могу я попросить прочитать мне книгу не робота-дауна, а "нормальным голосом"?

Зря Вы так о роботах. Вы еще не видели как люди теперь читают! ;)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Трофимов

50 лет назад никому не нужны были эти ваши компуктеры

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Ага. Кто-то даже говорил, что персональные компьютеры люди покупать не будут.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Трофимов

Собственно, по тем же причинам, почему сейчас не покупают ВР. Мало способов применения (игр в случае вр), цена. Потом, уверен, ВР будет хотя бы на уровне аниме "Ускоренный мир" (естественно без главного атрибута этого аниме - ускорения). Т.е. это будут не громоздкие очки, а максимум линзы. Хотя учитывая буст нейроинтерфейсов, может и просто чип в голове, который будет устанавливаться за копейки... Может мы даже до этого доживём...

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Даже в нынешнем виде ВР наберет обороты. Сейчас там элементарно нечего делать, но как только компании начнут создавать продукты, все больше людей начнет юзать ВР. А, чем больше людей, тем больше денег, чем больше денег, тем быстрее развитие. А, там уже и нейроинтерфейсы не за горами.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Трофимов

Ну, да, по аналогии с компами 50 лет назад. ВР дорогой не в плане "стоит как самолёт", а в плане именно "овчинка выделки не стоит", т.е. за свои деньги делать там особо и нечего.
У меня у самого Индекс, я прекрасно понимаю нынешнее, назовем это "премиум", качество ВР. Но я брал его не столько поиграть со своим 7-летним процом и gtx 1060, сколько для разработки... Может быть через годик выйдет и моя игрушка...

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

У меня пока ВР нет, так как пока что для меня это нецелевой расход средств. Но, слежу, чтобы не пропустить вспышку.

Постепенно это все разовьется.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Ну так 50 лет назад, это отличный аргумент был. Эти все покупки "навырост" никогда толком не работали. Типа вот вы скйчас втридорога купите, а потоооом уже сможете когда-нибудь пользоваться. Это как сейчас телефон с 5g покупать. А, например, покупатели телевизоров с 3D до сих пор ждут.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Трофимов

Так и тогда кто-то покупал, из-за чего индустрия и развивалась.
А чего ждут покупатели телевизоров с 3д, если каждый второй фильм сейчас с 3д? У меня родители постоянно только их и смотрят. А я, в свою очередь, пробовал к телеку комп подключать и играл в игры в 3д лет так 5-8 назад.
Да и ВР - не зарождение компа, уже сейчас можно играть в игры (в некоторые из которых можно залипнуть как в доту и КС - тот же павлов), и те же 3д фильмы в них можно смотреть, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Да, но не только! Это же вопрос доступности. Если очки стоят от 50k рублей + еще помещение освобождать - кому это нужно?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Осипов

Мне например нужно. И очки стоят не 50k уже а 24k. Посмотрите на уровень цен на консоли и видеокарты, и автономные очки уже и не так дорого выглядят на их фоне.

Ответить
Развернуть ветку
141 комментарий
Раскрывать всегда