«Метавселенная умерла и отправилась на кладбище идей технологической индустрии — той, что её породила» Статьи редакции
Так считает колумнист Insider Эд Зитрон. По его словам, рядом с ней скоро ляжет и Meta* — если только не сменит гендиректора.
Термин «метавселенная» появился ещё в 1990-х — в романе фантаста Нила Стивенсона «Лавина», который представлял её единством виртуальной и физической реальностей.
Саму идею эксплуатировали и до него и после, но вторую жизнь она получила в 2021 году, когда Марк Цукерберг переименовал Facebook*, которая тогда стоила $1 трлн, в Meta*. Именно с тех пор интерес техномира к метавселенной перерос в одержимость: стоило случайному предпринимателю заикнуться о «метапланах», и деньги толстосумов с Уолл-стрит уже были у него в кармане.
Правда, не прошло и трёх лет, как «здоровье» метавселенной подкосил новый «вирус» техрынка — генеративный ИИ. Как только взгляды инвесторов устремились в его сторону, излюбленная Цукербергом концепция отправилась на кладбище идей технологической индустрии — той, что её и породила.
Никто не знал, что такое метавселенная, но все в неё вкладывались
Основатель Meta* видел метавселенную интернетом будущего, в котором пользователи могли бы, как и в реальном мире, «устанавливать зрительный контакт» и «чувствовать физическое присутствие собеседника».
Очарованные поэтическими речами СМИ выпускали статьи о перспективах концепции и цитировали слова предпринимателя — что его «метавёрсом» будет пользоваться 1 млрд человек и он же будет тратить там сотни долларов.
Сама метавселенная тем временем переживала кризис идентичности. Чтобы бизнес-идея сработала, нужно понимать, какие задачи она решает, кто целевая аудитория, что она будет делать и нужно ли ей это. А у Meta*, казалось, не было даже проработанной дорожной карты.
Да, Цукерберг показал платформу виртуальной реальности Horizon Worlds, но его низкокачественные и глючные мультяшные аватары не особо походили на «интернет будущего». Он также не смог объяснить, какую выгоду получат за свои «сотни долларов», и ради чего должны будут носить громоздкую и дорогую гарнитуру Oculus, без которой в Horizon Worlds нечего делать.
Другие фирмы так до конца и не понимали, что такое метавселенная, но были уверены, что тоже должны ей заняться — чтобы «быть в тренде».
Глава Microsoft Сатья Наделла заявил, что компания создаёт «корпоративную метавселенную», с которой «весь мир становится холстом для приложений». Со ставкой на метавселенную вышла на биржу игровая платформа Roblox с оценкой в $41 млрд. Шумиху быстро подхватил и криптомир, пытаясь убедить пользователей, что «ключом к освоению» виртуальных миров станут NFT.
Вместе с компаниями в игру вступили и аналитики. В Gartner прогнозировали, что уже к 2026 году 25% жителей планеты будут проводить в метавселенной как минимум час в день. WSJ пророчила безвозвратную трансформацию рынка труда. А исследователи Citi Group оценили рынок — в $13 трлн.
Пользователи не поняли, зачем им метавселенные, поэтому те начали пустовать
Все новые бизнес-идеи и рыночные прогнозы строились на безосновательных обещаниях Цукерберга, считает Зитрон. Они могли раззадорить инвесторов, но не убедили пользователей — те исследовали виртуальные миры не так часто, как хотелось бы бизнесу.
Например, Decentraland с ценой в $1,3 млрд посещало менее 40 пользователей в день. Компания заявила, что их 8000, но этого всё равно мало для «интернета будущего». Особенно когда в онлайн-игры вроде Minecraft и Fortnite ежедневно играют миллионы человек — в данном случае 3 млн и 25 млн соответственно.
Усилия Meta* тоже не увенчались успехом:
- К октябрю 2022 года Horizon Worlds посещало менее 200 тысяч активных пользователей в месяц, при целевом показателе в 500 тысяч.
- Лишь в 9% пользовательских миров заходило более 50 игроков — не одновременно, а хотя бы раз. Большинство круглосуточно пустовали.
- Horizon Worlds не нравилась даже сотрудникам Meta*. Руководству пришлось обязать их заходить туда не менее раза в неделю, чтобы помочь разработчикам доработать продукт.
На фоне экономического кризиса, а также ажиотажа вокруг генеративного ИИ жизнеспособность метавселенной оказалась под вопросом. В январе 2023-го Microsoft закрыла VR-платформу AltspaceVR и сократила 100 сотрудников отдела по развитию метапроекта. В марте метаподразделение свернула Disney, а в апреле её примеру последовала торговая сеть Walmart.
Гвоздь в крышку гроба забил сам Марк Цукерберг, пишет Зитрон. Зимой 2023 года он рассказал, что компания усилила отдел ИИ-разработок, а техдиректор Meta* заявил, что теперь большую часть времени они посвящают развитию генеративных ИИ-моделей. И это после того, как компания переименовалась в Meta*, чтобы «ассоциироваться не с соцсетью, а с метавселенной».
Если бы Цукерберг искренне интересовался развитием метавселенной, Horizon Worlds выглядела бы иначе, считает Зитрон. А если бы действительно пытался понять, как превратить её в интернет будущего, то попытался бы как минимум донести её прикладную пользу до пользователей.
Вместо этого же метавселенная стала инструментом, с помощью которого можно повлиять на стоимость акций, привлечь инвесторов и растормошить рынок. Инвесторские миллиарды долларов оказались потрачены впустую, а тысячи или даже десятки тысяч людей остались без работы.
Цукерберг ввёл всех в заблуждение, растратил десятки миллиардов долларов, обратил целый рынок в свою донкихотскую веру, а затем переобулся, как только на Уолл-стрит начала раскручиваться новая идея.
В справедливом мире его стоило бы уволить с поста гендиректора. Человек, сокративший после этого более 10 тысяч человек, не должен руководить корпорацией. Пока у руля он, у Meta* нет будущего: она будет стагнировать, а затем умрет и поляжет рядом с метавселенной.
*Meta, владеющая Facebook, признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Да изначально мертворождённый проект, по крайней в том виде, в котором Цукер пытается его воплотить.
Сколько времени ты провел во вселенной от меты?
Так, с метавселенными разобрались.
Когда большинство поймёт, что NFT - такая же пустышка ?
Кстати, что там с лохотроном StepN ?
Эти кроссовки ещё бегают ?
Я думал все уже все поняли про NFT, разве хайп еще есть?
Судя по тому, что различные криптобро перестали рассказывать про NFT уже как несколько месяцев, есть ощущение, что оно уже померло давно
Как еще один из важных признаков - больше не вижу нигде чуваков с обезьяньими аватарками
Вспоминаю, что в конце 2021 года на экскурсии в Самаре разговорился с девушкой, которая была фанаткой Цукерберга, рассказывала, что он представил метавселенные, которые обгоняют своё время и являются настоящим будущим. На мой вопрос, что это такое, чем отличается от игры и зачем туда будут заходить люди, она ответила, что пройдёт два года, и мы все увидим во всей красе метавселенные...
Что ж, вот и прошло почти два года, а я так и не увидел их расцвет. Возможно, где-то в другой параллельной Вселенной, но не у нас
"Что ж, вот и прошло почти два года"
Не почти 2 года, а год и 5 мес. Корректнее было бы написать "Что ж, вот и прошло чуть больше года"
Марк Цукерберг недооценен современниками.
Он создал компанию больше 15-ти лет доминирующую на рынке социальных сетей который очень быстро менялся и всегда был конкурентен
Он продолжает делать очень смелые ставки, не смотря на всеобщую критику, зная что стагнация это смерть, и что ставки, если сыграют, принесут ещё десятилетия благоденствия
Он не ушел на пенсию, не стал почетным президентом и напрямую 19 лет управляет огромной компанией
Он занимается MMA, участвует в любительских соревнованиях по Джиу Джитсу и может тупо отпиздить большинство своих критиков (включая журналиста Insider).
Пробегает 5км меньше чем за 30 минут.
Вырастил акции FB на 86% c начала года (это больший рост чем даже 69% у Майкрософта)
Но да, по мнению журналистов, он плохой CEO
Валуев тоже много кого отпиздить может. Делает ли это его хорошим депутатом?
Так себе скорость для бойца джиу джитсу. Больше подходит для худеющих дяденек после после первого месяца тренировок.
Пиздится он на таком же уровне?
Вау, можно я проведу основание церкви его Имени - не человек, Человечище!
Маркетинговая и прочая "лапшичка" на ушах так красиво весит и ее так много )))))))))))))
Это прямо какое-то "божество" - оно не может делать неправильно, ибо...
аргумент
Всё по фактам Полина!
Пользователи не поняли, зачем им метавселенныеРеально не вижу для себя юзкейса
Как нет? Отдать за гарнитуру 300-500 деняк и потом еще донатить внутри по сотенчику в месяц, главный юзкейс.
Кхе-кхе, скучные американские магглы так и не поняли, как рождаются новые IT-технологии, которые они потом превозносят до невиданных небес.
Они не помнят провальный Newton Джобса и промышленные планшеты Гейтса, пользуясь своим Айфоном и айпадом.
Печатая "да что вообще такое Веб3!?" в своем браузере с поддержкой HTML5 в свой блог, они уже забыли, что они печатали такое же про Веб 2.0.
Можно сколько угодно писать, что VR не зашел и вообще, но это миллиардная отрасль, в отличие от 94 года, когда вышел реально не зашедший VFX1.
А Second Life, которую так упорно обходят во всех разговорах о метавселенных, является самой крупной метавселенной и живее всех живых на протяжении 19 лет. А кроме них еще Minecraft, Roblox и Rust c Garry's Mod, о которых им вообще неудобно говорить, так как там идет настоящая мета-жизнь без их участия )
Amen. Всё так. Создание UGC с помощью ML инструментов, на мой взгляд, даст свежего пинка концепции метаверс en masse. Создание наполнения для виртуальных миров - то обо что споткнулись многие проекты. Упрощение генерации контента вместе с разработкой оптимизации синхронизации всего этого вместе с сетями 5G - 6G будет следующим драйвером.
Всего 30 лет назад тоже самое писали про IPv5, многие корпорации тоже это поддерживали и в итоге его так и не случилось (хотя были компании, которые работали в этом направлении) и в итоге у нас IPv6 стабильно у всех работает только начиная с Windows 8....
Спасибо вам за комментарий.
Хоть кто то в теме
Меня в целом пугают люди, которые имеют свое категоричное мнение о том, о чем в целом у них очень мало информации.
Шлем оказывается дорогой(на самом деле бу можно за 250 долл, новый за 350 в рф )
Метаверерсы не существует или умерли( но на самом деле нет и вы их перечислили)
По большинству комментариев понятно, что шлем они в лучшем случае держали один раз, не интересовались этой темой , не интересовались динамикой продаж и рынком.
Это как до сих пор в комментах vc в крипто темах люди кричат что биток и эфир скам. В ближайшие годы etf будет в сша спотовый на биток торговаться, а все скам)) (в Европе кстати он давно есть, на эфир в том числе)
Идея, конечно, классная была.. Только вот с самого начала было понятно, что без качественного комплексного ИИ, а так же хорошего игрового мира (а лучше два: экшен-рпг и гонки), метавселенные были бесполезны... Да, идея хорошая. Но надо что-то, что бы люди там захотели быть. А это только игры.
Касательно MS - чисто технически у них давно есть "корпоративная почти-метавселенная", где можно разместить весь свой бизнес и бизнес всех партнёров, всех сотрудников, есть куча чатов и даже подключённый к этому всему Скайп, который выпускает свои сим-карты и действует в куче стран по всему миру. Так что зачем они пошли "ещё жальше" - не понятно. И так всё уже есть в одном месте..
Идея, конечно, была дурацкая. В ней, собственно, не было ровным счетом ничего, кроме громкого слова "метавселенная".
Пока метавселенная не будет выглядеть, как в фильме "Первому игроку приготовиться" - это не взлетит.
Симс 4 не выглядит так, а тем не менее взлетел. Графоманов, как ты, не много. Пока это выглядит хотя бы на уровне Симс 4, люди будут там пачками тусоваться. Тут важнее вопрос: а зачем? Симс - игра с чёткими целями и вознаграждениями. А метавселенная Цукерберга - не понятное нечто, где ты можешь что-то создать и может быть кому-то это понравится...
У любой идеи\технологии, чтобы она стала популярно необходим ряд факторов. На пример у VR это должна быть синергия "стоимость + охват аудитории + графика игры\приложения + разнообразие контента".
Современный VR собирает сейчас все эти проблемы вместе и, в лучшем случае, дотягивает на 3\10 в каждом пункте, т.е. неудовлетворительно от слова совсем.
Возможно лет через 3-5 будут игры вроде этой...
https://youtu.be/1_5s4dGmgr8
Это заблуждение, что людям надо "как в жизни", наоборот, люлям надо не как в жизни.
Сразу говорил, что идея провальная, и вот, подтверждение, похайповали и хорош. Жаль тех кто верил и уж тем более бабки вкладывал
Идея хорошая. Куда более простые варианты метавселенной Меты приносят создателям сотни миллиардов. Но в них люди изначально заходят "ради игры". Яркий пример - Симс 4.
Но, как правильно сказал автор статьи, нет того, ради чего можно зайти в Мету. Если бы, например, в пандемию какая-нибудь Бьонсе дала там "живой концерт" (особенно в пандемию), а графика была бы хотя бы на уровне Warhammer Vermintide II, то Бьонсе могла бы побить рекорд по посещаемости одного концерта. Но такого нету. Как нету и игровой составляющей.
Комментарий недоступен
Потому что их уже штрафанули крупно в Европе за не предоставление отчёта, который они физически не могли дать. Так что логично.
изначально люди не поняли что это такое, сейчас люди думаю что идея была просто провальная, однако на самом деле идею попытались внедрить просто не в то время. Зато когда люди получат импланты которые позволят соединиться с цифровой реальностью, вот тогда, мета вселенные так выстрелят что мало не покажется...
Нет. Время то. Исполнение дно. По-сути, идея Меты не сильно отличается от Симс 4, только больше свободы в разы. И её так много, что никому не надо. Если внедрить туда профессиональные гонки (те, которые очень реалистичные и в которые даже пилоты Индианы и Ф1 гоняют) + Диабло, например, то люди оттуда вылазить не будут. Но Мета не создаёт игры...
По ходу дела Эд Зитрон почитал мои старые каменты на виси. Ибо я хуесосил Цукерберга и его метавселенное говно ещё до того, как это стало мейнстримом.
Да все хуесосили, потому что было очевидно что эта штука появилась слишком рано и сейчас никому не зайдет. Когда-нибудь потом, когда мы будем подключены к комплюктеру, лежа на диване - да.
ошибкой была аудитория среди которой попытались это форсить
Какая же тупая и однобокая статья. А как же концерты звёзд, которые собирали миллионы зрителей?
Я согласен, что пока мы технически не доросли до виртуальной реальности чисто технически (это как запускать соц.сети в 80х), но в целом идея живая в рамках удаленки и массовых мероприятий, имхо.
https://vc.ru/future/503323-koncerty-v-metavselennyh-podborka-samyh-gromkih-virtualnyh-vystupleniy
Согласен. Сейчас почти каждая страна уже либо разработала или в стадии создания своей метавселенной. Глобальный рынок метаверса огромный. И уже работает несколько десятков метавселенных, проходят конференции и др. Индустрия короче.
Возможно Цукерберг находится в неком пузыре технологий - когда все вокруг используют все самое современное и верят в радужное будущее метавселенных.
Но правда такова что не у всех даже есть вебкамера 720р, чего уж там говорить про окулус, мощный пк и т.д.
Сработает ли метавселенная - я думаю да. Не сейчас, и даже не через 10 лет. Но все равно однажды произойдет скачок в количестве времени которое люди проводят в виртуальной реальности.
Просто если так подумать то каждый день десятки/сотник миллионов людей играют в игры больше часа в день - при этом погружение происходит через монитор/клаваМышь которые мягко говоря далеки от совершенства. Страшно подумать что случится когда появятся технологии позволяющие глубже погружаться в игры
Цукерберг находится в пузыре нердов-мечтателей, которые не в курсе, что за пределами их мира люди делают операции, чтобы избавится от очков, а не наоборот
слишком рано начали, все это будет но несколько позже и называться будет по другому
Правда такова, что позволить себе может любой немец с месячной зарплаты вообще спокойно. Так что проблема не в аппаратуре. В первую очередь - графика. Второй пункт - а зачем, если есть Майнкрафт с почти такой же графикой? Третий - надо осваивать кучу нового. Тот же Майнкрафт не в первые годы стал популярен, а когда появились полноценные и качественные мануалы.
Этот колумнист, как говорят "хорошо не изучил предмет" (возможно даже ему просто заказали статью). У меня совсем другие открытые данные. Да про проект Meta пока что можно забыть, но тоже думаю не надолго. Как ни странно сегодня рынок метавселенной уже достаточно большой.
Я бегло пробежался по иностранным источникам и вот такие открытые данные о metaverse сегодня:
- Сейчас метавселенную разрабатывают более 160 компаний в мире.
- Аналитики прогнозируют, что к 2024 году рыночная стоимость метавселенной вырастет до $800 млрд.
- В настоящее время рынок metaverse оценивается в $47 млрд.
- Прогнозируется, что размер рынка метавселенной будет увеличиваться со среднегодовым темпом роста 44,1% .
- Ранее в 2022 году инвестиции в метавселенную превысили $120 млрд.
- 400 миллионов человек в мире активно участвуют в метавселенной.
- Roblox считается самым обширным виртуальным миром метавселенной с 230 миллионами активных пользователей , за ним следуют Minecraft с 165 миллионами, Fortnite с 85 миллионами, Zepeto с 2 миллионами, Avakin Life с 10 миллионами.
- К 2024 году мобильную дополненную реальность будут использовать 1,73 миллиарда человек.
P.S. metaverse штука конечно странная и пока не совсем понятная, много скептицизма, но если вспомнить эру когда начинали строить Интернет в него тоже мало кто верил и массы не понимали что это.. Так что однозначно это будет и через несколько лет это будет для людей стандартной технологией.
Вы в "PR" Меты за сколько в час себя продаете ? )))
Так не работает 😂
не любая непонятная и бесполезная хрень способна повторить историю интернета
Из плюсов - квест 2 отличный шлем за свои деньги
Мы стали свидетелями мощного перекладывания бабла из одного кармана в другой, а всякие аналитики до сих пор пытаются найти в этом технологическую революцию и опередившие своё время трансгуманистические идеи, лол.
А помните новости годичной давности?
https://www.forbes.ru/forbes-woman/467175-issledovatel-nica-rasskazala-ob-iznasilovanii-ee-avatara-v-metavselennoj
Смешно когда взрослые дяденьки удивляются тому что кто то ошибся.
Я предвидела их провал в своём магическом кристалле...
Комментарий недоступен
Классная статья!
Подключение через гарнитуру - вот слабое место. Когда будет интерфейс комп-мозг, тогда все и завертится по-настоящему
Ну да. Ты прав. И Майнкрафт, и Симс 4 это подтверждают! Они вон по популярности на самом дне находятся!
Это почти как сделать у себя на лбу татуировку “Я дэбил” 😂
Метавселенная мертва, но Цукерберг никак не останавливается
"компания переименовалась в Meta*, чтобы «ассоциироваться не с соцсетью, а с метавселенной»."-не получилось в одном направлении ,перешли на другое ,не терять же возможность ,плюс были вложения
Идея «справедливого мира» - это просто глупость.
Ну что, будет переименование в AI Group?