{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Поколение GPT: как изменится традиционное образование в ближайшее время

С появлением в открытом доступе ChatGPT и других нейросетей со схожей моделью, был открыт "Ящик Пандоры". Решение задач, написание текстов, поиск фактов, разбор терминов и их дальнейший анализ — всё это доступно и возможно уже сейчас любому смертному, у которого есть интернет. Так как ChatGPT создан в максимально понятном формате, пользоваться им может кто угодно: от ребёнка до бабушки. Если не пользуются сейчас — это дело времени.

В этом материале мы порассуждаем на тему образования. Нетрудно догадаться, что в ближайшее время эту сферу ждут большие перемены, как когда-то они случились с моим поколением в момент распространения смартфонов.

А вот в моё время...

Я ещё достаточно молод, мне всего 25. По сути представляю то поколение, которое в районе 13-15 лет застало большие перемены — у многих из нас помимо компьютеров начали появляться смартфоны с доступом в интернет. Традиционные рукописные шпаргалки в большинстве своём ушли в прошлое, и фраза от учителей на экзаменах: "Выложите свои телефоны на край стола!" стала звучать всё чаще.

Тесты по физике легко "гуглились" (поэтому я гуманитарий), а самые находчивые стали посещать проверочные работы с микронаушниками, в которые надиктовывались ответы от друзей. Уже тогда наши мамы и папы справедливо ворчали, что современные дети совершенно обленились. Мы же с вами будем ворчать на наших детей.

Произошедшие перемены я могу назвать первыми после популяризации интернета как такового. Но сейчас наступает новая эпоха, ведь попросить ИИ решить за нас задачу или провести анализ ситуации из любой области мы не могли. ChatGPT эту проблему решает.

Чем ChatGPT принципиально отличается от поисковиков

Вы можете справедливо заметить: уже давно существуют ГДЗ (готовые домашние задания), поисковики, мессенджеры с друзьями-помощниками, платные сервисы помощи студентам и.т.п. Но вот, чего у них нет — скорости решения вашей проблемы. Ведь до всех современных "помощников" были бумажные книги, в которых тоже есть вся информация. Насколько чаще сейчас их применяют в учёбе, чем интернет (особенно, если речь о среднем образовании)? Вопрос риторический.

Как правило, все домашние задания и проверочные работы строятся на основе учебной программы. На Литературе разбирают школьные произведения, на Истории анализируют разные эпохи и события, а на Математике решают задачи.

Для поиска ответа на любой вопрос ленивые/находчивые школьники и студенты моего поколения шли в поисковики, искали готовый ответ на проблему и, где необходимо, переделывали его под себя. Если ответа не было — занимались поиском информации, которая его даст. В зависимости от предмета и задачи это отнимало много времени.

Всё это очень приблизительно, но наглядно

Несколько примеров недостатков читерства через "традиционные" методы:

— Полностью скопировать сочинение не получится, антиплагиат покажет низкую уникальность (преподы давно не дураки);

— Решить математическую задачу, которая не гуглится — не получится. Нужно искать формулы, подставлять их под ситуацию и думать. Это занимает время, которого нет на контрольных работах.

— Провести анализ исторического события также не получится. Для этого нужно хотя бы немного понимать, о чём идёт речь, разбираться в ключевых лицах и датах.

Всё это приводит к тому, что даже самый ленивый ученик был вынужден хотя бы что-то изучать, чтобы получить заветную "3".

GPT-модели решают эти проблемы

Теперь ученикам и студентам не так сильно нужны поисковики. Вбей проблему — получи уникально сгенерированное решение. Если оно не понравится, то одной кнопкой придумается новое.

Самое ключевое преимущество нейросетей — скорость получения готового решения. И если сейчас вы скептично относитесь к качеству этих решений, то вспомните, какие картинки нейронки рисовали буквально год назад и сравните с тем, что заполняет весь интернет в наши дни.

Что будет дальше

Этот материал — личное рассуждение, которым хотел бы поделиться и обсудить с вами. Я не обладаю навыками ясновидения и другими особыми способностями. Но у меня есть сестра, которая учится в 11 классе. Как вы думаете, её одноклассники уже знают про ChatGPT? Вопрос тоже риторический.

Самое страшное заключается не в самих нейросетях или хитрых учениках, а в качестве получаемых знаний. Если раньше при переписывании готового сочинения по Литературе условный троечник должен был вникнуть, как минимум, в краткое содержание произведения, то сейчас и это для него будет лишним этапом.

Возникает проблема одной кнопки (я только что это придумал) — при помощи GPT нейросетей мы одновременно можем получить большее количество знаний в короткий промежуток времени, но одновременно не усвоить из этих знаний практически ничего.

Как мне кажется, глобально образование поменяется в сторону большего контроля. Помимо традиционных антиплагиатов будут применять сервисы для анализа текста на "след нейросетей" (которые уже активно тестируются), а использование гаджетов в школах могут вообще начать систематично регулировать.

Чёткий ответ на множество возникающих вопросов сейчас никто не даст, но решения потенциальным проблемам так или иначе придётся искать. А если оно не найдётся — нейросеть подскажет.

Буду рад услышать ваши мнения касательно этого вопроса.

Если захочется больше почитать всякого интересного про нейросети раньше, чем до них доберётся ваш ребенок — приходите в мой Телеграм. Будем изучать вместе.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Иннокентий Фефилов

Наше советское образование даже уровень Википедии не перешагнуло. Всё ещё учат столицы стран. GPT там ожидается не ранее 2077 года.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Герцен
Автор

Тут поднимается немного другой вопрос. Будут ли школьники и студенты теперь усваивать материал, задачи которого за них уже решают нейросети? Особенно касается тех, кто учиться совершенно не хочет.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Ч

Конечно не будут, ведь даже банальный рерайт вручную из правильного источника позволяет что-то усвоить, а заодно прокачать жилку "пейсательства". А тут банально копипаст и все.

Другое дело, что те, кто учится не хочет, не будут этого делать ни в каком виде, просто будут меньше страдать)

Ну и я вообще плохо понимаю, как в здравом уме в текущей школьной системе можно хотеть учиться. Что я учился в 90-х, что дети сейчас. 90% бесполезных знаний.

А общее развитие мозга можно сделать и на более интересных вещах.

Но это ложится на плечи родителей, а у них одно на уме - чтоб ребенок сдал егэ и поступил в такой же бесполезный вуз

Ответить
Развернуть ветку
loromeon

Даже бесполезные знания могут быть интересными. Слишком много людей с атрофированным любопытством.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Рейтер

Атрофированное любопытство выращивает современное школьное образование. Говорю это как человек, которому после выпуска пришлось учиться "учиться" и осознать, а как возможно узнавать что-то новое не из под палки и быть в этом заинтересованным?

Какое любопытство может возникнуть в среде, где тебя принуждают?

Ответить
Развернуть ветку
loromeon

Наше общество вообще плохое место для воспитания любопытства, оно обычно у людей появляется случайно или вопреки. Все потому что любопытство само по себе шатает рамки функционирования общества.

Ответить
Развернуть ветку
SmoothGrad

если ты посчитал 90% знаний бесполезными по всем предметам а 10% полезными, то тут два варианта :
1. учителя тупые были и ты не усвоил ничего более 10%
2. ты не смог применить свои знания школы дальше по жизни ну или не нашел себя в ней

И судя по тому что ты своему ребенку уже скормил chatGPT - это продолжится и в его поколении....https://vc.ru/opinions/596562-pokolenie-gpt-kak-izmenitsya-tradicionnoe-obrazovanie-v-blizhayshee-vremya?comment=5462252&from=copylink&type=quick я склонен предположить вариант номер 2......
И да...региг от 1 февраля 2023 года - это очень свежачокс :)

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Я согласен, что в обычной школе 90% лишние.
В хорошей - тоже много лишнего, т.к. она вынуждена идти по программе. Я закончил очень мощную школу, но многое бы не учил.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Я как-то в Ашане сыну показал на ряды касс. Показал продавцов и сказал: "Все они знают закон Менделеева-Клаперона, уравнение Бернулли и отличаю покрытосемянные от голосемянных". И он понял, что надо ловить нужные 10%.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Есть школы, где даже Питон учить не начинают в 5-м классе. А есть такие, где его вообще не учат. Готовят мне коллег в Пятерочку.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда