60% компаний сократили расходы на рекламу — этот и другие выводы из исследования бизнеса за 2022 год
Последние 9 месяцев бизнес адаптировался к новым условиям. Чтобы лучше понять, как с февраля изменилась жизнь предпринимателей, редакция сервиса «Финансист» провела исследование. В опросе приняли участие 513 представителей малого и среднего бизнеса. В материале делимся результатами и комментариями бизнесменов.
Результаты опроса
Более 60% опрошенных говорят, что пришлось сократить расходы на рекламу. Половина из них планирует возобновить инвестиции в маркетинг в начале следующего года.
Несмотря на то, что большая часть опрошенных собственников сокращает маркетинговые расходы, более 70% говорят, что на момент опроса просадки по продажам в сравнении с прошлым годом не наблюдается, либо она минимальная.
Также предприниматели заметили, что изменилось поведение клиентов: пик волнений пришёлся на последние дни февраля и на сентябрь, когда объявили частичную мобилизацию. Клиенты стали осторожнее: сократилась доля импульсивных покупок.
80% опрошенных не сокращали персонал, а 60% допускают удалённую работу даже для ключевых сотрудников.
Маркетинг сегодня. Реклама ради продаж прямо сейчас или долгосрочные пиар-стратегии?
Что изменилось в поведении клиентов?
В сфере клининга
В IT-сфере
Как выстраивали отношения с сотрудниками?
Как изменилась логистика?
Как предприниматели справились с трудностями?
Что в итоге?
Большинство предпринимателей справилась с трудностями и вызовами этого года. Они делают вывод, что именно такие сложности заставляют придумывать новые решения. Ниже собрали главные проблемы бизнеса и решения из статьи.
1.Маркетинг: уход Meta*
Многие компании лишились до 90% лидов. Это стало отправной точкой для экспериментов. Начали тестировать больше гипотез, благодаря чему нашли точки роста.
*Запрещена в России
2.Сфера HR: волнение сотрудников и дефицит кадров
Внедрили меры поддержки сотрудников – например, вебинары с психологами и корпоративные мероприятия. Компании стали принимать больше усилий, чтобы сохранить сотрудников, а не искать и адаптировать новых.
3.Логистика: уход зарубежных поставщиков
Наладили поставки через новые логистические центры: Китай, Казахстан и Турцию.
4.Продажи: значительное падение продаж в конце февраля
По результатам нашего исследования, 70% предпринимателей не заметило сильной просадки продаж. Некоторым стартапам государственная поддержка помогла сохранить темпы роста.
Владею сетью агентств недвижимости, занимаемся только коммерческой недвижимостью. Так как офисов несколько, то моя статистика репрезентативна. Скажу следующее: спада сейчас нет.
Если касаться моего бизнеса, то в феврале этого года у нас был рекорд по выручке. После начала Сво весной и летом была просадка, но осенью начали делать очень хорошую выручку и в декабре совершили новый рекорд.
Что касается трендов, То они такие:
- Главный арендатор на сегодня это алкомаркеты. Народ пьет((( Очень много сделок с пунктами выдачи заказов: ВБ, Озон, ЯМ и авито.
- общепит открывается только в бюджетном сегменте, это недорогие Кафе и столовые. Рестораны наоборот, на спаде.
- продолжают снимать офисы (хотя я прогнозировал большой спад). Офисы берут, может стали более придирчивы к арендным ставкам и Ремонту, но офисы сдаются. Ищут кабинетную нарезку, хотя раньше предпочитали опен-Спейсы
- везде рост швейных производств, а с ними рост магазинчиков для тканей, одежды и Обуви.
- после закрытия икеи, прошёл резкий рост петельных производств и шоу румов. До сво мебельщики были одни из самых часто закрывающихся магазинов. Сейчас они наоборот, ищут помещения
- на взлёте Кондитерка. У нас многие небольшие производства отмечали как целое событие уход кит-ката. Прямо радовались, звонили нам и делились своим бизнес-счастьем, что типа появились возможности.
Таких нюансов очень много, все не вспомнишь, одним из-за этих событий плохо, другим хорошо. Но, тренды нам заметны, так как именно мы видим какие помещения пустуют и кто оттуда съехали, а с другой стороны мы на пустые помещения сажаем других арендаторов, видим кому стало легче работать.
главное на чем не стоит экономить так это на оставшихся людях и оплате их труда
ну что сказать, этот год был трудный, дальше будет еще сложнее, но мы все держимся