Мессенджер – одно из наиболее популярных корпоративных приложений

Одним из самых популярных приложений для корпоративного использования является мессенджер. Год от года сегмент программного обеспечения для корпоративных коммуникаций растет в среднем на 13,2% и к 2029 году может достигнуть объема в 2,3 млрд долларов. Ранее на российском рынке преобладали зарубежные вендоры, а основными корпоративными мессенджерами были MS Teams и Slack, которые вместе занимали около 30% рынка. Сейчас ситуация с корпоративными мессенджерами в России и другими инструментами для деловых коммуникаций радикально меняется. Главными причинами этого являются риски, связанные с использованием зарубежных или общедоступных продуктов. Артем Чепрак, генеральный директор компании-разработчика российского корпоративного мессенджера РОСЧАТ, рассказал о том, как и почему меняется спрос на отечественные корпоративные мессенджеры.

Артем Чепрак, генеральный директор АО «Информтехника и Связь», компании-разработчика российского корпоративного мессенджера РОСЧАТ
Артем Чепрак, генеральный директор АО «Информтехника и Связь», компании-разработчика российского корпоративного мессенджера РОСЧАТ

Предыстория

Раньше российские компании использовали для деловых коммуникаций зарубежные корпоративные и общедоступные мессенджеры, такие как MS Teams, Slack, WhatsApp и Telegram. Slack занимал незначительную долю рынка около 2%, так как преимущественно его использовали ИТ-команды из 100-200 человек. MS Teams же был одним из лидеров рынка с долей около 20%, поскольку входил в состав пакета офисных продуктов от Microsoft и его выбирали представители крупных бизнесов. Однако возникшие риски, такие как невозможность продления лицензии, проблемы с оплатой и преимущество отечественных решений по функционалу и стоимости, стали причиной роста спроса на них среди российских компаний.

Использование общедоступных мессенджеров в корпоративных коммуникациях также несло определенные риски. Передача личной и коммерческой информации через зарубежные серверы связана со страхами утечки данных. Например, в 2022 году 500 млн учетных записей пользователей WhatsApp оказались в сети, включая 10 млн аккаунтов россиян, и число атак на бизнес-аккаунты Telegram увеличилось в 2 раза. Кроме того, использование общедоступных зарубежных мессенджеров запрещено во всех государственных компаниях, и представители бизнеса могут понести серьезные штрафы до 1 млн рублей или столкнуться с блокировкой используемых ресурсов.

На сегодняшний день

На текущий момент спрос на отечественные корпоративные мессенджеры в 2022 году вырос в 10 раз, а к 2026 году продажи могут достигнуть рекордной отметки в 100 млрд рублей. Основным преимуществом использования российских решений является отсутствие рисков от западных вендоров и внутренних регуляторов. Кроме того, российские мессенджеры обладают и другими преимуществами, например, стоимость. Годовая лицензия на Slack для одного сотрудника составляет примерно от 6 000 до 10 000 рублей, что на 30-60% дороже аналогичных российских решений. Также годовая лицензия на Microsoft Teams на одного сотрудника стоит от 4 000 до 8 000 рублей, при этом мессенджер приобретается только в составе пакета Office 365, что увеличивает его стоимость. Кроме того, теперь российским пользователям нельзя приобрести или продлить лицензию на эти зарубежные продукты.

Кроме того, в России все больше предпринимателей отдают предпочтение уникальным решениям в области корпоративных коммуникаций, которые отвечают их конкретным потребностям. Поэтому, персонализация продуктов для каждого клиента будет оставаться значимым конкурентным преимуществом для различных игроков в сегменте корпоративных мессенджеров до конца 2023 года. Кроме того, большинство клиентов стремятся сохранить свои предыдущие инвестиции в ИТ-инфраструктуру компании, поэтому российские корпоративные мессенджеры должны быть интегрированы с уже существующим программным обеспечением и оборудованием. Например, мы разработали мессенджер, который может работать вместе с Active Directory, СКУД, IP-АТС и другими ИТ-системами.

Еще одним важным трендом является осознание необходимости использования защищенных корпоративных решений среди тех российских компаний, которые ранее не внедряли их. Сейчас многие организации готовы внедрить корпоративные мессенджеры и другие составляющие UC-платформ (системы унифицированных коммуникаций), но выбор на рынке РФ в основном сейчас состоит из предложений отечественных разработчиков. И пока им еще есть, над чем работать. Как минимум, функционал и интерфейс предлагаемых российскими ИТ-компаниями решений стремится не уступать по качеству и удобству пользования зарубежным аналогам. Большая работа предстоит и в завоевании доверия клиентов, которые еще не привыкли использовать российские цифровые продукты в области корпоративных коммуникаций, но это будет преодолено и по прогнозам приведет к двукратному росту спроса на отечественные корпоративные мессенджеры уже в 2024 году.

33
2 комментария

Конечно популярность будет расти, создать настолько удобное приложение, без него как без рук!

3
Ответить

Очень интересное развитие в области корпоративных мессенджеров в России

1
Ответить