Как и зачем мы создали обучающую платформу

Как и зачем мы создали обучающую платформу

Уход западных компаний сформировал перспективную конъюнктуру для российских компаний. Но конкуренция растет, и становится важно, насколько клиенту удобно погружение в ПО. Поэтому инвестиция в современный обучающий центр — это способ выделиться на рынке. Как мы создавали свой — рассказываем в статье.

Как мы учили раньше

Optimacros — это платформа для интегрированного планирования, бюджетирования и бизнес-аналитики.

Представим, что компания X хочет купить лицензию и использовать нашу платформу. Для этого нужно разработать модель, наполнить ее данными и внедрить — а затем поддерживать и развивать. Этим в основном занимаются специалисты по работе с моделью — моделеры. Такие специалисты нужны интеграторам, внедряющим модель, и конечным клиентам. Мы как вендор должны предоставить материалы, по которым их сотрудники могут научиться.

Первые обучающие материалы появились еще несколько лет назад. В первую очередь это руководство моделера — справочник по всем функциям платформы. Кроме того, наши эксперты проводили воркшопы и вебинары для заказчиков.

Почему решили менять подход

«Оптимакрос» растет. Уход западных компаний с российского рынка открывает новые возможности, и лицензии на платформу покупают компании из разных отраслей. Чтобы масштабировать бизнес, нужно готовить много моделеров, которых сейчас остро не хватает на рынке — это вызов.

Наш прежний подход был типичен для корпоративного образования в России, но удобным такое погружение не назовешь. Руководство моделера — скорее справочник для действующих сотрудников. Новичку в нем не хватает базовых знаний, что-то нужно считывать между строк. Мы предполагали, что обучающиеся могут задать все вопросы на воркшопах, но каждый воркшоп — это рабочее время экспертов, которого всегда не хватает. В итоге был большой отсев в процессе обучения: если сотрудник недостаточно мотивирован, он просто не доходил до конца.

Так трудно масштабироваться. Нужно было что-то менять.

Как и зачем мы создали обучающую платформу

Что мы придумали

Компания решила инвестировать в Практикум — полноценный образовательный центр. Мы собрали команду из моделеров, редакторов, менеджеров и специалистов по сопровождению. Первое решение — перестроить обучение так, чтобы основную информацию студент получал из заранее написанных уроков-лонгридов. Так мы можем пропускать большой поток студентов с минимальной нагрузкой на кураторов, помогающих им в процессе.

Дальше нужно было определиться со стилем уроков. Помог тот факт, что кураторами работают наши же бывшие студенты. Они точно знают, чего не хватало раньше, где было сложно осваивать Optimacros. Изучив их опыт, мы решили перевернуть логику прежнего подхода и окружить студента комфортом и заботой на всех этапах.

Мы вдохновились крупными российскими эдтех-платформами, работающими на b2c-рынке. Они заточены на то, чтобы снизить порог входа в ИТ, обучать людей с нуля. Мы тоже решили рассказать об Optimacros так, чтобы каждый мог стать моделером.

Как выглядит урок Практикума

Сначала наши эксперты разработали теоретическую основу курса. Особое внимание уделили его структуре, чтобы обучение было системным, без белых пятен. Мы убеждены, что моделер должен не просто нажимать правильные кнопки — ему нужно понимать внутреннюю логику Optimacros.

Потом началось самое интересное. Чтобы превратить теорию в готовые уроки, потребовалось несколько стадий редактирования. Мы фильтровали контент, упрощали, перепроверяли, насыщали деталями — здесь моделеры работали вместе с профессиональными редакторами. Мы определили пять критериев урока: понятно, наглядно, легко, вовлекающе, пошагово.

Понятно. Наш посыл — упрощение сложного. Мы объясняли через примеры, придумывали реалистичные рабочие ситуации, вводили персонажей. При этом всегда оценивали, несет ли информация конкретную пользу читателю.

Наглядно. Наши студенты не просто читают текст. Большинство процессов в системе показано с помощью скриншотов и гифок. Еще уроки насыщены фирменной графикой — табличками, диаграммами.

Легко. Мы не хотели создавать инструкцию по эксплуатации. Поэтому учебник говорит с читателем на простом языке, без официоза и зауми. Мы отжали «воду» и вытащили смысл на поверхность. Есть юмор и даже мемы.

Вовлекающе. Студент — активный соучастник урока. Он повторяет все действия в системе за виртуальным преподавателем. Отдельно есть два типа упражнений — тесты на размышление/самопроверку и технические задания на выполнение рабочих сценариев. После теста следует объяснение ответа, после ТЗ — демонстрация правильного хода действий.

Пошагово. Уроки тщательно структурированы, чтобы читателю было удобно ориентироваться на странице. Есть вступление и заключение, единая логика разделов и боксов. В конце урока есть памятка, которую можно сохранить себе.

Из чего еще состоит курс

Учебник с уроками — основа курса, но не все, что мы предлагаем. Вот что еще собрано на нашей онлайн-платформе:

Практика. После большинства уроков студенту нужно перейти в специальную учебную модель и выполнить задания. Здесь мы автоматизировали процесс, чтобы не зависеть от доступности кураторов. Студент нажимает кнопку, и система проверяет его формулу. Если ответ верный — дает специальный ключ для платформы, если нет — дает подсказку, чтобы натолкнуть на правильное решение.

Тесты. В конце каждого раздела курса есть итоговый тест. Результаты практики и тестов отражены в статистике обучения. Это позволяет отслеживать прогресс студентов.

Как и зачем мы создали обучающую платформу

Поддержка. Мы помогаем студентам. В рабочее время им доступен чат с кураторами, где можно задать вопросы. Если этого не хватает, студент может запросить звонок в Google Meet. Но есть лимит: четыре звонка за курс. Иначе мы бы не смогли обслуживать массовое обучение небольшой командой.

Конспект. В конце обучения студент получает электронный конспект с главной информацией по курсу. Мы включили туда определения терминов, синтаксис функций, правила их применения и разные лайфхаки.

Что получилось

Мы собрали курс по базовым возможностям платформы Optimacros. Он начинается со знакомства с интерфейсом и основными сущностями модели. Дальше изучаются ключевые навыки моделера: настройка форматов, функции и формулы, работа с данными и отчетами.

Курс состоит из 86 уроков, практики и тестов. Студент самостоятельно работает на онлайн-платформе: новый раздел открывается, когда в предыдущем изучена теория и пройдены тесты.

После обучения выпускник может пройти сертификацию и получить официальный грейд джуниор-моделера Optimacros.

Что говорят студенты

Мы уже продаем новый курс интеграторам и клиентам — как и ожидали, у него высокая пропускная способность. В компанию поступает все больше запросов на обучение, и обучающая платформа всегда готова принять новый поток.

Мы опрашиваем выпускников об их впечатлениях о курсе. Нам важна обратная связь, чтобы дорабатывать и улучшать продукт. Отдельные замечания есть, но в основном отзывы положительные. Студенты выделяют легкость подачи материала и возможность подкреплять теорию практикой.

Что в планах

Сейчас мы разрабатываем курсы по отдельным областям знаний в Optimacros — скриптам, визуализации, интеграциям, архитектуре. У них будут разные уровни сложности — для джунов и мидлов.

Мы проанализировали опыт создания курса по базовым возможностям и описали наши методы в Редакционной политике. Этот документ охватывает все стадии работы над курсом — от разработки структуры до тона коммуникации, от корректуры текста до оформления скриншотов. Уже видим эффект: благодаря единому своду правил авторы действуют согласованно. Это позволяет избежать промежуточных стадий редактирования и экономить человекочасы.

Сейчас Практикум помогает решить проблему нехватки кадров на рынке, подготовить junior-специалистов и ускорить внедрение платформы у клиентов. Для интеграторов это инструмент быстрого наращивания команды и оптимизации ресурсов. Для клиентов — возможность создать собственный центр компетенций и снизить зависимость от внешних специалистов.

1212
Начать дискуссию