{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Настоящая метавселенная — это Minecraft, а версия Цукерберга — «безжизненный корпоративный мусор» Статьи редакции

Метавселенных в Minecraft может быть сколько угодно. Запустить их легко без дорогостоящих гарнитур и также легко случайно «сломать». Но такова цена творческой свободы, которую техгиганты вроде Meta вряд ли смогут обеспечить, считает журналист Клайв Томпсон.

Кадр из пользовательской вселенной в игре Minecraft Tumblr

Какой будет метавселенная, до сих пор не знает никто. В октябре 2021 года свою версию представил Марк Цукерберг во время ребрендинга компании Facebook (теперь Meta): вместе со своим аватаром провёл тур по виртуальной квартире с видами на тропический остров и заснеженные горы и сыграл с коллегами в карты на борту космического корабля.

Однако всё это, по словам писателя и журналиста NYT и Wired Клайва Томпсона, мало чем отличалось от любой другой презентации будущего, которое будет возможно благодаря технологиям виртуальной и дополненной реальности (VR и AR).

Метавселенная Цукерберга — это стерильный, вылепленный из пластилина плод корпоративного воображения. Безжизненный «мусор», как сказал Итан Цукерман, в котором окна залеплены обоями с изображением тропиков и не колышется даже листва.

Клайв Томпсон

Техфирмы обещают, что их абстрактная метавселенная изменит привычный уклад жизни и позволит общаться с друзьями, любоваться искусством, ходить на концерты, творить, играть и зарабатывать в любое время и откуда угодно. И все они, конечно, хотят создать её раньше конкурентов. Правда, судя по презентации основателя Meta, построить у них получится разве что унылый торговый центр, говорит Томпсон.

К тому же процветающая, многофункциональная и иммерсивная вселенная, по его словам, уже существует — и это Minecraft, основные преимущества которой техгиганты наверняка не смогут воссоздать. Журналист для наглядности выделил некоторые из них.

В октябре 2021 года Цукерберг рассказал о планах Meta

Minecraft — децентрализованное пространство, у которого нет единоличного владельца

Meta намерена создать единую для всех метавселенную. Minecraft же позволяет пользователю создавать множество собственных миров, арендовать чужие серверы, звать друзей в свои пространства или посещать чужие и играть с десятками тысяч пользователей в мини-игры — например, на сервере Hypixel.

Доступ к своей «вселенной» можно открыть всем или, наоборот, пускать только по приглашениям, как делают это YouTube-блогеры.

Разработчики игры из фирмы Mojang, которая теперь принадлежит Microsoft, не сделали единое замкнутое сообщество и вместо этого позволили участникам создавать многочисленные метавселенные в рамках одного цифрового пространства. И правила в каждой из них устанавливает её создатель, который сам определяет, что хорошо, а что плохо.

«Будет здорово, если техгиганты создадут инструменты для постройки децентрализованных миров, но вряд ли их как монополистов это интересует», — размышляет Томпсон.

Minecraft увлекает без VR-технологий и запускается со старых компьютеров

Техкомпании чаще всего не представляют свои метавселенные без специальных шлемов и очков с поддержкой VR и AR. Minecraft тем временем своей многомиллионной аудиторией доказывает, что эффекта погружения можно добиться и без этих технологий — достаточно лишь монитора.

Причём запустить игру можно на самых недорогих и даже вообще устаревших компьютерах, чем она и покорила всех, отмечает журналист. Сам он недавно установил её на ноутбуке Thinkpad 2010 года с операционной системой Ubuntu и не заметил никаких проблем даже при загрузке многопользовательских серверов.

Разработчики также позволяют запускать старые версии игры, чтобы пользователи могли посещать ранее созданные миры, так что «технологии Minecraft обратно совместимы, а её метавселенные не выходят из строя», говорит Томпсон.

Ноутбук, созданный из блоков в Minecraft Debugger

Minecraft не просто поощряет, а требует творчества

Креативная свобода в игре — это не просто приятное дополнение. Если в её виртуальном мире ничего не создавать, то там просто нечего делать, пишет журналист.

В режиме «Выживание», например, необходимо строить укрытия, изготавливать оружие, чтобы обороняться, добывать пищу, и всё это возможно, только если пользователь найдёт применение существующим в виртуальном мире материалам.

Игроки воссоздают в виртуальном пространстве всё: от копий собственных жилищ и головоломок «Тетрис» до зон отдыха и заполненных запрещёнными книгами библиотек.

Для технологических корпораций процесс создания пользователями чего-то своего — вопрос второстепенный. Хорошо, если это хоть как-то возможно, но без багов и проблем скорее всего не обойдётся, считает Томпсон. Компании всё же больше думают о том, как постоянно «трясти» с клиентов деньги.

Minecraft тоже платная игра, но встроенные покупки по-прежнему не поддерживает. Разработчики довольствуются теми деньгами, что приходят с первоначальных продаж, и основное время посвящают совершенствованию мира.

Minecraft легко настроить «под себя»

Тот, кто разбирается в графическом дизайне, может создавать свои собственные скины для аватаров и объектов. А пользователи с навыками программирования могут разработать элементы, сценарии и моды, которые меняют игровой процесс.

Создатели осознанно предоставили фанатам обширный контроль над пространством, что стало одной из причин, по которой Minecraft удаётся удерживать пользователей и привлекать новых: игроки сами постоянно совершенствуют миры и расширяют собственные возможности.

Томпсону, как говорит он сам, с трудом верится, что техгиганты разрешат своим пользователям делать с их метавселенными что угодно.

Порядок в Minecraft можно нарушить

Чем больше пользователей играет на одном сервере, тем выше вероятность, что мир начнёт глючить. А запуск собственных сценариев может и вовсе «сломать» код. Но такова цена творческой свободы, шутит журналист: в Minecraft легко создать что-то новое и разрушить что-то работающее.

Правда, игроков это мало тревожит. Они благодарны, что могут контролировать собственные пространства и понимают, что вместе с возможностями приходит ответственность. К тому же они знают, что могут в крайнем случае переустановить её или восстановить из резервной копии.

Мой сын недавно запустил какой-то новый мир в неподходящей для него версии Minecraft. В итоге цыплята получили облик дельфинов и ползали по суше, а враждебные скелеты нападали на них в костюмах деревьев. На аватар моего сына при этом наложилось изображение какой-то еды.

Но по-настоящему увлекательная метавселенная такая и есть — беспорядочная, а не идеальный зал ожидания в аэропорту, который, судя по всему, строит Цукерберг.

Клайв Томпсон

Фанаты запускают Minecraft не просто так

Пользователи проводят время в Minecraft, потому что это игра, разработанная с определённой целью: предоставить человеку свободную среду, в которой можно играть как в заранее заданных сценариях вроде «Выживания», так и в режиме «песочницы».

Лишь в процессе фанаты поняли, что могут не только строить, но также общаться с друзьями, создавать и проводить игры и даже снимать сериалы для YouTube. «Но суть изначально была одна — и это игра», — говорит журналист.

Поэтому «корпоративные мечты» об открытой социальной вселенной, которые лелеет Meta, кажутся Томпсону пустыми. У людей, по его словам, просто нет причин заходить в неё — пообщаться с кем-то они могут и другими способами.

В игре не нужно тратить, но можно заработать

По словам журналиста, некоторые фанаты зарабатывают благодаря Minecraft — порой шестизначные суммы. Одни берут плату за доступ к своим серверам, другие демонстрируют исключительные навыки строительства, а затем зарабатывают благодаря активности подписчиков в YouTube, Twitch и Discord. Кто-то получает деньги с внутренних многопользовательских игр.

Многое из того, что техгиганты и венчурные инвесторы лишь надеются увидеть, уже есть в игре. Даже инженер и консультант Meta по разработкам гарнитур Oculus Джон Кармак сказал, что Minecraft и Fortnite ближе к метавселенной, чем всё, что создала и создаст Meta.

Так что корпорациям, возможно, пора прекратит изобретать велосипед — достаточно поучиться у Minecraft, в которой пользователи проводят десятки часов ежемесячно, заключает Томпсон.

0
144 комментария
Написать комментарий...
Nikolay Keskinov

Люди сходят с ума, забывая, что живём мы не в виртуальной реальности.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий О

что такое виртуальная реальность? Реальность это реальность, она не может быть виртуальной. Даже если ты видишь мир на экране монитора, эта часть текущей реальности

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Для начала стоит разобраться в вопросе:
Видим ли мы реальность такой, какая она есть?

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Вообще, сама постановка вопроса глупая.
"Реальность" становится "реальной" только в результате наблюдения, так что она всегда "какая она есть" -)

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Вопрос отличны, а вот солипсизм глупость.
Если реальность всегда такая какая она есть, то какой смысл это брать в расчет?

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Ну тут я ещё не завёл речь про солипсизм, хотя концепция интересная (но не более).

то какой смысл это брать в расчет

Я про это и говорю, что нет никакого смысла, значит и вопрос смысла тоже не имеет.

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Я про ваше утверждение писал.

Ответить
Развернуть ветку
141 комментарий
Раскрывать всегда